Доклад Н.А. Никифорова

24 марта 2016 года

ДОКЛАД

Председателя Профсоюза Никифорова Н.А. на XXXII Съезде Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей

«Отчет о работе Центрального комитета Профсоюза за период с апреля 2011 по март 2016 года»

Уважаемые делегаты!

Уважаемые гости съезда!

Отчетный период 2011 — 2016 г. был насыщен масштабными событиями, которые навсегда войдут в историю не только России, но и всего Мира: Олимпийские игры в Сочи, 70-летие Победы в Великой отечественной войне, 175-летие Российских железных дорог и 110-летие нашего Профсоюза, 40-летие начала строительства БАМа и много других, в которых члены Профсоюза принимали непосредственное участие.

Время показало правильность решений, принятых XXXI Съездом, их полная или частичная реализация позволила обеспечить социально-экономическую защиту членов Профсоюза. Об этом подробная информация в сборнике «2011 – 2016-й: 5 лет труда и решений».

Предыдущий Съезд проходил в условиях, когда казалось, что кризис миновал, экономика восстанавливается и вырастут объемы отправления грузов и пассажиров, и естественно, будут расти доходы работников. Но в 2014-2015 годах железнодорожники и транспортные строители, как и вся Россия, столкнулись с новыми, еще более серьезными вызовами, и чтобы преодолеть их, нужно, как никогда, сплоченность наших рядов, единство действий и тогда мы преодолеем все вызовы. Но прежде необходимо дать оценку текущей ситуации.

Наш Профсоюз один из самых многочисленных в Российской Федерации. В его рядах почти 1,5 миллиона членов и сохранен высокий уровень профсоюзного членства (более 93%), а в таких крупных организациях как ФГП Ведомственная охрана, ОАО «БетЭлТранс», дорожных территориальных на Западно-Сибирской, Северо-Кавказской и Южно-Уральской ж.д. – 98-99%. На хорошем организационном уровне прошла отчетно-выборная кампания 2015 года. Все это говорит о высоком доверии работников Профсоюзу.

За отчетный период проведено 13 Заседаний Центрального комитета и 34 Заседания Президиума, рассмотрено более 300 важнейших для членов Профсоюза вопросов, в том числе по заключению и реализации коллективных договоров и отраслевых соглашений, совершенствованию систем оплаты труда, обеспечению занятости и сохранению рабочих мест, улучшению условий труда и соблюдению трудового законодательства.

Представители Профсоюза участвовали в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Являясь членской организацией ФНПР, 38 делегатов приняли участие в работе IX Съезда в феврале 2015 года, на котором принята программа «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны». Ведется работа по ее реализации.

В целях эффективной защиты социально-трудовых прав и интересов членов РОСПРОФЖЕЛ совершенствовалась организационная структура Профсоюза. В ходе реформирования железнодорожного транспорта и ОАО «РЖД» возникло около 150 дочерних обществ, выстраивались вертикально-интегрированные хозяйственные структуры, в которых образованы новые первичные профсоюзные организации, в том числе в АО «Федеральная грузовая компания», OОО «РСП-М», ОАО «РЖД Логистика», ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», ООО «СТМ-Сервис», ОАО «Скоростные магистрали» и других, в 2014 году дорожная территориальная организация Профсоюза на Крымской железной дороге. Всего за отчетный период создано 539 новых первичных профсоюзных организаций.

Практически завершен процесс перехода на трехуровневую систему управления, установлен порядок взаимодействия и разграничения функций между дорожными территориальными организациями и первичными профсоюзными организациями прямого подчинения ЦК РОСПРОФЖЕЛ.

В целях наработки опыта создавались укрупненные первичные профсоюзные организации по узловому или производственному признакам, в том числе в  структурных подразделениях дирекции инфраструктуры на железнодорожных узлах, в дистанциях пути по направлениям. Результаты деятельности этих организаций на Московской, Юго-Восточной, Октябрьской железных дорогах подтвердили целесообразность принятия таких решений.

Успешно работали сформированные при ЦК Профсоюза комиссии по основным направлениям деятельности, советы председателей организаций Профсоюза — транспортных строителей, метрополитенов, работников и студентов железнодорожных ВУЗов, Группы заводов Ремпутьмаш, Молодежный совет РОСПРОФЖЕЛ.

В соответствии с Концепцией кадровой политики Профсоюза ежегодно проводилось обучение более 50 тысяч профсоюзных выборных, штатных работников и профсоюзных активистов. Во всех организациях сформирован и обучен кадровый резерв на выборные должности руководителей организаций. По квотам ФНПР и ЦК Профсоюза более 70 человек были направлены в Академию труда и социальных отношений и Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, их филиалы для получения высшего образования. Из резерва вновь избрано более 54% председателей.

В 2015 году в г. Москве Международной федерацией транспортников (МФТ) совместно с Центральным комитетом впервые организован и проведён Международный семинар «Женщина — профсоюзный лидер», в работе которого приняли участие делегация профсоюзов Болгарии, а также женщины — лидеры организаций РОСПРОФЖЕЛ со всей сети железных дорог, Московского метрополитена и других. По итогам работы семинара все участники получили именные сертификаты международного образца, подтверждающие участие в образовательной программе.

За активную работу в Профсоюзе, личный вклад в решение вопросов социально-экономической защиты членов РОСПРОФЖЕЛ профсоюзными наградами в отчётном периоде отмечены более 4 000 человек.

В отчетном периоде Профсоюз конструктивно взаимодействовал с Советом Федерации РФ, Государственной Думой РФ, Минтрансом и другими федеральными органами власти, структурами гражданского общества.

Для диалога с властью и обществом мы  активно использовали возможности Общественной палаты Российской Федерации. Были инициаторами и организаторами обсуждения актуальных  вопросов развития Транссиба  и  БАМа, скоростного и высокоскоростного движения, проблем пригородных перевозок и пассажирских вокзалов, социально-трудовых отношений на предприятиях транспорта, организации детского отдыха и других. Всего по инициативе и с участием РОСПРОФЖЕЛ проведены 20 общественных слушаний и круглых столов. В мае в Общественной палате будем обсуждать социально-экономические проблемы развития метростроения и эксплуатации подземных магистралей.

Кроме того, представители РОСПРОФЖЕЛ участвовали в работе Общественных советов при Минтрансе, Минтруде, Ространснадзоре,  Федеральной службе по тарифам, Росжелдоре и других федеральных органах исполнительной власти.

Продолжала действовать многоуровневая система социального партнерства.   Время подтвердило целесообразность ее создания и эффективность деятельности.

Четыре Отраслевых соглашения и, заключенные на их основе почти 700 коллективных договоров, традиционно являются важнейшими составными частями этой системы и действуют во всех организациях. В апреле 2012 года Профсоюз провел научно-практическую конференцию, посвященную 20-летию подписания первых отраслевых соглашений, которая показала преемственность и исключительную их роль в настоящее время.

В 2016 году заканчивается срок действия свыше 500 коллективных договоров и 2-ух Отраслевых соглашений и наша задача – сохранить социальные гарантии работникам, не ниже имеющихся в настоящее время. Ряд организаций уже приняли коллективные договоры на 2016 год: ГУП «Крымская железная дорога», ОАО «Вагонреммаш», ОАО «БетЭлТранс», ОАО «Центральная ППК» и др. После экспертной оценки в аппарате ЦК РОСПРОФЖЕЛ они  были доработаны и приведены в соответствие с Отраслевым соглашением по организациям железнодорожного транспорта. Но попытки у работодателей сэкономить на работниках  есть.

Помимо собраний, конференций, утвердились новые формы подведения итогов – форумы и ассамблеи социальной ответственности и партнёрства на железных дорогах с подключением студий линейных структур. Это позволяет эффективно  определять проблемы социального характера и предлагать пути их разрешения системно во всех организациях  транспортного комплекса.

Следует отметить, что коллективные договоры в основном выполняются.

Входит в практику заключение трехсторонних соглашений при создании новых предприятий и передаче отдельных видов услуг другим компаниям с переводом работников к новому работодателю.

Такие соглашения заключены между ОАО «РЖД», Профсоюзом, ТМХ-Сервис, СТМ-Сервис и автотранспортными организациями, что позволило обеспечить трудоустройство работников, сохранить гарантии и льготы на уровне коллективного договора ОАО «РЖД».

Главным в деятельности всех организаций РОСПРОФЖЕЛ оставался вопрос оплаты труда. Индексация заработной платы за отчетный период в большинстве организаций проводилась в соответствии с коллективными договорами. В 2011 — 2013 годах – на уровне инфляции и она реально росла.

В связи с ухудшением финансово-экономической ситуации Правительством были приняты меры по замораживанию грузовых железнодорожных тарифов в 2014 году, ограничению индексации заработной платы работников в 2014 и 2015 годах для естественных монополий, в том числе и на железнодорожном транспорте. Ситуация ухудшилась и от падения выпуска продукции, снижении погрузки и отправления пассажиров. Организации были вынуждены оптимизировать расходы.

 Но, и в этих условиях  нам удалось договориться с работодателями по вопросу индексации тарифных ставок и должностных окладов в ОАО «РЖД», НУЗах, НОУ, большинстве других организаций в 2014 году – на 2,63 % и 2015 году на – 3,7 % (инфляции в 2014 году – 11,4 %, в 2015 году – 12,9 %).  На двухсторонних комиссиях была достигнута договоренность, что доиндексация заработной платы будет рассмотрена по мере стабилизации экономики организаций. В полном объеме индексировали заработную плату только в ОАО «Центральная ППК» и Санкт-Петербургский метрополитен. Не проводилась индексация в 2015 году в 5-ти ДЗО. Переговоры с ними продолжаются.

Среднемесячная заработная плата работников ОАО «РЖД» за 2015 год   составила 44500 руб. с ростом на 8,2 %. Реальная заработная плата при этом снизилась на 6,3 %.

Снижение реальной заработной платы допущено:

— в НОУ ОАО «РЖД» – на 7,0 %;

— в НУЗ ОАО «РЖД» – на 8,5 %;

— в организациях транспортных строителей – на 8,1 %;

— в ПАО «Уссурийское ППЖТ» – на 9,9 %;

— у работников ведомственной охраны – на 11,5 %;

— в АО «Вагонреммаш» – на 17,0 %  и других

За период с 2011 по 2015 годы среднемесячная заработная плата работников   железнодорожного транспорта возросла на 34,3 % при росте цен за этот период на 42,8 %, т.е. уровень реальной заработной платы снизился на 6 %. Примерно такая же ситуация и по большинству других организаций.

Соотношение заработной платы железнодорожников со среднероссийской в 2011 году — 1,42, а на конец 2015 года — 1,31 это произошло в основном за счет роста заработных плат бюджетных организаций в соответствии с майскими указами Президента РФ. В тоже время она выше, чем по промышленности во всех субъектах Российской Федерации кроме Москвы и Сахалинской области.

Дополнительную нагрузку на семейный бюджет оказывает и увеличение налогов для населения — на имущество, землю, сборы на капитальный ремонт жилья и т.д.

Доиндексация и рост реальной заработной платы – основная задача Профсоюза на предстоящий период. Конечно, для этого надо добиваться создания высокотехнологичных рабочих мест, повышать производительность, качество и эффективность труда. И Профсоюз вместе с работодателем будет ставить вопросы перед Правительством по созданию условий развития производства и инфраструктуры железных дорог.

Используя современные технологии и право на законодательную инициативу, РОСПРОФЖЕЛ разместил на сайте «Российская общественная инициатива» предложение «Внести изменения в Трудовой кодекс, предусматривающие проведение обязательной индексации заработной платы работников не реже одного раза в год на уровне не ниже фактических размеров инфляции». В его поддержку проголосовали более 100 тысяч человек, и этого было достаточно, чтобы инициатива Профсоюза обрела статус законодательной. В соответствии с предусмотренной процедурой, она была рассмотрена на заседании Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и ввиду ее особой общественной значимости передана на рассмотрение Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Профсоюз будет добиваться принятия положительного решения.

Считая вопросы вознаграждения работников за труд ключевыми профсоюзные организации участвовали в мероприятиях по совершенствованию систем оплаты и мотивации труда в организациях и во всех случаях их мнение не осталось без внимания.

В период с 2011 по 2015 год только профсоюзным комитетом ППО ОАО «РЖД» РОСПРОФЖЕЛ в сфере оплаты и мотивации труда рассмотрено 880 локальных нормативных актов (2011 год – 134; 2012 год – 150; 2013 год – 164; 2014 год – 181, 2015 год – 251).

На протяжении более 12 лет Профсоюз добивался увеличения минимального размера суточных при служебных командировках в ОАО «РЖД» и ряде ДЗО, который составлял 100 рублей. С 7 декабря 2015 года по договоренности с руководством компании размер суточных повышен в два раза (до 200 рублей). Ведем переговоры по установлению минимального размера по РФ 300 рублей.

В 2014 году мы рассмотрели с приглашением ведущих ученых в области экономики вопросы заработной платы на научно-практической конференции. Был выработан комплексный подход к решению вопросов оплаты и мотивации труда персонала, оценены риски в текущей ситуации. На заседаниях трех Пленумов ЦК Профсоюза последовательно вырабатывали программу своих действий в сложных финансовых условиях, не оставляя членов профсоюза один на один с решением жизненных проблем. К сожалению, уровень жизни и доходов снижается по объективным причинам, работать хуже они не стали. Работы стало меньше.

Из-за падения объемов работы в последние два года в большинстве организаций применялся режим неполной рабочей занятости, отпуска без содержания и сокращение численности персонала. Так в ОАО «РЖД» в 2015 году 94 тыс. человек или 12,1% персонала работали по сокращенному рабочему времени, по сокращению штата было уволено почти 15 тыс. человек.

В Федеральной пассажирской компании упразднен ряд подразделений. Сложная ситуация оставалась в Центральной дирекции по ремонту пути, где проходила реорганизация, объединение и ликвидация ряда ПМС. Уволено по сокращению штата только в 2015 году 2 326 человек – 8,5%, упразднены 15 путевых машинных станций и тд.

Профсоюз, первичные профсоюзные организации, действующие в структурных подразделениях, принимали меры по сохранению персонала, проводили встречи с работодателями, организовывали проведение пикетов, митингов в поддержку работников.

Действия профсоюзных организаций в условиях сложной финансово-экономической ситуации регулярно рассматривались на заседаниях руководящих и исполнительных органов.

Усилен контроль и требовательность к работодателям за соблюдением трудовых прав работников, проведение работы по сохранению рабочих мест и обеспечению занятости, не допущению сокращения численности персонала при неизменной технологии производственного процесса и отсутствии снижения объемов работ.

Сложная ситуация остается в подразделениях ТМХ-Сервис на заводах Желдорреммаша. Передача ремонта локомотивов в частные руки результатов не принесла не в плане улучшения качества ремонта, не в решении социальных вопросов.

В настоящее время в различных кругах активно продвигаются планы о приватизации активов ОАО «РЖД». В этой связи РОСПРОФЖЕЛ обратился к руководителям государства с выражением крайней обеспокоенности ситуацией с продолжающимися попытками принятия решения о продаже акций  ОАО «РЖД» до 25% + 1 акция.

Анализ зарубежной практики, опыт приватизации железных дорог в Англии, Германии, Эстонии, Аргентине и других государствах показывает существенное снижение эффективности работы железнодорожного транспорта, рост тарифов на грузовые и пассажирские перевозки. Работа частных компаний направлена, в основном, на получение прибыли, ведет к закрытию малодеятельных линий без учета мнения населения, сокращению персонала, ухудшению социальной защищенности.

Железнодорожный транспорт имеет стратегическое значение для российской экономики, играет важную роль в обеспечении безопасности государства и должен оставаться в федеральной собственности. Профсоюз выступает против приватизации, нас поддерживает ФНПР.

Большие проблемы испытывали и созданные пригородные компании, так как на законодательном уровне не были отрегулированы вопросы финансового обеспечения. В результате из-за убыточной деятельности отменялись во многих регионах маршруты, сокращалось число пригородных поездов – возникали проблемы перевозки пассажиров. В том числе  доставка железнодорожников на работу и с работы. Центральный комитет, Дорпрофжелы совместно с руководством  проводили работы с государственными, региональными общественными организациями по решению этой проблемы. В настоящее время ситуация меняется в лучшую сторону.

Центральный комитет последовательно отстаивает совместно с Министерством транспорта, ФАЖТ, ОАО «РЖД», руководством ВУЗов сохранение транспортного образования, его финансирования из бюджета государства. ВУЗы ищут и внедряют новые формы работы, сокращают издержки.

Однако, принимаемые Министерством образования и науки решения, идут не на пользу отраслевому образованию и науке. Отсутствует государственное финансирование программ развития железнодорожных вузов. Федеральные критерии, оценивающие эффективность работы вузов и их филиалов не учитывают отраслевую специфику. Заморожены программы реконструкции и строительства новых общежитий. Новое федеральное законодательство отменяет целевой приём на программы среднего профессионального образования, бюджетный приём в вузы железнодорожного транспорта на направления подготовки экономического, юридического и гуманитарного профилей.

В результате возникают риски разрушения выстроенной десятилетиями оптимальной, глубоко структурированной и востребованной системы подготовки кадров железнодорожными вузами. Это ставит под угрозу не только безопасность железнодорожного транспорта и реализацию стратегически важных для государства планов развития отрасли, но и обороноспособность России.

В отчётном периоде реализовывались поставленные XXXI съездом РОСПРОФЖЕЛ задачи по осуществлению профсоюзного контроля и правовой защите социально-трудовых прав работников, правового обучения и пропаганды правовых знаний среди профсоюзного актива; выработке предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов и другие.

С апреля 2011 года правовой инспекцией труда Профсоюза в ходе 30 404 проверок выявлено более 113 тысяч нарушений норм трудового законодательства, коллективных договоров, локальных нормативных актов.

Почти 99% выявленных нарушений по представлениям правовых инспекторов работодателями устраняется. Однако проверки выявили и ряд проблем, которые остаются нерешёнными. В основном это связано с экономией работодателями денежных средств за счёт сокращения расходов на заработную плату работников и иных обязательных выплат. По требованию инспекции и профсоюзных органов работникам возвращено более 1 млрд. рублей незаконно удержанных.

Большое количество нарушений допускается в сфере режима рабочего времени и времени отдыха, отпусков. Например, выявляется задолженность по предоставлению ежегодных отпусков до 100 дней за период нескольких лет.

За допущенные грубые нарушения трудового законодательства в отчётном периоде к дисциплинарной, материальной ответственности привлечено 579 должностных лиц.

Важными направлениями деятельности правовой инспекции по-прежнему является защита прав работников в судах, консультационная и информационная работа.

Юридическая помощь при подготовке материалов в суд в интересах членов Профсоюза оказана в 2 065 случаях. Информация о правозащитной работе Профсоюза, принятии новых нормативных актов доводилась до работников через средства массовой информации, на информационных встречах при выездах на проверки. В аппарате ЦК РОСПРОФЖЕЛ, Дорпрофжел были организованы еженедельные «горячие линии» для членов Профсоюза.

В целях снижения числа нарушений проводилась работа по повышению уровня правовой грамотности работников, информированности их о своих правах. 2012 год был объявлен «Годом правовой грамотности членов Профсоюза», организовано обучение правовым нормам всех освобождённых председателей первичных профсоюзных организаций с получением удостоверения внештатного правового инспектора и правом проведения проверок в других организациях.

Активно велась работа по популяризации и пропаганде правовых знаний, повышения правовой культуры членов профсоюза — через издание и распространение брошюр, листовок и плакатов, организацию конкурсов с вручением призов. В последующие годы эта работа продолжилась. Отлажена система взаимодействия по устранению нарушений и причин их порождающих с руководством организаций. В результате за 2015 год, впервые за пять лет, число выявленных нарушений снизилось почти на 20%, однако, Профсоюз будет эту работу продолжать.

РОСПРОФЖЕЛ участвует в нормотворческом процессе. Минтранс России регулярно при разработке проектов нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников отрасли, запрашивает мнения и предложения Профсоюза.

Одним из важных направлений работы является защита законных прав работников на здоровые и безопасные условия труда, а также повышение эффективности общественного контроля по обеспечению безопасности движения поездов.

За отчётный период техническими инспекторами труда Профсоюза (90 чел.) выявлено более 195,3 тыс. нарушений требований охраны труда, предъявлено около 7,4 тысяч Требований о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников и 1100 Требований о привлечении ответственных лиц к дисциплинарной ответственности. Для повышения эффективности работы технической инспекции при проверках введены обязательные видеосъёмки выявленных нарушений требований охраны труда. Более 95% нарушений администрацией устранено.  В первую очередь проверки проводятся в тех организациях, где допущены случаи смертельного и тяжёлого травматизма. Практикуются совместные рейды с государственными органами надзора РФ и прокуратурой (за 5 лет выявлено 9,5 тыс. нарушений).

Технической инспекцией рассмотрено около 260 наименований Технических регламентов, ГОСТов, Технических условий и Технических заданий, стандартов, правил и инструкций по охране труда. Представители профсоюза принимают участие   во всех рабочих группах Минтруда РФ при подготовке законов по охране труда, в расследовании и разборе каждого смертельного случая, происшедшего на производстве, а также в работе Межведомственных комиссий по приёмке оборудования и нового подвижного состава.

Общественный контроль по охране труда осуществляют уполномоченные по охране труда (около 32 тыс. чел.), которыми в отчётный период выявлено более 2,4 млн. нарушений, выдано около 410 тыс. предложений.

В соответствие с решениями 4-го Пленума ЦК Роспрофжел практически во всех организациях Профсоюза дочерних обществ 2013 год был проведён под девизом: «2013 — год здорового и безопасного труда». По вопросам улучшения условий и охраны труда» обучены 1340 освобождённых и неосвобождённых председателей ППО. 30% председателей после сдачи экзаменов получили удостоверения «Внештатный технический инспектор труда».

Проведённая Профсоюзом работа способствовало снижению производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом. Так, в «ОАО РЖД» за отчётный период общий травматизм снижен в 2,4 раза (с 534 чел. по итогам 2010г. до 223 чел. в 2015г.), со смертельным исходом – в 2,6 раза (с 73 чел. до 28 чел.).  Но успокаиваться нельзя. Так ежегодно в Мире гибнут почти 30 тысяч наших товарищей.

Положительная динамика снижения производственного травматизма достигнута в ОАО «ТМХ-Сервис», ОАО «Элтеза», ОАО «Желдорреммаш», «ФПК», ОАО «Первая нерудная компания», ОАО «Мостотрест», «Московский метрополитен». Профсоюз считает, что работу без травм организовать возможно, но для этого надо научить и заставить работников работать по правилам.

Для недопущения травматизма Профсоюз добивается введения сигналистов в штаты дистанций пути, обеспечения их сигнальными принадлежностями и носимыми радиостанциями, увеличения объёмов внедрения устройств пневмообдувки и электрообогрева стрелочных переводов и ускорения внедрения современных систем оповещения о приближении подвижного состава.

Большая работа проводилась  по улучшению условий труда и содержания санитарно-бытовых помещений. В крупнейшей Компании ОАО «РЖД» за 5 лет оснащено, реконструировано и отремонтировано более 64 тысяч санитарно-бытовых помещений. В основном решена проблема предоставления бесплатного горячего питания работникам, занятым на ремонте пути в «окна» продолжительностью свыше 4-х часов.

Достигнуты положительные результаты по улучшению условий труда. Так, в ОАО «РЖД» все рабочие места с устранимыми вредными факторами приведены к санитарно-гигиеническим нормам, проводится работа по улучшению условий труда на рабочих местах с неустранимыми вредными факторами, доля рабочих мест, не соответствующих нормам, снижена в 2015 году в Компании до 28%, в АО «ФПК» — 8,2%, ФГП ВО ЖДТ – 15,3%, но эти показатели улучшены в том числе и из-за изменения порядка и методики замеров.

Специальная оценка условий труда проведена в большей части организаций. Однако, Профсоюзом выявлены случаи необоснованного снижения класса условий труда и размеров доплат за вредные условия труда до 4% на тех рабочих местах, где фактическое улучшение условий труда не произошло. По требованию профсоюзных представителей восстанавливаются размеры доплат (от 4 до 24%), которые работники получали по состоянию на 1 января 2014г. (на Восточно-Сибирской, Свердловской, Октябрьской и других железных дорогах). Для обеспечения квалифицированного контроля за проведением спецоценки обучено 43 технических инспектора труда и закуплено специальное оборудование для контроля. По инициативе Профсоюза в Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2014-2016 годы внесены изменения в части предоставления работникам дополнительных оплачиваемых отпусков и сокращённой рабочей недели. Аналогичная работа проведена и в ряде дочерних обществ.

Выборные органы контролировали обеспечение работников бесплатной сертифицированной спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ в соответствии с нормами. Разработаны и испытаны новые виды спецодежды. Однако, в ОАО «РЖД» и отдельных дочерних обществах (ОАО «Желдорреммаш», ОАО «ВРК») в 2014 году были допущены поставки некачественной спецодежды, срывы сроков поставки и объемов заявок.

По инициативе Профсоюза проведена большая работа по обеспечению работников качественным инструментом в соответствии с технологией. Так, в ОАО «РЖД» в 2013 года объёмы поставок инструмента возросли в 2 раза по сравнению с 2012 годом. Однако проблема еще остается, особенно по средствам малой механизации.

Значительная работа проведена   по улучшению условий труда локомотивных бригад. За последние 5 лет на железные дороги поставлено 2945 новых локомотивов, оборудованных необходимыми средствами жизнеобеспечения. При модернизации локомотивов на заводах устанавливаются кондиционеры. По инициативе Профсоюза в 2012-2013г.г. все эксплуатируемые локомотивы, на которых не предусмотрены кондиционеры, были оборудованы вентиляторами в условиях депо. Для поддержания средств жизнеобеспечения в рабочем состоянии Профсоюз добивается включения их  технического обслуживания   в циклы ремонта локомотивов. Достигнуты положительные сдвиги по решению данной проблемы. По требованию Профсоюза улучшилось    обеспечение локомотивов   инструментом, техническими аптечками, сигнальными средствам, носимыми радиостанциями.

Продолжается работа по повышению эффективности общественного контроля по безопасности движения поездов. В 2014-2015 годы в ЦК Профсоюза создан Комитет и Центральный совет по безопасности, в регионах избраны общественные инспекторы по безопасности движения и сформированы общественные советы. Разработано новое Положение об общественном контроле  с усилением  мотивации, стимулирующей эффективную работу  инспекторов. Идет поиск эффективных методов работы общественных инспекторов.

Несмотря на  относительное  снижение нарушений  (рост 14%) последние 5 лет  положение с безопасностью движения поездов остается сложным:  рост крушений – 42% (7-10 сл.), аварий (5-5),  число сходов выросло в 3,3 раза, случаи проезда запрещающего сигнала в 2,8 раза.

Анализ причин случаев показывает, что они произошли из-за системных нарушений как со стороны должностных лиц, так и рядовых работников, а также  поставки некачественных материалов, оборудования, подвижного состава и человеческого фактора. Практически все случаи браков,  аварий, крушений рассмотрены в коллективах. Безопасность не терпит компромиссов,   любой незначительный технический дефект или человеческая ошибка могут привести к массовым жертвам.

Профсоюз постоянно поднимает вопросы по обеспечению безопасности движения в средствах массовой информации, перед законодательными и исполнительными органами Государственной власти РФ, в частности, по обеспечению безопасности движения на железнодорожных переездах, где гибнет большое количество людей. На сайте «Общественная инициатива»   предложения Профсоюза об усилении административной ответственности для водителей автотранспортных средств, нарушивших правила дорожного движения на железнодорожных переездах, и установке видеорегистраторов нарушений,  в ходе электронного голосования набрали необходимые 100 тысяч голосов и будут рассмотрены экспертами открытого Правительства как проект законодательной инициативы.

Социальное развитие

В отчётном периоде Профсоюз совершенствовал функции социальной защиты членов РОСПРОФЖЕЛ.

На базе автоматизированной информационной системы «Единый реестр организаций Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ)» заработала система повышения мотивации профсоюзного членства с вручением электронных профсоюзных билетов (выдано более 800 тысяч). Это позволило начать реализацию программы лояльности с применением системы скидок и привилегий в торгово-сервисных предприятиях только для членов Профсоюза. На интернет-сайте программы лояльности действуют предложения более 280 торгово-сервисных предприятий — партнёров Профсоюза, предоставляющих скидки в более чем 11 тысячах точках продаж предприятий сферы услуг, магазинов, интернет-магазинов, автозаправок, что дает возможность экономить членам Профсоюза в зависимости от активности до 5 тысяч рублей ежемесячно.

Созданы и работают 100 кредитных кооперативов с общим числом пайщиков свыше 106 тысяч человек.

С 2012 года на сети железных дорог реализуется Программа страхования работников локомотивных бригад от потери профессиональной трудоспособности. В настоящее время от потери профпригодности застраховано более 7 тысяч работников локомотивных бригад. Выплаты застрахованным составили более 40 миллионов рублей. Получают свое развитие программы личного страхования, разработанные для работников. Профсоюзными комитетами проводится предметная работа по развитию страховой грамотности и культуры страхования у работников, но, к сожалению, финансовый блок в этом вопросе не помогает (по удержанию страховых взносов).

Традиционно организациями РОСПРОФЖЕЛ уделяется большое внимание развитию спортивно-массовой и физкультурно — оздоровительной работы. Профсоюзные организации участвуют и в физическом воспитании и развитии спорта среди работников, детей и подростков, в формировании в их сознании необходимости вести здоровый образ жизни. Организация занятий спортом помогает работникам развивать, поддерживать и добиваться своих новых спортивных достижений.

С 2012 года Профсоюзом развивалось велодвижение, проведены два крунейших велопробега: «Санкт-Петербург – Москва – Сахалин», посвященный 10-летию ОАО «РЖД» и Международный велопробег, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 110-летию РОСПРОФЖЕЛ по территории России, Белоруссии и Казахстана. Это беспрецедентный проект, реализованный впервые в России. Участниками велопробега по всей стране стали около 50 тысяч железнодорожников и членов их семей.

29 июля Международный велопробег финишировал в Волгограде. В рамках проведения велопробега открыто множество велопарковок для удобства перемещения работников на велосипеде на работу.

Профсоюз при поддержке ОАО «Российские железные дороги», РФСО «Локомотив» и НПФ «Благосостояние» ежегодно проводил Международные Игры «Спорт поколений», признанные лучшими в России в номинации «Внутрикорпоративные социально-спортивные проекты». За пять лет в них приняли участие 750 тысяч человек.

С началом проведения Игр в нашей стране стало возрождаться движение сдачи нормативов ГТО.

С 2014 года ежегодно совместно с РФСО «Локомотив» проводятся игры по хоккею с шайбой на Кубок РОСПРОФЖЕЛ. Организация турниров показывает огромный интерес работников и их заинтересованность в развитии хоккея на любительском уровне.

Совместно с работодателями и РФСО «Локомотив» организации РОСПРОФЖЕЛ проводят летние и зимние спартакиады, спортивные конкурсы профессионального мастерства (Чемпионат по пожарно-прикладному спорту — профессионального спорта пожарных) и др. Наиболее развита спортивно-массовая работа в организациях холдинга ОАО «РЖД»: АО «ПГК», ПАО «Трансконтейнер», Московском и Петербургских метрополитенах, ФГП ВО ЖДТ России, в организациях транспортного строительства, среди студентов высших учебных заведений железнодорожного транспорта и др.

Одним из основных направлений деятельности организаций Профсоюза являлась забота о здоровье работников, членов их семей и неработающих пенсионеров. Например, в здравницах ОАО «РЖД» за эти годы оздоровлено более 619 тысяч человек, в т.ч. в санаториях ОАО «РЖД-Здоровье» – свыше 150 тысяч. Хорошо отлажена система по оздоровлению работников и членов их семей Московского и Петербургского метрополитенов (оздоровлено более 66 тыс. человек).

Дополнительно Профсоюзом приобретались оздоровительные и санаторные путёвки (более 16 тысяч путёвок – ежегодно), организовывались лечебные туры в Крым (2672 человека) и Чехию (1292 человека).

Ежегодно организовывалось оздоровление студентов (по 900 человек) и преподавателей вузов железнодорожного транспорта (по 450 человек) на Черноморском побережье Краснодарского края.

В экскурсионных программах, организованных ЦК Профсоюза, в отчётном периоде приняли участие более 20 тысяч членов РОСПРОФЖЕЛ. Наибольшей популярностью пользуются экскурсии в Санкт-Петербург и Армению, поездки по Золотому кольцу России, по горному Алтаю, на Байкал, Соловки и др. Всего в  туристических, экскурсионных и познавательных мероприятиях приняло участие более 100 тысяч человек.

Профсоюзными организациями проводится системная работа по организации содержательного отдыха, оздоровления детей и подростков, созданию условий развития их творческого потенциала, формированию навыков здорового образа жизни. Всеми формами организованного отдыха за 2011-2016 годы было охвачено более 342 тысяч детей. Практически все желающие получили льготные путевки.

Профсоюзом дополнительно приобретено более 6 000 путёвок на Черноморское побережье Краснодарского края для детей из многодетных, малообеспеченных, неполных семей и детей из школ-интернатов.

Понимая важность нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, Профсоюз совместно с ОАО «РЖД» реализует корпоративные социальные проекты для детей, охватывающие все возрастные и социальные группы работников и членов их семей.

Наряду с этим, финансово-экономический кризис выявил проблемы в системе социальной защиты трудящихся, в том числе в обязательном пенсионном страховании. Министерство финансов продолжает вносить на обсуждение Правительства предложения по повышению возраста выхода на пенсию, ограничению выплаты пенсий работающим пенсионерам. Мы поддерживаем позицию ФНПР по недопустимости повышения в России пенсионного возраста. Уровень жизни значительно ниже чем во многих странах.

Мы будем отстаивать права работника на пенсионное обеспечение, включая право на досрочный выход на пенсию работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним и недопустимость снижения гарантий и компенсаций.

Особое отношение Профсоюз проявлял к ветеранам. В отраслевых соглашениях и коллективных договорах сохранены разделы по обеспечению социальными гарантиями неработающих пенсионеров, оказании им помощи и поддержки.

Сегодня негосударственную пенсию через НПФ «Благосостояние» получают более 313 тысяч неработающих пенсионеров, ее средний размер составляет 3568 рублей, а средний размер назначаемой пенсии в 2015 году составил 7646 рублей.

Молодёжная политика

Работа Профсоюза с молодёжью проводится в соответствии с утверждённой Концепцией молодёжной политики.

Практически во всех организациях созданы молодёжные советы и комиссии — более 4 000, деятельность которых координируется Молодёжным советом и Молодёжным Центром РОСПРОФЖЕЛ. С 2013 года в заседаниях Центрального комитета Профсоюза, выборных органов организаций традиционно принимают участие члены молодёжных советов и профсоюзный актив из числа молодёжи.

Реализуются ежегодные проекты для работающей молодёжи «Школа молодого профсоюзного лидера», для учащейся молодёжи — «Студенческий профсоюзный лидер», для студентов — открытые площадки «Шаг в ZaVтра», направленные на повышение эффективности деятельности профсоюзных организаций, улучшение взаимодействия с комитетами дорожных территориальных организаций Профсоюза, руководителями высших учебных заведений.

Практически все молодёжные советы имеют свои группы в социальных сетях, где освещаются все мероприятия, проводимые Профсоюзом для молодёжи.

Особое место занимает кадровая  политика, которая  основывается  на обучении и подготовке кадрового резерва из числа  молодых работников и это  дает свои  результаты. В кадровом  резерве на должности председателей и заместителей  председателей первичных профсоюзных организаций находятся  более 1300 молодых профсоюзных активистов. Всего в Профсоюзе молодежи более 38%, а  это 596 837 человек, из них 33790 человек являются профсоюзными активистами (профгрупоргами, заместителями председателями ППО, председателями цеховых организаций и т.д.).  35% председателей первичных профсоюзных организаций в возрасте до 40 лет.

Информационная работа

В отчётном периоде в информационной деятельности появились   новые тенденции. Прежде всего, вся работа строилась на основе принятой за год до этого времени Концепцией информационной политики Профсоюза. На её основе был выработан Единый стандарт информационного обеспечения членов РОСПРОФЖЕЛ, что позволило не только упорядочить и систематизировать информационную работу, но и определить её формы, методы доведения информации до каждого члена Профсоюза, а также необходимые ресурсы и средства.

Развитие интернет-технологий существенно повысило оперативность информационной работы, дало возможность реагировать на вызовы времени в режиме «онлайн». Во многих ППО стали работать интерактивные   экраны с информацией.

Нормой стали опросы на сайте ЦК РОСПРОФЖЕЛ, а также предоставление возможности членам Профсоюза задать вопрос и получить оперативный ответ. Только в разделе «Правовая работа» число вопросов за 2011 год перевалило за две тысячи, ненамного отстали вопросы по проблемам оплаты труда.

Ежеквартально издавались информационные листовки по итогам работы ЦК и выходили специальные выпуски газеты «Сигнал». Проделана большая работа по представлению РОСПРОФЖЕЛ на корпоративном телевидении в программе «Профсоюзная среда».

В отчётном периоде центральный печатный орган Профсоюза газета «Сигнал» за более чем 20-летнюю историю впервые стала подписным изданием в каталоге «Почта России» и выходит ежегодно тиражом около 120 тысяч экземпляров.

Продолжалась практика  проведения ежемесячных  селекторных совещаний председателем Профсоюза и большинством председателей  организаций прямого подчинения ЦК Роспрофжел. Проводились регулярные встречи  с членами профсоюза  на ежемесячных информационных днях с различной тематикой профсоюзной работы.  Правовая, техническая инспекция профсоюза каждую проверку  сопровождала беседой с членами профсоюза по выявленным проблемам на конкретных рабочих местах и принимались меры  по выявленным нарушениям.

Международная деятельность

В отчётном периоде делегации Профсоюза побывали с визитом в более чем 30 странах: (Австрии, Азербайджане, Армении, Бельгии, Белоруссии, Болгарии, Грузии, Великобритании, Венгрии, Вьетнаме, Германии, Дании, Индии, Испании, Казахстане, Канаде, Киргизии, Китае, Латвии, Люксембурге, Монголии, Польше, Сербии, Сингапуре, Словакии, США, Таиланде, Узбекистане, Украине, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции, Японии).

Профсоюз принимал делегации из 23 стран (Австрии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Вьетнама, Германии, Грузии, Казахстана, Китая, Латвии, Литвы, Молдовы, Монголии, США, Таджикистана, Узбекистана, Финляндии, Чехии, Швеции, Эстонии), а также делегации международных транспортных объединений.

Большое внимание было уделено развитию отношений с профсоюзными организациями стран Азии: Вьетнамом, Китаем, Монголией.

Представители РОСПРОФЖЕЛ участвовали в работе международных профсоюзных транспортных объединений (конгрессах, заседаниях руководящих органов, работе секций и комиссий, тематических мероприятиях) и Профсоюз традиционно принимает участие в глобальных кампаниях и акциях мирового и европейского масштаба:

–       кампании по защите прав женщин, приуроченной к 8 Марта;

–       Международной неделе действий «Транспортники дают отпор: Организуемся глобально!»;

–       во Всемирном Дне действий «За достойный труд» 7 октября;

–       в Международном Дне борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.

МКПЖ, возглавляемая Председателем РОСПРОФЖЕЛ, объединяет национальные отраслевые профсоюзы 14 стран постсоветского пространства общей численностью около трёх миллионов членов профсоюзов.

Благодаря взаимодействию в рамках Конфедерации сохраняется общность профсоюзного движения железнодорожников в регионе, созданы условия для совместной работы по защите интересов трудящихся.

Финансовая работа

В отчётном периоде основой укрепления финансовой базы Профсоюза стала единая финансовая политика, один из важных аспектов которой — централизация бухгалтерского учёта первичных профсоюзных организаций.

Продолжалась работа по совершенствованию бухгалтерского и налогового учёта и отчётности в структурах Профсоюза с применением технологии удалённого доступа, организован электронный документооборот между организациями профсоюза с применением электронно-цифровой подписи (ЭЦП) при взаиморасчётах.

Практически все ППО (98% ППО железнодорожных структур и 90% ППО в целом по профсоюзу) объединены и централизованы в границах железной дороги и находятся на бухгалтерском обслуживании в централизованных бухгалтериях территориальных организаций профсоюза.

Постоянно совершенствовалось оснащение рабочих мест централизованных бухгалтерий современными компьютерами, специальными бухгалтерскими программами, справочной и нормативно-правовой базой «Консультант плюс», электронной почтой, периферийной техникой и доступом в интернет.

Осуществлён полный переход на использование банковских карт для оплаты труда сотрудников, выдачи материальной помощи членам Профсоюза и оплату расходов через корпоративные банковские карты подотчётными лицами. Повсеместно ликвидированы кассы.

За пять лет существенно пополнилось имущество Профсоюза. В собственность приобретено 6 единиц полиграфического оборудования, необходимого для совершенствования издательской деятельности Профсоюза в Обществе с ограниченной ответственностью «Печатный дом «Магистраль»», единственный учредитель которого — РОСПРОФЖЕЛ, введены в эксплуатацию 14 объектов для подготовки кадров, отдыха, улучшений условий труда, в том числе в ЦК Роспрофжел. В  дорпрофжелах Дальневосточной, Восточно-Сибирской, Свердловской, Октябрьской  железных дорогах базы отдыха профсоюза и учебные центры   пользуются большой популярностью.

Работа по совершенствованию финансовой деятельности продолжается.

Уважаемые делегаты, участники Съезда, за истекшее пятилетие проделана значительная работа, спасибо, но время диктует новые вызовы. Работники железнодорожного транспорта и транспортные строители, объединенные Профсоюзом, всегда находили нужные решения и решали любые проблемы. Уверен, что так и будет в дальнейшем.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: