АУДИТ по Северам 2013

Север. Северные надбавки. Право.

 

Рубрика: Спрашивали? Отвечаем!

Тема расчета северных надбавок всегда актуальна для бухгалтеров Красноярского края. Клиенты компании «ИСКРА» часто обращаются к консультантам «Горячей линии» сделать подборку документов по этому вопросу. Для того чтобы учесть все нюансы трудового законодательства и, скажем, правильно рассчитать надбавку, учитывая трудовой стаж работника, бухгалтеры и кадровики обращаются за консультацией к экспертам — аудиторам.
В этом номере газеты на актуальные вопросы по северным надбавкам отвечают аудиторы ООО «Траст Аудит» и ООО «Север — Аудит плюс».
ссылка: http://www.uckpa.ru/newspaper/113/atcl9

 

Северная надбавка для молодежи. Версия для печати

 

ВОПРОС:
Работник в возрасте до 30 лет впервые принят на работу в июне 2010 года в Красноярске, но он прожил в Красноярске до 31 декабря 2004 года более 5 лет. В каком размере ему будет выплачиваться северная надбавка? (Можно ли опираться для начисления северной надбавки на Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.01.2005 № 97-Пр?)

ОТВЕТ:
Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей процентная добавка выплачивается и в других северных регионах, перечисленных в п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР № 3.

Надбавка устанавливается в процентах к заработку работника. Размеры процентных надбавок представлены в Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР № 2 в части, не противоречащей ТК РФ и Закону № 4520–1 (ст. 423 ТК РФ).

Регионы, где выплачиваются надбавки, разделены на четыре группы (п. 16 Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР № 2).

В первую группу включены районы Крайнего Севера с наиболее суровыми климатическими условиями (Чукотский автономный округ, Северо-Эвенский район Магаданской области, Корякский автономный округ, Алеутский район Камчатской области, острова Северного Ледовитого океана и его морей, за исключением островов Белого моря). Здесь сотруднику, отработавшему первые шесть месяцев, устанавливается надбавка в размере 10% к заработку. Затем каждые полгода надбавку увеличивают еще на 10% до тех пор, пока она не достигнет 100% заработка. Максимального размера надбавка достигает через пять лет работы в северных районах первой группы.

Ко второй группе отнесены остальные районы Крайнего Севера (например, Республика Саха (Якутия), Ненецкий автономный округ и т.д.). Для них надбавка установлена также в размере 10% за каждые полгода, но она не может быть более 60% заработка сотрудника. В дальнейшем надбавка начисляется по 10% за год работы. Предельный размер надбавок для этой группы — 80%.

В третью группу вошли районы, приравненные к Крайнему Северу, там надбавка начисляется по 10% за каждый год работы, при этом она не может быть более 50%. Следовательно, максимальный размер надбавки может быть установлен только через пять лет работы в северном районе третьей группы.

Четвертую группу составляют Республика Карелия, южные районы Дальнего Востока, Красноярский край, Иркутская область, Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская область. Работникам предприятий, которые расположены в этих районах, надбавка выплачивается в размере 10% заработка по истечении первого года работы. За каждый последующий год надбавку увеличивают еще на 10% к заработку до тех пор, пока она не достигнет 30% заработка.

До принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» указанная норма была предусмотрена в Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520–1 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

С момента принятия вышеуказанного Федерального закона все гарантии в области оплаты труда регулируются Трудовым кодексом РФ, в соответствии с которым размер и порядок применения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в ст. 11 Закона РФ № 4520–1 внесены изменения, исключившие из ст. 11 положение о процентной надбавки молодежи до 30 лет.
         При этом следует учитывать, что молодежь, которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31 декабря 2004 г., т.е. исполнила все требования ранее действовавшего законодательства, имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате с первого дня работы в указанных районах.
Молодежи, вступившей в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г. и прожившей в указанных районах и местностях менее 5 лет, но не менее одного года, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в ускоренном порядке в соответствии с пп. «е» п. 1 Постановления Совмина РСФСР от 22.10.1990 N 458 «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера» (с изм. и доп. от 31.05.1995). Сказанное подтверждается п. 1 Письма Минздравсоцразвития России от 20.01.2005 № 97-Пр и п. 2 Письма Минздравсоцразвития России от 20.01.2005 № 95-Пр.

Поскольку Красноярский край не относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Письмо Минздравсоцразвития России от 20.01.2005 № 95-Пр на Красноярский край не распространяется.

Однако, следует отметить, что в соответствии с Законом Красноярского края от 03.12.04 №12–2668 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края с особыми климатическими условиями» (в ред. Законов Красноярского края от 29.09.2005 № 16–3767, от 20.12.2005 № 17–4326, от 26.12.2006 № 21–5671).

Надбавки к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями работникам организаций, финансируемых за счет средств краевого бюджета, для молодежи (лицам до 30 лет) увеличиваются на 30 процентов с первого дня работы в местностях с особыми климатическими условиями, если они прожили на территории Красноярского края не менее 5 лет.
Если кратко, то новый закон, изменил условия начисления северных надбавок только для тех лиц, трудовые отношения которых сложатся после вступление закона в силу. Т.е., если Вы прожили или проработали на Севере (соответствующие территории), до изменения закона, у Вас уже было, есть право на всё это. И закон это Ваше право не отменяет, а только для лиц, которые это право не заработали, изменяет для них условия получения этого права (северные).
Ниже указывается как это обосновать и какие нормы права есть.

Если проигнорируют Ваше заявление или откажут — подавайте в суд, и не забывайте, у Вас 3 месяца.
Да, подавать такое заявление следует с доказательствами Вашего проживания не менее 5 лет. Этим могут быть: справка с учёбы, справка о трудовом стаже каких-либо РБ, но более простое и действенное — это справка с места проживания о периоде проживания в местности (север).

=========================================================
Тесты трёх сообщений о праве молодых специалистов, проживщих более 5 лет до 2005 года на северную набдавку в полном объёме представлены ниже по уменьшению обоснованности указанного права, и в конце решение ВС РФ от 3 августа 2006 г. N ГКПИ06-823 о компенсационной выплате данной надбавки.
===
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, предусмотрены главой 50 ТК РФ. Так, ст. 315 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Статьей 317 ТК РФ установлено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. В соответствии со ст. 316, 317 ТК РФ размер районного коэффициента, процентной надбавки и порядок их выплаты устанавливается Правительством РФ. Аналогичные положения установлены и Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон N 4520-I).

Однако до настоящего времени соответствующий акт не утвержден. В связи с этим Росструд в своем письме от 13.09.2006 N 1597-6-0, сославшись на ст. 423 ТК РФ, указал, что при таких обстоятельствах следует применять действующие нормативные акты СССР и РСФСР, в части не противоречащей ТК РФ.

При определении размера надбавки следует руководствоваться Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в РКС и в местностях, приравненных к РКС, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 (далее — Инструкция). Кроме того, действуют нормы постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» (далее — Постановление СМ N 458).

В пп. «г» п. 16 Инструкции установлено, что молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), проживавшей не менее года в местностях, приравненных к РКС, и вступившей в трудовые отношения, начисляются надбавки в размере 10% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев. Общий размер выплачиваемых молодежи надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

Максимальный размер надбавки для всех лиц, работающих в местностях, приравненных к РКС, составляет 50% (пп. «в» п. 16 Инструкции). Ограничение размера надбавки в денежном выражении (не более 200 руб.), в настоящее время не полежит применению.

Однако, выплачивая молодому специалисту надбавку к заработной плате, необходимо также принимать во внимание следующее.
Как было указано, помимо ст. 317 ТК РФ размер и порядок выплаты надбавки к заработной плате урегулирован ст. 11 Закона N 4520-1, положения которой были изменены Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

До 1 января 2005 года согласно прежней редакции ст. 11 Закона N 4520-1 молодежи процентная надбавка к зарплате выплачивалась в полном размере с первого дня работы в РКС и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет. Новая редакция этой статьи такой льготы молодым специалистам не предоставляет.

В связи с этим Министерство здравоохранения и социального развития РФ разъяснило в письме от 17.08.2005 N 697-13, что вопрос применения ст. 11 Закона N 4520-1 в новой редакции необходимо рассматривать с учетом принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ разъяснило, что исключение упомянутого положения из ст. 11 Закона N 4520-I следует рассматривать во взаимосвязи с преамбулой Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, указывающей на то, что нормы этого Федерального закона не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Поэтому, если работник в возрасте до 30 лет принят на работу после 1 января 2005 года, процентная надбавка выплачивается в полном размере, но только, ЕСЛИ ОН ПРОЖИЛ ДО 31 декабря 2004 года не менее пяти лет на Севере.

Если указанный работник прожил на Севере более одного года, но менее пяти лет, надбавка должна ему начисляться в соответствии с пп. «е» п. 1 Постановления N 458.
Следует заметить, что трудовой стаж, дающий право на повышение надбавки, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия (постановление Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012). Перечень таких виновных действий установлен п. 27 Инструкции. Кроме того, действуют Разъяснения Минтруда РФ от 16.05.1994 N 7, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 16.05.1994 N 37.

К сожалению, до настоящего времени эти документы действуют, и работодатели вправе их применять при подсчете стажа работы, хотя они и носят дискриминационный характер, ущемляя интересы отдельных работников. Причины этого отчасти связаны с пассивностью самих лиц, чьи интересы затрагиваются. Но в результате инициативы отдельных граждан ряд положений п. 27 Инструкции уже признаны недействующими. Другие пункты не обжаловались в суде в должном порядке, поэтому в настоящее время еще могут применяться работодателями.

Между тем, позиция Верховного суда РФ, в чью компетенцию входит признание недействующими нормативных правовых актов, заключается в том, что надбавка по ст. 317 ТК РФ по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Причины увольнения (в том числе и виновные) не могут влиять на продолжительность стажа работы (решение Верховного суда РФ от 03.08.2006 N ГКПИ06-823).

Таким образом, если молодой специалист (до 30 лет) прожил в местностях, приравненных к РКС, до 31 декабря 2004 года в общей сложности не менее 5 лет, то ему выплачивается максимальная надбавка сразу же при поступлении на работу. Если же молодой специалист прожил в местностях, приравненных к РКС, менее этого срока, то размер надбавки устанавливается в порядке, указанном в пп. «г» п. 16 Инструкции.

В заключение отметим, что в силу ст. 313 ТК РФ помимо надбавок, предусмотренных федеральным законодательством, для лиц, проживающих в РКС и приравненных к ним местностях, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей) могут быть установлены дополнительные гарантии и компенсации. В частности, работодатель может по собственной инициативе для своих сотрудников установить путем принятия локального акта (приказа, распоряжения) более льготный (в отличие от положений федерального законодательства или законодательства субъекта РФ) порядок начисления надбавки и (или) более высокий ее размер.
Юлия Горовенко,
аудитор ООО «Траст Аудит»

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2006 г. N ГКПИ06-823

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим подпункта «г» пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2,

установил:

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта «г» пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 (далее — Инструкция).
В заявлении указано, что оспариваемое предписание Инструкции не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и нарушает конституционное право К. на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.
В судебное заседание заявитель не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Черкасова М.С. заявление К. не признала, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание Инструкции не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает права, свободы и законные интересы заявителя.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Чижикова Т.Ю. полагала, что требование заявителя является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., просившей требование заявителя удовлетворить, суд находит заявление К. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно статье 317 названного Кодекса лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 данного Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Подпунктом «г» пункта 27 Инструкции предусмотрено, что непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
Суд приходит к выводу, что указанное предписание Инструкции не соответствует вышеприведенным нормам Трудового кодекса Российской Федерации, из анализа которых следует, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на указанную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.
Оспоренное предписание Инструкции подменяет закрепленное в законе понятие «стаж работы» на «непрерывный стаж работы», что ограничивает право работника на вознаграждение за труд, снижает установленный на основании закона размер оплаты труда на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий расторжению трудового договора с работником за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Таким образом, фактически работник привлекается к не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что не соответствует статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
Не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований заявителя и положение пункта 1 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера», закрепляющее, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате названной категории лиц, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
В соответствии с правовой позицией Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596 по делу по заявлению М. об оспаривании в части пунктов 22 и 27 Инструкции, ранее установленное правовое регулирование, которое связывает размер процентной надбавки с причиной увольнения, а не со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах на основании части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения суд применяет непосредственно нормы федерального закона, которым оспариваемое предписание Инструкции противоречит.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2004 г., которым были признаны недействующими правовые предписания, сходные с оспариваемым по настоящему делу, вступило в законную силу с момента его оглашения, с этого же времени подлежит признанию недействующим и подпункт «г» пункта 27 Инструкции.
Руководствуясь статьями 194 — 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К. удовлетворить.
Признать не действующим с 23 декабря 2004 г. подпункт «г» пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: