Вахтовый метод надбавки

О новых условиях начисления и выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работ, производство работ вахтовым методом и полевых работ

О новых условиях начисления и выплаты надбавок
за подвижной и разъездной характер работ,
производство работ вахтовым методом и полевых работ

Гейц И.В.

Опубликовано в номере: Заработная плата №3 / 2005

Согласно положениям статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации, а также Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной или подвижной характер, служебными командировками не считаются. В связи с этим права на получение суточных, выплачиваемых за время служебных командировок, данные категории работников не имеют, хотя выполнение ими трудовых обязанностей предусматривает нахождение вне места дислокации организации.

Вместе с этим, учитывая особые условия выполнения трудовых обязанностей, указанным категориям работников выплачиваются надбавки взамен суточных. Такого рода дополнительные выплаты осуществляются также в следующих случаях:

  • при направлении работников для выполнения монтажных работ в другие населенные пункты;
  • при подвижном и разъездном характере работы;
  • при вахтовом методе работы.

При осуществлении работ на объектах в полевых условиях, а также в ряде иных случаев, работникам выплачивается полевое довольствие.

До недавнего времени осуществление данных выплат, а также их размеры были установлены Постановлением Минтруда России от 29 июня 1994 года № 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации» (в редакции постановления Минтруда России от 15 июня 1995 года № 31, далее по тексту — постановление Минтруда России № 51).

Постановлением Минтруда России от 26 апреля 2004 г. № 60 указанное постановление признано утратившим силу, в связи с чем в практической деятельности организаций возникают многочисленные вопросы о порядке производства соответствующих выплат.

Следует заметить, что признание утратившим силу постановления Минтруда России от 29 июня 1994 г. № 51 не является основанием для отказа работодателя от выплаты работникам соответствующих надбавок и компенсаций, предусмотренных федеральным законодательством, положениями отраслевых соглашений, коллективных договоров, а также иных локальных нормативных актов, принятых на уровне организации.

В связи с отменой постановления Минтруда России № 51 прежде всего возникла необходимость законодательного урегулирования вопроса осуществления выплат в пользу работников. В части отдельных выплат это уже произведено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. № 51 (опубликовано во вкладке «Документы и комментарии» данного номера журнала) определены размеры выплачиваемой взамен суточных надбавки за вахтовый метод работыработникам организаций, финансируемых из федерального бюджета. Надбавка выплачивается за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работ и обратно в следующих размерах:

  • в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — 75 процентов тарифной ставки (оклада);
  • в районах Сибири и Дальнего Востока — 50 процентов тарифной ставки (оклада);
  • в остальных районах — 30 процентов тарифной ставки (оклада).

В указанных размерах надбавка выплачивается с 1 января 2005 года.

При этом размер надбавки не должен превышать размер установленной нормы расходов на выплату суточных, предусмотренных работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, за каждый день их нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» размер суточных установлен на уровне 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке. Именно указанную сумму и не должна превышать выплачиваемая работникам бюджетных учреждений надбавка за вахтовый метод работы.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. № 51, исчисление надбавки за месяц производится путем деления месячной тарифной ставки (оклада) работника на количество календарных дней соответствующего месяца и умножения на сумму календарных дней пребывания работника в местах производства работ в период вахты и фактических дней его нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно в этом месяце и на установленный размер надбавки.

Пример 1

Работник структурного подразделения бюджетного учреждения в марте 2005 г. 12 календарных дней (с учетом нахождения в пути) выполнял трудовые обязанности на отдаленном объекте на условиях вахтового метода работ.

Тарифная ставка работника составляет 1212 рублей в месяц, размер надбавки за вахтовый метод выполнения работ согласно приказу руководителя учреждения — 50 процентов.

Сумма надбавки за месяц составит 234 руб. 58 коп. (1212 руб. / 31 календарный день в марте х 12 календарных дней пребывания на объекте и в пути к месту нахождения объекта и обратно х 50 %).

Ограничение выплачиваемой надбавки размером суточных при служебных командировках на территории Российской Федерации — 1200 руб. (12 календарных дней пребывания на объекте х 100 руб., где 100 руб. — размер суточных за каждый день нахождения в служебной командировке).

Необходимо учитывать, что при выплате надбавки полевое довольствие не выплачивается, а сама надбавка за вахтовый метод работы начисляется без применения районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При всем этом постановление Правительства Российской Федерации № 51 касается только лишь бюджетных учреждений.

В иных организациях условия, на которых может устанавливаться и выплачиваться надбавка за вахтовый метод работы, определены в статье 302 ТК РФ, применяемой с 1 января 2005 года в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В свою очередь, работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых работодателем. Учитывая же нормы статьи 135 ТК РФ, решение о размерах и порядке выплаты надбавки работодателю следует принять с учетом мнения представительного органа работников, и закрепить его в коллективном договоре, заключенных с работниками индивидуальных трудовых договорах и (или) положении по оплате труда (ином другом локальном нормативном акте). Только при соблюдении указанных рекомендаций надбавка будет считаться установленной в соответствии с действующим трудовым законодательством, что, в свою очередь, позволит учитывать расходы по ней в целях налогообложения по налогу на прибыль.

При подготовке проекта и утверждении локального нормативного акта об исчислении сумм надбавок за вахтовый метод работы, расчет суммы надбавки рекомендуется установить исходя из тарифной ставки (должностного оклада) работника и размера надбавки (в процентах), фактических дней нахождения на объекте и в пути следования, а также от количества календарных дней в соответствующем месяце. Сумму же надбавки рекомендуется определять путем деления месячной тарифной ставки (оклада) работника на количество календарных дней соответствующего месяца и умножения полученного значения на количество календарных дней нахождения работника на объекте работ, а также в пути от места расположения организации (пункта сбора) до места выполнения работ и обратно.

При исчислении сумм надбавки следует также применять установленный в организации в соответствии со статьей 168 ТК РФ размер суточных. В противном случае своего прямого предназначения (компенсировать выполнение трудовых обязанностей вне места жительства) надбавка выполнять не будет. Кроме того, в статье 302 ТК РФ напрямую указано, что надбавка за вахтовый метод работы устанавливается взамен суточных.

Пример 2

Согласно коллективному договору, заключенному между администрацией организации и трудовым коллективом, работникам за каждый день пребывания в местах производства работ, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения организации до места выполнения работ и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в размере 45 процентов тарифной ставки (должностного оклада) работника, но не более размера суточных при служебных командировках, установленного в организации.

Один из работников организации в марте 2005 г. находился на объекте, на котором работы осуществляются на условиях вахтового режима, 20 календарных дней. Тарифная ставка работника составляет 5000 руб. в месяц.

Установленный в организации размер суточных при служебных командировках составляет 150 руб. в день.

Размер причитающейся к выплате за март надбавки за вахтовый метод работы составит 1451 руб. 61 коп.:

·         сумма надбавки из расчета тарифной ставки — 1451 руб. 61 коп. (5000 руб. / 31 календарный день в марте х 20 календарных дней нахождения на объекте х 45%);

·         ограничения суммы выплачиваемой надбавки размером суточных — 3000 руб. (20 календарных дней нахождения на объекте х 150 руб.).

При определении размеров выплачиваемой надбавки за вахтовый метод работы организациям следует учитывать также положения действующих внутриведомственных нормативных актов, а также отраслевых (профессиональных) соглашений.

Следует также учитывать, что в соответствии со статьей 302 ТК РФ работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в соответствующих местностях.

При этом в стаж работы, дающий право на получение льгот и компенсаций, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками сменности, а работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы, на территориях которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, эти коэффициенты начисляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В части надбавок за подвижной и разъездной характер работы ситуация несколько сложнее, и для решения вопроса, связанного с их выплатой в настоящее время, следует обратиться к положениям статьи 135 ТК РФ, согласно которой системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются:

  • работникам организаций, финансируемых из бюджета, — соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
  • работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) — законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
  • работникам других организаций — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Таким образом, если рассматривать бюджетные учреждения, то возможность производства тех или иных выплат в пользу работников за счет выделяемых бюджетных ассигнований в обязательном порядке должна быть установлена положениями соответствующих нормативных правовых актов, и при этом положения коллективных договоров или трудовых договоров для обоснования выплаты приняты быть не могут.

Коммерческие и иные организации в силу положений статьи 135 ТК РФ вправе самостоятельно регулировать условия и размеры осуществляемых в пользу физических лиц выплат. Однако в любом случае встает вопрос об источнике оплаты соответствующих расходов, и в этом случае также свое решающее значение имеют положения тех или иных нормативных правовых актов, которые бы подтвердили необходимость и экономическую целесообразность расходов организации, что в силу положений статьи 252 НК РФ является одним из оснований для их принятия в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Так как в большинстве своем условия и размеры производимых выплат базировались именно на постановлении Минтруда России № 51, то с его отменой в части осуществления выплат за подвижной и разъездной характер работы образован некий «правовой вакуум». Имеется ли выход из создавшегося положения? Как представляется, да.

Бюджетные учреждения в большинстве своем расходы по заработной плате в пользу физических лиц осуществляют в соответствии с внутриведомственными нормативными актами, которые в том числе содержат условия о выплате надбавок на разъездной и подвижной характер работы, а также иных надбавок, которые были предусмотрены в постановлении Минтруда России № 51.

Если указанные внутриведомственные акты отсутствуют, учреждениям рекомендуется по согласованию со своим вышестоящим довольствующим финансовым органом, а также территориальными органами федерального казначейства решить вопрос, связанный с оплатой соответствующих расходов. При этом могут быть учтены положения нормативных правовых актов, на которые будет обращено внимание ниже.

Коммерческие организации при определении размеров выплат и условий их производства должны ориентироваться на положения действующих в настоящее время нормативных актов, а также мнение соответствующих территориальных налоговых органов.

Нормы о размерах и порядке осуществления выплат за разъездной и подвижной характер работы можно найти, в частности, в следующих руководящих документах:

Постановлении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 июня 1989 г. № 169/10-87 «Об утверждении Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве»;

Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР»;

Отраслевых соглашениях, которые согласно статье 45 ТК РФ также являются нормативными правовыми актами, регулирующими трудовое законодательство, и которые проходят в установленном порядке уведомительную регистрацию в Минтруде России.

Среди Отраслевых соглашений, содержащих условия о порядке производства выплат за разъездной и подвижной характер работы, в настоящее время можно выделить следующие:

Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации с 01.01.2005 по 31.12.2007, которое прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России 26 мая 2004 г., № 2685-ВЯ;

Отраслевое тарифное соглашение по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту на 2004—2006 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России 9 сентября 2003 г., № 7040-ВЯ;

Отраслевое соглашение по речному транспорту на 2002—2004 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России 10 октября 2002 г., № 6807-ВЯ;

Отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2002—2004 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России 17 апреля 2002 г., № 2283-ВЯ;

Отраслевое тарифное соглашение по автомобильному транспорту на 2002 — 2004 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России 22 марта 2002 г., № 1641-ВЯ;

Отраслевое тарифное соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2002 — 2004 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России 15 марта 2002 г., № 1471-ВЯ.

Отдельные из приведенных отраслевых соглашений содержат также условия о выплате работникам надбавки за выполнение вне места нахождения организации монтажных, наладочных и строительных работ. На возможность производства данных выплат указывает также пункт 20 Инструкции о служебных командировках (Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62).

Таким образом, основания для установления надбавок за подвижной, разъездной характер работы, за выполнение вне места нахождения организации монтажных, наладочных и строительных работ, фактически имеются. При подготовке же соответствующих локальных нормативных актов в обязательном порядке должны быть учтены вышеприведенные требования статьи 135 ТК РФ.

Выплата полевого довольствия в настоящее время установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», а также рядом других нормативных правовых актов, среди которых можно выделить:

Постановление Минтруда России от 15 июля 1994 г. № 56 «Об утверждении Положения о выплате полевого довольствия работникам геологоразведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятых на топографо-геодезических работах»;

Постановление Минтруда России от 30 марта 1995 г. № 18 «О распространении на работников старательских артелей, акционерных обществ, малых предприятий и товариществ с ограниченной ответственностью выплаты полевого довольствия»;

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 10 августа 1987 г. № 475/23-78 «О выплате надбавки к заработной плате работников геологоразведочных организаций (предприятий)».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. № 93 ежедневное полевое довольствие выплачивается работникам геологоразведочных и топографо-геодезических организаций, выполняющим геологоразведочные и топографо-геодезические работы на территории Российской Федерации, работникам лесоустроительных организаций, а также работникам старательских артелей и других коммерческих организаций, занятым на разработке россыпных и небольших рудных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней со сроком отработки до 7 лет, эксплуатируемых в полевых условиях:

  • за работу на объектах полевых работ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, — в размере 200 рублей;
  • за работу на объектах полевых работ, расположенных в других районах, — в размере 150 рублей;
  • за работу на базах геологоразведочных организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, — в размере 75 рублей;
  • за работу на базах геологоразведочных организаций, расположенных в других районах, — в размере 50 рублей.

Однако постановление Минтруда России № 51 содержало в том числе и условия о порядке выплаты полевых денег в пользу работников отдельных бюджетных учреждений, и в этой части полноценной замены (за исключением отдельных внутриведомственных нормативных актов) пока что не имеется.

Таким образом, в условиях отмены постановления Минтруда России № 51 как бюджетным, так и иным организациям необходимо законодательно с применением приведенных выше нормативных актов обосновать возможность продолжать выплачивать в пользу своих работников соответствующие надбавки взамен суточных. Если это сделать не представляется возможным, бюджетным учреждениям следует согласовать производство расходов на выплату надбавок с довольствующими органами и органами федерального казначейства, а коммерческим организациям следует закрепить условия и размеры выплат в своих локальных нормативных актах (коллективный договор, индивидуальные трудовые договоры), имея при этом ввиду точку зрения относительно источника финансирования расходов территориальных налоговых органов.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: