ИНФОРМАЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ,

 

ИНФОРМАЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ,

высказанными участниками V-й отчетно-выборной профсоюзной конференции первичной профсоюзной организации РОСПРОФЖЕЛ на Восточно-Сибирской железной дороге – структурного подразделения первичной профсоюзной организации ОАО «Российские железные дороги»

 

г. Иркутск                                                                                                  19 августа 2015 г.

 

  1. Золоторева Е.М. — председатель ППО РОСПРОФЖЕЛ Слюдянской дистанции пути – СП ВС ДИ – СП ЦДИ –  филиала ОАО «РЖД»

 

1.1. В июле 2015 г. с учетом выплаты за преданность компании и премии допущен  перерасход  фонда оплаты труда в сумме 1 200 тыс. рублей. Подобная ситуация возникает ежемесячно. Составляются мероприятия по восполнению перерасхода фонда оплаты труда, которые подводят к тому, что работники берут дни без сохранения заработной платы. Но главный парадокс, чем лучше сработает коллектив, тем больше перерасход фонда оплаты труда, который почему то планируется по прошлому году с учетом индексации, и без учета экономических и технических изменений сегодняшнего дня. Такой подход к данному вопросу подрывает престиж компании и снижает мотивацию железнодорожника работать лучше.

 

Ответственный: ДИ, П

 

Ответ дан: Журавлевой А.Н. заместителем начальника отдела службы пути  Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры

 

Плановый ФОТ Слюдянской дистанции пути на июль месяц доведен с учетом роста среднемесячной заработной платы на уровне доведенном службе пути, при этом качественный показатель — балловая оценка состояния пути  по Слюдянской дистанции пути за 2 квартал 2015 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не улучшен: при плане 42 балла выполнение составило 39 баллов, за аналогичный период 2014 года при плане 44 балла, выполнение составляло так же 39 баллов. Балловая оценка улучшена только в июле 2015. При этом в апреле и мае т.г. балловая оценка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года была ухудшена, но несмотря на это, дистанцией пути также был допущен перерасход ФОТ. В августе месяце Слюдянской дистанции пути доведен дополнительный ФОТ – 1 494 тыс.руб.

Объем работ за 7 месяцев 2015 года – 13 985,4 млн.тнкм брутто, в 2014 году – 14 277,5  млн.тнкм брутто, снижение – 2%. При этом контингент, наоборот, доведен с ростом 1,8%: в 2014 году – 470 чел, в 2015 году – 478 чел., что является фактором, существенно сказывающемся на выполнении целевых параметров по фонду оплаты труда.

 

 

 

 

1.2. Беспокоят ограничения в финансировании на оздоровление членов семей работников.

Ответственный: ДИ, П

 

Ответ дан: Крещенко И.А. начальник службы управления персоналом Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры

 

Службой управления персоналом проведен анализ по количеству членов семьи, желающих оздоровиться в пансионатах и санаториях-профилакториях дорожного подчинения. Подготовлено обращение в  Центральную дирекцию инфраструктуры № 0807/443  от 18.07.2015г. и Дирекцию социальной сферы № 0807/445 от 23.07.2015г. В настоящее время Центральной дирекцией инфраструктуры откорректирован бюджет в сторону увеличения по оздоровлению членов семьи в пансионатах и санаториях-профилакториях дорожного подчинения и годовой бюджет по оздоровлению членов семьи на 2015 год составляет 5 612 тыс.рублей. Все заявки на оздоровление работников, членов семей и неработающих пенсионеров дирекции инфраструктуры выполняются в полном объеме.

 

  1. Жуйков С.В. – заместитель председателя, руководитель Иркутского филиала Дорпрофжел на ВСЖД – филиала ОАО «РЖД»

 

2.1. Реформирование в компании ОАО «РЖД» привело к изменению организационной структуры первичной профсоюзной организации РОСПРОФЖЕЛ на Восточно-Сибирской железной дороге. В ходе  отчетно-выборной компании 2015 г. в составе координационного совета узла Черемхово, не осталось ни одного освобожденного председателя, что затрудняет работу узла. Просим рассмотреть вопрос о создании объединенных ППО или укрупнить первичные профсоюзные организации связанные единым производственным процессом.

 

Ответственный: Президиум ППО РОСПРОФЖЕЛ на ВСЖД –

СП ППО ОАО «РЖД»

 

Ответ дан

 

  1. Цыплаков И.В. – председатель ППО управления ВСЖД – филиала ОАО «РЖД», руководитель Иркутского регионального отдела Дорпрофжел на ВСЖД – филиала ОАО «РЖД»

 

3.1. Вопрос по ценообразованию на объектах ДСС. При сравнительном анализе цен объектов ДСС и других спортивных учреждений, стоимость одного посещения занятий на объекте ДСС, другие спортивные учреждения (с более современной базой тренажеров) предлагают за ту же стоимость от 8 до 12 посещений.

 

Ответственный: ДСС

 

Ответ дан: Чиликиной Э.О. начальником Дирекции социальной сферы Восточно-Сибирской железной дороги

 

Стоимость услуг, предоставляемых на объектах Дирекции социальной сферы Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», устанавливается с учетом уровня цен, предоставляемых сторонними объектами спорта Иркутской области и Республики Бурятия, а также с учетом целевых бюджетных параметров, установленных Департаментом социального развития ОАО «РЖД».

 

  1. Давыдов В.А. – заместитель председателя, руководитель Улан-Удэнского филиала Дорпрофжел на ВСЖД – филиала ОАО «РЖД»

 

4.1. Наполняемость санатория-профилактория «Солнечный» составляет менее 50 % . Одной из основных причин является резкое снижение средств на реабилитацию локомотивных бригад, и малый объем оказываемых услуг.

Ответственный: ДСС, Т

 

Ответ дан: Чемодановым А.А. заместителем начальника Восточно-Сибирской дирекции тяги

 

За 8 месяцев 2015 г. в санатории-профилактории «Солнечный» было оздоровлено185 работников эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ на общую сумма 3 181 тыс. рублей. По итогам сложившейся экономии денежных средств на путевки дорожного подчинения в адрес всех эксплуатационных локомотивных депо была направлена телеграмма заместителя начальника дирекции по экономике и финансам Восточно-Сибирской дирекции тяги № 13 от 01.09.2015 г. Данной телеграммой, в частности, для эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ выделен план на освоение денежных средств с учетом экономии за предыдущий период  в размере 1 608 тыс. рублей. Ответственность за своевременное выполнение указанного телеграфного указания возложена на экономический и кадровый сектора эксплуатационных локомотивных депо.

 

Ответ дан: Ростовцевым А.В. заместителем начальника Дирекции социальной сферы Восточно-Сибирской железной дороги

 

Санаторий-профилакторий «Солнечный» осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность по следующим видам услуг – диетология, физиотерапия, терапия, стоматологи, медицинский массаж, лечебная физкультура, сестринское дело.

Обновление медицинского оборудования для санаторного комплекса филиала предусмотрено среднесрочной инвестиционной программой 2015-2018 г.г.

 

 

Критические замечания и предложения поступившие в записках от участников V отчетно-выборной профсоюзной конференции первичной профсоюзной организации РОСПРОФЖЕЛ на Восточно-Сибирской железной дороге – структурного подразделения первичной профсоюзной организации ОАО «Российские железные дороги»

 

  1. Пикалов А.М. — председатель ППО РОСПРОФЖЕЛ Эксплуатационного локомотивного депо Северобайкальск ВС Т – СП ДТ –  филиала ОАО «РЖД»

 

  • Нет разъяснения по применению п. 4.2.1 Коллективного договора (профотбор у психолога по 8 обследований за год)

 

Ответственный: Т, Дпроф отдел социально-экономической защиты

 

Ответ дан: Чемодановым А.А. заместителем начальника Восточно-Сибирской дирекции тяги

 

Особенности возмещения работникам расходов, связанных с прохождением обязательных предварительных (при поступлении на работы) и периодических медицинских осмотров (обследований), психиатрического освидетельствования и психофизиологического освидетельствования в рабочее и нерабочее время отражены в Правилах внутреннего трудового распорядка каждого эксплуатационного локомотивного депо, в соответствии с типовым порядком, принятым в Компании с учетом мотивированного мнения выборного органа  Профсоюза в пределах выделенных бюджетных средств.

 

  • Предложение дополнить в условия страхования локомотивных бригад: «Приостанавливать страховку на время обучения в Дортехшколе»

 

Ответственный: Т, ЖАСО-Лайф

 

Ответ дан: Чемодановым А.А. заместителем начальника Восточно-Сибирской дирекции тяги

 

На основании Правил страхования жизни работников железнодорожного транспорта ООО «ЖАСО-Лайф» разработана Программа страхования жизни работников железнодорожного транспорта, утвержденная Генеральным директором ООО «ЖАСО-Лайф»  Лисовским В.В. данная программа является действующей и содержит в себе утвержденные нормы страхования. Так, страхователем является участник Программы, дееспособное физическое лицо, заключившее Договор страхования со Страховщиком, работник Холдинга ОАО «РЖД», который подлежит медицинскому освидетельствованию на профессиональную пригодность по профессии. Какой-либо градации страхователей в пределах указанной Программы на определенные категории, в частности, на работников, проходящих обучение, не предусмотрено.

Учитывая социальную значимость страхования жизни и трудоспособности работников во всех структурных подразделениях Восточно-Сибирской дирекции тяги, руководителями ТЧЭ совместно с представителями страховой компании активизирована разъяснительная работа по страхованию о преимуществе и выгоде возмещения средств в результате наступления страхового случая путем заключения договора добровольного страхования. Данная работа проводится при выездах на линии и на собраниях трудовых коллективов.

 

  • Нет разъяснения по п. 3.2.21 Коллективного договора «О поощрении наставничества»

 

Ответственный: Т, Дпроф отдел социально-экономической защиты

 

Ответ дан: Чемодановым А.А. заместителем начальника Восточно-Сибирской дирекции тяги

 

По  вопросам  развития и поощрения наставничества руководствоваться п. 7.7. Положения «Об особенностях оплаты труда работников Восточно-Сибирской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного приказом 276/Т от 30.07.2013 г. Согласно данному Положению наставникам производится выплата единовременного денежного вознаграждения в размере от 0,5 должностного оклада (месячной тарифной ставки) при осуществлении наставничества в отношении 1-2 стажеров общей продолжительностью до 6 месяцев и до 1 должностного оклада при наставничестве в отношении 1-2 стажеров общей продолжительностью более 6 месяцев. Выплата производится по результатам утверждения отчетов наставника и стажера о выполнении плана стажировки.

Абзацем 6 п. 3 Порядка выделения денежных средств в распоряжение начальников региональных дирекций и начальников эксплуатационных локомотивных депо, утвержденных приказом Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» лт 29.07.2014 г. №ЦТ-46, предусмотрено единовременное поощрение на одного работника от 2000 до 4000 рублей, в том числе за качественную обкатку помощников машиниста машинистами локомотивов (наставничество).

 

  • Переотдых локомотивных бригад в пунктах оборота составляет от 16 до 23 часов, в то время, когда есть дефицит локомотивных бригад. Книга замечаний вся исписана данным вопросом.

 

Ответственный: Т, Д

 

Ответ дан: Чемодановым А.А. заместителем начальника Восточно-Сибирской дирекции тяги

 

По итогам работы за 8 месяцев часы переотдыха более 100% рабочего времени составили 232 029 часов против 180 011 часов или увеличены к уровню прошлого года на + 28,9% (+52,0 тысяч часов).

Максимальное количество часов переотдыха допущено в локомотивном депо Нижнеудинск 54 432 часа или 23,5% от всех часов переотдыха на дороге, а также в депо Улан-Удэ 37 451 час или 16,1% от дорожного показателя. Данные депо обслуживают удлиненные плечи, где приоритет отдан часам переотдыха и стыковые участки Нижнеудинск-Иланская и  Улан-Удэ-Хилок, где ответственность за качество использования рабочего времени локомотивных бригад возложено на диспетчерский аппарат ЦУТР ВП. Значительный рост часов переотдыха к уровню прошлого года допущен в грузовом виде движения + 56,5 тыс. часов (+47,3%). Всего среди бригад грузового движения допущено максимальное количество часов переотдыха 175 952 часа против 119 472 часов при  снижении  часов  следования  бригад пассажиром в грузовом движении на -52,0 тыс. часов (-18,9%), времени в пути следования на – 36,2тыс. часов (-10%) и часов простоя в ожидании следования пассажиром на 12 901 час (-100%). Среднее время в пути в 2015 году составило 8 часов 2 минуты против 8 часов 26 минут в 2014 году (снижение на – 24 минуты). Среднее время нахождения в пункте оборота составило 7 часов 52 минуты против 7 часов 45 минут (увеличение на 7 минут), что привело к росту часов переотдыха.

Причинами роста часов переотдыха являются отказы технических средств, приоритет часов переотдыха перед часами следования бригад пассажиром на большинстве участков обслуживания и для выполнения установленного задания по снижению часов следования бригад пассажиром и уменьшения непроизводительных потерь рабочего времени (часы переотдыха в непроизводительные потери не включаются и не оплачиваются), проведение работ по ремонту инфраструктуры в створе.

 

Ответ дан: Тимофеевым В.Н. – и.о. начальника Восточно-Сибирской дирекции управления движением

 

  1. В сентябре 2015 года рост часов переотдыха допущен в депо Северобайкальск +1409 часов до станции Лена из-за снятия ниток при проведении окон Лена-Восточная – Чудничный и по станции Новый Уоян из-за проведения работ по ремонту инфраструктуры на участке Дзелинда – Кирон на однопутных участках с перерывом в движении 12 часов и отсутствием пассажирских поездов для отправления бригад пассажиром.

Кроме того, отрицательное влияние на увеличение часов переотдыха оказывают отказы технических средств. Согласно приказа «О нормах времени непрерывной продолжительности  работы  локомотивных бригад на график движения поездов» начальника Дирекции тяги Е.В. Ларина от 19 мая 2015 г. №  ВСибТ-200 для депо Северобайкальск на участке Северобайкальск-Лена установлен приоритет часов переодыха перед часами следования бригад пассажиром, для выполнения установленного задания по снижению часов следования бригад пассажиром и уменьшения непроизводительных потерь рабочего времени (часы переотдыха в непроизводительные потери не включаются и не оплачиваются).

  1. в дирекции управления движением установлен порядок еженедельного по вторникам селекторного совещания для заслушивания ДС по случаям нерационального использования локомотивных бригад и принимаемым мерам по их исключению.
  2. 29 сентября 2015 г. в Дирекции движения проведено тематическое селекторное совещание с руководителями ДЦС, станций, эксплуатационных локомотивных депо по рациональному использованию локомотивных бригад с принятием решений.
  3. Всем начальникам районов управления Диспетчерского центра управления перевозками установлен личный контроль за соблюдением режима труда и отдыха локомотивных бригад.
  4. По итогам сентября 2015 г. в дирекции привлечены к ответственности поездной диспетчер Козлова Л.А. – 25 % протокол № 559пр, поездной диспетчер Каюков Л.А. – 25 % протокол № 551пр, локомотивный диспетчер Курикалов В.А. – 50 % протокол № 558пр.

Так же, согласно премиального положения, за наличие случаев переотдыха в сентябре 2015 г. локомотивным диспетчерам Северобайкальского района премиальное вознаграждение не начисляется.

 

  1. Змановский А.В. – председатель ППО РОСПРОФЖЕЛ Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин – СП ВС ДИ – СП ЦДИ — филиала ОАО «РЖД»

 

  • При выполнении ремонтно-путевых работ работникам ДПМ оплачивают разъездной характер работы с отдыхом в вагонах сопровождения. По факту эта работа турным методом. Как узаконить турный метод? Ведь это обеспечение питанием, и доплата за круглосуточное нахождение вне дома.

 

Ответственный: ДИ, ДПМ

 

Ответ дан: ДИНОТ, ДПМ

 

Одной из разновидностей суммированного учета рабочего времени является потурный учет рабочего времени.  Потурный учет рабочего времени используется для работников, постоянная работа которых протекает в пути (поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных поездов и секций, служебных и багажных вагонов и пр.), при общей продолжительности поездки в оба конца трое и более суток. Данный вид учета рабочего времени вводится при  равномерной загрузке  работников и нормального чередования поездок и времени отдыха локальными нормативными актами структурного подразделения (приказами, Правилами внутреннего трудового распорядка). При этом выплачивается надбавка работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути следования или имеет разъездной характер.

 

  1. Новолодский В.Т. — председатель ППО РОСПРОФЖЕЛ Северобайкальской дистанции пути по обслуживанию тоннелей – СП ВС ДИ – СП ЦДИ –  филиала ОАО «РЖД»

 

  • Есть ли возможность у РФСО Локомотив заключить договора со спортивными объектами не относящиеся к дирекции социальной сферы для занятий физкультурой и спортом работниками ОАО «РЖД», членами профсоюза?

Ответственный: РФСО Локомотив, ДСС

 

Ответ дан: Кондратьевым П.А. руководителем Иркутского ОП ОО

РФСО «Локомотив»

 

Согласно Распоряжения «Об утверждении порядка взаимодействия сторон, участвующих в реализации программы частичной компенсации затрат на занятия работниками ОАО «РЖД» физической культурой и спортом» вице-президента ОАО «РЖД» Д.С. Шаханова от 2 июня 2014 г. № 1341р и телеграммы вице-президента ОАО «РЖД» Д.С. Шаханова от 11 февраля 2015 г. № ИСХ-1986 возможность заключать договора со спортивными объектами не относящихся к дирекции социальной сферы для занятия физической культурой и спортом работниками ОАО «РЖД» есть. В настоящее время такая работа Иркутским ОП ОО РФСО «Локомотив» проводится.

 

  1. Зайдулин А.Р. — председатель ППО РОСПРОФЖЕЛ Коршуниха-Ангарской дистанции сигнализации, централизации и блокировки – СП ВС ДИ – СП ЦДИ –  филиала ОАО «РЖД»,

Большедворский Ю.С. — председатель ППО РОСПРОФЖЕЛ Коршуниха-Ангарской дистанции электроснабжения– СП ВС ДИ – СП ЦДИ –  филиала ОАО «РЖД»

 

  • Работники Коршуниха-Ангарского узла не довольны сервисом офиса ВТБ-24, большие очереди, отсутствие кресел в зале ожидания.

 

Ответственный: НЗК, ВТБ-24

 

Ответ дан: Татарниковой Л.А. начальником службы управления персоналом Восточно-Сибирской железной дороги

 

Службой управления персоналом Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в адрес управляющего РОО «Братский» ВТБ21 (ПАО) был направлен запрос о принимаемых мерах по устранению замечаний.

Ответ дан управляющим РОО «Братский» филиал № 5440 Банка ВТБ24(ПАО) Д.В. Степаняк:

В рамках оптимизации штатной численности 21.07.2015 г. было принято решение о сокращении одной из двух единиц специалистов, рабочее место которых размещалось в г. Железногорск-Илимский.

В целях улучшения качества сервиса для сотрудников ВСЖД, обслуживающихся у сотрудника Банка на ст. Коршуниха-Ангарская. Принято решение организовать работу дополнительного сотрудника по следующему графику:

еженедельно по средам с 12:00 ч. до 17:00 ч.

До конца сентября 201 5года будут закуплены дополнительные стулья и установлены в коридоре перед входом в кабинет сотрудника Банка в здании технической конторы станции Коршуниха-Ангарская. Надеемся на Ваше понимание и дальнейшее сотрудничество.

 

  1. Зайдулин А.Р. — председатель ППО РОСПРОФЖЕЛ Коршуниха-Ангарской дистанции сигнализации, централизации и блокировки – СП ВС ДИ – СП ЦДИ –  филиала ОАО «РЖД»,

Большедворский Ю.С. — председатель ППО РОСПРОФЖЕЛ Коршуниха-Ангарской дистанции электроснабжения– СП ВС ДИ – СП ЦДИ –  филиала ОАО «РЖД»,

Даутова Т.О. – председатель ППО РОСПРОФЖЕЛ Коршуниха-Ангарской дистанции пути – СП ВС ДИ – СП ЦДИ –  филиала ОАО «РЖД»

 

  • В очередной раз просим рассмотреть возможность организации ставки спортивного инструктора по Коршуниха-Ангарскому узлу.

 

Ответственный: ДСС, РФСО «Локомотив»

 

Ответ дан: Чиликиной Э.О. начальником Дирекции социальной сферы Восточно-Сибирской железной дороги

 

В связи с проводимыми мероприятиями по оптимизации непрофильных активов компании, в том числе и спортивных объектов, восстановление ставки инструктора по физической культуре и спорту на станции Коршуниха-Ангарская, где спортивные объекты ОАО «РЖД» отсутствуют, не представляется возможным.

Вместе с тем, организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в таких населенных пунктах может быть обеспечена за счет работников, привлекаемых РФСО «Локомотив» для реализации клубных карт с последующей компенсацией затрат работников на эти цели.

 

Ответ дан: Кондратьевым П.А. руководителем Иркутского ОП ОО

РФСО «Локомотив»

 

Для организации ставок спортивного инструктора на Коршуниха-Ангарском и других узлах, необходимо финансирование, которого у Иркутского ОП ОО РФСО «Локомотив» нет. Этот вопрос необходимо решать совместно с ОАО «РЖД», ЦК РОСПРОФЖЕЛ, РФСО «Локомотив».

 

  1. Зайдулин А.Р. — председатель ППО РОСПРОФЖЕЛ Коршуниха-Ангарской дистанции сигнализации, централизации и блокировки – СП ВС ДИ – СП ЦДИ –  филиала ОАО «РЖД»

 

6.1. Почему при приобретении билетов по форме 6, 6Г и остановке по маршруту, приобретая билет далее, работники вынуждены доплачивать за плацкарт.

Ответственный: АХЦ сектор бесплатных перевозок

 

Ответ дан: Верещагиной Е.В. начальником сектора служебных билетов

 

В соответствии с Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2014-2016 г.г. п. 4.2.3. предоставляется Работникам, находящимся на их иждивении детям в возрасте до 18 лет, детям работников, погибших в результате несчастного случая на производстве, до досьтижения ими возраста 18 лет право бесплатного проезда по личным надобностям по разовому транспортному требованиюв купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий в направлении туда и обратно с правом одной остановки в пути следования.

На основании «Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» утвержденным приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 г. № 473:

VII. Остановка пассажира в пути следования при проезде в поезде дальнего следования:

  1. Пассажир имеет право при проезде в поезде дальнего следования делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на 10 суток.
  2. Для остановки в пути следования пассажир должен предъявить свой проездной документ (билет) в билетной кассе на станции остановки для проставления на нем отметки об остановке в течение 3 часов с момента прибытия на станцию поезда, с которым он следовал.
  3. При возобновлении поездки пассажир оплачивает стоимость плацкарты, иные платежи, возникающие при изменении условий проезда, и сбор за переоформление проездного документа (билета).

При оформлении проездных документов (билетов) для проезда пассажира в поезде или вагоне нижеоплачиваемой категории разница в стоимости билета не возвращается.

При отсутствии после остановки пассажира компостирования на проездном документе (билете) такой проездной документ (билет) считается недействительным.

  1. Пассажиры, имеющие право льготного или бесплатного проезда и следующие с пересадками, при желании сделать остановку в пункте пересадки должны в течение 24 часов с момента прибытия поезда на станцию проставить соответствующую отметку у перевозчика на проездном документе (билете), оформленном от первоначального пункта отправления.

 

 

 

20 апреля 2016г.

 

Исп. Шангареева Наталья Сергеевна, Дпроф.

Тел. 4-44-17

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: