Лекция прав. дор. по 110 летию. РОСПРОФЖЕЛ. История и современность.

РОСПРОФЖЕЛ. История и современность.

 

В помощь организаторам производственного обучения.

Студентам транспортных вузов и колледжей

 

ПРОФСОЮЗЫ (англ. Trade-Unions, нем. Gewerkvereine, фр. Syndicatsouvriers) – добровольные профессиональные объединения трудящихся, созданные с целью защиты экономических интересов работников (прежде всего, улучшения условий труда и повышения заработной платы).

 

НАЧАЛО ИСТОРИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

Указом Его Императорского Величества 21 мая 1836 года было утверждено Положение о строительстве первой в России железнодорожной линии от Петербурга до Павловска. Сооружение линии проводилось в порядке эксперимента с целью, как было написано в Положении, «испробовать, насколько наши климатические условия допускают вообще сооружение в России рельсовых путей».

К осени 1837 года первая очередь этой линии, протяженностью в 21 версту, была завершена, и 30  октября по старому стилю состоялось ее открытие. Так в России появилась первая железная дорога. Начался отсчет времени железнодорожного транспорта в России.

За годы интенсивного железнодорожного строительства и по мере ввода в эксплуатацию железных дорог растет и крепнет рабочий класс. Набирает силу рабочее движение против гнета предпринимателей, безжалостно эксплуатирующих труд рабочих. Так, например, продолжительность рабочего дня ремонтных рабочих колебалась от десяти до семнадцати часов. Не соблюдались элементарные требования охраны труда, техники безопасности. Жизнь подавляющего большинства из них проходила в переполненных бараках и казармах, где количество воздуха на человека порой не достигало 5 кубических метров. Заболевших рабочих администрация, как правило, увольняла.

Справка по зарубежным странам.

Вся жизнь бедняка сводилась к тяжелому труду без выходных, отпусков и больничных.

В начале 1800-х годов в Англии появились луддиты — бунтари, которые нападали на фабрики и крушили станки.

В 1840-х годах рабочие французских и английских фабрик работали по 14-15 часов, из которых на отдых выделялось по полчаса три раза за смену.

Рекорд продолжительности побил 20-часовой рабочий день на рубеже XVIII-XIX веков. Рабочие ели и спали прямо возле станков.

Благодаря дешевизне детской рабочей силы, к середине XIX века почти половина рабочих на фабриках Англии была младше 18 лет. Бывало, что дети начинали работать на рудниках с пяти-шести лет.

Впервые закон о 8-часовом рабочем дне и 48-часовой рабочей неделе для взрослых мужчин был принят в Австралии в 1856 году. В 1900 году рабочий день в США, Великобритании, Франции, Германии равнялся 10 часам, в Российской империи — 11,5 часам.

 

К концу 80-х годов XIX века наиболее крупный отряд рабочего класса представляли железнодорожники Центра и Северо-Запада России.  Их стихийные выступления с экономическими требованиями все чаще стали принимать политическую окраску. В 1895 г. на Московско-Казанской, Сибирской, Закавказской ж. д., в железнодорожных мастерских Минска и Москвы прошли крупные стачки.

Забастовки оказали влияние на рост рабочего движения, а  создаваемые на предприятиях рабочие кружки, стачкомы по существу стали прообразом будущего профсоюза.

 

 

НАЧАЛО XX ВЕКА, НАЧАЛО ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Несмотря на разгул произвола самодержавия, рабочее движение на железных дорогах России развивалось и укреплялось и к 1905 году приобрело конкретные формы борьбы за свои права. Создаваемые на дорогах организации рабочих и служащих настоятельно требовали объединения в единый железнодорожный союз.

Созванный 21-22 апреля 1905 года в Москве первый учредительный съезд   был представлен делегатами 11 железных дорог: Московско-Ярославско-Архангельской, Московско-Курской, Московско-Брестской, Московско-Казанской, Московско-Виндаво-Рыбинской, Московско-Киевско-Воронежской, Рязано-Уральской, Сибирской, Ташкентской и Юго-Западной.

Его участники четко обозначили цели и задачи: защиту материальных, правовых, культурных, служебных и духовных интересов и прав железнодорожников. Съезд высказался за создание Всероссийского союза железнодорожников как внепартийной и корпоративной организации. Это решение нашло отражение и в принятых съездом Платформе и Уставе.

Повышение заработной платы и ее выплата дважды в месяц, отмена сверхурочных работ и штрафов, недопущение грубости к рабочим со стороны администрации и другие требования составляли основное содержание деятельности созданного профсоюза.

Осень 1905 года была характерна массовыми выступлениями железнодорожников. Забастовочное движение распространялось по всей сети и парализовало работу транспорта. Принятый 17 октября 1905 года манифест, в котором царь обещал гражданские права и избрание законодательной Думы, приостановил забастовки. Воспользовавшись затишьем, правительство начало наступление на рабочее движение. Террор охватил все железные дороги. Каратели арестовывали и расстреливали участников забастовок; министерство путей сообщения разослало приказ о немедленном увольнении всех членов комитетов, бюро, делегатских собраний, и тех, на кого укажет жандармерия. За два месяца было уволено 15 тысяч железнодорожников. Обеспечить их защиту профсоюз был не в состоянии – Всероссийский железнодорожный союз ушел в подполье. Закрылась профсоюзная газета «Подъем». Арестовываются и предаются суду организаторы забастовок – активисты профсоюза…

Пройдя череду съездов, гонений и запретов в период 1905-1917 годов, наш профсоюз объединил всех железнодорожников, сплотил свои ряды и окреп. К началу 1917 года наибольшую активность приобретает профсоюзное движение железнодорожников в Петрограде, Сибири и на Дальнем Востоке.

 

 

РЕВОЛЮЦИОННОЕ ВРЕМЯ

 

Железнодорожники были активными участниками революции 1917 года. Позиция членов профсоюза и руководящих органов не всегда совпадали, поэтому очень часто шла смена как руководителей, так и названий высших органов: Викжель (июль 1917 г.), Викжедор (декабрь 1917 г.), Всепрофжель (декабрь 1917 г.), Цекпрофсож (февраль 1919 г.), Цектран (сентябрь 1920 г.).

26 октября 1917 г. Викжель своим постановлением взял на себя руководство Министерством путей сообщения и высказал отрицательное отношение к захвату власти одной партией.

21 февраля – 1 марта 1919 г. проходил Первый Всероссийский съезд железнодорожников, Председателем Бюро Цекпрофсожа был избран И.А. Пятницкий (Я.Э. Рудзутак, А.А. Андреев).

В годы гражданской войны с профсоюзом считались и красные, и белые. В обстановке голода и разрухи, когда вокзалы не отапливались, поезда шли переполненные беженцами, всюду орудовали банды и процветала анархия – профсоюз брался за налаживание работы магистралей, обеспечение железнодорожников продовольствием и заботился об их духовном развитии.

С 20-х годов вплоть до начала Великой Отечественной войны деятельность профсоюзов под влиянием партийных установок направляется на решение производственных вопросов. Их спектр широк: борьба за повышение производительности труда, развитие социалистического соревнования, подъем ударничества, ужесточение режима экономии и многое-многое другое. Но наш профсоюз и без установок влиял на производство, тесно увязывая его с социальной составляющей. Не случайно слово «первый» в те годы нередко ассоциировалось с железнодорожным транспортом.

Первый субботник родился в 1919 году на железнодорожном транспорте. Зачинателем его выступили работники локомотивного депо Москва-Сортировочная, а затем инициатива была подхвачена всей страной. Первой, не только на железнодорожном транспорте, но и в стране, была ударная бригада Николая Некрасова из мастерских Московско-Казанской железной дороги, которая благодаря продуманной организации труда значительно увеличила его производительность. Весть об этом быстро распространилась по стране. Ударничество становится массовым явлением. Это движение впоследствии проложило путь к социалистическому соревнованию.

 

ГОДЫ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК

 

Первый Генеральный коллективный договор, принятый в 1922 году ,  сыграл исключительно важную роль. Коллективные договора стали надежным гарантом защиты прав и интересов железнодорожников, прочно вошли в жизнь.

(отдельный материал по коллективным договорам)

 

В годы второй пятилетки в массовом движении за овладение новой техникой, в стремительном росте трудовой активности рождаются эффективные формы и методы ударного труда. 31 августа 1935 года шахтером  А.Стахановым было, положено начало стахановскому движению. На железнодорожном транспорте его подхватывает  машинист Петр Кривонос и другие (привести примеры по дорогам)

Большое внимание уделял профсоюз и физическому воспитанию железнодорожников и транспортных строителей. В 1936 году создается добровольное спортивное общество «Локомотив». Десятки тысяч железнодорожников занимаются физкультурой и спортом на стадионах, в спортивных залах, плавательных бассейнах и оздоровительных центрах. За эти годы воспитаны сотни мастеров спорта, а главное – укрепляется здоровье тружеников. В отрасли регулярно проводятся летние и зимние рабочие спартакиады. А команды профессионалов выступают в чемпионатах России по различным видам спорта.

2004 год стал для них поистине золотым годом – золотые медали завоевали футбольная и регбийная команды, волейбольный клуб «Локомотив-Белогорье». За все годы  почти 80 спортсменов-железнодорожников награждены олимпийскими медалями, и около половины из них – золотые. Гордостью спортивного движения являются фигуристы Белоусова и Протопопов, биатлонист Маматов, волейболистка Сарычева, велосипедист Екимов.

История железнодорожного транспорта середины 30-х годов хранит мрачные страницы. В эти годы страну охватили невиданные по масштабам репрессии, обрушившиеся и на железнодорожников. Царивший в то время произвол сталинского режима оборвал жизни многих из них. Отрасль лишилась замечательных, преданных делу людей, в числе которых было немало талантливых инженеров, опытных руководителей и организаторов железнодорожного транспорта, специалистов ведущих профессий. «Врагами народа» были объявлены многие председатели Центральных комитетов профсоюза железнодорожников. Изучая их автобиографии, невольно отмечаешь общность судеб: родились в разное время, умерли почти в один год. За свою короткую, но активную жизнь они успели многое сделать для становления и укрепления профсоюза.

 

 

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

 

Война нарушила трудовые планы советских людей, вынужденных перевести третью пятилетку на рельсы военного времени.

Поистине героическим был труд железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. С первых же дней профсоюз взял на себя задачу организации соревнования за скоростное продвижение воинских грузов: движение поездов к фронту и с фронта не прекращалось ни на минуту. Скажем, только во второй половине 1941 года железнодорожным транспортом было перебазировано на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию свыше 2600 промышленных предприятий и 18 миллионов рабочих, служащих и их семей, а на фронт перемещено 290 дивизий, 94 стрелковые бригады,  2 миллиона человек, мобилизованных в армию. Все годы войны профсоюзные организации оказывали моральную и материальную помощь семьям железнодорожников, чьи отцы, сыновья были призваны в армию, проводили сбор теплых вещей для фронтовиков, помогали работающим.

Десятки тысяч железнодорожников за беспримерный подвиг на фронте и в тылу были награждены орденами и медалями, 127 – удостоены звания Героя Социалистического труда, десятки – Героя Советского Союза. Маршал Георгий Константинович Жуков сказал, что «Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки стратегических грузов и людей во время войны, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Думаю, что роль и значение этой отрасли в нашей Победе практически еще далеко не полностью оценены по достоинству».

 

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ, 60-80 –Е ГОДЫ

 

Четвертая послевоенная пятилетка характерна восстановлением разрушенного войной народного хозяйства, и профсоюз в этом принимает активное участие. Отмечается небывалый рост числа передовиков, новаторов производства, опыт и методы  работы которых обобщаются и распространяются комитетами.

В начале 70-х годов деятельность профсоюзов полностью находилась под опекой партии и государства, и профсоюзные органы работали над выполнением их решений. Уделялось большое внимание производству и быту, развивалось наставничество, коммунистическое отношение к труду, отраслевое соревнование.

За это время транспортными строителями построено свыше 50 тысяч километров новых железнодорожных путей, электрифицировано 46 тысяч километров линий, сооружено около 600 километров линий метрополитенов, свыше 200 километров морских и речных причалов, более 50 тысяч километров автомобильных дорог. В новых экономических условиях Корпорация «Трансстрой» сумела сохранить лучшие традиции. Сложились прочные  отношения между хозяйственными руководителями и профсоюзными организациями на основе социального партнерства. Удалось выработать, а в период реформ —  сохранить  механизм социальной защиты работников через систему отраслевого тарифного соглашения и коллективных договоров.

Стороны осуществляют регулирование оплаты труда путем индексации базовой месячной тарифной ставки на уровне инфляции и даже выше.

Осуществляются социальные выплаты работникам, в отрасли действует фонд поддержки учебных заведений и негосударственный  пенсионный фонд «Трансстрой».

Величайшей стройкой XX века стало сооружение БАМа – Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. 8 июля 1974 года принимается постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». С первых дней строительства ЦК профсоюза первостепенное внимание уделяет работе профсоюзных организаций и хозяйственных органов по созданию нормальных бытовых условий для транспортных строителей. За счет средств профсоюза было приобретено большое количество утепленных палаток, теплой одежды и других видов оборудования бытового назначения. В первую зиму 1974 – 1975 годов удалось разместить большинство строителей в жилых автовагончиках и домах сборно-разборного типа. За четверть века на БАМе сооружено более 45 жилых поселков, сдано в эксплуатацию свыше 1,5 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, построена сеть торгово-бытовых центров. В 2014 году торжественно отмечено 40-летие БАМа, высоко оценена роль профсоюза в этой стройке века.

XXIII съезд профсоюза с удовлетворением отметил возросшую роль профсоюзных организаций в решении социальных задач. В десятой пятилетке, по сравнению с предыдущей, почти на 800 миллионов рублей вырос бюджет государственного страхования, за счет средств которого был осуществлен большой объем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, организации оздоровления и отдыха железнодорожников и транспортных строителей и членов их семей.

В 80-х годах активно ведется строительство жилья, объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений.

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

 

Однако с конца 1988 года в стране начинает нарастать недовольство диктатом административно-командной системы, которая привела к огромным негативным последствиям в экономике, ослаблению социальной защищенности тружеников. Это стало причиной митингов, пикетирований, забастовок и других массовых выступлений, чреватых серьезными последствиями для наших отраслей.

В ЦК профсоюза и министерство стали поступать требования об ускорении решения многочисленных острейших социальных проблем, которые накапливались годами. Анализ свидетельствовал о том, что почти три четверти из них могли бы быть решены непосредственно хозяйственными руководителями и комитетами профсоюза предприятий и строек. Но они не решались, на их пути стояла прочная стена равнодушия. Ярким свидетельством тому явилась прошедшая в конце 1989 года отчетно-выборная кампания в первичных профсоюзных организациях, которая привела к смене более чем 60-ти процентов председателей профкомов. Создавалась реальная угроза прочности рядов и единству отраслевого профсоюзного движения.

По требованию членов профсоюза 20 сентября 1990 года созывается внеочередной XXV съезд, ставший последним в рамках бывшего СССР. Он проходил под воздействием происходящих в стране глубоких демократических преобразований. На нем разгорелись жаркие дискуссии, острой критике были подвергнуты присутствующие на съезде руководители Правительства. Делегаты съезда приняли Заявления в адрес Президента страны, Верховного Совета СССР, в которых в ультимативной форме были изложены требования незамедлительного решения острейших социальных проблем в отраслях.

Съезд наметил конкретную программу действий профсоюзных организаций на ближайшую перспективу и принял решение о переименовании профсоюза в «Независимый профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей».

 

 

ПРОФСОЮЗ В НОВОЙ РОССИИ

 

После съезда изменилась тактика действий профсоюза, ее содержание было подчинено организации надежной социальной защищенности тружеников стальных магистралей  и транспортных строек страны. Особое внимание в этот период уделяется усилению информационного обеспечения в профсоюзе. С этой целью создается информационный центр, который с июня 1991 года начинает выпускать журнал ЦК профсоюза «Информационный вестник», а с августа 1994 – и газету «Сигнал».

Необходимо отметить, что существенный урон авторитету профсоюзов нанесло сильное административное давление. Более того, по воле государственных органов профсоюзы были лишены права управления социальным страхованием, значительно снижены их функции в сфере охраны труда и контроля за соблюдением трудового законодательства. Явно просматривалась тенденция  сокращения правовой базы в деятельности отраслевых профсоюзов.

В связи с распадом СССР 3 марта 1992 года в Москве на Первой конференции создается Независимый профсоюз железнодорожников и транспортных строителей России, принимается Устав профсоюза, закрепивший демократические принципы деятельности, а также положения, касающиеся ответственности профсоюзных организаций за сохранение единства его рядов и укрепление исполнительской дисциплины.

В Российской Федерации, ставшей самостоятельным государством, начались рыночные реформы, которые сопровождались тяжелейшими социальными последствиями, отразившимися на материальном положении населения страны. В ходе разгосударствления и приватизации возникают предприятия разной формы собственности. Их появление принципиально изменило суть социально-трудовых отношений. В крайне сложном положении оказались профсоюзы, которые не были готовы к новым формациям. Их призывы об обязательном участии трудовых коллективов в процессе смен форм собственности не были услышаны руководством страны. В этой связи профсоюзы организуют акции протеста, весенние и осенние выступления трудящихся за свои права и интересы, против проводимых правительством реформ.

Железнодорожный транспорт остается государственным: прозорливость была проявлена руководством МПС еще в начале 1991 года. Тогда был принят Закон СССР «О железнодорожном транспорте», в который заложили предпосылки для выработки будущей стратегии отрасли в условиях перехода к рыночной экономике. В то же время в 1992 году разрабатываются условия акционирования организаций транспортного строительства. В сложившейся ситуации профсоюз прилагает огромные усилия, чтобы создать четкую и глубоко продуманную систему социальных гарантий труженикам отраслей, ключевыми звеньями которой должны стать отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры на предприятиях.

В результате переговоров с руководством Министерства путей сообщения и Министерства транспортного строительства были заключены Отраслевые тарифные соглашения, сыгравшие исключительно важную роль в улучшении социального положения тружеников отраслей и стабилизации обстановки. Таким образом, было положено начало системе социального партнерства, у истоков которого стояли Министр путей сообщения, Геннадий Матвеевич Фадеев, Президент Корпорации «Трансстрой» Владимир Аркадьевич Брежнев и Председатель ЦК профсоюза Иван Артемович Шинкевич.

В начале перестройки время требовало от комитетов профсоюза поиска и использования новых эффективных форм и методов работы, соответствующих происходящим в обществе переменам, усиления правозащитной работы непосредственно в первичных профсоюзных организациях. Этой проблеме был специально посвящен пленум ЦК профсоюза. Реализация намеченных мер способствовала росту активности первичных профсоюзных организаций.

Важным событием, оказавшим существенное влияние на весь последующий ход перемен на железнодорожном транспорте, стал состоявшийся в мае 1996 года Всероссийский съезд железнодорожников. На съезде были приняты и впоследствии одобрены Указом Президента Российской Федерации «Основные направления развития железнодорожного транспорта до 2005 года». Съезд железнодорожников по существу утвердил стратегию реформы отрасли. В этой обстановке задача профсоюза заключалась не в том, чтобы противостоять процессу реформирования отрасли, а обеспечить наиболее безболезненный переход к новым формам хозяйствования в трудовых коллективах, сделать все возможное для надежной и максимальной защиты социальных прав и экономических интересов членов профсоюза.

После длительных обсуждений было принято решение об участии в разработке Концепции структурной реформы железнодорожного транспорта. В феврале 2001 года на XXVII съезде была выработана позиция профсоюза, которая состояла из двух десятков требований, выполнение которых стало основным условием участия профсоюза в реформировании отрасли. Практически все они были учтены. Это позволило успешно осуществить первый этап реформирования отрасли.

 

РЕФОРМА РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

 

С октября 2003 года  управление перевозочным процессом и всей хозяйственной деятельностью на железнодорожном транспорте осуществляет Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Благодаря совместным усилиям руководства МПС России и отраслевого профсоюза удалось сохранить социальную сферу железнодорожного транспорта и систему социальной поддержки неработающих ветеранов. Компания работает устойчиво, успешно решая поставленные задачи, и сохранила все раннее действующие льготы и гарантии труженикам отрасли.

Люди видят в профсоюзе реальную силу, способную отстаивать их интересы. Достаточно сказать, что за последнее время ряды профсоюза пополнились работниками ОАО «Железные дороги Якутии» и «Ямальская железнодорожная компания», Негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние», Федерального агентства железнодорожного транспорта и другими.  бъединяет нных и Зов и средне-специальных учебных заведенийяроительства , за 2004 год членская база увеличилась ляемся лидерам

РОСПРОФЖЕЛ объединяет 18 дорожных, 95 районных (территориальных), 6130 объединенных и первичных профсоюзных организаций. В связи с реорганизацией хозяйственных структур, реформирования отраслей, происходят изменения и в профсоюзных организациях. В 2003 году создана территориальная профсоюзная организация «Рефсервис», в 2004 году – межрегиональная объединенная профсоюзная организация Федерального государственного предприятия ведомственной охраны и т.д.

Ни один период истории нашего профсоюза не был простым. В последние годы существенное изменение экономических условий коснулось практически всех предприятий и организаций, в которых действует профсоюз.

Новые задачи требуют поиска нестандартных решений, изменения стиля и методов работы, более высоких критериев  при избрании руководителей профсоюзных органов всех уровней и оценки результатов их деятельности, чему в определенной степени будет способствовать реализация Концепции кадровой политики, утвержденная 25 апреля 2005 года.

Центральный комитет постоянно уделяет внимание профессиональной подготовке и повышению квалификации профсоюзных кадров и актива. В 2002 году был открыт Учебный центр профсоюза, организовано обучение в трех университетах.

С созданием ОАО «РЖД» по существу начался новый этап экономических преобразований на железнодорожном транспорте. На заседании ЦК профсоюза, состоявшемся 25 марта 2004 года, его участники обсудили первоочередные задачи отраслевого профсоюза по защите  прав и интересов железнодорожников и их реализацию в условиях реформирования отрасли. Главными были вопросы выработки четкого механизма действия принципа социального партнерства, совершенствования форм участия в решении социальных проблем.

Реализуя решения Центрального комитета, в июле 2004 года впервые было подписано Соглашение о социальном партнерстве РОСПРОФЖЕЛ и ОАО «РЖД», а 21 октября – заключен Генеральный коллективный договор на 2005 год, включивший все лучшее, что было на железнодорожном транспорте.

В результате реформирования железнодорожной отрасли и выделения из ОАО «РЖД» дочерних обществ возникла необходимость принятия Отраслевого соглашения, чтобы обеспечить минимальные социальные гарантии всем железнодорожникам.

По инициативе Профсоюза в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об объединениях работодателей», на железнодорожном транспорте в октябре 2007 года было создано Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта (Объединение «Желдортранс») и начаты коллективные переговоры по разработке и заключению отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2008 год.

За последние 20 лет, это были  самые тяжёлые переговоры с времен принятия первых соглашений. Спорных моментов было очень много, но   в результате получили документ, который устроил всех. В марте 2008 года такое соглашение с высоким уровнем социальных гарантий для работников было заключено. В него, как составная часть, вошли все лучшие наработки отраслевых тарифных соглашений, заключенных в 1992 — 2003 годах.

Профсоюзом  заключается 4 отраслевых соглашения и на их основе более 800 коллективных договоров организаций, которые распространяют   действие на работников магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, метрополитенов, транспортных строителей, ведомственной охраны, железнодорожных ВУЗов, негосударственных учреждениях здравоохранения, негосударственных образовательных учреждениях и т.д., то есть действует во всех организациях.

Подписано Генеральное соглашение по учреждениям образования с Федеральным агентством железнодорожного транспорта (впервые). Заключены и работают отраслевые тарифные соглашения у транспортных строителей и предприятий промышленного железнодорожного транспорта, коллективные договора ФГП «Ведомственная охрана МПС России», метрополитенов, метростроителей и т.д.

СОВРЕМЕННЫЙ РОСПРОФЖЕЛ

 

С первых дней образования профсоюз боролся за снижение производственного травматизма, улучшение условий и безопасности труда. Эту работу целенаправленно ведет техническая инспекция профсоюза, укомплектованная квалифицированными кадрами. Достаточно сказать, что ежегодно технические инспекторы предотвращают более 10 тысяч нарушений в области охраны труда и техники безопасности.

Вопросы условий труда работников включены в программу стратегического развития ОАО «РЖД», в комплексные планы организаций транспортного строительства, метрополитенов, промышленного железнодорожного транспорта, ведомственной охраны.

Комитетами профсоюза всех уровней принимаются меры по организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов – основы устойчивой работы транспорта.

Заслуженным авторитетом пользуется правовая инспекция труда профсоюза. Только за последний год около 750 незаконно уволенных работников восстановлены на работе, отменены 6 тысяч неправомерно наложенных дисциплинарных наказаний, в пользу работников взыскано почти 60 миллионов рублей, по разным причинам ранее им недоплаченным. Правовая инспекция участвует и в разработке локальных нормативных актов, проводит консультации, организует семинары.

Юристами профсоюза постоянно рецензируются и готовятся предложения в законопроекты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и иных органов представительной власти на местах.

Строительство жилья, медицинское обеспечение, забота о ветеранах, лечение и отдых – все это предмет деятельности профсоюза. В ОАО «РЖД» действуют 269 негосударственных учреждений здравоохранения, в том числе 7 центральных больниц, 160 дорожных, отделенческих, узловых больниц, 84 поликлиники, в которых работает высокопрофессиональный персонал, применяются передовые методы диагностики и лечения.

Только в прошлом году на железнодорожном транспорте функционировало 117 детских загородных оздоровительных лагерей, где отдохнуло свыше 95 тысяч детей, а всеми видами организованного отдыха было охвачено около 140 тысяч детей. В 83 учреждениях санаторно-курортного направления ежегодно оздоравливаются свыше 100 тысяч работников и ветеранов.

Международные контакты профсоюза осуществлялись на всех этапах его исторического пути: в 1921 году  участие в создании Красного Интернационала профсоюзов; в 1949 году – Международного объединения профсоюзов (МОП) трудящихся сухопутного и воздушного транспорта. Особенно широкие масштабы получают международные связи профсоюза в конце 60-х начале 70-х годов. Эти контакты развиваются и сегодня, основной акцент их направлен на изучение методов и форм работы зарубежных профсоюзов по проблемам оплаты и охраны труда, льгот и гарантий, пенсионного обеспечения, подготовки кадров, заключения колдоговоров и других. РОСПРОФЖЕЛ – член Международной федерации транспортников. Он один из инициаторов образования Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников государств, являвшихся ранее республиками бывшего СССР. 13 лет успешно работает Конфедерация, объединяя 14 национальных отраслевых профсоюзов стран СНГ и Балтии.

В 2009 году РОСПРОФЖЕЛ впервые в России провел Молодежные игры по неолимпийским видам спорта. В этом мероприятии приняли участие более 4000 молодых работников ОАО «РЖД», дочерних обществ, метрополитенов, ведомственной охраны, вертикальных структур, студентов отраслевых учебных заведений. В год 65-летия Великой Победы и 105-летия РОСПРОФЖЕЛ, в рамках реализации Программы спортивно-оздоровительной работы профсоюза, совместно с РФСО «Локомотив» и при поддержке ОАО «РЖД» прошли Игры-2010 «Спорт поколений», старт которым был дан в торжественной обстановке 23 мая на Красной площади в Москве, а их участниками стали более 100 тысяч человек. С тех пор это стало традицией, а число участников игр год от года множится

Особое отношение у профсоюза к ветеранам. И понимание этой позиции есть у большинства работодателей. Потому что уважительное отношение к старшим поколениям в их интересах: вряд ли можно будет ожидать от работника добросовестного отношения к труду, если он будет видеть забытых ветеранов своего предприятия. Поэтому по инициативе РОСПРОФЖЕЛ в ОАО «РЖД» в 2007, 2008 и 2010 годах принимались решения по увеличению размера ежемесячной материальной помощи в среднем на 20%.

Есть и другие, как завоевания, так и компромиссные решения, польза от которых работникам — членам РОСПРОФЖЕЛ несомненна. Одним из последних таких достижений стало обсуждение мер по совершенствованию системы охраны труда, которое прошло на VI Пленуме ЦК РОСПРОФЖЕЛ в апреле 2014 года. В его работе было широкое  представительство со стороны работодателей. И прежде всего потому, что охрана труда — одна из ключевых точек соприкосновения интересов всех сторон социального партнерства.

 

ЗАВЕРШЕНИЕ

 

Чтобы соответствовать своему историческому предназначению, чтобы вырасти из-за парты «школы коммунизма» и не оказаться на обочине прогресса, современные российские профсоюзы должны решит целый ряд крупных задач, причем в большинстве случаев — в сотрудничестве с государством. Для РОСПРОФЖЕЛ это одна из ключевых особенностей в области социального партнерства. А главные на сегодняшний день задачи, как и на протяжении всей истории социального партнерства — повышение уровня минимального размера оплаты труда и реальной зарплаты, улучшение ее структуры, в которой надбавки и премии порой превышают базисную часть.

Улучшение условий труда на производстве, участие в разработке и проведении кадровой политики в своих организациях, особенно в том, что касается профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, участие в совершенствовании правовой базы деятельности профсоюзов, особенно на частных и малых предприятиях, замещающих представителей основных профессий, развитие механизма трудовых соглашений, в котором коллективным договорам и тарифным соглашениям следовало бы придать статус жестко регламентированного формального института, носящего обязательный характер для всех сторон и предусматривающий санкции за его нарушение  — это далеко не полный перечень задач и вопросов социального партнерства, без которого немыслимо дальнейшее движение вперед как в экономике, так и в общественной, духовной жизни общества, в развитии личности, формировании на просторах России правового государства, защищающего интересы всех без исключения своих граждан.

Материал подготовил В.Л.Белозеров

03.12.2013г

 

СПРАВОЧНО

 

Основные права профсоюзов в РФ

Профсоюзы законодательно наделены правами:

    на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в том числе и через участие в законо — и нормотворческой деятельности;

    защиты права своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации

    согласования систем оплаты труда, форм материального поощрения, размеров тарифных ставок (окладов), а также норм труда;

    на содействие занятости;

    предварительного согласия  на расторжение трудового договора (контракта) с работником — членом профсоюза по инициативе работодателя;

    ведения коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

    урегулирования коллективных трудовых споров;

    организации и проведение в соответствии с законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий;

    на паритетное участие в управлении и контроля  государственных фондов социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионных и других фондов;

    на организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей;

    на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде;

    на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров;

    в области охраны труда и окружающей природной среды и др.

 

Доработано 02.09.14

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: