Национальная система квалификаций

Чиркина Татьяна Николаевна

Начальник сектора развития и обучения персонала службы управления персоналом ВСЖД – филиала ОАО «РЖД»

Государственная политика в области стратегического развития Российской Федерации основана на инновационном пути развития, а также использовании концепции импортозамещения. Для этого необходимо наличие квалифицированных кадров, отвечающих текущим и стратегическим потребностям национальной экономики.

В настоящее время в нашей стране ведется большая работа по созданию эффективной национальной системы квалификаций, отвечающей не только потребностям сегодняшнего дня, но и учитывающей те изменения, контуры которых можно увидеть уже сейчас. Создана и продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база, сделаны существенные практические шаги в этом направлении на основе интеграции усилий органов государственной власти, работодателей, профсоюзов и системы образования.

В декабре 2012 г. принят Федеральный закон от 3 декабря 2012 г.
№ 236 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», ст. 195.1ТК РФ. После чего в  ТК РФ появилось определение понятия «профессиональный стандарт», под которым понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В январе 2013 г. правительством РФ были приняты Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 22. 01.2013г.  №23). Затем Минтруд начал работу по созданию самих стандартов и ведению их реестра.

Однако на законодательном уровне вопрос об обязательности применения профессиональных стандартов долгое время оставался открытым.

В конце 2014 года много публикаций было посвящено инициативам Госдумы о том, что уже в конце 2014 — начале 2015 года могут быть принять поправки к Трудовому кодексу о введении обязательного применения профессиональных стандартов — то есть требований к работникам по уровню образования, стажу работы, компетенциям (знаниям и умениям). С 2016 года соответствовать им должны будут сотрудники госсектора, а с 2020 года — все остальные. О том, что профстандарты «должны стать обязательными для государственных организаций», 9 декабря 2014 года указал также в своем выступлении Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Лишь в мае 2015 г. был принят Закон № 122-РФ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 «Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 июля 2016 г. В нем как раз в числе прочего законодательно закрепляется обязательность применения этих стандартов в определенных случаях.

В первой части 195 статьи Трудового Кодекса РФ говорится о том, что «если настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».

Далее в этой же статье говорится о том, что «характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональном стандарте и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда».

В вышеуказанной статье также говорилось о том, что «увольнение работникам с непрофильным образованием грозит лишь в случае, если власти решат ввести обязательную аттестацию специалистов. При этом по всем существующим специальностям профстандартов не будет».

В действительности речь идет не об аттестации сотрудников, которая и сейчас есть на большинстве и не зависит от действий «власти», а об оценке квалификаций сотрудников, и профстандарты должны стать основой для этого.

В отличие от аттестации, в соответствии с ФЗ № 122 профстандарт применятся работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников при проведении аттестации, национальная независимая оценка квалификаций — это совершенно другая система, строящаяся по отраслевому принципу и единым национальным требованиям.

Основные изменения в нормативной базе:

  1. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в

Трудовой кодекс Российской Федерации» и ст. 11 и 72 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) вступил в силу с 01.07.2016:

Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

  1. Ст. 195.1 ТК РФ: профессиональный стандарт будет определять характеристику квалификации для выполнения не только определенной профессиональной деятельности, но и определенной трудовой функции.
  2. Ст. 195.3 ТК РФ: работодатель обязан применять профессиональный стандарт лишь тогда, когда требования к той или иной должности, профессии или квалификации установлены к квалификации, необходимой сотруднику для выполнения его работы. Если таких требований нет, работодатели принимают профстандарты за основу при разработке должностных инструкций (здесь идет речь о требованиях, установленных федеральным законодательством или Трудовым кодексом РФ).

Слайд 2

Для формирования национальной системы профессиональных квалификаций 16 апреля 2014 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям», которым утверждено и введено в действие Положение и состав Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (Нацсовет).

 Слайд 3

Национальный совет координирует работу, направленную на повышение качества профессионального образования:

— по приведению федеральных государственных стандартов профессионального образования в соответствие с профессиональными стандартами;

— по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ профессионального образования;

— по формированию системы независимой оценки профессиональной квалификации.

В Национальный совет входят 37 членов, из которых 5 представляют интересы профсоюзов (М.В.Шмаков, И.И.Мохначук, А.В. Тихомиров, А.И.Чекменев, Г.И. Меркулова).

Решения Национального совета в соответствии с положением принимаются большинством голосов членов совета, участвующих в заседании.

Слайд 4

В составе Нацсовета организованы рабочие группы:

Рабочая группа по формированию советов по профессиональным квалификациям

Рабочая группа по профессиональным стандартам

Рабочая группа по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров

Рабочая группа по поддержке лучших практик развития квалификаций и перспективным профессиям

Рабочая группа по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения

Слайд 5

Советы по профессиональным квалификациям являются постоянно действующими органами национальной системы профессиональных квалификаций, создаваемыми с целью формирования и развития систем профессиональных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности.

Национальный совет на сегодняшний день наделил полномочиями советов по профессиональным квалификациям 28 организаций.

Порядок наделения полномочиями советов по профессиональным утвержден решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 24.09.2014 г. №4)

Полномочия советов по профессиональным квалификациям представлены на слайде 6.

 Слайд 7.

Понятно, что в каждой отрасли этим должны заниматься свои профессионалы. Поэтому одним из первых решений Нацсовета стало создание отраслевых Советов по профессиональным квалификациям (СПК).

Нацсовет на начало 2016 года утвердил 28 таких СПК, они являются постоянно действующими органами национальной системы профессиональных квалификаций. Их основная цель — формирование и развитие системы профессиональных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности.

(Справочно:

Совет по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса

Совет по профессиональным квалификациям в авиастроении

Совет по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности

Совет по профессиональным квалификациям индустрии красоты

Совет по профессиональным квалификациям в области издательского дела, полиграфического производства и распространения печатной продукции

Совет по профессиональным квалификациям в горно-металлургическом комплексе

Совет по профессиональным квалификациям офисных специалистов и вспомогательных административных работников

Совет по профессиональным квалификациям химического и биотехнологического комплекса

Совет по профессиональным квалификациям в области фармации

Совет по профессиональным квалификациям в области ракетной техники и космической деятельности

Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом

Совет по профессиональным квалификациям в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности

Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении

Совет по профессиональным квалификациям в сфере атомной энергии

Совет по профессиональным квалификациям в нефтегазовом комплексе

Совет по профессиональным квалификациям в отрасли судостроения и морской техники

Совет по профессиональным квалификациям в машиностроении

Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка

Совет по профессиональным квалификациям в электроэнергетике

Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении

Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта

Совет по профессиональным квалификациям железнодорожного транспорта

Совет по профессиональным квалификациям в области информационных технологий

Совет по профессиональным квалификациям в индустрии гостеприимства

Совет по профессиональным квалификациям в строительстве

Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве

Совет по профессиональным квалификациям в наноиндустрии

Совет по профессиональным квалификациям в области сварки)

Слайд 8

Отраслевые советы по профессиональным квалификациям, объединения работодателей и крупные работодатели по отдельным отраслям уже многое сделали в этом направлении – от разработки профессиональных стандартов до формирования сети центров оценки квалификаций по всей стране.

Одной из задач Нацсовета как было сказано ранее,  является формирование системы независимой оценки профессиональной квалификации.

В конце мая 2015 года на десятом заседании Нацсовета были приняты все базовые документы, необходимые для создания системы оценки квалификаций (НОК):

требования к центру оценки квалификации;

порядок отбора и прекращения полномочий, мониторинга и контроля деятельности центра оценки квалификации;

требования к членам квалификационной комиссии центра оценки квалификации; методику определения стоимости работ по оценке квалификации; требования к апелляционным комиссиям советов по профессиональным квалификациям по рассмотрению апелляций соискателей к центрам оценки квалификации в части проведения профессионального экзамена и выдачи свидетельства о квалификации; требования к обеспечению советами по профессиональным квалификациям и центрами оценки квалификации открытости информации о своей деятельности и другие.

Ознакомиться с этими документами можно на сайте Нацсовета, в разделе «Заседания Нацсовета» (http://nspkrf.ru/zasedaniya.html).

 Кроме того, было принято Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12 апреля 2013 г. № 148н, Распоряжение Правительства Российской Федерации № 487-р от 31 марта 2014 г. «Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы».

В 2015 году утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, а также Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования.

 Приказ Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»

Приказ Минтруда России № 832 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования».

 При этом в эти документы постоянно вносятся изменения.

Так в Приказ Минтруда России № 832 от 2 ноября 2015 г. уже внесены изменения (приказ Минтруда России от 10 февраля 2016 года № 46).  По состоянию на 01.03.2016 г. в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования указано 1620 профессий, по 37 сферам деятельности.

 Слайд 8

Независимая оценка квалификации

3 июля 2016 г. принят Федеральный закон РФ №238-ФЗ «О независимой оценке профессиональной квалификации».

Данным законом дано определение понятию «профессиональная квалификация» как «знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы соискателя, необходимые для выполнения определенной трудовой функции». Для того, чтобы оценить уровень профессиональной квалификации сотрудника будет проводиться независимая оценка профессиональной квалификации, под которой в данном законе понимается «процедура подтверждения соответствия профессиональной квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, проведенная центром оценки квалификации».

При этом центром оценки квалификаций по данному закону является «юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по оценке квалификации».

Национальная система независимой оценки квалификаций пока еще находится в стадии становления, важно проанализировать опыт отраслевых объединений работодателей, выделить лучшие практики и при необходимости организовать их тиражирование.

В эти типовые положения каждое СПК имеет право внести свои небольшие изменения с соответствии со спецификой конкретной области деятельности и утвердить их в Нацсовете.

 Слайд 9

Независимая оценка квалификации (НОК) вводится в Российской Федерации с 1 января 2017 года  2-мя Федеральными законами от 3 июля 2016 года:

  1. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Закон о НОК) и
  2. № 239-ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ в связи с принятием ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Закон о ТК РФ в связи с НОК).

Прохождение процедуры НОК может быть добровольной для соискателя либо по направлению работодателя.

Слайд 10

Согласно закону НОК проводится для работников или лиц, претендующих на осуществление определённого вида трудовой деятельности. Суть оценки квалификации – это подтверждение соответствия квалификации работника или иного лица положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которое проводится центром оценки квалификаций.

Слайд 11

В соответствии с Законом о НОК совет по профквалификациям (СПК) по определённому виду профессиональной деятельности представляет в  Национальное агентство развития квалификаций – НАРК – проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации.

НАРК на основе предложений СПК утверждает наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации.

Далее СПК определяет перечень наименований квалификаций для каждого ЦОК, по которым ЦОК имеет право проводить оценку квалификации.

СПК уже приступили к работе по определению наименований квалификаций и требований к ним.

Слайд 12

Дополнения в Трудовой кодекс РФ по независимой оценке квалификации

С 1 января 2017 года у работодателя появится право определять необходимость направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд наряду с подготовкой работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительным профессиональным образованием.

Направление работников на прохождение независимой оценки квалификации возможно только с их письменного согласия и на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Слайд 13

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, должно определяться работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Слайд 14

При направлении работодателем работника, как на профобучение или ДПО, так и на прохождение НОК на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными НПА РФ, с отрывом от работы за работником должно сохраняться место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профобучение или ДПО, а также на прохождение НОК с отрывом от работы в другую местность, должна производиться оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Слайд 15

Ряд первоочередных вопросов, которые должны знать работники.

Во-первых. Прохождение процедуры оценки квалификации, как для работника, так и для иных лиц, не является обязательным.

Во-вторых. Если гражданин не прошёл оценку квалификации и не имеет сертификата, подтверждающего его квалификацию центром оценки квалификации, то это не является основанием для отказа в принятии такого гражданина на работу или в снижении заработной платы такому работнику.

Слайд 16

В-третьих. Если работодатель принял решение о направлении работников своей организации на прохождение процедуры по оценке квалификации, то он должен составить перечень необходимых профессий и специальностей и направить его выборному органу первичной профсоюзной организации для того, чтобы учесть его мнение в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

В-четвёртых. Работодатель должен предложить условия и порядок направления на независимую оценку квалификации, которые необходимо закрепить в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре (а точнее, в дополнительном соглашении к нему). Целесообразнее  устанавливать данные условия и порядок коллективным договором, чтобы профком первичной профсоюзной организации принимал участие в их согласовании.

Слайд 17

В-пятых. Если конкретному работнику работодатель предложил пройти независимую оценку квалификации, то работник может отказаться от её прохождения, обязательно в письменном виде, как это указано в статье 196 ТК РФ.

В-шестых. Отказ работника от прохождения независимой оценки квалификации не является основанием для увольнения, понижения в должности или для снижения заработной платы работника. Подобные последствия для работника могут возникнуть только, если будет установлено несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой на основании аттестации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ. Однако увольнение по данному основанию наступит только в том случае, если у работодателя нет вакансий или работы по соответствующей квалификации работника, а также нет нижестоящей вакантной должности или нижеоплачиваемой работы.

Слайд 18

В-седьмых. В случаях, когда работодатель направляет работника на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы, то за работником должно будет сохраняться место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Если работник для прохождения независимой оценки квалификации будет направлен в другую местность с отрывом от работы, то ему должна будет производиться оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В-восьмых. При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки должна осуществляться за счет средств работодателя.

Слайды 19-20 – нормативная правовая база по развитию НСК.

Слайды 21-28 – основные задачи профсоюзов.

Компания ОАО «РЖД» практически с момента издания указа Президента РФ  № 249 «О создании национального совета при Президенте РФ по профессиональным стандартам» начала активно участвовать в проработке данного вопроса.

Решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям создан Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (протокол №4 от 29 апреля 2014 г.) на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта (объединение «Желдортранс»), который возглавляет вице-президент ОАО «РЖД» Д.С.Шаханов (далее – СПК-ЖДТ).

СПК-ЖДТ наделен следующими полномочиями:

проведение мониторинга рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в сфере железнодорожного транспорта;

разработка, применение и актуализация профессиональных стандартов в сфере железнодорожного транспорта;

участие в разработке государственных стандартов профессионального образования, актуализация программ профессионального образования и обучения, а также организация деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере железнодорожного транспорта;

организация и координация деятельности по сертификации профессиональных квалификаций в соответствии с перечнем профессиональных стандартов и иными установленными квалификационными требованиями;

разработка, применение и актуализация отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований в сфере железнодорожного транспорта.

Для выработки конкретных решений в рамках реализации отдельных полномочий, закрепленных за СПК-ЖДТ, в состав совета входят 4 рабочие группы:

по независимой оценке квалификаций работников и внедрению профессиональных стандартов;

по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения;

по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;

по разработке и экспертизе профессиональных стандартов.

Национальным советом на базе объединения работодателей «Желдортранс» в период с 2013 по 2016 год были разработаны 29 профессиональных стандартов в области железнодорожного транспорта. Данные профессиональные стандарты охватывали профессиональную деятельность около 520 тыс. работников холдинга «РЖД» по 20 должностям и 45 профессиям, что составляет около 55% от численности работников холдинга «РЖД» и 32% от численности специфичных профессий и должностей железнодорожного транспорта.

Функциями рабочей группы по разработке и экспертизе профессиональных стандартов на железнодорожном транспорте являются:

проведение мониторинга появления новых профессий (должностей), изменений в наименованиях и перечнях профессий (должностей) в области железнодорожного транспорта, актуализация классификаторов;

организация разработки профессиональных стандартов в области железнодорожного транспорта, согласование перспективных планов разработки и актуализации;

организация работы по актуализации профессиональных стандартов и иных требований к профессиям (должностям) и квалификациям в области железнодорожного транспорта;

подготовка экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов, методическим материалам и проектам законопроектов, касающихся разработки профессиональных стандартов;

взаимодействие с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, советами по профессиональным квалификациям по вопросам, связанным с разработкой и актуализацией профессиональных стандартов, изучение международных практик;

доведение информации до дочерних и зависимых обществ, иных организаций о разработке, утверждении профессиональных стандартов;

контроль внедрения и применения профессиональных стандартов в области железнодорожного транспорта и сквозных профессиональных стандартов.

Перечень разработанных профессиональных стандартов в области железнодорожного транспорта (см. приложение 1):

  1. агент транспортного обслуживания железнодорожного транспорта;
  2. бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений;
  3. дежурный по переезду;
  4. дежурный стрелочного поста;
  5. монтер пути;
  6. наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов;
  7. наладчик контрольно-измерительных вагонов;
  8. оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров;
  9. оператор поста централизации, оператор сортировочной горки;
  10. осмотрщик-ремонтник вагонов, осмотрщик вагонов;
  11. поездной электромеханик;
  12. проводник пассажирского вагона;
  13. работник по коммерческому осмотру вагонов в поездах, приему и выдаче груза;
  14. работник по контролю состояния ж.д. пути;
  15. работник по ремонту и обслуживанию железнодорожной аппаратуры и устройств связи железнодорожного транспорта;
  16. работник по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожных тяговых подстанций и трансформаторных подстанций, линейных устройств системы тягового электроснабжения;
  17. работник по техническому обслуживанию и ремонту контактной сети железнодорожного транспорта;
  18. работник по управлению и обслуживанию локомотивов;
  19. работник по управлению и обслуживанию моторвагонного подвижного состава;
  20. работник по управлению и обслуживанию специального железнодорожного подвижного состава (самоходного);
  21. работник по управлению и обслуживанию специального железнодорожного подвижного состава (несамоходного);
  22. ремонтник искусственных сооружений;
  23. слесарь по осмотру и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта;
  24. составитель поездов, кондуктор грузовых поездов;
  25. специалист диспетчерского аппарата по обслуживанию сооружений и устройств железнодорожного транспорта;
  26. специалист по оперативно-диспетчерскому управлению железнодорожными перевозками;
  27. специалист по организации управления движением поездов, производства маневровой работы на раздельных пунктах;
  28. техник по расшифровке параметров движения локомотивов (моторвагонного подвижного состава);
  29. энергодиспетчер.

 Актуальный реестр утверждённых профессиональных стандартов представлен на сайте Минтруда (www.profstandart.rosmintrud.ru).

 Ключевое направление в рамках реализации профессиональных квалификаций — это непосредственное внедрение профессиональных стандартов в повседневную деятельность организаций железнодорожного транспорта.

В ОАО «РЖД» уже несколько лет формируется система комплексных требований к персоналу и методов его оценки в рамках системы Единых корпоративных требований к персоналу (ЕКТ).

Трудовые функции, навыки и умения, предусмотренные профессиональными стандартами, являются основой для формирования Блока профессиональных компетенций в ЕКТ. При этом механизмы оценки по профессиональным компетенциям позволяют проводить независимую оценку персонала в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами. Ключевая задача в настоящее время – обеспечить синхронизацию работы в организациях железнодорожного транспорта по подготовке профессиональных компетенций с утверждаемыми на государственном уровне профессиональными стандартами.

В соответствии с концепцией развития системы профессиональных компетенций на завершающем этапе предусматривается создание независимых центров оценки персонала.

Основная задача – предоставить работодателям объективную оценку профессиональных навыков и умений работников, которая позволит выявить отдельные требующие развития компетенции, с разработкой соответствующих мероприятий.

Внедрение профессиональных стандартов является «пусковым механизмом перезагрузки» системы профессионального образования и обучения.

Сертификация квалификаций

В соответствии с утвержденным планом-графиком формирования сети независимых центров сертификации профессиональных квалификаций, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 881-р, в ноябре 2015 года создан первый Центр оценки квалификаций на железнодорожном транспорте. Центр является структурным подразделением Общероссийского отраслевого Объединения работодателей железнодорожного транспорта «Желдортранс».

В 2015 году проведена процедура сертификации около 400 человек по профессиональным стандартам «Оператор поста централизации, оператор сортировочной горки» и «Работник по управлению и обслуживанию локомотива» на полигонах Московской и Западно-Сибирской железных дорог.

В составе центра оценки квалификации будут функционировать экзаменационные центры, созданные на базе учебных центров профессиональных квалификаций ОАО «РЖД», расположенных на полигонах железных дорог.

Главным измерительным средством, используемым в холдинге РЖД для оценки профессиональных компетенций работников, является система Единых корпоративных требований к персоналу.

На железнодорожном транспорте разработаны и утверждены модели профессиональных компетенций для работников подсекторов «Управление перевозочным процессом» и «Эксплуатация тягового подвижного состава». Эти модели представляют собой совокупность необходимых для успешной деятельности работника на конкретных должностях профессиональных знаний, умений, навыков.

Анализ утвержденных профессиональных стандартов подтвердил соответствие имеющихся в этих моделях индикаторов профессиональных компетенций всем необходимым требованиям профессиональных стандартов.

В целях установления соответствия знаний, умений и навыков работников требованиям профессиональных стандартов сформирована группа работников ОАО «РЖД», подлежащих сертификации. Сотрудники прошли обучение в Учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД», успешно сдали итоговые экзамены, практические задания и тестирование по профессиональным компетенциям.

Сформирован список экспертов для проведения оценки, утвержденный Советом по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

В 2015 году ОАО «РЖД» организована работа по внедрению профессиональных стандартов в систему профессионального обучения рабочих в учебных центрах профессиональных квалификаций (далее – УЦПК).

19 февраля 2015 г. начальником Департамента управления персоналом утвержден состав рабочей группы по разработке примерных учебных планов и программ для профессионального обучения рабочих в УЦПК
(см. приложение 2).

С учетом предложения Корпоративного центра развития профессионального обучения персонала ОАО «РЖД» экспертами определены базовые подходы для данной работы:

для каждой трудовой функции формируется отдельный модуль, а объем изучаемых дисциплин определяется исходя из знаний, умений и трудовых действий, входящих в трудовую функцию;

модуль включает в себя теоретические занятия и практические навыки, которые могут реализовываться на базе Учебного центра подготовки кадров или структурного подразделения (в зависимости от состояния материально-технической базы);

общепрофессиональные дисциплины, изучение которых необходимо для освоения специальных дисциплин по профессии, выделяются в отдельный общий модуль;

промежуточный контроль проходит по итогам освоения модуля, а квалификационный экзамен по итогам всех модулей.

Структура программ на основе профессиональных стандартов предполагает смещение фокуса обучения с теоретического на практическое освоение конкретных трудовых функций в период всего обучения.

Работа по внедрению новых образовательных программ в ОАО «РЖД» реализуется в два этапа. На первом этапе в течение 2016 года организована разработка программ профессионального обучения (далее – программ) на основе утвержденных профессиональных стандартов. В рамках этой работы сформированы 20 программ по 29 профессиям на основе 10 профессиональных стандартов.

Проведена экспертная оценка программ, которая проходит при участии заказчиков обучения в лице профильных дирекций ОАО «РЖД», а также членов рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения СПК-ЖДТ с участием образовательных и методических организаций железнодорожного транспорта.

Второй этап – пилотная реализация программ в  2016 году. Распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2015 г. № 3047р  (см. приложение 3) организовано «пилотное» внедрение (апробация) с января 2016 г. во всех учебных центрах профессиональных квалификаций примерных учебных планов и программ профессионального обучения, разработанных на основе профессиональных стандартов по 14 профессиям. Предложения по итогам проведенного пилота по внедрению новой модели примерных учебных планов и программ на основе профессиональных стандартов в сентябре месяце 2016 г. будут представлены в ЦКАДР. Все предложения будут рассмотрены, обобщены и проанализированы разработчиками, после чего будут внесены дополнения и изменения в пилотные программы и представлены на согласование в причастные департаменты и дирекции.

В Восточно-Сибирском УЦПК  в 2016 году освоили профессию машиниста тепловоза по программам на основе проф.стандарта 28 человек, профессию машиниста электровозов 52 человека в двух подразделениях центра (Иркутском и Нижнеудинском).

В 2017 году планируется обучение 4-х групп в количестве около 100 чел. (2 группы – машинист электровоза, 2 – машинист тепловоза).

Кроме того, будут обучены по новым программам, разработанным на основе введенных профстандартов «Оператор по ремонту и обслуживанию вагонов и контейнеров», «Монтер пути 4 разряда», «Монтер пути 5 разряда», «Машинист ССПС», «Дежурный по переезду» и «Контролер состояния ж.д. пути».

Коллектив Иркутского учебно-методического центра на ж.д. транспорте  (далее — УМЦ) также включился в работу. Здесь приступили к приведению в соответствие с профстандартами инструкций, касающихся таких должностей, как «бухгалтер», «специалист по управлению персоналом», «специалист по охране труда», «педагог профессионального обучения» и других.

В 2016 году переподготовку прошли все преподаватели средних профессиональных учреждений университетского комплекса ИрГУПС, которые не имеют диплома о педагогическом образовании. 520 педагогов-практиков, за плечами которых годы работы в отраслевых учебных заведениях и на железнодорожном транспорте, сели за парты УМЦ.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 10 февраля 2016 г. № 231р утвержден состав рабочей группы по разработке и реализации программы мероприятий по применению профессиональных стандартов в ОАО «РЖД».

Письмом Департамента управления персоналом от 6 июня 2016 г. №2017ЦКАДР до всех структурных подразделений ОАО «РЖД» доведена информация о том, что в связи со вступлением в силу с 1 июля 2016 г. Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ в ОАО «РЖД» от учреждений, организаций или профессиональных сообществ поступают коммерческие предложения о предоставлении образовательных или консультационных услуг по вопросу внедрения профессиональных стандартов или повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников.

ЦКАДР настоятельно рекомендует продолжить обучение работников в установленном порядке в соответствии с утвержденными бюджетными параметрами и планами повышения квалификации, а также воздержаться от принятия решений по направлению работников в сторонние организации для срочного освоения предлагаемых программ профессиональной переподготовки.

Прохождение независимой оценки квалификаций.

В утвержденном Нацсоветом документе «Типовые требования к центру оценки квалификаций» указано, что Центр оценки квалификаций (ЦОК) – юридическое лицо или его структурное подразделение, прошедшее отбор советом по профессиональным квалификациям и наделенное полномочиями для проведения независимой оценки квалификаций. Такие организации получают аттестат соответствия – документ, выдаваемый советом по профессиональным квалификациям, подтверждающий прохождение организацией отбора для проведения независимой оценки квалификаций и полномочия центра оценки квалификаций (ЦОК) в установленной области деятельности.

Таким образом, независимую оценку сотрудников в определенной области деятельности могут проводить только те организации, которые прошли отбор в соответствующем СПК. По результатам такого отбора эти организации получают аттестат соответствия на определенную одну или несколько сфер деятельности, отнесенных к компетенции данного СПК.

Важным условием успешного прохождения отбора ЦОКов в СПК является их соответствие требованиям, указанным в Типовых требованиях к центру оценки квалификаций. Особое значение имеет выполнение требований по материально-технической базе ЦОК и по наличию сотрудников, прошедших обучение по программе подготовки экспертов «Порядок и процедуры оценки и сертификации квалификаций».

Для кадрового обеспечения процесса НОК, проводится обучение экспертов (по рекомендациям НАРКа такая программа должна быть рассчитана на 72 часа.

После того, как специалист получает документ о прохождении обучения по такой программе, он может обратиться в соответствующий СПК и пройти процедуру аттестации, которая предполагает выполнение соискателем статуса эксперта по НОК теста из №№-ого количества вопросов, после чего он допускается к устному собеседованию с комиссией, составленной из членов СКП. После успешного прохождения аттестации сведения об этом эксперте вносятся в Федеральный реестр по оценке профессиональных квалификаций (далее Федеральный реестр), сайт которого сейчас разрабатывается в Нацсовете.

В разных СПК процедура прохождения независимой оценки квалификаций может немного отличаться.

В локальных документах СПК должно быть предусмотрено, что любой соискатель, который хочет подтвердить свою квалификацию в той или иной сфере деятельности, может обратиться либо напрямую в СПК либо в любой из ЦОКов, получивших аттестат соответствия от СПК (информация о них также будет представляется на сайте ФРИО и Федерального реестра).

Прежде всего, соискатель должен ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к соискателям по различным областям профессиональной деятельности, а также со списком документов, которые он должен представить в ЦОК, скачать бланки этих документов с сайта ЦОКа.

Соискатель, представивший все необходимые документы, допускается к сдаче квалификационного экзамена, состоящего из двух частей: устный или письменный экзамен в виде теста и практический экзамен на заявленный уровень квалификации.

Необходимыми условиями для получения свидетельства о квалификации являются:

— полностью оформленные заявочные документы;

— сведения об оплате услуги оценки квалификации;

— успешная сдача квалификационных экзаменов (теоретическая и практическая части).

Процедура сдачи квалификационного экзамена включает в себя тестовую часть (оценка знаний) и практическую (демонстрация профессиональных умений и навыков).

Экзамен проводит экзаменационная комиссия. Численность членов комиссии в СПК составляет лица, из числа тех, кто включен в Федеральный реестр. В состав экзаменационной комиссии обязательно входят:

— представитель Совета по профессиональным квалификациям или уполномоченное им лицо – представитель работодателей;

— эксперт-практик в профессиональной области деятельности;

— представитель системы образования или ассоциаций (союзов и т.п.) по областям профессиональной деятельности.

По итогам прохождения оценки квалификаций соискатель получает документ, подтверждающий его квалификацию (свидетельство) через 10 рабочих дней после последнего дня экзамена. Для этого он должен явиться в Центр оценки квалификации с документом, подтверждающим его личность (паспорт, водительские права). По желанию соискателя его свидетельство может быть выслано заказным письмом по почте на заранее указанный адрес.

В случае если соискателю срочно необходимо подтверждение об успешной сдаче квалификационного экзамена (например, для работодателя), то по его просьбе выписывается соответствующая справка.

Сведения о всех соискателях, успешно прошедших независимую оценку профессиональных квалификаций, также вносятся в Федеральный реестр по НОК.

Кто заинтересован к независимой оценке квалификаций? Пример индустрии гостеприимства.

Проектом закона о профессиональных квалификациях предусмотрено, что НОК является добровольной процедурой. Вопрос: кто заинтересован в такой оценке? Выпускник, который, возможно учился на платной основе, сдал госэкзамен, защитил диплом, подтвердив таким образом свою квалификацию? А теперь ему еще надо будет платить за прохождение оценки квалификаций? Или же работодатель, который в перспективе будет иметь возможность выбора – взять кандидата с сертификатом или без него?

Ответ очевиден – с течением времени эта система все равно будет складываться так, что именно работники будут заинтересованы в прохождении такой оценки, может быть и на добровольно-принудительной основе. Например, уже сейчас представители СПК, относящихся к крупному бизнесу, приводят множество примеров ситуаций, когда приходят с проверками на предприятие и накладывают штрафы за то, что сотрудники приняты на работе с образованием, не соответствующим тому, что указано в
профстандарте для данной должности.

Таким образом, в дальнейшем получение сотрудником сертификата от профильного СПК по той или иной квалификации будет способствовать повышению его конкурентоспособности. При этом работодатели могут не бояться того, что это превратиться в выдачу сертификатов в обмен на деньги от соискателей, т.к. опять-таки профильный СПК несет за это репутационную ответственность за качество проведения оценки квалификаций. Для работодателей эта система создаст условия для выбора, ведь пока что никто не ограничивает их в том, кого принимать на работу – кандидата с сертификатом или без него. Но, как говорят руководители гостиниц, которые уже ознакомились с системой оценки персонала, наличие сертификата о квалификации, признаваемого в отрасли, будет давать, например, возможность устанавливать разный уровень заработной платы для тех, у кого есть сертификат и тем, у кого его нет.

 

Преимущества прохождения персоналом процедуры независимой оценки квалификаций Заинтересованные стороны Что дает? В чем выгода?
Для работодателей При принятии на работу сотрудников, имеющих сертификат о прохождении процедуры независимой оценки квалификаций, работодатель выполняет требования ФЗ № 122 от 2 мая 2015 года Отсутствие наказаний и штрафов по стороны органов государственной власти в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
При принятии на работу сотрудников, имеющих сертификат о прохождении процедуры независимой оценки квалификаций, появляется возможность изменять уровень заработной платы персонала на основании объективных характеристик (уровня квалификации, указанного в сертификате) Оптимизация фонда заработной платы, экономия из-за снижения затрат на возмещение потеть от низкого качества работы персонала, не прошедшего процедуру независимой оценки квалификаций.

Для должностей, требующих проведения процедуры отбора с использованием сырья и материалов (например, продуктов для приготовления блюд, при приеме на работу повара) – экономия на закупке сырья и материалов.

Для соискателей, кандидатов на вакансии и сотрудников предприятий Наличие сертификата о прохождении процедуры независимой оценки квалификаций обеспечивает успешность прохождения процедуры отбора кандидатов и последующего трудоустройства, уровень заработной платы Более широкие возможности выбора работодателя, повышение собственной конкурентоспособности, а следовательно — мобильности

Порядок оценки профессиональной квалификации на ж.д. транспорте утвержден решением Совет ПК на ж.д. транспорте, протокол от 27 августа 2015 г. №2.

ПОРЯДОК

проведения оценки профессиональной квалификации

на железнодорожном транспорте

 Общие положения

    • Настоящий порядок проведения оценки профессиональной квалификации на железнодорожном транспорте (далее – Порядок) разработан в соответствии с:
  • Решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификация от 29 июля 2014г. по созданию на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта (далее – Объединение «Желдортранс») Совета по профессиональным квалификация на железнодорожном транспорте (далее – СПК-ЖДТ);
  • Положением о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (№ АФ-318/03, утверждено Президентом Российского Союза промышленников и предпринимателей, Министром образования и науки Российской Федерации 31 июля 2009 г.);
  • Положением об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (№ АФ-317/03, утверждено Президентом Российского Союза промышленников и предпринимателей, Министром образования и науки Российской Федерации  31 июля 2009 г.).
    • Порядок устанавливает цель деятельности, функции и регламентацию работы центра оценки квалификаций (далее – ЦОК) СПК-ЖДТ.
    • ЦОК создается по регионально-отраслевому принципу с учётом соблюдения установленных процедур в системе СПК-ЖДТ для проведения независимой оценки профессиональной квалификаций (далее — ОПК) специалистов железнодорожного транспорта, выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.
    • ОПК проводится по инициативе хозяйствующих субъектов, объединений работодателей, региональных органов управления работодателей и образования, органов службы занятости, образовательных организаций или самих соискателей в соответствии с действующим законодательством, организационно-методическими документами системы ОПК.
    • Организационно-техническое и финансовое обеспечение деятельности ЦОК осуществляется за счёт средств, полученных по договорам с заказчиками процедур ОПК (физическими и юридическими лицами).
  1. Основные термины и определения

В настоящем Положении используются следующее термины и определения:

  • центр оценки квалификаций на железнодорожном транспорте – юридическое лицо или его структурное подразделение, прошедшее отбор СПК-ЖДТ и наделенное полномочиями для проведения ОПК;
  • независимая оценка профессиональной квалификации – подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, проведенное ЦОК, с подтверждением такого соответствия свидетельством о профессиональной квалификации;
  • соискатель – лицо, подавшее в ЦОК заявление на проведение процедур ОПК о соответствии его квалификации требованиям профессионального стандарта и получение свидетельства о профессиональной квалификации;
  • апелляция – письменное заявление соискателя в ЦОК или в адрес СПК-ЖДТ о несогласии с результатами проведенной ОПК, запрос о пересмотре решения, принятого ЦОК в отношении соискателя или специалиста прошедшего ОПК;
  • профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности), требования к содержанию и условиям труда, квалификации и профессиональным компетенциям работников ЖДТ по различным квалификационным уровням;
  • профессиональная квалификация – знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы физического лица, необходимые для выполнения определенной трудовой функции;
  • профессиональный экзамен – форма ОПК, в ходе которой соискатель подтверждает свою профессиональную квалификацию, а ЦОК оценивает ее соответствие положениям профессионального стандарта;
  • свидетельство о профессиональной квалификации – документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию соискателя, подтвержденную в ходе профессионального экзамена;
  • приостановка действия свидетельства о профессиональной квалификации — временное признание недействительным письменного удостоверения ЦОК о соответствии всей или части установленной области подтверждения соответствия;
  • отмена действия свидетельства о профессиональной квалификации — прекращение действия свидетельства о профессиональной квалификации о соответствии квалификации работника установленным требованиям;
  • эксперты ЦОК – специалисты, аттестованные в соответствии с требованиями СПК-ЖДТ, из состава которых формируется квалификационная комиссия.
  1. Порядок проведения ОПК
    • Технология ОПК в ЦОК включает в себя следующий порядок процедур:
  • принятие решения по заявке;
  • административная проверка документов заявителей на правильность заполнения представленных документов и полноту содержащейся в них информации;
  • разработка и доведение до сведения соискателя программы профессионального экзамена;
  • формирование квалификационной комиссии и проведение профессионального экзамена;
  • оформление, регистрация и выдача Свидетельства о профессиональной квалификации на бланке СПК-ЖДТ в соответствии с утверждённой формой Свидетельства о профессиональной квалификации и Приложения к нему;
  • информирование о результатах ОПК всех заинтересованных сторон;
  • организация хранения и архивирования документов по ОПК в соответствии с регламентами учета;
  • рассмотрение и принятие решений по апелляционным вопросам.
    • Каждая процедура ОПК должна быть документально оформлена.
    • Административная проверка входных документов заявителя включает в себя предварительную экспертизу:
  • заявки, поданной в ЦОК по установленной СПК-ЖДТ форме;
  • документов, подтверждающих образование, подготовку (профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации) соискателя и другие персональные данные, зафиксированные в профессиональном стандарте, иных квалификационных требованиях;
  • документов, подтверждающих опыт работы (копии трудовой книжки, резюме, характеристики работодателей, образовательных организаций и других заинтересованных организаций).

В ходе административной проверки соискателя знакомят с процедурами ОПК, применяемыми в ЦОК.

  • Специалисты ЦОК рассматривают пакет документов заявителя с целью установления следующего:
  • документация представлена в полном объёме и надлежащего качества;
  • соискатель обладает образованием и (или) опытом работы, необходимым для допуска к ОПК;
  • соискатель ознакомлен с требованиями соответствующего профессионального стандарта, процедурой ОПК;
  • соискатель согласен на обработку персональных данных.

В случае выявления несоответствия заявительных документов соискателя установленным требованиям принимается решение об отклонении заявления. ЦОК письменно информирует соискателя об отклонении заявления на ОПК с указанием причин, при этом соискатель имеет право обратиться в апелляционную комиссию ЦОК, которая обязана рассмотреть его заявление и вынести решение о правомочности отказа.

Если заявительные документы соискателя соответствует всем установленным требованиям, ЦОК оформляет в установленном порядке заявку и информирует соискателя о времени собеседования для определения графика ОПК.

ЦОК обеспечивает соискателя необходимыми информационными материалами, включая:

  • профессиональный стандарт (выдержки из профессионального стандарта);
  • документы, содержащие описание процедур ОПК;
  • информацию о стоимости процедур ОПК;
  • извещение соискателя о решении по допуску к квалификационному экзамену. При положительном результате предварительной экспертизы входных документов с кандидатом заключается договор и согласовывается программа квалификационных испытаний.
    • Положительное решение по заявке должно содержать все основные условия ОПК:
  • сроки проведения и программу квалификационных испытаний;
  • наименование организации, где будет проходить практическая часть квалификационного экзамена (если она предусмотрена программой экзамена и не может быть проведена в ЦОК) или их перечень для выбора кандидатом;
  • номенклатуру нормативных документов, на соответствие которым будет проведена ОПК;
  • условия и порядок оплаты услуг.
    • Квалификационные экзамены проводятся экзаменационными комиссиями, формируемыми ЦОК.

В состав экзаменационных комиссий включаются высококвалифицированные специалисты железнодорожного транспорта, прошедшие подготовку в качестве экспертов по ОПК, аккредитованных в СПК-ЖДТ и включенных в Федеральный реестр и в регионально-отраслевой Реестр экспертов ЦОК. Уровень квалификации членов экзаменационной комиссии должен быть не ниже уровня квалификации соискателей.

  • Квалификационный экзамен, как правило, состоит из теоретической и практической частей. Практическая часть экзамена проводится на полигоне (лаборатории, мастерской) со специальным оборудованием, документацией, персоналом. Он организуется таким образом, чтобы имитировалась реальная профессиональная деятельность специалиста. В случае, когда ЦОК не располагает такими условиями, практическая часть экзамена может быть организована на площадях работодателей, партнёров, учебных центров профессиональных квалификаций, ресурсных центров профессионального образования субъектов Российской Федерации, в соответствии с установленной ЦОК схемой квалификационного экзамена.
  • Ход квалификационного  экзамена и его оценка экзаменационной комиссией фиксируются в протоколах установленной СПК-ЖДТ формы. Результаты экзамена сообщаются кандидату после обсуждения и утверждения протокола экзамена. В случае положительной ОПК соискателя установленным требованиям, выдается Свидетельство о профессиональной квалификации. При отрицательном решении экзаменационной комиссии формируется мотивированный отказ и рекомендации по дальнейшему обучению, которые доводятся до сведения соискателя.
  • Если получателем услуги является юридическое лицо, ЦОК в письменной форме сообщает получателю услуги номер, дату выдачи и причины отказа в выдаче свидетельства о профессиональной квалификации.
  • Лица, прошедшие ОПК, вносятся в Реестр квалифицированных специалистов ЦОК, систематизированный по видам профессиональной деятельности, а также в Федеральном реестре.
  • Контрольно-измерительные материалы с бланками ответов соискателя, протоколы экзаменационной комиссии после утверждения результатов сдачи квалификационного экзамена хранятся в ЦОК в течение срока, установленного пунктом 4.7 Требований к центру оценки квалификации на железнодорожном транспорте.
  • ЦОК хранит личное дело соискателей в течение 2 лет на бумажных носителях и в течение 10 лет на электронных носителях.

Личное дело соискателя должно содержать:

  • заявление на ОПК, включая перечень всех прилагаемых документов;
  • документы по ОПК;
  • копию Свидетельства о профессиональной квалификации.
    • Плата за организацию, проведение и методическое обеспечение ОПК устанавливается ЦОК на основании Методики определения стоимости работ по оценке профессиональных квалификаций на железнодорожном транспорте.
    • Апелляции и жалобы заявителя, соискателя или их представителей регистрируются и ведется делопроизводство по жалобам и апелляциям в ЦОК. Организацию работы с жалобами осуществляет руководитель ЦОК. Поданные апелляции рассматривает центральная апелляционная комиссия СПК-ЖДТ.
    • Рассмотрение жалобы по существу проводится в установленные руководителем сроки. Необходимо объективно оценить изложенные факты, проверить их достоверность и направить заявителю официальное сообщение в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы и принятом комиссией решении.
    • Апелляции и жалобы должны рассматриваться как информация о недостатках в работе ЦОК, инициирующая действия по их устранению и предотвращению в дальнейшем.
  1. Эксперты ЦОК
  • Для проведения процедур ОПК ЦОК привлекает, как правило, штатных экспертов и на договорной основе внешних исполнителей – экспертов из числа специалистов, аккредитованных СПК-ЖДТ.
  • Требования к экспертам по ОПК устанавливаются регламентом СПК-ЖДТ.
  • ЦОК ведет регионально-отраслевой Реестр экспертов и представляет на регулярной основе сведения для аккредитации и формирования единого Федерального реестра экспертов.
  • ЦОК обеспечивает полную независимость и непредвзятость деятельности экспертов.
  • Процедура наделения эксперта правом на проведение в ЦОК экспертной деятельности определенного вида включает в себя:
  • аккредитацию в установленном порядке;
  • заключение контракта (срочного трудового договора) или трудового соглашения (договора подряда) на проведение экспертной деятельности определенного вида;
  • издание приказа руководителя ЦОК о приеме на работу в качестве штатного или внештатного (на условиях совместительства) сотрудника для работы в экзаменационной, апелляционной комиссиях;
  • согласование (в письменном виде) должностных обязанностей эксперта.
  1. Свидетельство о профессиональной квалификации
    • Свидетельство о профессиональной квалификации – документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию соискателя, подтвержденную в ходе профессионального экзамена
    • Положение о Свидетельстве о профессиональной квалификации, форма и сроки его действия разрабатываются и утверждаются СПК-ЖДТ.
    • Свидетельства о профессиональной квалификации выдается соискателям, успешно прошедшим процедуру ОПК, по решению ЦОК, в месячный срок со дня принятия решения о его выдаче, под расписку.
    • Свидетельства о профессиональной квалификации вступают в силу с даты их регистрации в Федеральном реестре.

Замена Свидетельства о профессиональной квалификации и приложения к нему может быть произведена за оплату по причине:

  • утери Свидетельства о профессиональной квалификации (выдача дубликата);
  • изменения фамилии владельца Свидетельства о профессиональной квалификации.

При истечении срока действия или замене Свидетельства о профессиональной квалификации ЦОК вносит соответствующую информацию в недельный срок.

  • Условия, при которых действие Свидетельства о профессиональной квалификации приостанавливается или прекращается, порядок соответствующих процедур определяется СПК-ЖДТ.
  • ЦОК может приостановить или отменить действие Свидетельство о профессиональной квалификации в случаях:
  • неоднократного поступления от работодателя обоснованных претензий к деятельности специалиста прошедшего ОПК;
  • значительного перерыва в трудовой деятельности специалиста прошедшего ОПК.
  1. Финансирование деятельности по ОПК
    • Работы по ОПК в ЦОК осуществляются на договорной основе.
    • Оплату работы по ОПК осуществляют заявитель, работодатель, служба занятости населения.
    • Условия оплаты расходов, связанных с проведением ОПК, оговариваются в договоре.
    • Оплата работ по ОПК производится независимо от полученных результатов и возврату не подлежит, если иное не оговорено в договоре.
    • Средства, полученные от ОПК, расходуются на обеспечение деятельности, развитие и совершенствование ЦОК, повышение квалификации специалистов ЦОК и экспертов, а также на другие цели для эффективной деятельности ЦОК.

 Профессионально-общественной аккредитация

В настоящее время все больше внимания работодателей в оценке результатов реализации образовательных программ и использования образовательных ресурсов для подготовки специалистов уделяется вопросам наличия у выпускников компетенций, необходимых для работы в отрасли.

Сравнительная характеристика основных видов аккредитации образовательной деятельности и образовательных программ, предусмотренные в ФЗ «Об образовании в РФ»

 

 Вид аккредитации Объект оценки Предмет оценки
Государственная Образовательные программы Определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам
Общественная Деятельность образовательной организации Признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.
Профессионально-общественная Профессиональные образовательные программы Признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Анализ соответствия ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) и программ профессионального образования квалификационным требованиям ПС.

На основе профессиональных стандартов будет выстраиваться вся система взаимодействия организаций железнодорожного транспорта со сферой профессионального образования и обучения. В этой связи необходимо актуализировать все программы профессиональной подготовки рабочих массовых профессий и государственные образовательные стандарты в соответствии с разрабатываемыми профессиональными стандартами.

Дальнейшим развитием системы профессионального регулирования на железнодорожном транспорте является проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ на соответствие утвержденным профессиональным стандартам. По сути, это признание или непризнание работодателями качества работы образовательной организации со всеми вытекающими последствиями. При этом важно отметить, что полномочия Совета распространяются не только на университеты путей сообщения, но и на все образовательные организации, осуществляющие или претендующие на проведение подготовки специалистов в области железнодорожного транспорта.

Последовательность работ по проведению профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, отражена в документе «Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, оформления ее результатов и представления информации в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» утвержденном протоколом Нацсовета от 20 мая 2015 года №10.

Как правило, проведение ПОА, включает в себя несколько этапов:

  1. Подача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в аккредитующую организацию заявки по установленной аккредитующей организацией форме.
  2. Рассмотрение заявки аккредитующей организацией на предмет соответствия предлагаемых для аккредитации образовательных программ перечню профессиональных стандартов и (или) требований рынка труда.
  3. Принятие аккредитующей организацией решения о проведении аккредитационной экспертизы.
  4. Проведение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самообследования на основании предложенных аккредитующей организацией критериев.
  5. Формирование аккредитующей организацией экспертной комиссии из числа экспертов, аттестованных аккредитующей организацией.
  6. Анализ экспертами отчета о самообследовании, предоставленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
  7. Визит экспертов в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
  8. Подготовка экспертами отчета на основании результатов анализа отчета о самообследовании и визита в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
  9. Принятие аккредитующей организацией решения о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы или об отказе в профессионально-общественной аккредитации.
  10. Выдача аккредитующей организацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельства о профессионально-общественной аккредитации профессиональной образовательной программы.
  1. Представление аккредитующей организацией информацию о результатах профессионально-общественной аккредитации в Национальный совет путем ее внесения в реестр образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию.

 

В Примерной методике оценки профессиональной образовательной программы при проведении профессионально-общественной аккредитации, разработанной Российским союзом промышленников и предпринимателей, а также Национальным агентством развития квалификаций, рекомендуется вместе с отчетом о самообследовании получить от образовательной организации также следующий примерный перечень документов:

 Список выпускников или обучающихся, прошедших процедуры НОК;

 Копии свидетельств о квалификации по итогам прохождения НОК;

 Справка о трудоустройстве выпускников за последние 3 года;

 Список студентов (выпускников), получивших приглашения на работу по итогам прохождения практики с приложением копий документов, подтверждающих приглашение на работу;

 Список студентов, обучающихся за счет средств юридических лиц (с приложение копий договоров о целевом обучении этих лиц);

 Документ, регламентирующий деятельность службы трудоустройства

 Учебный план

 Документ, регламентирующий актуализацию профессиональной образовательной программы;

 Учебные программы дисциплин, модулей, практик;

 ФОСы, задания на прохождение производственной практики, преддипломной практики

 Справки о внедрении ВРК

 Несколько ВКР с рецензией от работодателя

 График повышения квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения на текущий год, с указанием тематики программ повышения квалификации;

 Списки преподавателей, совмещающих работу в образовательной организации с профессиональной деятельностью;

 Списки преподавателей, имеющих опыт работы, соответствующий профилю образовательной программы;

 Документы, подтверждающие закупку оборудования (при возможности

 Договоры на проведение практик студентов;

 Договоры с правообладателями на пользование электронными библиотеками.

Также в этом документе устанавливается минимальный перечень показателей, которые необходимо учитывать при проведении ПОА: «Основными критериями оценки и последующей профессионально -общественной аккредитации профессиональных образовательных программ со стороны аккредитующих организаций являются:

  1. Успешное прохождение выпускниками профессиональной образо-вательной программы процедуры независимой оценки профессиональных квалификаций (для профессиональных образовательных программ, ориенти-рованных на получение выпускниками профессиональной квалификации);
  2. Соответствие сформулированных в профессиональной образова-тельной программе планируемых результатов освоения профессиональной образовательной программы (выраженных в форме профессиональных ком-петенций, результатах обучения, иных формах) профессиональным стандар-там;
  3. Соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и про-цедур запланированным результатам освоения образовательной про-граммы (компетенциям и результатам обучения);
  4. Соответствие материально-технических, информационно-ком-муникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосред-ственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию 77

профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к вы-полнению которых готовится выпускник;

  1. Наличие спроса на профессиональную образовательную про-грамму, востребованность выпускников профессиональной образова-тельной программы работодателями;
  2. Подтвержденное участие работодателей: в проектировании профессиональной образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы, учебные планы, рабочие программы; в организации проектной работы обучающихся; в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения; в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности».

В Примерной методике оценки профессиональной образовательной программы при проведении профессионально-общественной аккредитации, разработанной Российским союзом промышленников и предпринимателей, а также Национальным агентством развития квалификаций, представлена следующая информация для проведения оценки по группам основных и дополнительных критериев оценки образовательной программы (табл. 3.8.)

Каждая организация, получившая по решению Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям право на проведение профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, как было указано выше, может разрабатывать свою методику, при необходимости, расширять состав критериев, уточнять каждый из них за счет артериальных значений, позволяющих проводить объективную и достоверную оценку качества аккредитуемых образовательных программ с учетом специфики соответствующей области профессиональной деятельности.

В соответствии с распоряжением Департамента управления персоналом в сентябре 2016 г. проведена профессионально-общественная аккредитация образовательных программ высшего образования Иркутского государственного университета путей сообщения  «23.05.05 Система обеспечения движения поездов. Электроснабжение железных дорог» и «23.05.05 Эксплуатация железных дорог. Магистральный транспорт» силами экспертов из числа сотрудников службы управления персоналом дороги, дирекции управления движением и службы электрификации и электроснабжения дирекции инфраструктуры.

В результате 27 декабря 2016 г. ИрГУПС вручены свидетельства о профессионально-общественной аккредитация образовательных программ по данным программам.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015)
  2. Федеральный закон № 122 от 02.05.2105 г «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»
  3. Указ Президента Российской Федерации № 597 от 07.05.2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
  4. Указ Президента Российской Федерации от 16.04.2014 №249 «Положение о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям».
  5. Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
  6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования» N 92 от 10.02.2014.
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 487-р от 31 марта 2014 г. «Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы»
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12 апреля 2013 г. № 148н.
  9. Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»
  10. Приказ Минтруда России №832 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования»
  11. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (Утверждены министром образования и науки РФ от 22.01.2015 № ДЛA2/05 вн).
  12. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (Утверждены министром образования и науки РФ от 22.01.2015 № ДЛA1/05 вн).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: