Очерк о профсоюзном лидере

Очерк о профсоюзном лидере

«В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много».

Профсоюзным лидером может быть далеко не каждый человек, особенно в России, где слабо развиты реальные профсоюзные инициативы, так как государство, работодатели и порой сами работники не заинтересованы в этом. Государство — по причине страха, что работники осознают свою реальную силу и способность влиять на власть имущих. Работодатели — как ни странно, по той же самой причине.

Работники — по причине социальной трусости перед власть имущими, которая веками закладывалась и осталась в них после крепостничества и советского периода в истории страны, когда «и у стен были уши».

Номинант на Нобелевскую премию по литературе, русский писатель, мыслитель  Иван Шмелёв говорил: «Русские — народ, который ненавидит волю, обожествляет рабство, любит оковы на своих руках и ногах, любит своих кровавых деспотов…»

Людям проще и «безопаснее» для самих себя молча сносить все тяготы. И эту социальную привычку сложно искоренить до сих пор. Что имеем на выходе? Ничего. Все друг друга боятся: государство и работодатели — работников, а работники — государство и работодателей. Получается замкнутый круг.

В таких реалиях профсоюзный лидер должен обладать не просто стандартным набором лидерских качеств, таких как: харизма, коммуникабельность, умение ставить и достигать поставленных целей, действуя в интересах работников, вселяя в них веру и надежду на лучшие перспективы, но и, по мнению авторитетного первопроходца теории лидерства — древнегреческого философа Сократа, «лидерство — это удел тех, кто знает, что делать в данной ситуации, умеет задавать направление, показывать пример, разделять опасности и трудности вместе с другими и завоевывать их поддержку. Причём, лидер должен уметь добиваться уважения, не гонясь за популярностью». Сократ утверждал, что «знание — путь к лидерству».

По моему мнению, именно знания, храбрость и скромность являются ключевыми качествами и залогом успеха на поприще профсоюзного лидерства в российских реалиях, заражённых социальной трусостью, которая приводит к ригидности трудовой массы. Таким образом, профсоюзный лидер в России должен знать, что делать в той или иной ситуации, чтобы виртуозно решать проблемы трудового коллектива, должен быть храбрым, и заражать этой храбростью больных трусостью работников и должен быть скромным, так как русская ментальность на самом деле не любит лидеров и бунтарей. Правда, потом, за то, за что их не любят, по прошествии времени, за то же обожествляют. Это «когнитивно-диссонансное расстройство» тоже является особенностью российского общества, с присущей ему ментальностью. И вот с таким трусливым и противоречиво-непредсказуемым «пациентом», в лице трудового коллектива, как части российского общества, приходится иметь дело профсоюзному лидеру в России.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что «пациент» беспросветно глуп и дремуч. Нет, конечно же, в России появились широкие слои «образованщины» (не путать с русской интеллигенцией, которая, по моему мнению, зародилась с А. Н. Радищевым и умерла вместе с Д. С. Лихачёвым. А. И. Солженицын отделял свой термин «образованщина» из одноимённого эссе от истинной русской интеллигенции. Не смешивая их. Даже слишком широкие, но, что касается глубины, её нет, есть сразу — дно. Ширина и дно. И вот, на этом мелководье российской действительности должен вершить великие дела профсоюзный лидер.

Именно в таких условиях приходится трудиться нашему профсоюзному лидеру — Татьяне Владимировне Постниковой, о которой дальше пойдёт речь.

Татьяна Владимировна Постникова более 25 лет работает преподавателем русского языка и литературы в нашем учебном заведении, которое в настоящее время называется Сибирским колледжем транспорта и строительства в составе Иркутского государственного университета путей сообщения.

В 2015 году была выбрана Председателем первичной профсоюзной организации сотрудников СКТиС Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел).

Татьяна Владимировна является человеком, который обладает высоким интеллектом, высокой степенью культуры, стойкостью взглядов, целеустремленностью, храбростью и скромностью. Эти качества способствуют успеху в профсоюзной деятельности, но не всё бывает гладко. Татьяне Владимировне то и дело приходится сталкиваться с рядом проблем в процессе своей не только профсоюзной, но и профессиональной деятельности, так как работодатель не заинтересован в существовании первичной профсоюзной организации в нашем колледже и всячески «вставляет палки в колёса». С назначением Татьяны Владимировны на должность Председателя ППО, профсоюз в нашем колледже перестал иметь карманный характер и, действительно, стал обретать  реальные черты истинного профсоюза, главное назначение которого – защита трудовых прав и интересов работников, являющихся его членами. С какими же сложностями на пути к успеху в профсоюзной деятельности приходится сталкиваться Татьяне Владимировне? Об этом по порядку.

Во-первых, для думающего человека не является секретом развал и деградация системы образования в России на всех уровнях. Это сложная комплексная проблема, в которой виноваты все. Одни — потому что разрушают систему образования, другие — потому что позволяют это сделать. В итоге, образование превратилось в плоскую сферу услуг, нашпигованную тестами и прочими «ЕГЭ — подобными» элементами, которые абсолютно искореняют мыслительную составляющую обучающихся и их будущий профессионализм. Кроме того, извечный спор «физиков и лириков» не обошёл стороной и наш колледж и  напрямую затронул и продолжает затрагивать деятельность Татьяны Владимировны как преподавателя русского языка и литературы в колледже, который, в своей основе, готовит строителей.

В связи с этим, на протяжении многих лет, Татьяне Владимировне приходится отвоевывать интересы гуманитарной составляющей в образовательном процессе, вступать в вынужденные конфронтации с руководством колледжа и даже выслушивать резкие высказывания и критику в свой адрес от людей, которые не только далеки от гуманитарного знания, но даже от коллег-гуманитариев, которые ради звонкой монеты готовы забыть, что они тоже когда-то получали гуманитарное образование, но, по факту, перестали быть носителями гуманитарных ценностей, личностно удешевили и продали сами себя с молотка в угоду конъюнктурным интересам и личной выгоде. Ситуация усугубляется еще и тем, что российский обучающийся, как правило, склонен ревностно сортировать учебные дисциплины на «субъективно нужные» и «субъективно не нужные», и несложно догадаться, что,  как правило, дисциплины гуманитарной направленности оказываются «субъективно не нужными», так как обучающийся «поступал на строителя, а не на филолога, философа или историка». Но российская действительность такова, что на выпуске из таких «ревностных строителей» мало кто идёт работать по полученной специальности по тем или иным причинам. А «непрестижную» строительную нишу впоследствии занимают гастарбайтеры, которые, на радость российского работодателя, менее требовательны к размеру заработной платы и условиям трудовой деятельности. В итоге, знания «по специальности» не всегда находят свое применение да и теряют актуальность со временем, в отличие от гуманитарных познаний, которые необходимы для становления и развития  личности на разных этапах жизненного пути. Татьяна Владимировна, по мере своих сил, отстаивает право на полноценное существование гуманитарной составляющей в нашем колледже, требовательно подходит к оцениванию обучающихся, чтобы заложить в них извечные гуманитарные ценности, привить культурно-нравственные императивы и воспитать чувство патриотизма. И, конечно же, в первую очередь, через изучение русского языка, литературы, а также культуры речи ей этого удаётся достигать.

Во-вторых,  повышение проходного балла при поступлении на бюджет, которое имеет место быть,  способствует тому, что на строительные специальности в наш колледж поступают в основном девушки, так как у них зачастую средний балл школьного аттестата, выше, чем у юношей. В перспективе это приводит к структурному перекосу на рынке труда и занятости, так как работодатели строительной отрасли рассчитывают всё же на приток мужских рабочих рук, а не женских, что объективно обусловлено спецификой труда в строительной отрасли. Ситуация усугубилась ещё и колоссальным повышением стоимости обучения в нашем колледже, наравне  (а то и дороже) с Высшей школой, что вызывает недоумение.

Татьяне Владимировне удалось настоять на том, чтобы скидку  на обучение на коммерческой основе давали обучающимся со средним баллом школьного аттестата в 3,5, а не 4. Это повышает шансы на сохранность контингента среди коммерческих обучающихся и, соответственно, обеспечивает учебную нагрузку преподавателям колледжа. Что касается высокой стоимости обучения и перспектив её снижения, то пока не удалось выиграть неравный бой с Учёным советом ИрГУПСа и его головным ведомством,  но попытки от лица Татьяны Владимировны были.

В-третьих, Татьяна Владимировна напрямую отстаивает и защищает права и интересы членов профсоюза, например, было составлено ходатайство в суд по вопросам выселения из общежития одного из членов профсоюза. В итоге, благодаря совместным усилиям, суд был выигран и работник не был выселен из общежития. Татьяна Владимировна защищала права и интересы ещё одного члена профсоюза перед руководством колледжа в ситуации, связанной с утратой части движимого имущества колледжа не по прямой вине работника.

В-четвертых, Татьяна Владимировна решает хозяйственно-бытовые проблемы в колледже, например: слабый обогрев помещений в осенне-зимний период, который приводит к тому, что обучающиеся и порой преподаватели вынуждены находиться на занятиях в верхней одежде, чтобы не замёрзнуть и не заболеть.

В-пятых, конечно же, Татьяну Владимировну не обошёл стороной извечный вопрос повышения заработной платы работникам колледжа и выплаты премий, привязанных к балльно-рейтинговой системе. Татьяне Владимировне удалось добиться частичного повышения заработной платы. К тому же было составлено соответствующее обращение, по которому будет проводиться дальнейшая работа и диалог с работодателем по вопросам достойной оплаты труда.

В-шестых, что касается блока культурно — массовых и оздоровительных мероприятий, который необходим для неформального сплочения членов профсоюза и развития корпоративной культуры в колледже, которыми также занимается Татьяна Владимировна совместно с членами профсоюза, то этот блок представлен следующими мероприятиями, которые проводятся для членов ППО:

— «Весёлые старты» — спортивные мероприятия в виде конкурсов, эстафет, игры в волейбол, с занятием призовых мест.

— Осенний конкурс садоводов-любителей, на котором члены ППО имеют возможность продемонстрировать овощные и фруктовые заготовки на зиму и получить призы.

— День здоровья — выезд и отдых на турбазе «Железнодорожник» на берегу р. Олха с приготовлением шашлыков и блюд из овощей. С купанием, катанием на велосипедах, катамаранах и спортивными играми на природе.

— Организация и проведение праздничных мероприятий с призами на День Знаний, День Учителя, Новый Год, 8 марта и 23 февраля и другие.

— Предоставление путевок активным  членам ППО для лечения и отдыха на юге (Архипо-Осиповка, Туапсе, Сочи), например в санаторий «Автотранспортник» в Туапсе.

Помимо этого, для оперативного информирования и взаимодействия с членами профсоюза была создана группа в мобильном мессенджере Viber, с помощью которой члены ППО узнают новости профсоюза, планируемые мероприятия, делятся своими мыслями и соображениями по различным вопросам, а также неформально общаются, шутят, выступают с критикой, похвалой или поддержкой в отношении друг друга.

Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть, что профсоюзная деятельность Татьяны Владимировны осуществляется в условиях, когда в существовании профсоюзов слабо заинтересованы, прежде всего, сами работники, либо знания работников относительно деятельности профсоюзов ограничиваются лишь организацией культурно-массовых мероприятий. Татьяна Владимировна совместно с другими членами профсоюза занимается просветительской деятельностью относительно истинного предназначения профсоюза, которое заключается, прежде всего, в защите и отстаивании трудовых прав и интересов работников.

Существование профсоюза обусловлено наличием диаметрально противоположных интересов работодателей и работников, с поправкой на российскую действительность, в этой ситуации важно найти ту грань, которая не позволит профсоюзу скатиться до формально-карманного уровня, в угоду работодателю, но и острое противостояние  профсоюза и работодателя это тоже — путь в никуда.

По моему мнению, в современных условиях, вновь обретающие реальную силу, пусть и небольшие профсоюзы в России, должны стремиться к конструктивному диалогу с работодателем, а работодатель, в свою очередь, должен идти на уступки профсоюзным организациям, а не использовать административные методы воздействия в отношении активных членов профсоюза и, прежде всего, Председателя. В противном случае, возникает ситуация, которую можно охарактеризовать, не иначе как «избиение младенцев», которая не делает чести работодателю. Так как профсоюзы ещё только-только возрождаются, хоть и обретают силу, но ещё достаточно хрупки. Работодатель должен быть выше этого и «не бить слабого», так как сегодня ты – работодатель, а завтра – работодатель может оказаться на месте работника и усиленно нуждаться в защите уже своих трудовых прав и интересов от лица профсоюза.

Кроме того, по одному основополагающему закону философии, окончательно сформулированном в XIX веке представителями немецкой школы: Гегелем, Марксом, Шеллингом, Энгельсом, а именно – Закону «единства и борьбы противоположностей», аксиоматически установлено, что единство и борьба противоположностей ведёт к развитию. Что любое развитие возникает только тогда, когда имеет место быть эта борьба.

В лице профсоюза и работодателя эта борьба противоположностей ведёт к развитию организации, так как не всегда, с точки зрения управленческой науки, организационные конфликты носят сугубо деструктивный характер, конфликты также могут быть конструктивными, приводить к положительной динамике в организации.

Таким образом, важно понимать, что профсоюз и работодатель – это две главные, пусть и противоположные, составляющие общего организма в лице организации. Если страдает одна составляющая, страдает и другая, в итоге организация перестаёт развиваться. Чтобы этого не допустить, нужно стремиться к конструктивному диалогу, когда работодатель сдерживает свои административные порывы в отношении работников, а профсоюз, не скатываясь в карман работодателю, в то же время стремится найти ту грань, которая позволит работодателю и профсоюзу слушать и слышать друг друга.

Василий Ключевский

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: