О текущей ситуации

РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ союз ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ VIII Пленум

17 апреля 2014 года

О текущей ситуации в организациях РОСПРОФЖЕЛ

Принятые 17 октября 2013 года на VI Пленуме ЦК Профсоюза мероприятия позволили профсоюзным организациям в сложных экономических условиях через социальный диалог с работодателями результативно отстаивать интересы работников. Удалось полностью сохранить на очередные три года (2014 — 2016 годы) во вновь заключенных Отраслевых соглашениях и коллективных договорах гарантии и льготы работникам и ветеранам отрасли, в том числе в ОАО «РЖД», ОАО «Желдорреммаш», ОАО «Вагонреммаш» и других. Всего первичными профсоюзными организациями РОСПРОФЖЕЛ заключено 787 договоров.

Созданы и работают практически в каждой профсоюзной организации экспертные группы, от которых поступили тысячи предложений по снижению непроизводительных расходов, повышению доходов. Проводится мониторинг социально-экономической ситуации в организациях.

Прошедший с предшествующего пленума период был насыщен значимыми событиями — в Сочи состоялись XXII Зимние Олимпийские игры, в состав Российской Федерации вошли новые субъекты — Крым и город Севастополь.

Правительством Российской Федерации принято решение о проведении крупномасштабных работ по модернизации БАМа и Транссиба, строительстве высокоскоростных магистралей, что усилит возможности железных дорог, создаст тысячи новых рабочих мест.

К сожалению, ситуация в Российской Федерации на рынке транспортных услуг, по-прежнему, нестабильная.

В ноябре прошлого года Правительство Российской Федерации приняло решение о «замораживании» тарифов на грузовые перевозки и, как следствие, — отказ от полной индексации заработной платы работников ОАО «РЖД», других организаций.

«Замораживание» тарифов привело к снижению доходов и уменьшению инвестиций в ремонтном комплексе. Уже в I-м квартале т.г. в Центральной дирекции по ремонту пути большинство путевых машинных станций работало в режиме неполного рабочего времени с охватом около трех четвертей работников. Недоработки составили по 3 — 4 рабочих дня, что привело к существенным потерям в заработной плате, росту текучести кадров монтеров пути (18,5 %). Летняя загрузка также будет неполная и, как цепная реакция, —
снижены на 20 % объемы работы заводов ОАО «БетЭлТранс», уже уволено 297 человек.

В январе — феврале т.г. в режиме неполного рабочего времени работало 16,9 % от общей численности работников ОАО «РЖД». Из-за падения объемов работы принимаются непопулярные решения по сокращению численности персонала в ОАО «ФПК», в ОАО «Желдорреммаш», ОАО «ВРК — 1». ОАО «ВРК — 2» и других.

Темпы роста реальной заработной платы на железнодорожном транспорте отстают от ее роста по Российской федерации.

Учитывая неблагоприятный прогноз экономической ситуации, в коллективных договорах ОАО «РЖД», его дочерних обществ — ОАО «ВРК — 1». ОАО «ВРК — 2», ОАО «ВРК — 3» и др. на 2014 год изменен порядок индексации заработной платы. Из-за отрицательного финансового результата работы не проведена индексация заработной платы работников за 2013 год в ОАО «Саранский вагоноремонтный завод», ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод», ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод», ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» и ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания».

На железнодорожном транспорте продолжается реформа, идет продажа дочерних обществ и активов ОАО «РЖД». Президиум ЦК Профсоюза оперативно реагирует на происходящие перемены — по его инициативе создаются новые профсоюзные организации, заключаются коллективные договоры с сохранением уровня социальных гарантий, действующих в ОАО «РЖД», в соответствующих дочерних обществах компании, других организациях — ООО «ТМХ-Сервис», ООО «СТМ-Сервис».

В пассажирском комплексе не решены вопросы полной компенсации государством выпадающих доходов от регулирования тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных вагонах дальнего сообщения и, на региональном уровне, — на перевозку пассажиров в пригородном сообщении. В результате — отмена поездов, возмущение населения, сокращения и неполный режим работы, отпуска без сохранения заработной платы в Федеральной пассажирской компании и пригородных компаниях.

Работа, проводимая профсоюзными организациями в «Год здорового и безопасного труда», способствовала улучшению положения с производственным травматизмом во многих организациях. Так, в ОАО «РЖД» в 2013 году общий травматизм снижен на 5 %, со смертельным исходом — на 10 %. Улучшались условия труда и производственного быта.

Сложным остается положение с безопасностью движения поездов, в том числе из-за низкого качества литых деталей тележек грузовых вагонов. В 2013 году допущено 37 случаев излома боковых рам тележек вагонов, в этом году — уже 8. Практически все случаи излома приводят к сходу вагонов, потере груза, убыткам компании, не говоря уже о стрессе, испытываемом работниками локомотивных бригад. За каждым подобным случаем стоит реальная угроза жизни пассажиров и локомотивной бригады.

Анализ причин крушений, сходов поездов, в том числе произошедших на Куйбышевской и Южно-Уральской железных дорогах, свидетельствуют о том, что человеческий фактор является определяющим в обеспечении безопасности движения. При этом, не в полной мере реализованы и резервы общественного влияния на обеспечение безопасности движения, неэффективно используется институт общественных инспекторов по безопасности движения.

Несмотря на снижение количества выявляемых правовыми инспекторами труда Профсоюза нарушений трудового законодательства, их число остается очень значительным — почти 4 тыс. за 1 квартал т.г. При этом, отмечен рост возвращенных работникам денежных средств, ранее незаконно невыплаченных.

Заслушав и обсудив доклад Председателя Профсоюза Н.А. Никифорова, Центральный комитет Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Отметить, в целом, положительную работу Президиума Центрального комитета Профсоюза и комитетов организаций РОСПРОФЖЕЛ по защите интересов работников на основе решений VI Пленума ЦК Профсоюза (от 17.10.2013         г.), заключению и реализации отраслевых соглашений и коллективных договоров на 2014-2016 годы.
  2. Президиуму Центрального комитета Профсоюза, комитетам организаций Профсоюза всех уровней:
    • в условиях нестабильной финансово-экономической обстановки, падения объемов продолжить работу по выполнению постановления VI Пленума ЦК Профсоюза по аналогичному вопросу «О текущей ситуации в организациях РОСПРОФЖЕЛ» (от 17.10.2013 г.);
    • усилить контроль и требовательность к работодателям за соблюдением трудовых прав работников. Проводить работу по сохранению рабочих мест и обеспечению занятости. Не допускать сокращения численности персонала при неизменной технологии производственного процесса и отсутствии снижения объемов работ;
    • обеспечить контроль за выполнением в полном объеме обязательств отраслевых соглашений и коллективных договоров;
    • добиваться проведения индексации заработной платы в размере не ниже уровня инфляции, обеспечения роста реальной заработной платы, сохранения ее конкурентоспособности на рынке труда;

2.5 активизировать работу специальных профсоюзных групп и комиссий по выработке мер, направленных на повышение эффективности труда на каждом рабочем месте, поиск путей снижения расходов;

  • не допускать неправомерного снижения гарантий и компенсаций, установленных по результатам аттестации рабочих мест до проведения специальной оценки условий труда;
  • принимать более эффективные протестные меры, направленные против необоснованного сокращения размеров пригородного движения из-за недофинансирования данных перевозок администрациями регионов;
  • провести осенью 2014 года научно-практическую конференцию РОСПРОФЖЕЛ, на которой рассмотреть вопросы влияния уровня заработной платы работников на эффективность деятельности соответствующих организаций железнодорожного транспорта, выполнения в них нормативов труда, норм качества труда и безопасности движения.

 

  1. Президиуму Центрального комитета Профсоюза, Дорпрофжел, территориальным организациям совместно с первичными организациями продолжить работу;
    • по мониторингу социально-экономического положения в коллективах, выполнению обязательств коллективных договоров и отраслевых соглашений;
    • с Правительством Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, региональными органами власти, направленную на сохранение в государственной собственности 100 % акций ОАО «РЖД», оказание государственной поддержки развитию транспортной инфраструктуры и развитию метрополитенов, компенсацию убытков от пассажирских перевозок в дальнем следовании и в пригородном сообщении, компенсацию выпадающих доходов от «замораживания» тарифов;
    • с Правительством Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, с федеральными органами государственной власти по совершенствованию нормативно-правовой базы, отстаивание социально-экономических интересов работников — членов РОСПРОФЖЕЛ;
    • с Федерацией Независимых Профсоюзов России, отраслевыми и международными профсоюзами, общественными и политическими организациями, органами власти по вопросам социально-экономической защиты членов Профсоюза, соблюдения прав и гарантий для работников и выборных органов профсоюзных организаций;
    • по изучению, обобщению и внедрению опыта работы Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге по созданию системы информационных потоков и ответственности за информирование членов РОСПРОФЖЕЛ.
  2. Подготовить обращение Председателя Профсоюза на имя Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации об уже проявившихся отрицательных последствиях от «замораживания» тарифов на грузовые перевозки на финансово-экономические результаты работы ОАО «РЖД» и его дочерних обществ, инвестиционные программы и, как следствие, размеры заработной платы работников — членов РОСПРОФЖЕЛ, с предложениями по выходу из создавшегося положения.
  3. Контроль по выполнению настоящего Постановления возложить на Президиум Центрального комитета Профсоюза.

 

Н.А. Никифоров

 

 

Председатель Профсоюза

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: