ПАМЯТКА Специальная оценка условий труда

РОССИЙСКИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

И ТРАНСПОРТНЫХ  СТРОИТЕЛЕЙ

 

  ПРОЕКТ

 

 

 

ПАМЯТКА

ПРОФСОЮЗНОМУ АКТИВУ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

 

 

Москва 2014

Введение

 

С 1 января 2014г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Предметом регулирования настоящего Федерального закона (далее – ФЗ) являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса  и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда. Вредные условия труда делятся на подклассы: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени); подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени);  подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени);  подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени). Основными этапами проведения специальной оценки условий труда являются:

— подготовка к проведению специальной оценки условий труда;

— идентификация вредности (опасности);

— декларирование соответствия условий труда;

— измерения и исследования потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

— оформление результатов специальной оценки условий труда.

В соответствии с ФЗ

Работодатель обязан:

— обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой;

— ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

— давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

— реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Работник вправе:

— присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

— обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

— обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 26 настоящего ФЗ.

Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:

— предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;

— применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для:

— разработки, обоснования финансирования (в т.ч. за счет средств ФСС) и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

— информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

— обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;

— организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

— установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций;

— решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

— определения с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

— оценки уровней профессиональных рисков.

 

Организация проведения специальной оценки условий труда

 

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения (утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014г. №33).

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. В случае если до дня вступления в силу настоящего ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев требующих проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего ФЗ. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работают работники одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов, средств индивидуальной защиты. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем на двух рабочих местах) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным ст. 9 настоящего ФЗ, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

ФЗ о СОУТ не устанавливает каких-либо специальных требований в отношении участия профсоюзной стороны в проведении СОУТ. Тем не менее, представителям первичной профсоюзной организации в составе комиссии по СОУТ до начала проведения оценки целесообразно провести подготовительную работу. Прежде всего, надо проанализировать результаты предыдущей аттестации рабочих мест (если она проводилась). Кроме того, необходимо проанализировать произошедшие на рабочих местах несчастные случаи, а также выявленные у работников профзаболевания, возникшие в связи с воздействием вредных производственных факторов.  Эта информация должна быть учтена при проведении СОУТ. Также необходимо проанализировать мероприятия по улучшению условий труда, проведенные работодателем за период после предыдущей АРМ, в результате выполнения которых на рабочих местах могли снизиться уровни вредных производственных факторов. Следует выяснить мнение работников, занятых на таких рабочих местах, о результатах этих мероприятий и о наличии (отсутствия) улучшений. К подготовке к проведению СОУТ необходимо привлечь уполномоченных по охране труда, профактив.

 

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

 

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией по специальной оценке условий труда. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение №2 приказа Минтруда России от 24 января 2014г. №33).

При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:

— результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

— случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;

— предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В случае если на рабочем месте идентифицированы вредные и (или) опасные производственные факторы проводятся их измерения.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

—  рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

—  рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

—  рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:

1) физические факторы — аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);

2) химические факторы — химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;

3) биологические факторы — микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных заболеваний.

В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

1) тяжесть трудового процесса — показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;

2) напряженность трудового процесса — показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

Испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения следующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса:

1) температура воздуха;

2) относительная влажность воздуха;

3) скорость движения воздуха;

4) интенсивность и экспозиционная доза инфракрасного излучения;

5) напряженность переменного электрического поля промышленной частоты (50 Герц);

6) напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц);

7) напряженность переменного электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;

8) напряженность переменного магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;

9) напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля;

10) интенсивность источников ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 200 — 400 нанометров;

11) энергетическая освещенность в диапазонах длин волн УФ-А (= 400 — 315 нанометров), УФ-В (= 315 — 280 нанометров), УФ-С (= 280 — 200 нанометров);

12) энергетическая экспозиция лазерного излучения;

13) мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений;

14) радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников;

15) уровень звука;

16) общий уровень звукового давления инфразвука;

17) ультразвук воздушный;

18) вибрация общая и локальная;

19) освещенность рабочей поверхности;

20) концентрация вредных химических веществ, в том числе веществ биологической природы (антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, белковых препаратов), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа, а также концентрация смесей таких веществ в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников (в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (центра);

21) массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны;

22) тяжесть трудового процесса (длина пути перемещения груза, мышечное усилие, масса перемещаемых грузов, угол наклона корпуса тела работника и количество наклонов за рабочий день (смену), время удержания груза, количество стереотипных рабочих движений);

23) напряженность трудового процесса работников, трудовая функция которых:

а) заключается в диспетчеризации производственных процессов, управлении транспортными средствами (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса);

б) заключается в обслуживании производственных процессов конвейерного типа (продолжительность выполнения единичной операции, число элементов (приемов), необходимых для реализации единичной операции);

в) связана с длительной работой с оптическими приборами;

г) связана с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат;

24) биологические факторы (в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (центра).

Если эксперт необъективно оценил предложения работников, у них есть возможность направить предложения непосредственно в комиссию, где представители профсоюза смогут добиваться учета этих предложений.

Все исследования и измерения должны осуществляться только в ходе штатных производственных (технологических) процессов с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источником вредных производственных факторов. Ранее при проведении АРМ имели место случаи, когда измерения осуществлялись, например, при отключенном оборудовании, генерирующем вредные производственные факторы. Подобные нарушения при проведении СОУТ должны являться основанием для направления профсоюзом мотивированного предложения о проведении внеплановой СОУТ, а также для обжалования действий эксперта и результатов спецоценки в установленном порядке.

Следует отметить, что набор вредных или опасных производственных факторов, закрепленный в ФЭ о СОУТ, более узок по сравнению с ранее действующим Руководством. Например, Руководство предписывало при аттестации рабочих мест проводить оценку параметров  световой среды по естественному и искусственному освещению, а ФЗ СОУТ предусматривает лишь оценку фактора искусственного освещения по единственному показателю – освещенность рабочей поверхности. Кроме того, предусматриваются ограничения в части идентификации. Так микроклимат идентифицируется как вредный и (или) опасный фактор только на расположенных в закрытых производственных помещениях рабочих местах, если технологическое оборудование на этих местах является искусственным источником тепла и (или) холода. Неионизирующие излучения не идентифицируются как вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах, где работники заняты исключительно на ПЭВМ, которые не используются непосредственно в технологическом процессе производства. Факторы напряженности трудового процесса идентифицируются как вредные и (или) опасные только при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов, на рабочих местах операторов технологического оборудования, а также при управлении транспортными средствами.

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Эта декларация действительна в течение пяти лет.

Необходимо отметить, что предоставляемая ФЗ о СОУТ возможность ограничиться идентификацией рабочих мест и избежать проведения исследований и измерений может вызвать у работодателей соблазн задекларировать по результатам идентификации как можно больше рабочих мест в ущерб качеству. Во избежание недовольства работников и конфликтов первичной профсоюзной организации необходимо отслеживать результаты работы эксперта при проведении идентификации и контролировать, чтобы эксперт учел все вредные факторы. В том числе результаты предыдущих исследований, предложения работников и др. Декларация не должна вызывать сомнений у представителей профсоюзов только при наличии стопроцентной уверенности в отсутствии вредных факторов на рабочих местах.

В случае если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

При выявления факта недостоверности указанных в декларации сведений, Роструд или государственная инспекция труда в субъекте РФ прекращает действие декларации и вносит об этом запись в реестр. Действия (бездействие) должностных лиц госинспекции труда в субъекте РФ в соответствии с утвержденным порядком могут быть обжалованы в суд.

По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия вышеуказанных обстоятельств, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Время выполнения каждой технологической операции на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов (технологические карты и др.), путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.

Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

—  ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

— изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

—  изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

— изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

—  произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

— наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных  случаев.

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время не разработана). Снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями (в настоящее время не разработаны), утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

— перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

— карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах (на аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников);

— протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

— протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

— сводную ведомость специальной оценки условий труда;

— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

— заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее, чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

 

Экспертиза качества специальной оценки условий труда

 

Экспертиза качества специальной оценки условий труда  проводится:

— по представлениям территориальных органов Роструда (государственных инспекций труда в субъектах РФ;

— непосредственно по заявлениям работников, профсоюзов, работодателей, которые подаются в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда .

При этом если в первом случае экспертиза качества СОУТ проводится на безвозмездной основе, то при непосредственном обращении работников, профсоюзов или работодателей экспертиза проводится на платной основе за счет средств заявителя. Размер оплаты устанавливается на основании специальных методических рекомендаций.

Таким образом, работникам и профсоюзам в случае несогласия с результатами СОУТ целесообразно не обращаться напрямую в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества СОУТ, а действовать через государственную инспекцию труда в своем регионе.

 

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

 

Вносятся дополнения в ст. 92 ТК РФ « Сокращенная продолжительность рабочего времени»:

 «Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда»;

— «На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами».

Часть третья ст. 94 ТК РФ «Продолжительность ежедневной работы (смены)» изложена в следующей редакции:

«Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями первой — третьей статьи 92 настоящего Кодекса:

при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов;

при 30-часовой рабочей неделе и менее — до 8 часов.

Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск» изложена в следующей редакции:

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда  2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (подкласс 3.1., вредные условия труда 1 степени исключен).

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

В ст. 147 ТК РФ « Оплата труда работников» первая и вторая части изложены в следующей редакции:

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном 372 ст. ТК РФ  для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии со ст. 15, п.3 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»:

При реализации в соответствии с положениями ТК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: