Программа ФНПР Достойный труд-основа благосостояния человека

Проект

 

Программа ФНПР

«Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны»

 

Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) подтверждает верность избранному курсу борьбы за достойный труд, достойную жизнь и социальную справедливость, за экономику, способную их обеспечить.

ФНПР, её членские организации, вновь подтверждают свою приверженность базовым ценностям российского и международного профсоюзного движения: независимость, единство, солидарность, справедливость, экономическая и политическая демократия.

Идеологической основой деятельности ФНПР является Программа Достойного труда, принятая Международной организацией труда.

Профсоюзы России заявляют: достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны.

Миссия профсоюзов России – представительство и защита прав и интересов работников, реализация принципов достойного труда, содействие становлению Российской Федерации как социального и правового государства.

ФНПР независима от политических партий и движений, религиозных организаций, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления. Участие в политической жизни общества является для ФНПР средством более эффективного выполнения своей миссии.

ФНПР выступает за построение социально-трудовых отношений на принципах социального партнёрства с органами власти и работодателями (объединениями работодателей). Социальное партнёрство, основанное на равноправии, уважении и учете интересов наемных работников, работодателей и государства способно обеспечивать устойчивое экономическое развитие и социальный прогресс.

Угроза социальной справедливости – основной вызов времени

Российские профсоюзы, как и профсоюзы других стран, действуют сегодня в условиях глобализации мировой экономики. Для нашей страны это означает, что процессы, противоречия, кризисы в мировом развитии оказывают все большее влияние на положение работников.

В последние годы глобальная экономика крайне нестабильна. Цепь кризисов чередуется короткими периодами неустойчивого экономического роста. За редким исключением, государствам не удается выбраться из порочного круга экономических и социальных рисков: высокого уровня безработицы, неустойчивой и неформальной занятости, снижения уровня жизни и социальных гарантий трудящихся.

Бизнес и его политические сторонники используют кризис, которые сами спровоцировали, для атаки на основополагающие права трудящихся, достигнутые за многие десятилетия усилиями профсоюзов.

Несмотря на неопровержимые данные о том, что неолиберальная политика является разрушительной и просто не работает, международные финансовые учреждения продолжают оказывать давление на правительства, чтобы они склонились перед властью финансовых рынков. Под их давлением правительства делают из социальной справедливости переменную, которую можно подогнать под текущее состояние экономики.

Люди чувствуют себя брошенными своими правительствами, поскольку интересы бизнеса ставятся выше интересов наемных работников.

Неолиберальная модель капитализма ведет мир к неравенству, социальным волнениям и подрыву самих основ демократии.

Глобальные факторы оказывают существенное влияние на экономическую ситуацию в России. Но не они являются определяющими. Основные причины – внутренние: сырьевая модель экономики и неэффективность системы управления.

При этом в обществе нет единого мнения о том, как эти проблемы решать. Позиция профсоюзов, которые представляют единое мнение наиболее организованной части трудящихся России, часто расходится как с мнением бизнесменов, так и с мнением чиновников.

Необходимость модернизации производства все чаще пытаются подменить увеличением эксплуатации работников при одновременном снижении их реальных доходов.

В период кризиса российские предприниматели дали ответ на вопрос, за чей счёт кризис будет преодолен. Ответ прозвучал однозначно: за счёт работников и государства.

Сегодня работников и государство пытаются снова принудить заплатить – прямо или косвенно – за модернизацию частных предприятий.

Существующая налоговая система предоставляет фактические преференции наиболее обеспеченной части общества, что существенно снижает государственные доходы.

Сознавая, что подобная ситуация для него потенциально опасна, российский бизнес пытается сделать основой российского трудового законодательства выгодные только ему законы.

Встречая сопротивление профсоюзов, бизнес прибегает к максимально жестким формам давления на организации трудящихся. Увольнения профсоюзных активистов, прямое нарушение законодательства, манипулирование общественным сознанием – вот неполный набор используемых методов. Поощряя атомизацию российского общества, пытаясь разбить его по малым, частным интересам, бизнес стремится уничтожить принцип солидарности, традиционно присущий российскому обществу и российским профсоюзам. Вместо него активно внедряются совершенно иные нормы, согласно которым только уровень личного богатства есть единственное мерило ценности человека. Фразеология же о «равных стартовых возможностях» в условиях использования рыночных возможностей в социальной сфере, в первую очередь, в образовании и здравоохранении, превращается в издевательство. Российские профсоюзы не приемлют подобное мировоззрение. Принцип солидарности был и будет основой нашей работы.

Устойчивое развитие экономики на базе создания достойных рабочих мест, развитие человеческого капитала, наращивание его качества, рост доходов, улучшение уровня жизни населения – это должно быть целью модернизации России.

Достижение этих целей невозможно без реальной консолидации и укрепления профсоюзных структур. Качественное усиление, повышение авторитета отраслевых профсоюзов, дисциплина выполнения совместно принятых решений – путь, который должны пройти российские профсоюзы в сжатые сроки.

Централизация ресурсов и координация действий, развитие демократических процедур – это главные направления развития российского профсоюзного движения. Действуя таким образом, профсоюзы смогут эффективно ответить на вызовы, которые ставит перед ними жизнь.

Ответом российских профсоюзов на глобальные вызовы времени должны стать установление Стандартов Достойного труда, как фундаментальной основы обеспечения социальной справедливости на предприятии и в обществе.

Создание достойных рабочих мест – основное условие устойчивого экономического роста

Сырьевая модель экономики уже не способна обеспечить устойчивый экономический рост. Необходимо сменить вектор развития российской экономики с экспорта природных ресурсов и импортозависимости на производство товаров внутри страны.

Развитие отечественного производства невозможно без достойного рабочего места, на котором эффективно используются трудовые ресурсы, обеспеченные высоким уровнем организации и оплаты труда,  качественным профессиональным образованием и обучением. Именно устаревшее оснащение рабочих мест, низкий уровень организации труда, заработной платы, качества профессионального образования, подготовки и повышения квалификации работников препятствует росту производительности труда.

Создание достойных рабочих мест должно быть основной задачей Правительства Российской Федерации при формировании экономической политики страны. Без достойного рабочего места не бывает ни бюджета, ни экономики, ни государства.

Профсоюзы считают, что достойное рабочее место – это рабочее место, оборудованное в соответствии с высокими технологиями и стандартами безопасности; обеспечивающее стабильную занятость и достойную заработную плату работнику. Достойное рабочее место должно быть организовано в соответствии с современными требованиями к оборудованию и материалам, разделению и кооперации труда, подбору и расстановке персонала.  Результатом организации рабочего место должно стать нормирование труда, обеспечивающее эффективное использование рабочего времени, умственных и физических сил работника; социальное и экономическое стимулирование работников для обеспечения восстановления сил, здоровья и профессионального развития. Производительность и эффективность деятельности всего предприятия зависит от усилий и финансовых затрат работодателя на организацию труда.

Профсоюзы России считают, что высокая производительность невозможна без адекватного отношения работодателя к сбережению и приумножению трудового потенциала.

Решение задач повышения производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест должно достигаться путем совершенствования технологий, обновления материально-технической базы организаций, а не за счет повышения степени эксплуатации работника и необоснованного сокращения издержек на труд.

Существующая структура российской экономики открывает значительные перспективы для создания новых, достойных рабочих мест: в отраслях, ориентирующихся на внутренний спрос; на ресурсоёмких производствах, обеспечивающих глубокую переработку сырья; в высокотехнологичных отраслях; в сельском хозяйстве; в жилищном строительстве и коммунальном хозяйстве; в социальной сфере (медицина, образование, культура); в малом бизнесе.

Развитие приоритетных отраслей промышленности на основе модернизации производства, внедрения инновационных технологий невозможны без создания высокопроизводительных рабочих мест, повышения качества рабочей силы.

ФНПР считает, что государственная экономическая политика не сопровождается формированием и реализацией программ, направленных на восстановление многоотраслевой структуры экономики в увязке с созданием высокопроизводительных и модернизацией существующих рабочих мест.

ФНПР обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость проведения социально-экономической политики, предусматривающей развитие реального и бюджетного сектора экономики на базе достойных рабочих мест.

Профсоюзы России продолжат добиваться:

модернизации существующих рабочих мест и создания новых достойных рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой;

полной, стабильной, защищенной занятости;

достойного профессионального развития работника;

совершенствования управления организацией, предприятием на основе системной организации и нормировании труда;

установления достойного размера пособий по безработице за счет введения страхования на случай потери работы;

регулирования внешней трудовой миграции, приема иностранной рабочей силы с учетом приоритетной занятости российских граждан на региональных рынках труда, а также реальных потребностей и возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иностранных работников;

обеспечения для мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, медицинского обслуживания, образования, социального страхования, распространения на них норм трудового законодательства и права на коллективную защиту.

Российским работникам нужны достойные рабочие места и стабильная занятость!

Достойная зарплата – основа достойного труда

В настоящее время заработная плата в России не является достойной.

Это связано с тем, что оплата труда работников, формирующих своим трудом добавленную стоимость, крайне низка, а заработная плата управленцев слишком завышена. Поэтому по-прежнему 20 процентов самых высокооплачиваемых работников получают почти половину всего фонда оплаты труда нашей страны.

Еще одна причина – это то, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) привязан к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, который вводился в 1992 году на период преодоления кризисного состояния экономики как минимально допустимая граница потребления основных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

При этом многие годы не реализуется норма Трудового кодекса Российской Федерации о поэтапном повышении МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в результате чего минимальный размер оплаты труда не обеспечивает даже физиологического выживания человека.

Под достойной заработной платой профсоюзы понимают заработную плату:

обеспечивающую экономическую свободу работающему человеку и его семье;

создающую базовые основы для систем социальной страховой защиты и социального обеспечения;

дающую возможность человеку развиваться, отдыхать, пользоваться достижениями цивилизации;

отвечающую понятию справедливого распределения результатов труда;

зарабатываемую в условиях, не унижающих достоинство человека;

решающую проблему материальной базы для расширенного воспроизводства населения страны и обеспечения экономики квалифицированными трудовыми ресурсами.

Профсоюзы считают, что  основой для установления МРОТ должен стать минимальный (восстановительный) потребительский бюджет, который обеспечит не только удовлетворение основных материальных благ и услуг (продуктов питания, лекарств, жилищно-коммунальных услуг и др.), но и духовных потребностей. Прожиточный минимум должен остаться базой для установления размеров социальных пособий.

Неолиберальные эксперты считают, что повышение заработной платы, особенного ее минимального размера, приведет к негативным экономическим последствиям.

Профсоюзы уверены в обратном.

Повышение заработной платы повысит покупательную способность населения, обеспечит рост сбережений и инвестиций,  создаст необходимую основу для развития среднего и малого бизнеса, позволит увеличить доходную базу бюджетов за счет НДФЛ.

Рост заработной платы уменьшит отток отечественной рабочей силы из страны, что улучшит демографическую ситуацию, снизит издержки, связанные с привлечением иностранной рабочей силы. Снижение количества иностранных работников на территории России остановит отток капитала из страны.

В конечном итоге повышение заработной платы приведет к снижению уровня безработицы, расходов консолидированного бюджета на социальные пособия, трансферты регионам и во внебюджетные фонды, увеличению темпов экономического роста и ВВП.

ФНПР считает недопустимым повышать заработную плату за счет  интенсификации труда работников.

Профсоюзы продолжат добиваться:

установления минимального размера оплаты труда, обеспечивающего воспроизводство и развитие человеческого капитала (человеческих и трудовых ресурсов);

исключения из минимального размера оплаты труда и размера минимальной заработной платы компенсационных и стимулирующих выплат;

установления минимального (базового) оклада, минимальной тарифной (базовой) ставки заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда (размера минимальной заработной платы);

соответствия размера оклада, ставки заработной платы квалификации работника, сложности, количеству, качеству и условиям выполняемой работы;

установления систем оплаты труда на отраслевом, региональном и локальном уровне, обеспечивающих равную оплату за труд равной ценности без какой-либо дискриминации;

обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы;

установления прогрессивного налогообложения доходов физических лиц;

неукоснительного исполнения всех норм трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений в области заработной платы;

реализации мер по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, иных выплат работникам, усилению ответственности работодателя и собственника за несвоевременную выплату работникам заработной платы;

повышения доли оплаты труда в структуре национального дохода;

установления взаимосвязи всех элементов национальной системы профессиональных квалификаций с адекватной системой профессионального образования (обучения) и уровнями заработной платы.

Эффективная социальная защита – важнейшая  составляющая достойного труда

По-прежнему актуальной остается задача реализации права человека на социальную защиту, сокращения масштабов бедности и неравенства.

ФНПР и профсоюзные организации последовательно отстаивали позицию о приоритетном развитии системы обязательного социального страхования. Стратегическим направлением деятельности ФНПР остается определение задач по обеспечению в РФ пенсионной системы, соответствующей международным стандартам, право на гарантированные доходы в старости так, как это закреплено в актах о правах человека, без реализации которых надежды пенсионеров на достойную пенсию окажутся несбывшимися.

Федерация Независимых Профсоюзов России и членские организации определили важные условия, способствующие усилению социальной защищенности работника, это:

системный, комплексный подход и развитие страховых принципов на основе положений и рекомендаций конвенций Международной организации труда;

                формирование механизмов стимулирования работодателей к улучшению условий труда, производственного быта, здоровья, духовного развития работников и членов их семей;

определение долгосрочных мер по улучшению социально-экономической ситуации на основе формирования устойчивого и прогнозируемого рынка труда;

изменение политики в области заработной платы и ее синхронизация с задачами социальной защиты наемных работников;

исключение накопительного элемента из системы обязательного пенсионного страхования;

отказ от политики преференций отдельным субъектам обязательного социального страхования;

реформирование системы досрочного пенсионного обеспечения;

развитие взаимодействия с органами социальных внебюджетных фондов для укрепления финансовой составляющей системы обязательного социального страхования и развития страховых принципов посредством повышения ответственности всех субъектов системы для обеспечения ее устойчивого функционирования.

Для обеспечения выполнения вышеуказанных задач необходимы:

создание социальных и/или пенсионных комиссий в первичных профсоюзных организациях, проведение эффективного обучения членов комиссий, профсоюзного актива, профсоюзных работников по вопросам пенсионного обеспечения, пенсионного законодательства и т.д.;

соблюдение законного права на достойную пенсию по нормам, соответствующим международным стандартам;

реформирование системы досрочных пенсий и накопительного компонента;

законодательное утверждение правового статуса пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика, обеспечивающего реализацию пенсионных прав работника;

определение и обеспечение механизмов паритетного участия социальных партнеров в управлении и контроле над формированием и целевым расходованием страховых средств;

создание экономических и социальных условий для недопущения роста платных медицинских услуг в системе ОМС;

выполнение задач по обеспечению трудящихся горячим питанием, создание и развитие условий, способствующих здоровому образу жизни;

повышение качества и доступности медицинских услуг путем усиления общественного контроля заболеваемости, ориентации страхового здравоохранения на профилактику хронических заболеваний за счет увеличения охвата диспансеризацией работников и повышения качества ее проведения;

                снижение роста первичной инвалидизации за счет повышения качества жизни и сокращения травматизма лиц пенсионного и предпенсионного возраста, содействие адаптации инвалидов в трудовой и социальной сферах;

реализация мер по введению обязательного лекарственного страхования;

восстановление и развитие механизмов обеспечения доступности санаторно-курортного лечения для работников и членов их семей;

противодействие закрытию, перепрофилированию и использованию не по назначению загородных оздоровительных учреждений, а также обеспечения доступности цен на путевки в них;

привлечение членов профсоюзов к участию в мероприятиях, направленных на укрепление здоровья и духовного развития, на основе обеспечения возможности членов профсоюзов и их семей систематически заниматься повышением своего культурного и спортивного уровня.

Социальное партнерство – действенный механизм реализации принципов достойного труда

Эффективность системы социального партнерства зависит от степени вовлеченности и масштаба участия в ней социальных партнеров. Сегодня не в полной мере используется потенциал института органов социального партнерства и института объединений работодателей. Часть работодателей, в том числе представляющие крупные организации, отказываются участвовать в коллективных переговорах и присоединяться к заключенным соглашениям.

На государственном уровне необходимо создавать эффективные механизмы привлечения максимального количества организаций к участию в системе социального партнерства. Необходимо создавать условия, при которых работодателям будет выгодней участвовать в системе социального партнерства, чем не участвовать в ней.

Профсоюзы считают, что компании с государственным участием должны стать «флагманами» в реализации государственной задачи по развитию социального партнерства. Уклонение работодателей от участия в системе социального партнерства следует рассматривать как деструктивное отношение к проводимой в стране экономической и социальной политике.

Только при условии эффективного социального диалога будет разработана и реализована политика, обеспечивающая социальную справедливость и устойчивый экономический рост.

ФНПР считает, что добиваться реализации принципов достойного труда необходимо через укрепление системы социального партнерства.

ФНПР, её членские организации будут добиваться:

повышения статуса решений, принимаемых органами социального партнерства, придания решениям трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений статуса обязательных к учету при подготовке органами государственной власти нормативных правовых актов в сфере труда;

дальнейшей ратификации международных документов в сфере труда, а также эффективной реализации и полного соблюдения международных трудовых стандартов;

вовлечения всех работодателей организаций, в которых работают члены профсоюзов, в систему социального партнерства;

внесения в функциональные обязанности федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления полномочий по проведению переговоров и подписанию соглашений;

повышения ответственности сторон социального партнёрства за исполнение заключенных ими соглашений;

максимального учёта обязательств сторон соглашений при формировании федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и заключения соглашений до принятия бюджетов всех уровней;

заключения коллективного договора во всех организациях, где действуют первичные профсоюзные организации профессиональных союзов, входящих в ФНПР, уделяя особое внимание качеству заключаемых коллективных договоров;

конкретизации обязательств коллективных договоров и соглашений, совершенствования механизмов их реализации с целью максимального обеспечения интересов работников, осуществления контроля за их выполнением;

пропаганды социального партнерства, освещения деятельности профсоюзов и их социальных партнёров.

Обеспечение правовой защиты работников

ФНПР считает, что в современных экономических условиях граждане России сталкиваются с серьезными проблемами в справедливом распределении доходов и прибыли, создаваемых их трудом, ростом незащищенной занятости и отсутствием действенных мер по ликвидации неформальной занятости, противодействии созданию профсоюзных организаций.

В этих условиях в целях достижения более высоких и справедливых  результатов в реализации Программы достойного труда МОТ, сохранения и повышения достоинства наемного работника правозащитная работа ФНПР будет направлена на осуществление мер по соблюдению  международных трудовых норм и содействию реализации основополагающих принципов и прав в сфере труда.

ФНПР и ее членские организации, используя для достижения этой задачи все свои уставные возможности и при необходимости поддержку международных организаций, будут добиваться обеспечения соблюдения  гарантий прав в сфере труда, защиты права работников на свободу объединения в профессиональные союзы посредством:

совершенствования трудового законодательства в части установления императивных гарантий для работников, развития социального партнерства, внедряя лучшие международные трудовые стандарты, закрепленные в документах международной организации труда;

совершенствования законодательства с целью установления действенных механизмов реализации права на свободу объединения в профессиональные союзы;

предоставления профсоюзным организациям помощи по совершенствованию правовых актов, способствующих развитию социального партнерства в условиях изменяющихся экономических и социальных потребностей, системы управления трудовыми ресурсами;

предоставления организационно-технического сотрудничества и консультационных услуг по защите и представительству интересов членов профсоюзов, способствующих применению основополагающих принципов международного права;

развития системы профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий соглашений, коллективных договоров;

развития взаимодействия с государственными органами по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан в сфере труда  в целях приоритетной защиты интересов граждан Российской Федерации;

совершенствования механизмов разрешения коллективных трудовых споров, в том числе при участии органов социального партнерства;

обеспечения информационно-юридической поддержки при проведении коллективных акций или разрешении коллективных трудовых споров;

совершенствования деятельности правовых инспекций труда и правовых служб профессиональных союзов, применения современных технологий правового обучения профсоюзных работников и актива, осуществляющих правозащитную деятельность.

Для обеспечения выполнения своих обязательств ФНПР будет применять следующие механизмы:

разработка предложений по ратификации Конвенций МОТ, содержащих лучшие международные трудовые стандарты, а также о закреплении отдельных положений указанных Конвенций в документах социального партнерства;

подготовка и отстаивание предложений по совершенствованию законодательства в интересах социальных партнеров, работников и профсоюзов с учетом аспектов достойного труда;

заключение соглашений о сотрудничестве с организациями и органами государственной власти, направленных на обеспечение реализации основополагающих принципов и прав в сфере труда;

разработка информационных и методических материалов, обмен практикой эффективной правовой защиты членов профсоюзов и прав профсоюзных организаций, разрешения коллективных трудовых споров;

содействие в создании постоянно действующих трудовых арбитражей по разрешению коллективных трудовых споров при трёхсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений;

информирование органов государственной власти, социального партнерства и  Международной организации труда о нарушениях международных и национальных  трудовых норм, а также прав профсоюзов;

реализация мер по привлечению к дисциплинарной, административной. уголовной ответственности лиц, нарушающих трудовое законодательство,  иные правовые акты, содержащие нормы трудового права, условия соглашений, коллективных договоров, права профсоюзов.

Гендерный фактор как составная часть политики социального государства

Рассматривая достижение гендерного равенства как основу для построения социального государства, демократического развития страны и модернизации экономики, ФНПР считает необходимым:

участвовать в формировании социальной политики государства и проводить гендерную экспертизу законопроектов, государственных программ и последствий проводимых социальных реформ, затрагивающих вопросы равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;

содействовать реализации региональных и отраслевых программ, направленных на создание к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, обеспечению равного доступа мужчин и женщин к образованию, повышению квалификации и переквалификации, к карьерному росту;

способствовать включению вопросов  гендерного равенства в учебные программы и курсы подготовки профсоюзных руководителей и активистов, в программные документы, решения коллегиальных органов, коллективные договоры и публикации в СМИ;

развивать практику проведения гендерного аудита как инструмента практической реализации целей равенства полов;

обеспечить сбалансированное представительство мужчин и женщин в выборных руководящих профсоюзных органах;

добиваться включения вопросов гендерного равенства в коллективные договоры и соглашения с целью реализации достижения равенства прав и возможностей их реализации мужчинами и женщинами на каждом рабочем месте.

Безопасные условия труда – фактор достойного труда

Улучшение условий, охраны труда и сохранения здоровья работников на рабочих местах является неотложным приоритетом в деятельности профсоюзов и от решения которого зависят уровень защиты работников, производительность труда и рост национальной экономики.

Безопасные и здоровые рабочие места являются двигателем прочного, устойчивого, внутреннего роста производства. В связи с этим возникает необходимость разработки чётких и ясных правовых рамок для охраны труда и обеспечения здоровья работников, а также создание эффективных систем по их управлению.

Рассматривая достижения безопасных и здоровых условий труда как важную деятельность профсоюзов, ФНПР считает необходимым добиваться:

принятия законодательных мер, предусматривающих изменение действующей доктрины охраны труда «абсолютной безопасности» на доктрину «приемлемого риска»;

проведения регулярной оценки профессиональных рисков, управления рисками и контроля по их устранению;

трансформации досрочных пенсий в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

разработки национального плана действий по модернизации и переоснащению производственных мощностей за счёт замены старых технологий, машин и оборудования. Предусмотреть меры по стимулированию привлечения инвестиций на эти цели, а также меры экономического стимулирования работодателей;

совершенствования процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ) с учётом имеющейся практики работы и мониторинга: корректировка методики специальной оценки условий труда, создание совещательных органов по выработке общих подходов к разрешению спорных вопросов, повышения качества проведения СОУТ;

обеспечения прав работающих на социальную защиту при пересмотре Отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров в части «монетизации» гарантий и компенсаций за вредные условия труда (замены сокращённого рабочего времени и дополнительного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией), а также в части установления максимально допустимой продолжительности ежедневной работы до 12 часов на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

принятия нормативных правовых актов, обеспечивающих санитарно-гигиеническое нормирование факторов производственной среды на основе научно обоснованных данных, наработанных в нашей стране, и практики нормирования за рубежом;

повышения уровня компетентности представителей профсоюзов в комиссиях по специальной оценке условий труда, членов и руководителей первичных профсоюзных организаций в вопросах специальной оценки условий труда, в части изменений трудового и пенсионного законодательства;

принятия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, без ущерба для работников;

разработки нормативно-правового акта, определяющего требования к количеству штатных специалистов, занимающихся вопросами безопасности и охраны труда в организациях.

Сильные профсоюзы — гарантия достойного труда

Необходимым условием эффективной защиты социально-экономических интересов трудящихся, формирования гражданского общества в России и гарантом достижения Стандартов Достойного труда являются сильные общероссийские профсоюзы, объединенные Федерацией Независимых Профсоюзов России и представленные на региональном уровне территориальными объединениями организаций профсоюзов.

В целях укрепления профсоюзного движения, повышения роли профсоюзов в государстве и обществе деятельность ФНПР будет направлена на:

увеличение численности членов профсоюзов и повышение уровня профсоюзного членства, создание новых профсоюзных организаций на предприятиях всех секторов экономики, привлечение в профсоюзы молодежи, как главного стратегического ресурса развития профсоюзного движения;

осуществление комплекса мер по интеграции и модернизации общероссийских профсоюзов, формированию рациональной профсоюзной структуры, обеспечивающей эффективную защиту членов профсоюзов и выполнение принимаемых решений;

усиление роли территориальных объединений организаций профсоюзов по представительству и защите социально-экономических прав членов профсоюзов на региональном и муниципальном уровнях;

совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность профсоюзов и их объединений;

усиление ответственности за противодействие созданию и деятельности профсоюзных организаций;

укрепление профсоюзной солидарности и единства, повышение массовости и эффективности коллективных действий профсоюзов;

реализацию демократических принципов и обеспечение активного участия членов профсоюзов в деятельности профсоюзных организаций;

осуществление мер по дальнейшему кадровому укреплению профсоюзов, повышение эффективности формирования, подготовки и использования кадрового резерва, содействие продвижению стратегического резерва профсоюзных лидеров из числа молодежи до 35 лет;

обеспечение обязательного непрерывного обучения и повышения квалификации профсоюзных руководителей всех уровней, развитие сети образовательных учреждений профсоюзов в рамках Единого образовательного пространства;

усиление исполнительской дисциплины, персональной ответственности профсоюзных руководителей за реализацию решений коллегиальных органов, проведение регулярной объективной оценки эффективности их деятельности.

Укрепление финансовой базы – условие создания сильных профсоюзов, способных реально защищать экономические и социальные интересы членов профсоюзов.

В целях укрепления финансовой базы профсоюзов деятельность ФНПР будет направлена на:

совершенствование способов и методов пополнения профсоюзного бюджета и преодоления его дефицита;

консолидацию финансовых средств в отраслевых профсоюзах;

совершенствование систем финансового контроля;

усиление роли контрольно-ревизионных комиссий всех уровней в проведении проверок своевременности и полноты поступления членских взносов от профсоюзных организаций, а также расходования профсоюзных средств;

осуществление мер по своевременному и полному предоставлению достоверной финансовой отчётности.

Эффективность деятельности ФНПР зависит от массовости профсоюзного движения, сплочённости и организованности её членских организаций, информированности общества о её деятельности, взаимодействии со структурами законодательной и исполнительной власти, с предпринимательским сообществом, представителями науки и медиа-сообщества, профессионализма профсоюзных работников, активности каждого члена профсоюза.

Конструктивное взаимодействие ФНПР и её членских организаций  с законодательными органами власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, органами гражданского контроля повышает авторитет и роль профсоюзов в обществе.  В продолжение эффективного диалога профсоюзов и властных структур по разрешению социально-трудовых проблем ФНПР  намерена:

расширять непосредственное участие профсоюзов в составах законодательных (представительных) органов власти всех уровней и органах местного самоуправления, совершенствовать формы взаимодействия с законодательными (представительными) органами власти всех уровней, органами местного самоуправления;

принимать активное участие в деятельности институтов гражданского общества всех уровней;

расширять практику создания ассоциаций представителей профсоюзов из числа депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления (по аналогии с межфракционной депутатской группой в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию с профсоюзным движением «Солидарность»), создавать новые каналы влияния на принятие решений в сфере нормотворчества;

доводить позицию профсоюзов по вопросам законодательного регулирования социально-трудовых отношений до органов законодательной и исполнительной власти;

совершенствовать систему обмена информацией по вопросам участия профсоюзных организаций в процессе нормотворчества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

ФНПР, её членские организации, в целях информирования общественности, пропаганды позиции профсоюзов и повышения эффективности информационной работы продолжат:

расширять возможности внешних средств массовой информации для формирования позитивного имиджа российских профсоюзов в обществе, роста их авторитета и привлечения в их ряды новых членов профсоюзов;

добиваться массовой целевой подписки на центральную профсоюзную газету «Солидарность», содействовать распространению практики создания новых региональных выпусков газеты;

совершенствовать Единую информационную систему профсоюзов, стимулировать работу действующих и создание новых профсоюзных печатных изданий, развивать службы по связям с общественностью, обеспечивать финансирование информационной и издательской деятельности профсоюзов на всех уровнях;

на основе современных коммуникационных технологий активизировать работу по модернизации профсоюзных сайтов в Интернете, повышать эффективность пропагандистской деятельности на интернет-форумах и социальных сетях, развивать практику видеоконференций.

Международная профсоюзная солидарность – залог победы достойного труда

Обострение противоречий между трудом и капиталом усложняет процесс социального диалога и социального партнерства, требует от профсоюзов большей организованности, сплоченности и настойчивости в борьбе за права и интересы человека труда.

В условиях нарастания классовых противоречий между трудом и капиталом, а также усиливающегося в последние годы наступления на права трудящихся и профсоюзов во многих странах мира, ФНПР в своей деятельности продолжает следовать принципу международной профсоюзной солидарности, постоянно укрепляет сотрудничество и взаимодействие с зарубежными профсоюзами, с международным профдвижением.

С этой целью ФНПР продолжит:

взаимодействие по всем направлениям деятельности с Международной конфедерацией профсоюзов (МКП) и ее Всеевропейским региональным советом (ВЕРС);

активное сотрудничество с Международной организацией труда (МОТ) и ее московским Бюро; оказание содействия реализации Программы сотрудничества ФНПР с Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, а также плана сотрудничества Российской Федерации с Международной организацией труда;

активное участие в деятельности «Профсоюзной двадцатки» (L20);

расширение сотрудничества с профсоюзами стран БРИКС;

оказание всемерной поддержки деятельности Профсоюзного консультативного комитета при ОЭСР (ПКК-ОЭСР), Совета профсоюзов Северных стран (СПСС), Профсоюзной сети стран Балтийского моря (БАСТУН);

оказание необходимого содействия деятельности Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП);

укрепление сотрудничества с зарубежными профсоюзными центрами.

ФНПР будет продолжать укреплять свои позиции в международном профсоюзном движении, в системе международных правительственных и неправительственных организаций; пропагандировать активную деятельность российского профсоюзного движения в мире.

В тесном сотрудничестве с зарубежными национальными профцентрами и международными профсоюзными организациями ФНПР продолжит борьбу за повсеместное продвижение идеи достойного труда; за ликвидацию безработицы и бедности в мире; за равенство трудовых прав    и возможностей без какой-либо дискриминации.

ФНПР будет продолжать бороться за неукоснительное соблюдение международных трудовых норм и прав наемных работников и профсоюзов, закрепленных в Конвенциях и рекомендациях Международной организации труда. Будет настаивать на ратификации и соблюдении всех положений Европейской социальной хартии.

ФНПР  продолжит выступать за распространение идеи социального диалога и социального партнерства между основными субъектами экономики; за дальнейшее укрепление и развитие международного профсоюзного движения, за солидарность и социальную справедливость; против развязывания войн, любых форм насилия и терроризма.

ФНПР будет продолжать активно пропагандировать деятельность российского профсоюзного движения, содействовать созданию единого информационного пространства международного профсоюзного движения, способствовать развитию взаимопонимания между трудящимися различных стран, бороться против возникновения межнациональных конфликтов, любых форм насилия, ксенофобии и террора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Департамент социально-трудовых отношений

и социального партнерства Аппарата ФНПР

E-mail: soctrud@fnpr.ru или факс (495) 938-88-23

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: