Путейцы останутся без щебня? О критической ситуации на Ангасольском щебеночном заводе
В 2018 году под угрозой срыва могут оказаться летние путевые работы. На одном из главных предприятий, поставляющих щебневую продукцию назревает критическая ситуация. Об этом говорят работники Ангасольского щебеночного завода — филиала ОАО «Первая нерудная компания». А тем временем в связи с бурным развитием Транссибирской магистрали и БАМа необходимая потребность в обеспечении щебнем растет.
Денег нет, но как держаться?
В начале октября в Дорпрофжел на Восточно-Сибирской железной дороге обратились представители первички завода.
— Люди крайне недовольны уровнем заработной платы. Разве 20 000 рублей это достойные деньги за нелегкий труд? Многим уже не на что кормить семьи. Инфляция растет, у многих кредиты. С падением заработной платы ситуация достигла своего предела, — рассказывает председатель первичной профсоюзной организации Владимир Загребин.
Действительно, выборочный просмотр расчетных листов за несколько последних лет показывает, что, например, у слесаря по ремонту автомобилей Николая Усольцева с высшим шестым разрядом, реальная заработная плата с годами тает на глазах. Если в октябре 2012 года он получал «на руки» 36549 рублей, то в июле 2016 уже 27 537 рублей. К марту 2017 года перечисления в банк составили всего 21 809 рублей. При этом средний уровень заработной платы по Иркутской области составляет 36916 рублей.
Индексации в компании не было с 2014 года. Коллективный договор был подписан только 7 сентября 2017 года и действие его распространяется на один год — с 1 января по 31 декабря текущего года.
Встреча у порога
По приглашению председателя первички для участия в заседании профсоюзного комитета на завод выехали специалисты Дорпрофжел.
Представителей профсоюза работники встретили прямо у ворот завода в обеденное время. Оказалось, что кроме низкой зарплаты есть и другие острые вопросы.
— Проблемы с поставкой запчастей для оборудования и автомобилей есть и были всегда. Но у нас люди трудолюбивые, умные. Всегда всё сами ремонтировали. «Оживлять» этот хлам у нас был стимул — хорошая зарплата. Теперь, с теми копейками, что нам платят, всё желание пропадает, — рассказывает машинист конвейера Татьяна Судомойкина.
— Премию мы не видим совсем. И все вроде бы законно. В сентябре коллектив сделал 35 тысяч кубометров щебня, на октябрь поставили заведомо невыполнимое задание — 50 тысяч кубометров. Цифра не реальная. На разваленном оборудовании мы его точно не выполним, — поделился мнением слесарь по ремонту оборудования дробильно-сортировочного цеха Олег Чернов. — А в прошлом месяце сидели даже без лампочек. Вы представляете, как можно работать в цехе без света? Условия ужасные. Сушилок нет. Раздевалки вообще не поддаются никакой критике.
Дополняет коллег и заместитель председателя первичной профсоюзной организации Ольга Донская:
— Самое интересное, что складывается ситуация, при которой мы весь год не выполняем ежемесячный план, а годовой, по отчётам экономического отдела завода, выполняется. Как это понимать? Только как махинации, направленные на снижение премии рабочим. Я так думаю, — считает Ольга.
Полчаса общения с людьми у шлагбаума завода дали чёткое преставление о том, в каком тяжелом состоянии находятся работники. Достаточно привести один пример.
— У меня есть подруга — машинист конвейера Анжела Сократова, — рассказывает Татьяна Судомойкина. — Без слез даже сложно её историю рассказывать… Одна без мужа воспитывает ребенка. Когда с зарплатой на заводе было всё хорошо, она взяла квартиру в ипотеку. Теперь зарплата упала, а ипотека осталась. Ежемесячный платеж — 9000 рублей в месяц. Плюс коммунальные платежи — 6000-7000 рублей. А последний раз получила зарплату в размере всего 13000 рублей. Как она должна теперь выживать?!
— При этом за день работы Анжела перелопачивает половину КАМАЗа отсева. Представляете, какой это нелегкий труд для женщины? — дополняет Владимир Загребин.
Профсоюз «под прицелом»
Жалуются члены профкома и на давление со стороны администрации. Нередко, директор завода, вопреки нормам законодательства, не отпускает рабочих для участия в заседании профкома. За каждым профсоюзным активистом установлен жесткий контроль со стороны отдела управления персонала. Каждый шаг фиксируется и даже самый незначительный проступок может закончиться дисциплинарным взысканием.
Кадровая текучка
— Ситуация очень сложная. Спецодежду бывает по два года не привозят. О списании пришедшей в негодность и речи нет. Водители поувольнялись, работать на БелАЗах некому, — говорит Николай Усольцев. — Все газеты завалены объявлениями о доступных вакансиях. Молодежь приходит работать, через два-три месяца увольняется. Остаются только те, кто не один десяток лет трудились на заводе, те, кто душой болеет за производство.
Действительно, только на одном сайте SuperJob.ru в первой декаде октября размещены 5 вакансий сотрудников для Ангасольского щебеночного завода. Среди них не только водители БелАЗа и КАМАЗа, но и главный энергетик, инженер 1 категории и главный механик.
— Чтобы перекрыть дефицит кадров, руководство неоднократно привлекало к работе водителей БелАЗа по две ночи подряд, — комментирует ситуацию Владимир Загребин.
«Подарок» к юбилею
Профсоюзный комитет пытался построить с начальником конструктивный диалог.
— Мы весь прошлый год после получения расчетных листов ходили к руководству с вопросами об уровне заработной плате, организовывали собрания. Экономист на наши собрания ни разу не приходил, а единственным ответом директора завода Германа Владимировича Елшина были молчание и фраза «идите работать», — вспоминает Ольга Донская. — А главный инженер вообще говорит, что «Вы свои деньги в Советском союзе оставили. Не хотите работать — гастарбайтеров наберём».
— В конце 1940-х годов при строительстве железнодорожной линии Иркутск — Слюдянка были обследованы обнажения возле дороги по левому берегу реки Правая Ангасолка. Постоянная эксплуатация Ангасольского месторождения гранитов и пегматитов осуществляется с 1957 года, — обратился к истории Николай Усольцев. — В этом году у нас юбилей — 60 лет, но настроение совсем не праздничное. Складывается впечатление, что руководство ведет к целенаправленному развалу завода. Где мы будем работать? Непонятно.
— Начальству наши проблемы не интересны. Заработали сегодня прибыль и ладно. Что будет завтра — неважно, — дополняет его Татьяна Судомойкина.
Специалисты Дорпрофжел разъяснили членам профсоюзного комитета порядок дальнейших действий для защиты своих прав.
Ранее проблемные вопросы Ангасольского щебеночного завода неоднократно поднимал председатель Дорпрофжел Александр Старцев на региональных социально-экономических форумах. Вопрос о судьбе предприятия озвучен делегатом от Восточно-Сибирской железной дороги Игорем Цыплаковым на IV пленуме РОСПРОФЖЕЛ.
Реакция компании
В заседании профсоюзного комитета первички планировалось участие главного правового инспектора труда Константина Нигметова и специалиста по информационной работе Павла Грекова. Но директором завода Германом Елшиным было дано указание службе безопасности не пропускать на территорию предприятия Павла Грекова, как представителя средств массовой информации. Принять участие в заседании профсоюзного комитета смог только Константин Нигметов. При этом официальное письменное уведомление было направлено за два дня до приезда.
Директор завода на заседании присутствовал.
— Герман Владимирович на вопросы об уровне заработной платы отвечает, что руководством ОАО «Первая нерудная компания» сейчас разрабатывается новая система оплаты труда работников. Когда она вступит в силу и принесет ли положительные результаты пока не ясно, — рассказал Константин Нигметов, участвовавший в заседании.
Перед публикацией материала 11 октября 2017 года, в адрес генерального директора Управляющей организации ОАО «Первая нерудная компания» — ООО «УК ПНК» Александра Самусева было направлено письмо с просьбой выразить своё мнение о сложившейся на заводе ситуации и предоставить сведения, подтверждающие или опровергающие аргументы работников завода. На момент выхода материала ответ от руководителя не поступал. Но при этом 14 октября 2017 года на Ангасольский щебеночный завод прибыли представители ОАО «Первая нерудная компания».
— Мне удалось встретиться со специалистами производственно-технического отдела компании, — рассказал Владимир Загребин. — Они прошли по производственным цехам, пообщались с коллективом, лично оценили реальное положение дел на заводе. Надеюсь, теперь что-то измениться.
Павел Греков