Уполномочены охранять. Уполномоченных по охране труда ОАО «РЖД» предлагают перевести на электронную систему отчётности, ввести материальную мотивацию и разработать спецпрограмму обучения.

Эти и другие меры повышения эффективности общественного контроля за охраной труда обсудили участники первого общесетевого семинара-совещания уполномоченных по охране труда, который проходил на прошлой неделе в Москве. 

За охраной труда на сети следят 27 тыс. уполномоченных лиц из числа работников компании.
«В охране труда мелочей не бывает. Уполномоченным в этом процессе отводится особая роль. Вы на передовой и у вас есть возможность как предотвратить несчастный случай, так и исправить бытовые неудобства, улучшить условия труда», – подчеркнул председатель Роспрофжела Николай Никифоров.

За девять месяцев этого года, по данным ОАО «РЖД», общественные контролёры выявили 305 тыс. нарушений. «Благодаря совместной работе уполномоченных по охране труда и специалистов, которые занимаются безопасностью труда на предприятиях, производственный травматизм в компании снижается. За пять лет общий травматизм сократился на 37%, с тяжёлым исходом – на 38%, смертельный – на 44%», – отметил начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Пётр Потапов.

Однако полностью исключить несчастные случаи со смертельным исходом на производстве пока не удаётся. За 10 месяцев этого года на рабочих местах погибли 18 работников РЖД. «В 89% случаев к гибели работников в этом году привело неисполнение ими и их руководством требований, установленных нормативными документами», – констатирует Пётр Потапов.

Общественные контролёры, заметив нарушение, вправе вмешаться, отстранить работника или даже потребовать у работодателя приостановить работы. При этом по Коллективному договору уполномоченного нельзя ни привлечь к дисциплинарной ответственности, ни уволить без согласия первичной профсоюзной организации.

Контролёры сетуют на то, что «приходится заполнять много бумажной отчётности, а обратной связи, что замечания приняты и устраняются, нет». Поэтому в профсоюзе предлагают подключить уполномоченных к имеющимся информационным ресурсам и перевести их на электронную форму отчётности. С 2015 года в РЖД действует комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П), и каждый работник может видеть, в каких условиях он трудится.
«Сейчас обсуждается предложение ведения отчётности уполномоченных через систему КСОТ-П. Это позволит систематизировать и структурировать выявленные нарушения. Работодатель обязан рассмотреть все предложения уполномоченных и информировать коллектив о принятых мерах», – заметил Николай Никифоров.

Другая проблема в том, что сами общественные контролёры по незнанию не всегда обращают внимание на нарушения. Каждый уполномоченный после своего избрания должен пройти обучение в специализированном учебном центре, сдать зачёт и получить удостоверение. Но, по данным председателя дорпрофжела ЮВЖД Константина Симонова, сегодня только 79% уполномоченных по охране труда на полигоне дороги прошли соответствующее обучение. «В некоторых структурных подразделениях холдинга этот процент ещё ниже, это недопустимо», – замечает он.

С этим согласен и Николай Никифоров: «Период от избрания до направления на обучение не должен превышать месяц. Сейчас обсуждается вариант разработки специальной образовательной программы».

В итоговую резолюцию вошло предложение о мотивации общественных контролёров. Такая практика существует в российских компаниях: например, в ПАО «Мостотрест» на время выполнения общественной работы начисляется надбавка 30%, в «Мосметрострое» – 20%.
«Нужно обеспечить материальную заинтересованность уполномоченных по охране труда в активной добросовестной работе по предупреждению несчастных случаев на производстве. Ежеквартально выбирать лучшего уполномоченного и поощрять его», – предложил председатель первичной профсоюзной организации Рыбинской дистанции пути Северной дирекции инфраструктуры Сергей Куликов. Уполномоченным стоит дать дополнительные дни отпуска, считает Константин Симонов.

Все замечания и предложения участников семинара будут рассмотрены в РЖД, после этого соответствующее положение будет актуализировано, отметил Пётр Потапов.

Мария Хлопотина

Источник: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1393755&archive=2017.11.21

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: