1 Постановление о позиции и дейтсвии при разработке стандартов

РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ союз ЖЕЛЕЗНОДОГОЖНИКОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПРЕЗИДИУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13.09.2013 г.                                                                                         г.  Москва № 21/34

О позиции и действиях РОСПРОФЖЕЛ при разработке профессиональных стандартов в железнодорожной отрасли.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», распоряжением Правительства Российской Федерации утверждён План разработки профессиональных стандартов на 2012 — 2015 годы, в соответствии с которым к 2015 году необходимо разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, которые предусматривают непосредственное участие профсоюзов (их объединений) в процессе разработки и утверждения профессиональных стандартов.
Постановлениями Исполкома ФНПР от 22.07.2011 г. № 5-1 «О задачах профсоюзов по развитию национальной системы квалификации» и от
06.03.2013 г. № 2-2 «О задачах профсоюзов в связи с модернизацией национальной системы квалификации» определены действия профсоюзов при разработке профессиональных стандартов.
Позиция ФНПР — разработанный профессиональный стандарт должен включать в себя исчерпывающий перечень понятий, описание производственного процесса, технологического оборудования, а также правила определения каждого трудового действия, обобщения действий в трудовые функции, трудовых функций в вид профессиональной деятельности и т.д. По каждой трудовой функции должны быть установлены требования к условиям труда, профессиональному образованию и/или профессиональному обучению.
За развитие национальной системы квалификаций отвечает государство в лице Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,
при котором создан Экспертный совет по профессиональным стандартам, утвержденный Приказом Минтруда России от 25 марта 2013 года № 118н. Подготовлен перечень из 308 профессиональных стандартов, которые необходимо разработать и утвердить в 2013 году, в том числе и для организаций железнодорожного транспорта.
Разработка профессиональных стандартов на железнодорожном транспорте проводится в соответствии с планом работы Отраслевой группы в области железнодорожного транспорта, утвержденной Минтрудом России и ОАО «РЖД», однако действия сторон социального партнерства в железнодорожной отрасли с РОСПРОФЖЕЛ не были согласованы.
РОСПРОФЖЕЛ выступает за то, чтобы работа в области разработки профессиональных стандартов проводилась консолидировано с участием представителей всех сторон социального партнерства в железнодорожной отрасли, включая Профсоюз, так как поспешность и несогласованность в разработке отдельных профессиональных стандартов может повлечь за собой включение в конкретные профессиональные стандарты несвойственные отдельным профессиям трудовые функции, что негативно скажется на трудовых правах работников.
В 2013 году Профсоюзом проведена следующая работа:
— направлено письмо в адрес Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилина, с предложением о включении в состав действующего Экспертного совета по профессиональным стандартам при Минтруде России представителя РОСПРОФЖЕЛ;
— направлено письмо в адрес Председателя Совета Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта, Вице-президента ОАО «РЖД» Д.С. Шаханова с предложением переутвердить состав Отраслевой группы по организации разработки профессиональных стандартов в области железнодорожного транспорта, так как в Отраслевой группе в области железнодорожного транспорта, утвержденной ранее Минтрудом России и ОАО «РЖД» не представлены в равном соотношении представители сторон социального партнерства в железнодорожной отрасли;
— направлено письмо в адрес Статс-секретаря — заместителя Министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова о позиции Профсоюза по дополнительной разработке профессиональных стандартов в области железнодорожного транспорта в части инженерно-технического персонала.
рассмотрены 4 проекта профессиональных стандартов, подготовленных ОАО «РЖД», по итогам рассмотрения которых, подготовлено и направлено письмо о невозможности принятия этих стандартов в том виде, котором они предлагались;
не было согласовано предложенное при разработке профессиональных стандартов в области железнодорожного транспорта в 2013 году представителями ОАО «РЖД» по рекомендациям Минтруда России обобщенное название отдельных профессий, например «Машинист локомотива», «Машинист моторвагонного подвижного состава» так как это, в дальнейшем, могло вызвать трудности при оформлении работниками пенсии по старости на льготных условиях в связи с тем, что наименование
профессий в предлагаемых проектах профессиональных стандартов не соответствует наименованию имеющихся профессий в Списках № 1 и 2 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях» и в Списке «Профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Справка о позиции и действиях РОСПРОФЖЕЛ при разработке профессиональных стандартов в железнодорожной отрасли прилагается.
Исходя из вышеизложенного, Президиум Центрального комитета Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению информацию о действиях РОСПРОФЖЕЛ при разработке профессиональных стандартов в железнодорожной отрасли.
2. Департаменту социального партнерства, труда и заработной платы Аппарата ЦК Профсоюза:
— продолжить работу с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, ОАО «РЖД» в части подготовки и согласования отраслевых стандартов в области железнодорожного транспорта;
— рассматривать поступающие от организаций Профсоюза всех уровней предложения и инициировать внесение изменений и дополнений в проекты профессиональных стандартов при рассмотрении их на Отраслевой группе по организации разработки профессиональных стандартов в области железнодорожного транспорта;
— отстаивать позицию ФНПР и Профсоюза по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также при рассмотрении и подготовке заключений по проектам профессиональных стандартов;
— проводить экспертную оценку разрабатываемых профессиональных стандартов в железнодорожной отрасли.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Профсоюза С.П.Железнова.

Н.А. Никифоров

 

Председатель Профсоюза

СПРАВКА

к Постановлению Президиума Центрального комитета Профсоюза «О позиции и действиях РОСПРОФЖЕЛ при разработке профессиональных стандартов в железнодорожной отрасли».
Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы предусмотрены действия сторон Соглашения по развитию национальной системы квалификаций, включая разработку предложений, направленных на совершенствование квалификационных характеристик (профессиональных стандартов), сближению их со стандартами Европейского Союза, модернизацию Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Актуальность этой задачи обусловлена необходимостью постепенной адаптации в Российской Федерации профессиональных стандартов
(квалификационных характеристик), образовательных стандартов и процедуры признания полученной работником квалификации
(сертификации) потребностям современной экономики.
Исторически и логически безусловное лидерство в вопросах развития национальных систем квалификационных стандартов принадлежит работодателям. Так, Российским союзом промышленников и предпринимателей (через Национальное агентство развития квалификаций) разработаны проекты почти всех документов, относящихся к профессиональной стандартизации, сформирована собственная система разработки и утверждения в рамках РСПП профессиональных стандартов.
При этом, как показывает международный опыт, в процесс должен быть вовлечен широкий круг участников (правительство, профессиональные союзы, профессиональные/технические ассоциации, образовательные
учреждения и т.д.).
7 мая 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В целях реализации подпунктов «в» и «г», пункта 1. данного указа, распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.11.2012 г. № 2204-р утверждён «План разработки профессиональных стандартов на 2012 — 2015 годы», в соответствии с которым необходимо разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 утверждены «Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», которые предусматривают непосредственное участие профсоюзов (их объединений) в процессе разработки и утверждения профессиональных стандартов.
В настоящее время понятие профессионального стандарта законодательно определено в Трудовом кодексе Российской Федерации. Кроме того, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих сохраняют своё действие.
Постановлениями Исполкома ФНПР от 22.07.2011 г. № 5-1 «О задачах профсоюзов по развитию национальной системы квалификации» и от
06.03.2013 г. № 2-2 «О задачах профсоюзов в связи с модернизацией национальной системы квалификации» определены действия профсоюзов при разработке профессиональных стандартов.
Позиция ФНПР — разработанный профессиональный стандарт должен включать в себя исчерпывающий перечень понятий, описание производственного процесса, технологического оборудования, а также правила определения каждого трудового действия, обобщения действий в трудовые функции, трудовых функций в вид профессиональной деятельности и т.д. По каждой трудовой функции должны быть установлены требования к условиям труда, профессиональному образованию и/или профессиональному обучению. Каждый профессиональный стандарт должен быть обеспечен соответствующим уровнем профессионального образования или обучения работников за счёт средств государства или работодателя, а повышение уровня квалификации — гарантировать рост заработной платы работника. В противном случае расходы федерального бюджета на разработку профессиональных стандартов не будут эффективными, модернизация национальной системы квалификации обернётся её разрушением.
Развитие национальной системы квалификаций должно способствовать тому, чтобы люди с любым уровнем доходов имели доступ к системе профессионального обучения, возможность профессионального роста и получения более высокой заработной платы, были востребованы на рынке труда в течение всей жизни.
За развитие национальной системы квалификаций по настоянию профсоюзов отвечает государство в лице Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, при котором создан Экспертный совет по профессиональным стандартам, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 марта 2013 года № 118н. Подготовлен перечень из 308 профессиональных стандартов, которые необходимо разработать и утвердить в 2013 году.
В настоящее время разработка профессиональных стандартов на железнодорожном транспорте проводится в соответствии с планом работы Отраслевой группы в области железнодорожного транспорта, утвержденной Минтрудом России и ОАО «РЖД», однако действия сторон социального партнерства в железнодорожной отрасли с РОСПРОФЖЕЛ не согласованы.
В соответствии с план-графиком разработки проектов профессиональных стандартов для организаций железнодорожного транспорта должны быть разработаны следующие профессиональные стандарты:
— в 2013 году — «Машинист локомотива», «Машинист моторвагонного подвижного состава», «Машинист специального железнодорожного подвижного состава (самоходного)», «Машинист специального железнодорожного подвижного состава (несамоходного)»;
— в 2014 году — «Дежурный стрелочного поста», «Дежурный по переезду», «Наладчик железнодорожно-строительных машин», «Контролер состояния железнодорожного пути», «Оператор дефектоскопной тележки», «Оператор по путевым измерениям», «Оператор поста централизации, оператор сортировочной горки», «Осмотрщик-ремонтник вагонов, осмотрщик вагонов».
РОСПРОФЖЕЛ в связи с активизацией работы в области разработки профессиональных стандартов выступает за то, чтобы эта работа проводилась консолидировано, с участием представителей всех сторон социального партнерства в железнодорожной отрасли, включая Профсоюз, без излишней торопливости.
Поспешность и несогласованность в разработке профессиональных стандартов «Машинист локомотива», «Машинист моторвагонного подвижного состава», «Машинист специального железнодорожного подвижного состава (самоходного)», «Машинист специального железнодорожного подвижного состава (несамоходного)», которая наблюдается со стороны ОАО «РЖД» в настоящее время, может повлечь за собой включение в профессиональные стандарты несвойственные данным профессиям трудовые функции, что негативно скажется на трудовых правах работников.
Предложенное представителями ОАО «РЖД» по рекомендациям Минтруда России обобщенное название профессии, например «Машинист локомотива», в дальнейшем может вызвать трудности при оформлении работниками пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), Списком № 1, 2
«Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и Списком «Профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 г. № 272 «Об утверждении списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», так как наименование должностей и профессий в предлагаемых проектах профессиональных стандартов, не соответствует наименованию имеющихся профессий в Списке № 1, 2 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях» и в Списке «Профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В 2013 году Профсоюзом проведена следующая работа:
— направлено письмо в адрес Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилина, с предложением о включении в состав действующего Экспертного совета по профессиональным стандартам при Минтруде России представителя РОСПРОФЖЕЛ;
— направлено письмо в адрес Председателя Совета Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта, Вице-президента ОАО «РЖД» Д.С. Шаханова с предложением переутвердить состав Отраслевой группы по организации разработки профессиональных стандартов в области железнодорожного транспорта, включив туда представителей Профсоюза, Объединения «Желдортранс» (по согласованию) и отдельных ДЗО ОАО «РЖД» (по согласованию), для координации работы по подготовке и согласовании отраслевых стандартов в области железнодорожного транспорта, так как в Отраслевой группе в области железнодорожного транспорта, утвержденной ранее Минтрудом России и ОАО «РЖД» не представлены в равном соотношении представители сторон социального партнерства в железнодорожной отрасли;
— направлено письмо в адрес Статс-секретаря — заместителя Министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова о позиции Профсоюза по дополнительной разработке профессиональных стандартов в области железнодорожного транспорта в части инженерно-технического персонала.
рассмотрены 4 проекта профессиональных стандартов, подготовленных ОАО «РЖД», по итогам рассмотрения которых, подготовлено и направлено письмо о невозможности принятия этих стандартов в том виде, котором они предлагались.

 

Департамент социального партнерства, труда и заработной платы Аппарата ЦК РОСПРОФЖЕЛ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: