Слово берут женщины
Предложения сибирячек пополнят программу по решению гендерных вопросов в компании
В феврале этого года в РЖД начал работу Координационный совет по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержке женщин. Его возглавили Ирина Костенец и заместитель генерального директора холдинга Дмитрий Шаханов. Основная задача, поставленная руководством компании, – изучение потребностей работающих в холдинге женщин.
Объяснение тому, почему в компании, где поезда водят только мужчины, они же, как правило, занимают руководящие посты, лежит на поверхности. Доля представительниц прекрасной половины человечества в РЖД составляет 32%.
О том, что работницы ВСЖД подготовят много предложений, смело поведав о существующих проблемах, Ирина Костенец не сомневалась. Более десятка железнодорожниц из структурных подразделений получили приглашение на встречу. Перед каждой стояла задача рассказать, с какими трудностями сталкивается она и её подруги по коллективу, приходя на работу. Разговор вышел по душам.
Первой взяла слово приёмосдатчик груза и багажа Наталья Рыбникова. Она подняла тему низкого качества бытовых условий, с которыми сталкиваются её коллеги на линии. Приёмосдатчикам порой негде хорошенько обогреться зимой. А по возвращении домой женщин ждут семейные хлопоты и заботы. Пребывание ребёнка в железнодорожном детском саду обходится в пять тысяч рублей каждый месяц.
Её тёзка, Наталья Собашникова, техник по расшифровке скоростемерных лент, сетовала на то, что у её коллег с годами от многочасовой сидячей работы начинает сильно болеть спина. Чтобы поддерживать позвоночник в хорошем состоянии, неплохо было ввести в компании для женщин «формуляр здоровья» – такой же, как у машинистов. Предложила Наталья ввести и компенсацию расходов на авиаперелёт в период отпуска. Детей нужно возить на море, а поездом добраться – целое дело.
Электромеханик СЦБ Мария Шипицина на проблемы не жаловалась, но затронула актуальную тему: насколько важно любому человеку трудиться в хорошем коллективе. Говорила специалист, что лично ей сильно повезло: работает она среди профессионалов, которые поддержат в любой ситуации.
– Наверное, каких-то особых проблем в моей работе и нет, – признавалась она. – Вот только есть вопрос относительно питьевой воды на постах.
Её приходится возить с собой.
С первых слов Ксении Шилкиной, дежурного по станции, было ясно, что настроена девушка на длинный и обстоятельный рассказ.
– Лично у меня проблем нет. Нет семьи, нет детей. И я очень мобильная, – начала выступление она. – Поэтому говорить буду не о себе, а о женской части нашего коллектива.
На малых станциях женщины-движенцы носят на себе по несколько тормозных башмаков.
По инструкции должны брать в руки один, и не более. Но чтобы уложиться во времени, женщина берёт столько, сколько сможет унести. В голове одна мысль: управиться в срок. И некогда думать о том, какими будут последствия для женского здоровья.
Есть и другая беда у женщин, когда они в одиночку обходят станцию, – это бродячие собаки. Поэтому в кармане у железнодорожниц газовый баллончик.
Замначальника отдела центра фирменного транспортного обслуживания Анна Матвеева, послушав первых выступающих, призналась: у неё и её коллег работа полегче. Но есть вопросы, решение которых пойдёт только на пользу женскому труду, качеству жизни. Предложила сделать в компании обязательным для всех женщин прохождение медосмотра. Напомнила, что 1 сентября для многих железнодорожников – важный день. Дети идут в школу. А это значит неплохо было бы внести в колдоговор пункт о том, чтобы мамы и бабушки могли в первый день учебного года взять выходной.
Анна Григорьева, профлидер моторвагонного депо, председатель комиссии по гендерному равенству Дорпрофжела, пришла на встречу с пакетом документов. Среди них – программа по обустройству магистрали комнатами женской гигиены. Говорила Анна Григорьева также о создании в детсадах ясельных групп и актуальности разработки программы по реабилитации женщин, которые выходят на работу после длительного декретного отпуска.
Специалист по охране труда дирекции инфраструктуры Екатерина Андреева затронула тему спецодежды. А Кристина Сокольникова, дежурный помощник начальника вокзала, поведала, как ей и её коллегам приходится поднимать тяжести, сопровождая, например, к месту посадки людей с ограниченными возможностями.
И хотя электромеханик Екатерина Артюхова и диспетчер Татьяна Чумарова, представляющие дирекцию по электроснабжению, между собой договорились о проблемах не говорить (обе начали выступление с того, как им повезло с коллективом), всё равно рассказали об «узких» моментах в работе. На линии женщины вынуждены пользоваться туалетами на улице. А диспетчеры, которые сидят за работой по 12 часов кряду, не отказались бы от удобных кресел.
Первый зампредседателя Дорпрофжела на ВСЖД Виктор Громов отметил, что политика компании, направленная на поддержку женщин, актуальна для магистрали. 36% её работников – женщины. Они находят время на работу, семью и общественные дела. Из 121 председателя профсоюзной первички – 81 представительница прекрасной половины человечества. И большая часть из них ведёт профработу на неосвобождённой основе.