Четыре поколения крепких мужчин

Российские железные дороги. В трех словах кроется не только сила и мощь технологическая, но и человеческая. Сотни тысяч железнодорожников живут в нашей стране. И каждый из них — человек с холодным разумом, горячим сердцем и стальным стержнем внутри. Каков он — национальный характер, который куётся под перестук колес? Чем притягивает железная дорога?

Попробуем разобраться на примере семьи Григорьевых.

Иван Григорьевич с сыновьями

В далеком 1937 году Иван Григорьевич заложил фундамент будущей династии. Четверо крепких сильных, трудолюбивых и горячо влюбленных в свои профессии сыновей — Иван, Сергей, Юрий и Борис продолжили дело отца. С тех пор общий стаж династии насчитывает уже 237 лет.

Со второй половины тридцатых годов прошлого столетия до 1976 года Иван Григорьевич перерывов в работе не делал, если не считать участие в Великой Отечественной войне. Основатель династии работал слесарем электроаппаратного цеха. Награждался не только военными, но и трудовыми медалями и было за что.

Так, например, в 1974 году завершил личный годовой план пятилетки уже в июле. Здесь же в этом же цехе депо успешно трудились Борис, Юрий и Иван. Сергей тоже вначале работал рядом с отцом и братьями, но после окончания Омского института железнодорожного транспорта был назначен мастером цеха профилактики.

Идут годы, отрасль постоянно реформируется. Локомотивное хозяйство поделилось на ремонт и эксплуатацию. Но неразрывной нитью продолжают связывать историю отрасли  — истории отдельных семей.

Славное дело своих отцов продолжили дети: Дмитрий Борисович, Андрей Юрьевич, Иван Юрьевич, Александр Иванович Григорьевы. Все они работают в сервисном локомотивном депо «Зиминское» филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ЛокоТех-Сервис».

— С ранних лет я рос рядом с железной дорогой. Видел, как работают дядьки и отец, с молоком матери впитывал их разговоры, слушал перестук инструментов в цехах и ритмичную отбивку колесных пар на  стыках рельс. Меня завораживало производство, поэтому при выборе профессии не было никаких сомнений, — вспоминает старший мастер дизель-агрегатного цеха Дмитрий Борисович. — После 8 класса школы поступил в профессиональное железнодорожное училище в городе Зима. Начинал трудовую деятельность в депо помощником машиниста. После армии восстановился в должности слесаря.

Сын Дмитрия Борисовича – Никита, учится на третьем курсе в Зиминском железнодорожном техникуме на факультете «Тягового подвижного состава». Этим летом уже подрабатывал в депо. Через два года он станет четвертым звеном династии и продолжит семейное дело.

— По рассказам родственников и на личном опыте я могу говорить о развитии отрасли в разрезе почти сотни лет. Но размышлять о том, когда было работать легче – раньше или сейчас, — некорректно. Легким труд на дороге никогда не был. Здесь на первом месте ответственность. Мы понимаем, что от нас зависит безопасность на транспорте. В противовес тяжелому труду на дороге есть множество плюсов. В первую очередь, это стабильность и постоянство, уверенность в завтрашнем дне. Да и дисциплина, которой в хорошем смысле этого слова осталось не так много в других отраслях, — это тоже большой плюс, — рассуждает Дмитрий.  

С особой теплотой железнодорожник делится вырезками из старых советских газет. Выцветшие страницы повествуют читателю о трудовых соревнованиях, проводимых между семейными династиями. В течение нескольких лет в 70-х годах прошлого столетия соревновались три больших рабочих семьи: машиностроители Кокоуровы с Иркутского завода имени Куйбышева, стекловары Козловы с Иркутского стекольного завода и зиминские железнодорожники Григорьевы.

«… Отчитывается слесарь Зиминского локомотивного депо Иван Георгиевич Григорьев, глава династии. Ему есть о чем рассказать. Вся семья внесла и внедрила в производство пять рационализаторских предложений, с экономическим эффектом 2000 рублей, обучила профессии слесаря-аппаратчика трех молодых рабочих. Григорьев старший получил знак «Ударник девятой пятилетки», а Борис одним из первых в Зиме удостоен Ордена трудовой славы III степени». 

Дмитрий гордится наградами отца и старается не отставать. За тридцать лет стажа был дважды награжден Почетными грамотами от руководства дороги и президиума Дорожного комитета Профсоюза, есть грамоты начальника депо, благодарности от заместителя начальника дороги по территориальному управлению и директора филиала «Восточно-Сибирский» ООО «Локотех-Сервис».

И это не удивительно. История семьи обязывает мужчин свято оберегать честь своей фамилии, заботиться о продолжении династии на предприятии, добиваться высоких показателей в труде, и подавать пример своим коллегам.

Вот и сын Никита в этом году получил Почетную грамоту от директора техникума за успехи в учебе.

Кроме работы, семья увлекается туризмом, любит путешествовать по стране. Не обделяет вниманием и традиционный сибирский промысел – охоту.

Беседа с Григорьевыми наталкивает на мысль, что подобный подход к выбору профессии большая редкость. Всё чаще современные дети хотят стать блогерами, SMM-менеджерами, разработчиками мобильных приложений и прочими модными специалистами. Мир меняется. Престиж работы на железной дороге сдает позиции, растет текучесть и в СМИ все чаще появляются объявления о приеме на работу электромехаников, слесарей, вагонников и монтеров пути. 

Но, как поется в известной песне: дорог на свете много, железная — одна. И по ней — главной транспортной артерии России – еще долго будут следовать не только поезда, но и судьбы. Людей, семей, целой страны. Пока есть такие люди, как семья Григорьевых, можно быть уверенными, что в стране будут строиться здания, в больницах люди не останутся без лекарств, а кто-то будет обеспечивать пропускную способность стальной магистрали.

Павел Греков

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: