План, который невозможно выполнить. Профсоюз помог

В 2018 году вагонники сортировочных станций Иркутск-Сортировочный и Тайшет впервые за несколько лет начали получать корректное премиальное вознаграждение за работу в составе комплексных бригад.

Эта история начинается с 2010 года, когда  в ОАО «РЖД» была внедрена корпоративная трёхуровневая система премирования работников. На основании этого в 2012 году было разработано и внедрено Положение о комплексной бригаде сортировочной железнодорожной станции. Новый документ был направлен на создание коллективной формы организации и стимулирования труда, повышение ответственности людей за конечные результаты работы, занятых в едином технологическом процессе организации перевозок. На деле все оказалось несколько иначе.

В состав комплексной бригады входят работники железнодорожной станции, эксплуатационного локомотивного и вагонного депо. Их задачи — выполнение сменно-суточного плана, беспрепятственный прием и отправление поездов со станции, эффективное использование локомотивного парка грузового и маневрового движения, отправление на нитку графика сборных, вывозных и передаточных поездов, выполнение графика движения и плана формирования грузовых поездов, обеспечение безопасности движения и требований охраны труда. За выполнение этих показателей был предусмотрен определенный порядок материального стимулирования.

На станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги комплексные бригады по новому положению начали работать с 2014 года. Общее руководство и координация производственной деятельности комплексной бригады возложено на начальника станции. Больше всего претензий к новой системе премирования возникло у вагонников.

— Вопросы появились сразу — с момента первого знакомства с новым документом, — рассказала председатель эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный Татьяна Степанова. — Слишком запутанным был порядок определения размера премии для наших работников. Еще тогда в 2014 году я высказала свои замечания начальнику Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Александру Скачкову. Он услышал меня, и на начальном этапе работы систему удалось подкорректировать.

Слова председателя первички подтверждает инженер отдела организации и нормирования труда Галина Шаврина:

— Учет выполнения показателей я веду с января 2014 года. Наши работники обслуживают четыре станционных объекта: два парка отправления поездов и два парка прибытия-расформирования поездов. Соответственно основными критериями выполнения показателей работы вагонников в составе комплексной бригады станции стали выполнение задания по отправлению транзитных вагонов с переработкой и без переработки, а также роспуск вагонов с горки. Чтобы понять, в чем суть наших претензий, рассмотрим, например, работу четных парков отправления и прибытия.  Общий процент выполнения задания четного парка отправления в 2014 году достигал 88,9%, в 2015 году резко снизился до 15,1%. К 2017 году вагонники смогли выполнить только 12,5% задания. Та же история и в четном парке прибытия. С 55,71% в 2014 году мы скатились к 4,32 % в 2017 году.

Проанализировав данные представленные вагонниками, видно, что действительно, выполнение сменами задания достигало 100% в редких единичных случаях и только в отдельно взятых сменах.

— Я не могла поверить, что наши люди, так плохо работают, — заявила Татьяна Степанова. — Я не специалист в разработке экономических и плановых критериев, но ошибку чувствовала интуитивно. Вместе с Галиной Шавриной мы пытались понять логику доведения плановых заданий для вагонников начальником станции, обращались к движенцам, но всегда получали невнятные ответы. Складывалось ощущение, что строгого, четко регламентированного порядка определения величины месячных заданий не существует.

Работу комплексных бригад рассмотрели на заседании профсоюзного комитета, а также на собрании под председательством начальника депо Рената Ибятова с привлечением нормировщиков и экономистов. Затем вагонники обращались в службу организации и оплаты труда Восточно-Сибирской железной дороги, где с позицией депо согласились. Но решение вопроса затягивалось, а людям по прежнему не выплачивалась премия в положенном объеме.

В конце 2017 года Татьяна Степанова обратилась в Дорпрофжел на ВСЖД. После подключения к этому вопросу руководства дороги плановые показатели в декабре 2017 года были скорректированы, и вагонники смогли выполнить задание. Но уже в январе 2018 года ситуация повторилась.

Подобная проблема возникала не только на станции Иркутск-Сортировочный.

— Заведомо невыполнимые планы работ для комплексных бригад приводят к реальному снижению уровня заработной платы наших людей, — выступил на XV региональном социально-экономическом пленуме председатель первичной профсоюзной организации эксплуатационного вагонного депо Тайшет Василий Адиков. — Удивляет, что несмотря на все недостатки, планируется перевод на премирование по этому методу станции Улан-Удэ. Считаю недопустимым применение некорректной системы еще на одной станции, без устранения наших замечаний.

По итогам форума состоялось совещание под председательством первого заместителя начальника ВСЖД Вадима Владимирова. А 14 марта 2018 года причастные руководители служб Восточно-Сибирской железной дороги и региональных дирекций приняли участие в выездном рабочем собрании по вопросу работы комплексных бригад на станции Тайшет.

Все сошлись во мнении, что нужно менять подход к планированию показателей с учетом фактических объемов роспуска вагонов с сортировочной горки. Теперь, в качестве информационного источника для планирования заданий комплексным бригадам будет выступать «Автоматизированная система нормирования и учета показателей премирования комплексных бригад железнодорожных станций «АСПКБС» (далее – АСПКБС). Определение показателей по этой системе начнется с 1 января 2019 года. Это связано с тем, что она была введена в эксплуатацию в  декабре 2017 года, и отсутствуют данные за предыдущий период 2017 года. Планирование заданий в течение 2018 года будет производиться по фактическим объемам перевозок предыдущего месяца с учетом прогнозируемого роста вагонопотока.

Для оценки проведенных изменений в работе комплексных бригад на вторую декаду апреля запланировано повторное совещание по подведению итогов работы комплексных бригад железнодорожных станций Тайшет и Иркутск-Сортировочный.

— По результатам работы в феврале и марте видно, что задания стали выставляться корректно, вагонники получили заслуженную премию по третьему уровню корпоративной системы премирования, — сообщила Татьяна Степанова. — Например, если в феврале 2017 года эта премия в парках отправления составляла 4,79 процента или 461 рубль, то в аналогичном периоде текущего года достигла 18,51 процента или 2228 рублей в среднем на одного работника. Именно к этому мы и стремились на протяжении нескольких лет.

Павел Греков

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: