Смена поколений

Провозная способность ряда участков Байкало–Амурской и Транссибирской магистралей с момента начала модернизации уже выросла более чем на треть. Таковы официальные цифры, которые приводит сайт ОАО «РЖД». А к 2020 году объем перевозок в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока удвоится к уровню 2012 года до 124,9 млн тонн. Это значит, что в перспективе на БАМе потребуются дополнительные трудовые ресурсы. Но готова ли молодежь покорять север?

За туманом и за запахом тайги. Ценности, отраженные в немудренных строчках Юрия Кукина, абсолютно соответствовали общественным ожиданиям своего времени. Эту песню наизусть знали строители БАМа 20-го века. Сейчас, на новом витке строительства магистрали ряд предприятий говорят о кадровом голоде.

— Не так давно, совместно с руководством Восточно-Сибирского филиала АО «ФПК» мы обсуждали трудности с набором проводников в Новой Чаре. И это не единственное предприятие Северобайкальского региона, на котором решают подобные задачи. Для того, чтобы понять, как рабочая молодежь относится к перспективе переезда на север и какие условия для этого нужны, в социальных сетях Дорпрофжел на ВСЖД был проведен опрос, — рассказал председатель Дорпрофжел на ВСЖД Александр Старцев. — Его итоги показали, что для молодежи на первом месте стоит конкурентоспособная заработная плата, перекрывающая разницу цен между областным центром и северными районами. Не менее важно обеспечение жильем и развитая социальная инфраструктура.

Официальная статистика показывает что, внутри области к середине 1990-х годов миграционный поток в северные районы нового промышленного освоения сменился оттоком населения из этих районов и продолжается по сей день. Общая миграционная убыль из Иркутской области ежегодно составляет около 6000 человек. Это осложняет и без того неблагоприятную демографическую ситуацию и создает дефицит трудовых ресурсов.

— Я не могу сказать, что есть подразделения, на которых нужны работники ввиду отсутствия людей в населенном пункте. Есть определенные трудности с набором машинистов, но это происходит ввиду специфики профессии. Человека с улицы нельзя устроить за один день — нужно пройти предварительное обучение, – отметил начальник сектора методологии и анализа службы управления персоналом Восточно-Сибирской дороги Игорь Янбаев.

Согласен с коллегой и заместитель начальника службы управления персоналом дороги Максим Сериков.

— Проблема заключается не в укомплектовании штата, а именно в привлечении молодёжи. Но в ОАО «РЖД» и ранее действовали мотивационные программы, а в конце прошлого года утвержден план по привлечению и сохранению персонала на предприятиях на территории БАМа до 2025 года. Он предусматривает и развитие инфраструктуры и рост зарплаты. Так, например, в соответствии с планом с 1 января работникам БАМа на участке от станции Лена до Комсомольска-на-Амуре (исключительно) выплачивают надбавку к заработной плате в размере 10%.

При этом не только молодые работники, но и выпускники ВУЗов не горят желанием покорять север. Встречи работодателей с будущими выпускниками железнодорожного университета показывают, что только единицы студентов соглашаются по распределению ехать на предприятия Северобайкальского региона ВСЖД, зачастую сразу претендуя на инженерные или руководящие должности. Варианты выхода из этой ситуации предлагают сами студенты.

— Нужно на реальных примерах показывать возможности продвижения по карьерной лестнице ребят, работающих на севере, — предложил студент ИрГУПСа Никита Протасов в рамках слета «Студенческий профсоюзный лидер». – Кроме этого, требуется работать над имиджем рабочих специальностей. Если сделать производственную практику стопроцентно оплачиваемой на всех  предприятиях ОАО «РЖД», то это в разы снизит уровень формализма. Тогда студенты к окончанию вуза будут иметь необходимый опыт и «корочки» слесаря, электромеханика или монтера пути.

Есть опыт и у отдельных структурных подразделений ОАО «РЖД». Например, Дирекции управления движением. «Выезжали в ИрГУПС и беседовали со студентами. Приводили в пример молодых ребят, которые построили успешную карьеру на БАМе. С уверенностью скажу, что у выпускников после таких разговоров горят глаза и деньги становятся не первостепенным фактором», — поделилась опытом председатель Совета молодежи Дирекции управления движением Наталья Константинова.

Так или иначе, проблему решать придется, потому что БАМу нужны молодые кадры.

 

Прямая речь: заместитель начальника станции Лена по работе с портом Дмитрий Авдзевич:

— В 2015 году после университета я, конечно же, хотел стать сразу руководителем, как и все. Понимал, что нужен опыт. Поэтому моя карьера началась с дежурного по станции Нижнеангарск. Через год, веря в свои силы, напросился на станцию первого класса Северобайкальск. Со временем пришло осознание готовности к следующему шагу. Заверил работодателя, что готов занять должность начальника сразу двух небольших станций Мерзлотная и Ручей. Амбиции и трудолюбие помогли заслужить доверие. Осенью прошлого года после комиссионного осмотра начальника дороги принял предложение стать заместителем начальника станции Лена по работе с портом. Должность стратегически значимая – единственная на всей дороге. Север – это отличная возможность для карьерного роста амбициозных и уверенных в себе людей.  Я верю, что шаги, предпринимаемые в ОАО «РЖД» и РОСПРОФЖЕЛ дадут положительные результаты, — считает Дмитрий Юрьевич.

 

Прямая речь: Мастер Дистанции инженерных сооружений Сергей Лебедев:

Работаю в дистанции почти три года. После вуза уехал на станцию Лена. Можно сказать, что в Иркутске у меня осталось всё – родственники, друзья, даже квартира. Я думаю, мной двигал юношеский авантюризм.

Сейчас, спустя три года, мне стали выплачивать северные надбавки в полном объеме. К тому же я прошел путь от ремонтника искусственных сооружений до мастера. Моя зарплата выросла в два раза по сравнению с первыми днями работы. Да, на севере есть проблемы с развлечениями и организацией досуга. Но я активно влился в общественную жизнь, стал участником волонтерского движения. Благодаря профсоюзу, в сентябре прошлого года попал на Фестиваль молодежи РОСПРОФЖЕЛ в Сочи. Я впервые был на море и это круто. Не нужно бояться севера. Здесь трудно, но он дарит бесценный опыт и возможности роста.

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: