Больничный лист 2011
Вопрос: С 1 января 2011 года изменился порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Расскажите, пожалуйста, подробнее о происшедших изменениях.
Ответ: 1. Изменен порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком
Название документа:
Федеральный закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Комментарий:
Внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ). В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что основная цель поправок — снижение расходов Фонда социального страхования. Принятые изменения скажутся на размерах государственных пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по беременности и родам. Частично расходы ФСС РФ будут оптимизированы за счет работодателей. Рассмотрим все изменения подробнее.
1.1. Работодатель оплачивает
первые три дня временной нетрудоспособности
До 1 января 2011 г. работодатель из собственных средств выплачивает сотруднику пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня, а оставшийся период нетрудоспособности (начиная с третьего дня) оплачивается за счет бюджета ФСС РФ (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ). С 2011 г. за счет средств работодателя будет выплачиваться пособие за первые три дня, а четвертый и последующие дни оплачиваться будут за счет средств ФСС РФ. Отметим, что расходы работодателя по выплате данного пособия уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании подп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ. В эту норму, видимо, также будут внесены коррективы, и с двух до трех дней увеличится учитываемый в расходах период, оплачиваемый работодателем.
1.2. Средний заработок для исчисления пособий
рассчитывается за два календарных года
Изменен расчетный период, за который учитывается заработок застрахованного лица при исчислении пособий. С 2011 г. в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, который рассчитывается за два календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай. При этом в расчет берется заработок, полученный сотрудником у другого работодателя (работодателей). Исключение составляет случай, когда пособия застрахованному лицу назначаются и выплачиваются на основании ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ по всем местам его работы, службы или иной деятельности. Напомним, что до 2011 г. средний заработок для расчета пособий определяется за 12 последних месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая.
В ст. 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрены некоторые особенности исчисления среднего заработка в расчетный период.
Так, если в расчетном периоде работница находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, то эти года могут не включаться в расчет (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). В таком случае для исчисления среднего заработка женщина может использовать любой другой год (годы) при условии, что это приведет к увеличению пособия. Напомним, что до 2011 г. действовала следующая схема. Если застрахованное лицо не имело периода работы непосредственно перед наступлением страхового случая, то сумма пособия исчислялась исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 11 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375).
Кроме того, минимальный размер оплаты труда признается средним заработком застрахованного лица, если в расчетные периоды оно не имело заработка или средний заработок был ниже МРОТ (новая ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
В ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрена еще одна особенность исчисления среднего заработка. Если работник на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), то средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Однако как бы ни рассчитывался средний заработок, в ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ оговаривается, что в любом случае исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше установленного минимального размера. Напомним, что с 2011 г. этот размер пособия по уходу за первым ребенком равен 2194,34 руб., за вторым и последующими детьми — 4388,67 руб. (ст. 4.2, 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ).
1.3. Поменялся порядок расчета среднего заработка
В средний заработок, из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат в пользу застрахованного лица, на которые начислены взносы в ФСС РФ (ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). При этом установлена предельная сумма годового заработка для расчета пособия — она не может превышать установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления взносов в ФСС РФ (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ эта величина в 2010 г. составляла 415 000 руб. Данный размер предельной величины, исходя из которой исчисляются пособия, применяется ко всем периодам до 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). Работодателям, применяющим специальные налоговые режимы, при определении среднего заработка застрахованных лиц для исчисления пособий следует также ориентироваться на предельную величину базы, равную 415 000 руб. за каждый календарный год до 1 января 2011 г. (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). Таким образом, ограничение суммы заработка для расчета пособий отразится на размерах пособий тех застрахованных лиц, чей годовой доход больше установленного лимита.
Напомним, что с 2011 г. база для начисления взносов будет проиндексирована — она не должна будет превышать 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933).
Если до 1 января 2011 г. согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ для исчисления пособия использовался средний дневной заработок работника, определяемый путем деления заработной платы за расчетный период на количество учитываемых для расчета календарных дней, то после этой даты сумма начисленного за расчетный период заработка делится на 730. Таким образом, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, с 2011 г. не будет иметь значения при исчислении пособий. Это отмечено в разъяснениях ФСС РФ (Письмо от 14.12.2010 N 02-03-17/05-13765).
1.4. Изменен порядок определения страхователя,
назначающего и выплачивающего пособия
По общему правилу назначение и выплата пособий застрахованному лицу осуществляется по его месту работы (ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). В связи с изменением расчетного периода (теперь это два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая) установлены некоторые особенности назначения и выплаты пособий:
- Если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей и два предшествующих календарных года работал у тех же страхователей, то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются по всем местам работы. Исчисление этих пособий производится из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Заработок, полученный у другого страхователя, при этом не учитывается (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в данной ситуации назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (по выбору застрахованного лица).
- Если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей, но два предшествующих календарных года он работал у других страхователей (страхователя), то пособия назначаются и выплачиваются ему только по одному из последних мест работы по его выбору (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
- Если на момент наступления страхового случая работник трудится на нескольких работах, а два предшествующих календарных года он работал как у этих, так и у других страхователей (страхователя), то есть два варианта на выбор работника. Либо ему назначают и выплачивают пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо это делает страхователь по одному из последних мест работы (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты страхователем пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам работник должен представить листок нетрудоспособности и справку о сумме заработка с места работы у другого страхователя. Кроме того, в случаях, когда указанные пособия выплачиваются по выбору застрахованного лица, работнику также необходимо представить справку с места работы у других страхователей о том, что ими эти пособия не выплачиваются (ч. 5.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). При этом справка о сумме заработка может быть как подлинником, так и заверенной в установленном порядке копией (ч. 7.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Если из-за прекращения деятельности страхователя либо по иным причинам застрахованное лицо не может представить справку о сумме заработка у этого страхователя, то оно пишет работодателю заявление. На основании этого заявления работодатель направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о заплате (иных выплатах и вознаграждениях) застрахованного лица у соответствующего страхователя на основании сведений персонифицированного учета (ч. 7.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Минздравсоцразвития России должно утвердить форму заявления застрахованного лица, форму и порядок направления запроса, форму, порядок и сроки представления органом ПФР запрашиваемых сведений.
1.5. Возможен перерасчет назначенного пособия
Страхователь должен назначить пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения работника (ч. 1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). Если у застрахованного лица на день обращения за пособием отсутствует справка о сумме заработка, то пособие назначается на основании представленных работником и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. Когда указанная справка будет представлена, назначенное пособие за весь период перерассчитают (новая ч. 2.1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). Отметим, что перерасчет пособия может быть произведен не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.
1.6. Пособие по нетрудоспособности в период простоя
Согласно ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в размере сохраняемой зарплаты, но не выше размера пособия по больничному, определяемого по общим правилам. Работник может заболеть как до начала периода простоя, так и в дни, приходящиеся на этот период.
В некоторых случаях ФСС РФ отказывал в назначении пособия по временной нетрудоспособности. Так, в Письме от 22.03.2010 N 02-03-13/08-2497 разъяснялось, что оно не назначается, если заболевание работника наступило в период простоя. При этом чиновники ссылались на п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ, согласно которому указанное пособие не назначается за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ. Однако арбитражные суды не признавали простой освобождением сотрудника от работы в соответствии с законодательством и считали правомерной выплату пособия в период простоя (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2010 N А52-4069/2009, Уральского округа от 31.03.2010 N Ф09-1937/10-С2, Поволжского округа от 20.04.2010 N А65-25157/2009, Восточно-Сибирского округа от 22.04.2010 по делу N А33-12582/2009). Точку в этих спорах поставил Президиум ВАС России в Постановлении от 18.05.2010 N 17762/09. Суд указал, что законодателем не установлена зависимость выплаты пособия по временной нетрудоспособности от того, наступила она в период простоя либо до его начала. Казалось бы, спорный вопрос решен.
Однако в ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ внесены уточнения, согласно которым оплата больничного листа производится только в случае, если нетрудоспособность наступила до периода простоя и продолжалась в этот период. Если же работник заболеет во время простоя, и дни болезни будут приходиться на этот период, то больничный лист ему не оплатят. Такое невыгодное для работников дополнение внесено в ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ.
1.7. Введены новые права и обязанности работодателя
Дополнены обязанности работодателей (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ). Работодатель должен выдать застрахованному лицу (при его увольнении или по письменному заявлению) справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой. Причем при увольнении сотрудника такая справка выдается в день прекращения работы, а при обращении к страхователю бывшего работника — не позднее трех рабочих дней с момента подачи заявления. Кроме того, если в году увольнения работнику выплачивались вознаграждения, на которые начислялись страховые взносы, то в справку также включается информация за текущий календарный год. Форма и порядок выдачи справки о сумме заработка застрахованного лица утверждаются Минздравсоцразвития России.
Указанной обязанности страхователя соответствует право работника на получение справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений (соответствующее дополнение внесено в п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Закона N 255-ФЗ).
Работодатели, которые получили от своего сотрудника справки о сумме заработной платы (иных выплат и вознаграждений), выданные ему другими страхователями, вправе проверить содержащиеся в справках сведения. Это делается путем запроса в территориальный орган ФСС РФ по форме и в порядке, которые должны быть установлены Минздравсоцразвития России. Такое дополнение внесено в ч. 1 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ.
1.8. Ответственность за достоверность сведений,
содержащихся в справке о сумме заработка
Для работодателей введена ответственность за достоверность необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий сведений, которые содержатся в выдаваемых застрахованному лицу документах. Согласно ч. 2 ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ, если на основе недостоверных сведений работнику выплачены ежемесячное пособие по уходу за ребенком, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, то работодатель, предоставивший такие сведения, обязан возместить ФСС РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
Кроме того, с работника, предоставившего справки с недостоверными сведениями о сумме заработка, может быть взыскана излишне выплаченная сумма пособий (ч. 4 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). При каждой последующей выплате пособия либо зарплаты работодатель производит удержание (не более 20 процентов выплачиваемой суммы). При прекращении выплаты пособия либо зарплаты оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
1.9. Переходные положения
Закон N 255-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 г. Новые правила применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после указанной даты. Пересчет назначенных по старым правилам (действующим до 2011 г.) пособий, выплачиваемых после 1 января 2011 г., возможен, если в результате применения нового порядка исчисления их размер увеличится (ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). В противном случае пересчет не производится.
Применение документа (выводы):
- Работодатель выплачивает пособие за первые три дня временной нетрудоспособности, а четвертый и последующие дни оплачиваются за счет средств ФСС РФ (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).
- Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
- Средний дневной заработок для целей исчисления пособий определяется путем деления заработка, начисленного работнику за расчетный период, на 730 (ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
- Пособие может быть перерассчитано после представления справки (справок) о сумме заработка, если на день обращения за пособием такая справка (справки) отсутствовала (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).
- Оплата больничного листа в период простоя производится только в случае, если нетрудоспособность наступила до его начала (ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).
- Работодатель обязан выдать застрахованному лицу (при его увольнении или по письменному заявлению) справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ).
- Установлена ответственность работодателей за достоверность необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий сведений, которые содержатся в выдаваемых застрахованному лицу документах (ч. 2 ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ).
- Законодательно установлен объект начисления взносов на травматизм, а также перечень сумм, которые такими взносами не облагаются
Название документа:
Федеральный закон от 08.12.2010 N 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Комментарий:
Федеральным законом от 08.12.2010 N 348-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В частности, введены две новые статьи, которые устанавливают объект обложения страховыми взносами и базу для их начисления (ст. 20.1), а также суммы, при перечислении которых данные обязательные платежи не уплачиваются (ст. 20.2). Поправки вступают в силу 1 января 2011 г. Рассмотрим указанные изменения:
2.1. Объект обложения страховыми взносами
и база для их начисления
Сейчас страховыми взносами на травматизм облагается начисленная по всем основаниям оплата труда работников и осужденных к лишению свободы лиц (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184). Вознаграждение по гражданско-правовому договору облагается такими взносами, если это прямо предусмотрено договором (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
1 января 2011 г. вступит в силу ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. С ее введением будут уточнены порядок определения объекта обложения взносами на травматизм и правила определения базы для их начисления. Теперь объектом обложения взносами на травматизм признаются выплаты и иные вознаграждения, перечисляемые работодателем в пользу застрахованных лиц (работники и осужденные к лишению свободы лица) в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. На выплаты по гражданско-правовым договорам взносы начисляются, как и раньше, если это предусмотрено данным договором (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Таким образом, теперь объект для начисления взносов на травматизм будет аналогичен объекту для начисления взносов, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ базой для начисления взносов на травматизм является сумма выплат и иных вознаграждений, перечисляемых работнику в рамках трудовых отношений. Суммы, которые не включаются в указанную базу, перечислены в ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Если выплаты производились в натуральной форме, то база равна стоимости переданных товаров. При этом в расчет принимается указанная сторонами договора цена с учетом НДС и акцизов (п. 3 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
(«КонсультантПлюс: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 22.12.2010»)
2.2. Суммы, на которые страховые взносы не начисляются
Выплаты, которые не включаются в базу для начисления взносов, перечислены в новой ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Данный перечень практически полностью повторяет список не облагаемых взносами сумм, приведенный в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Например, к ним относятся государственные пособия, некоторые виды единовременной материальной помощи и установленных законодательством компенсационных выплат.
Напомним, что сейчас взносы на травматизм не начисляются на выплаты, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 07.07.1999 N 765. Данный нормативный правовой акт в скором времени должны отменить. После этого взносы на травматизм необходимо будет начислять, например, на компенсацию за неиспользованный отпуск, выплачиваемую при увольнении. Это следует из абз. 6 подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Сейчас же данная выплата не облагается взносами на основании п. 1 перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765. В остальном выплаты, на которые сейчас в соответствии с данным перечнем взносы не начисляются, не будут ими облагаться и после 1 января 2011 г.
Следует отметить, что о некоторых суммах, предусмотренных указанным перечнем, не упоминается в новой ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Несмотря на это, такие суммы и после 1 января 2011 г. не будут облагаться взносами. Это связано с тем, что по новым правилам данные выплаты не признаются объектом обложения. К ним относятся, в частности, дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и доходы по акциям, а также перечисления по авторским договорам.
Подготовлено по материалам «Консультант+»
Вопросы для ответов члены профсоюза предприятий Иркутского отделения могут задать по адресу 664013 Иркутск, ул. Образцова, 20, терком Роспрофжел, правовая инспекция; или по телефону 63-05-14
Подг. Журавлева С.В.