Буклет для педагогов

Проект «Информационно-образовательная кампания по профилактике, выявлению и работе с детьми, потерпевшими сексуальное насилие»

 

 Генд5

 

Дети в опасности!

Памятка для педагогов, социальных работников, школьных психологов

 

 

 

Иркутск 2012

 

 

Брошюра подготовлена и издана в рамках проекта «Информационно-образовательная кампания по профилактике, выявлению и работе с детьми, потерпевшими сексуальное насилие» при поддержке «Губернского собрания общественности Иркутской области». Проект выполнен Иркутской областной общественной организацией Байкальский региональный союз женщин «Ангара» в партнерстве со Следственным комитетом Следственного управления РФ по Иркутской области и Уполномоченным по правам ребенка по Иркутской области.

 

Дети в опасности! (памятка для педагогов, социальных работников, школьных психологов) – Иркутск, 2012г. – 34с.

 

По данным правоохранительных органов, несовершеннолетние составляют почти половину жертв насильственных преступлений сексуального характера, и эта проблема все более усугубляется. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются новые разновидности психологического и духовно-нравственного насилия над детьми, имеющие сексуальный подтекст, которые насквозь пронизывают окружающее детей культурное и информационное пространство. Через СМИ, Интернет в жизнь ребёнка входят не только знания, кино, мультфильмы и игрушки, но и порнография, насилие, жестокость, совращение и растление. В брошюре вы можете найти ответы на вопросы:

  • Что считать насилием по отношению к ребёнку?
  • Что такое сексуальное насилие в отношении ребёнка?
  • Что делать если ребенок подвергается насилию?
  • Как предотвратить сексуальное насилие на ребёнком?
  • Как научить ребёнка собственной безопасности?

Понятие «ребёнок», «дети», используемые в брошюре включают в себя и возрастную группу «подросток».

Брошюра адресована педагогам, социальным работникам, психологам, всем, кто работает с детьми.

 

Распространяется бесплатно.

 

© Байкальский региональный

Союз женщин «Ангара»

 

 

Оглавление

 

 

  1. Насилие над детьми …………………………………………………………………4

 

1.1. Понятие насилия над детьми …..…………………………………………………….4

1.2. Физическое насилие над ребёнком ………………………………………………..5

 

  1. Сексуальное насилие над ребёнком ………………………………………………….5

 

2.1. Понятие сексуального насилия над ребёнком ………..………………………5

2.2. Что говорит закон о сексуальном насилии в отношении детей ……….7

2.3. Реакция ребёнка на изнасилование ………………………………..…….………8

2.4. Как распознать признаки сексуального насилия …………….…………….12

2.5. Что делать, если насилие обнаружено

в образовательном или социальном учреждении ………………………………..14

2.6. Что делать, если ребёнок подвергся сексуальному насилию ………..15

2.7. Как вести разговор с ребёнком о сексуальном

насилии или возникших подозрениях …………………………………………………16

2.8. Как предотвратить сексуальное насилие ……………………………………..20

 

  1. Правила безопасности и правила поведения

в опасных ситуациях …………………………………………………………………………23

 

3.1. Полезные советы, которые необходимо дать детям ……………………..23

3.2. Полезные советы, которые необходимо дать родителям ………………29

 

  1. Телефоны «горячих линий», по которым можно

обратиться за помощью ………………………………………………………………32

 

 


  1. Насилие над детьми

 

  • Понятие насилия над детьми

 

Насилие — это неправомерное физическое или психическое воздействие на другого человека, посягающее на его физическую или психическую неприкосновенность и могущее привести к нарушению его анатомической целости, физиологических функций его органов и тканей или причиняющее ему физические или нравственные страдания.

Насилие над ребёнком — любое действие или бездействие взрослых или сверстников, наносящее психологическую или физическую травму ребёнку.

Эксперты выделяют несколько основных форм насилия: эмоциональное, психологическое, экономическое, физическое, сексуальное. Однако, формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания».

Над ребёнком совершают эмоциональное и психологическое насилие, если:

  • ребёнку внушают страх с помощью крика, действий, жестов, взглядов;
  • используют для запугивания свой рост, возраст;
  • ребёнку угрожают насилием по отношению к другим (родителям, друзьям, животным и так далее);
  • контролируют доступ ребёнка к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушками и дедушками;
  • ребёнка стыдят, унижают его достоинство;
  • используют обидные прозвища;
  • используют его в качестве доверенного лица;
  • при общении с ребёнком проявляют непоследовательность;
  • используют ребёнка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребёнком совершено экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности,
  • его поведение контролируется с помощью денег;
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги;
  • ребёнок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребёнку относятся жестоко, если используют:

  • угрозы бросить его (а в детском доме — исключить и перевести в другое учреждение);
  • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам;
  • используют свои привилегии (обращаются с ребёнком как со слугой,

с подчиненным);

  • отказываются сообщать ребёнку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе (о посещениях его родителями, опекунами, ребёнка перебивают во время разговоров).

 

  • Физическое насилие над ребёнком

 

Физическое насилие — любое физическое воздействие на ребёнка — побои и иное причинение вреда здоровью.

При физическом насилии не всегда могут быть видимые признаки физического насилия. Эксперты выделяют следующие основные признаки:

  • повреждения кожных покровов (раны, ожоги, кровоподтёки, ссадины);
  • кровоподтёки в форме отпечатка какого-либо предмета (вешалки, палки, пряжки ремня);
  • циркулярные кровоподтёки на теле или конечностях (возникают при сдавливании пальцами);
  • укусы, сигаретные ожоги;
  • травмы губ и ротовой полости;
  • тупая травма живота (внутрибрюшные гематомы, ушибы и разрывы печени, поджелудочной железы, селезёнки);
  • переломы и черепно-мозговые травмы.

Что того, чтобы диагностировать физическое насилие необходимо обратиться в медицинское учреждение.

 

  1. Сексуальное насилие над ребёнком

 

  1. 1. Понятие сексуального насилия над ребёнком

 

Сексуальное насилие — одна из форм насилия, которая характеризуется тем, что актом такого насилия нарушается не только права лица на личную неприкосновенность и личное достоинство, но и право на половую неприкосновенность, что делает акты сексуального насилия особо общественно опасными преступлениями.

Определение сексуального насилия, использующееся в международном праве — «физическое посягательство сексуальной природы, совершенное над личностью при обстоятельствах принуждения». Понятие «обстоятельства принуждения» не ограничиваются примененной физической силой, но также включают в себя угрозы и психологическое давление.

Сексуальное насилие в отношении детей – это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие всегда наносит вред физическому, психическому или психосоциальному здоровью ребёнка.

Сексуальное насилие над ребёнком — это не только прямое физическое насилие, но и вовлечение ребёнка в сексуальный контакт со взрослым в любой форме:

  • ласки, ощупывание, целование ребёнка посторонним человеком;
  • рассматривание половых органов ребёнка;
  • демонстрация своего обнажённого тела или своих половых органов ребёнку;
  • присутствие ребёнка при половых контактах;
  • подглядывание за ребёнком во время раздевания, купания, в туалете;
  • онанизм в присутствии ребёнка;
  • принуждение к онанизму в присутствии взрослого;
  • принуждение ребёнка к манипуляции с половыми органами взрослого;
  • показывание ребёнку порнофильмов и порнокартинок;
  • порно-видео и фото съёмка ребёнка.

Выделяют два вида сексуального насилия над детьми:

  • инцест — сексуальный контакт между взрослым и ребёнком, приходящимися друг другу родственниками;
  • педофилия — сексуальный контакт между взрослым и ребёнком, не приходящимися друг другу родственниками.

Педофил — это взрослый человек с исключительным сексуальным интересом в половом отношении к несовершеннолетним детям. Чаще всего, педофил — это не абстрактный незнакомец в парке, с масляными глазами и конфеткой в руке. И это не злодей в чёрной маске и с оружием, который похищает детей. В большинстве случаев педофил — это милый, располагающий к себе человек, который может быть знакомым и о котором вообще сложно подумать плохо.

Внимание!!! 89% осужденных за педофилию совершали преступление в отношении ребёнка, которого они так или иначе знали: это был их знакомый, родственник или подопечный.

Сексуальные преступники могут быть чрезвычайно старательными в подходе к детям. Некоторые могут потратить недели или даже месяцы (а иногда и годы), чтобы узнать ребёнка или подростка прежде, чем пригласить его встретиться или попросить номер его мобильного телефона.

Кто совершает сексуальное насилие над детьми?

Официальная отечественная статистика сексуального насилия над детьми отсутствует, однако, по данным выборочных исследований, около 70% детей, подвергшихся сексуальному насилию, испытывали развратные действия со стороны родственников и знакомых. Из них 28% детей испытывали сексуальное насилие со стороны родителей или опекунов. Весьма приблизительными являются данные о правонарушении в отношении детей по ст. 131 УК РФ (изнасилование), однако около 50% данных случаев приходится на насилие, совершенное в отношении близких родственников (дочерей, сестер, внучек). Приведенные данные указывают на то, что в 2\3 случаев насилие носит семейный характер и только 1\3 детей страдает от насилия вне семьи.

 

2.2. Что говорит закон о сексуальном насилии

в отношении детей

 

В 2012г. впервые официально в уголовное законодательство введен термин «педофилия» и предусмотрено применение принудительных мер медицинского характера, включая химическую кастрацию, для педофилов, совершивших преступления в отношении детей младше 14 лет. Принятый закон позволит начинать уголовное преследование лица, подозреваемого в педофилии, незамедлительно. К отягчающим наказание обстоятельствам отнесено совершение преступления сексуального характера в отношении ребёнка родителем, опекуном или педагогом. Кроме того, за любое преступление сексуального характера против ребёнка сможет применяться дополнительное наказание в виде запрета занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, связанной с детьми.

К сексуальному насилию в отношении детей относятся преступления, предусмотренные следующими статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации:

  • 57, 63, 73, 79, 80, 82 и 97 (половая неприкосновенность несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста);
  • 131 (изнасилование);
  • 132 (насильственные действия сексуального характера);
  • 133 (понуждение к действиям сексуального характера);
  • 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста);
  • 135 (развратные действия);
  • 240 (вовлечение в занятие проституцией);
  • 241 (организация занятия проституцией);
  • 1 (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних);
  • 2. (использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов).

Закон устанавливает, что изнасилование, совершенное повторно группой лиц по предварительному сговору, а также сопряженное с угрозой убийства или причинением тяжкого вреда здоровью или повлекшее заражение венерическим заболеванием, наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет либо пожизненным лишением свободы. Такое же наказание предусматривается и за повторное сексуальное преступление в отношении ребёнка, не достигшего 16 лет. Преступления сексуального характера, совершенные в отношении ребёнка младше 12 лет, будут рассматриваться как насильственные преступления, за которые предусмотрено более строгое наказание, вплоть до пожизненного лишения свободы.

За распространение порнографии среди детей или вовлечение их в распространение порнографии, за её тиражирование посредством СМИ или Интернета предусмотрено максимальное наказание до десяти лет лишения свободы. За распространение детской порнографии через Интернет, за привлечение ребёнка исполнителем при изготовлении детской порнографии и за участие ребёнка в зрелищном мероприятии порнографического характера следует уголовная ответственность до 15 лет лишения свободы.

 

2.3. Реакция ребёнка на изнасилование

 

Чаще всего дети сами не рассказывают о домогательствах, насилии или о попытке насилия. Нередко они стыдятся того, что с ними произошло, чувствуют себя виноватыми и/или бояться, что их обвинят, опасаются последствий откровенного разговора с другими (к примеру, мести насильника(ов) и того, что окружающие их осудят и обвинят). Если сексуальное насилие произошло в семье, дети боятся разрушить семью. В большинстве случаев жертва не объявляет немедленно: «Меня изнасиловали (попытались изнасиловать)». Часто жертвы подают вербальные и невербальные сигналы, которые могут послужить поводом к тому, чтобы расспросить ребёнка о возможном отрицательном опыте в сексуальной области. При этом взрослые должны четко понимать трудности, с которыми сталкивается ребёнок в подобной ситуации. Они определяются рядом факторов, в том числе и отношениями, в которых находятся жертва и насильник.

 

Основные трудности и причины их возникновения:

  1. Секретность. Ни один ребенок не готов к возможным сексуальным домогательствам со стороны взрослого, тем более, если он ему доверяет. Вероятность подобного остается секретом даже среди взрослых. В результате, ребёнок вынужден полагаться на насильника в определении происходящего. Именно насильник говорит ребёнку, как нужно понимать и интерпретировать его действия, он определяет для него реальность. Секретность становится для ребёнка источником страха и обещанием безопасности одновременно. Если взрослые никогда не говорили с ребёнком о насилии и никогда не обсуждали с ним возможность подобной ситуации, то чаще всего ребёнок надеется, что всё будет хорошо, если никому об этом не рассказывать. Кроме того, насильник может запугать ребёнка: «Никому не говори, тебе всё равно никто не поверит», «Я тебя убью»; «Расскажешь, и тебя отправят в детский дом» и пр. Как правило, ребёнок никогда напрямую не спросит других взрослых о сексуальном насилии и никогда не расскажет о пережитом насилии прямо. Страх того, что его во всём обвинят, что ему не поверят, или страх, связанный с конкретными угрозами насильника, гарантирует молчание детей. Когда ребёнок начинает хранить молчание, то впоследствии он понимает, что второго шанса рассказать у него уже не будет. Взрослые, которые видят изменения в поведении ребёнка, подозревают возможность ситуации, связанной с сексуальным насилием, должны исходить из предположения, что ребёнку угрожали. Этот ребёнок в первую очередь нуждается в разрешении и необходимости поделиться своим секретом и получить не осуждающий, поддерживающий и безопасный совет и помощь.
  2. Беспомощность. Детей могут научить не разговаривать и избегать знаков внимания незнакомцев. Однако от них требуют повиноваться и проявлять привязанность к любому взрослому, которому доверили присматривать за ним, близким людям, соседям. Ребёнок может говорить: «Я не хочу, чтобы меня купал брат (папа, дядя)» или «Я ненавижу дядю Петю». Маловероятно, что взрослые обратят на это внимание и спросят ребёнка, что именно он имеет в виду. Ему просто скажут, чтобы он перестал капризничать и грубить. Ребёнок может прийти к выводу, что раз его близкие так реагирует на его жалобы, то им известно о насилии, и они одобряют его. Нужно помнить, что чаще всего ни у одного ребёнка нет равной власти, чтобы сказать «нет» родительской фигуре, и ни один ребёнок не может знать, к каким последствиям могут привести сексуальные отношения с взрослым человеком. Нужно понимать, что насильник всегда несет полную ответственность за любые сексуальные действия, совершенные с ребёнком.

Взрослым может казаться, что в случае насилия ребёнок будет активно сопротивляться, звать на помощь, однако это большая редкость. Более распространенная и типичная реакция – притворяться спящим, попытаться представить, что ты где-то еще, страдать молча. Дети не кричат и не применяют силу, когда испытывают сильнейшее замешательство и страх в своей жизни. Взрослые определяют реальность ребёнка, и если бежать некуда, то остается только попытаться спрятаться. Взрослые слишком быстро забывают, какую тотальную беспомощность они сами испытывали, когда были детьми. Им трудно поверить, что ребёнок будет тихо терпеть сексуальное насилие. При этом надо иметь в виду, что потеря любви и безопасности семьи может быть более страшной для ребёнка, чем угроза насилия.

Дети быстро начинают стыдиться и боятся как из-за своей беспомощности, так и из-за своей неспособности выразить свои чувства ничего не понимающим взрослым. Детям нужен «переводчик», который сможет передать мир ребёнка на языке взрослых. Этот переводчик должен признавать, что в любых обстоятельствах у ребёнка не было выбора, кроме как тихо подчиниться и сохранять все в тайне. Насильники быстро понимают, что зависимые дети полностью беспомощны и не будут сопротивляться или жаловаться.

  1. Загнанность в ловушку и аккомодация. По причинам указанным выше, раннее вмешательство крайне маловероятно, а потому ребёнок продолжает страдать от сексуального насилия и адаптируется к новой реальности своей жизни. Перед ребёнком стоит задача придать насилию хоть какой-то смысл, и ребёнок может убедить себя, что это он сам каким-то образом спровоцировал взрослого или заслужил насилие. Тем не менее, гнев и ярость в ответ на насилие требуют выхода, и, как правило, таким выходом становится саморазрушительное поведение. Такое поведение, в свою очередь, еще больше усиливает ненависть к себе. Когда ребёнок учится жить с сексуальным насилием, это разрушает его способность доверять, любить и развиваться. Работа с ребёнком, который страдает от последствий насилия, показывает, что он часто проверяет и провоцирует, ожидая доказательств, что доверие действительно невозможно, и что единственная безопасность – это негативные ожидания и ненависть к себе. Поэтому очень просто отвергнуть такого ребёнка.
  2. Отложенное, противоречивое и неубедительное раскрытие правды. Наибольшая часть продолжающегося сексуального насилия никогда не раскрывается, по крайней мере, она не раскрывается вне семьи. Если семейный конфликт провоцирует раскрытие правды, то, как правило, это происходит, лишь, спустя некоторое время (вплоть до нескольких лет) после начала насилия. Ребёнок может раскрыть свою страшную тайну в разгар особенно бурной семейной ссоры, противостояния авторитету родителей. В этом случае это выглядит так, что он обращается за пониманием и помощью в наименее удачный момент. Взрослые могут приписать эти слова обычной злости, тем более, что уже раньше, скорее всего, проявлялось неадекватное и нежелательное подростковое поведение. Может сложиться впечатление, что ребёнок все выдумал в качестве мести родителям или для того, чтобы получить какие-то выгоды. Родители, также как и среднестатистический взрослый, в том числе учитель, врач, социальный работник, и т.д. не может поверить, что нормальный и честный ребёнок может терпеть сексуальное насилие и не сообщать о нем. Если ребёнок любого возраста жалуется на продолжающееся сексуальное насилие, то он сталкивается с неверием окружающих. Тем более, если речь идет о подростке, которого уже заклеймили «трудным» и «проблемным» ребёнком, то чаще всего его ждёт не просто недоверие, а унижение и наказание.
  3. Отречение. Что бы ребёнок ни говорил о сексуальном насилии, случается (и не редко) что через какое-то время он отречется от своих слов. Если это семейное сексуальное насилие, то семья разрушается, ребёнка бесконечно допрашивают, а насильник может оставаться в доме или рядом с ним все это время. И снова на ребёнка ложится тяжелое бремя — сохранять или разрушить семью. «Плохое» решение — рассказать правду, «хорошее» решение — капитулировать, снова начать лгать и спасти семью. Если ребёнок не получает тут же специальную поддержку, и не происходит немедленного вмешательства, которое призывает насильника к ответу, то ребёнок следует «нормальному» образу действий и отказываются от своих слов. Мать (близкие) в такой ситуации тоже нуждается в срочной психологической помощи. Им нужна возможность выразить свой шок, горе и злость. Только в этом случае они будет лучше подготовлены к тому, чтобы оказать поддержку своему ребёнку и сохранить основание семьи. Если подобная помощь недоступна, и ребёнок отказывается от своего заявления, то это лишь подтверждает убеждение окружающих в том, что ребёнку нельзя доверять. В свою очередь, ребёнок получает наглядное подтверждение своей веры в то, что ему никто не поможет, и в дальнейшем становится еще менее вероятно, что ребёнок посмеет снова рассказать правду.

Реакция ребёнка на изнасилование проходит в несколько этапов.

  • В первый день ребёнок находится в состоянии шока, он не понимает, где находится, что происходит.
  • Затем происходит фаза отрицания, он не верит, что это произошло с ним.
  • На 3-4-й день возникает депрессия. Ребёнок не хочет жить, не хочет ничего делать. Этот период может длиться до 10 дней, иногда дольше.
  • Затем ребёнка охватывает гнев, который может быть обращён на насильника, на себя, на родителей или других людей.
  • Следующий этап — принятие решения. Решения могут быть разными: ребёнок может рассказать кому-то о том, что произошло, или принимает решение молчать. Он может обратиться к кому-то за помощью или попытаться что-то сделать самому, чтобы избавится от тяжёлого состояния.

Если ребёнку вовремя не оказать психологическую помощь, то у него развивается посттравматическое стрессовое расстройство.

 

  • Как распознать сексуальное насилие

 

Список возможных признаков сексуального насилия над ребёнком включает в себя как физические, так и изменения в проявлении сексуальности, общении и эмоциональном состоянии.

 

Физические признаки сексуального насилия:

  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее бельё;
  • гематомы, синяки в области половых органов;
  • кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
  • гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бёдрах;
  • боль в животе;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • венерические болезни;
  • инфекции горла;
  • пробуждение с мышечной болью;
  • постоянные запоры;
  • головная боль, боли в области желудка;
  • недержание мочи;
  • неожиданная беременность.

 

Изменения в проявлении сексуальности:

  • поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
  • соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
  • сексуальные действия с другими детьми, сексуальные игры, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  • необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей, очень частый и демонстративный онанизм, трение половыми органами о тело взрослого, проституция.

 

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

  • непристойные выражения, не свойственные ему ранее;
  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • навязчивая зависимость;
  • депрессивность, грустное настроение;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
  • частая задумчивость, отстранённость;
  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • терроризирование младших детей и сверстников;
  • прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;
  • резкое снижение успеваемости;
  • снижение самооценки;
  • мысли о самоубийстве, попытки самоубийства;
  • саморазрушительное поведение, включая самоповреждения;
  • сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы его целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
  • беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
  • боязнь оставаться в помещении с определённым человеком;
  • побеги из дома;
  • страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары;
  • навязчивые страхи;
  • сон днём;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой);
  • злостное пренебрежение гигиеной;
  • анорексия или невротическое переедание.

Внимание!!! Виды поведения, приведенные выше, это типичные проявления крайнего стресса у детей, который может быть вызван не только сексуальным насилием. Тем не менее, всегда необходимо рассматривать сексуальное насилие как одну из возможных причин перечисленных изменений в эмоциональном состоянии и общении ребёнка. Очень часто то, что впоследствии получает ярлык подростковой или взрослой психопатологии восходит к реакции здорового ребёнка на противоестественные и нездоровые обстоятельства.

 

  • Что делать, если ребёнок подвергся

сексуальному насилию

 

Помните!!!  Интересы ребёнка выше всего остального.

Что нужно сделать:

  1. Сохраняйте спокойствие. От вашей реакции во многом зависит, как ребёнок воспримет и переживет инцидент.
  2. Успокойте ребёнка. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чём не обвиняете его, избавьте его от чувства стыда и вины. Убедите его, что в том, что случилось нет его вины.
  3. Подбодрите ребёнка. Не заставляйте его делать ничего, к чему он не готов. Зато помогите ему как можно скорее возобновить его привычную деятельность.
  4. Внимательно отнеситесь к словам ребёнка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
  5. Будьте внимательны к тому, что может заставить ребёнка чувствовать себя некомфортно.
  6. Поговорите с ребёнком. Постарайтесь узнать у него точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно.
  7. Поощряйте пострадавшего ребёнка рассказать о том, что случилось. Ему необходимо выплеснуть свои эмоции. Это может быть сложно, постоянно слышать в деталях, что случилось, может раздражать, а полная тишина и постоянное молчание — пугает. Помните, что для Вас сейчас важнее всего то, что нужно пострадавшему.
  8. Объясните ребёнку, что рассказывая о том, что случилось, он имеет больше шансов исцелиться. Скажите, что Вы в любое время готовы выслушать и поддержать пострадавшего, но не будьте слишком настойчивы.
  9. Будьте честны. Скажите ребёнку, что Вы собираетесь делать, и спросите его, согласен ли он с вашими намерениями (например, пойти к врачу или в полицию).
  10. Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже если нет видимых повреждений.
  11. Будьте выдержаны, если ребёнку будет трудно открыться Вам эмоционально. Уверьте его, что с Вами он в безопасности, это поможет установить доверие и эмоциональную близость. Но помните, что нужно терпение, так как убедить ребёнка поверить и действовать может оказаться нелегко.
  12. Обратитесь, если это необходимо за другой профессиональной помощью — психологической, правовой и медицинской.
  13. Помогите ребёнку это пережить.
  14. Ребёнка с умеренными и тяжёлыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжёлой психической травмой необходимо госпитализировать.
  15. Если насильник в семье (отец, отчим, брат), то необходимо изъятие из семьи ребёнка (если мать или иные родственники не имеют «убежища»). Изъятие проводят совместно органы опеки и полиция, ребёнка определяют в социозащитное учреждение (приют, больница, специализированный центр реабилитации детей, пострадавших от сексуального насилия). Полиция возбуждает уголовное дело и проводит следственные мероприятия.

 

2.6. Что делать, если насилие обнаружено в образовательном или социальном учреждении

 

Дальнейшие шаги

  1. Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребёнку, что вы хотите ему помочь, но не торопитесь придумывать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия — желание как можно быстрее помочь и все устроить).
  2. Обговорите с ребёнком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми и (может быть) попросить у них помощи.
  3. Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребёнка в том, что вы сначала согласуете с ним свои действия, и всегда будете его поддерживать.
  4. Уделите внимание следующему:

а) помощи и поддержке жертве насилия;

б) гарантии безопасности различным причастным лицам;

в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;

г) каким образом вести разговоры с насильником (зависит от того, поставлена ли полиция в известность о случившемся), и каким образом принимать к насильнику меры;

д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся и каким образом;

е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если она узнала об этом);

ж) обеспечению поддержки привлеченным к делу специалистам; созданию хорошо продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.

Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает в себя: кто за что отвечает.

Важно!!! На что нужно обратить внимание, разговаривая с жертвой насилия:

  • возможность заявить о случившемся в полицию, медицинское обследование;
  • каким образом принимать меры;
  • каким образом ставить (не ставить) в известность о произошедшем других детей из класса (школы, группы/приюта и пр.);
  • как вести себя с причастными лицами, не находящимися в классе (школе, группе, приюте и пр.) или (если такая необходимость возникнет) с представителями прессы.

 

  • Как вести разговор с ребёнком о сексуальном насилии или о возникших подозрениях

 

Возможные реакции взрослого на услышанное

Рассказы о сексуальном насилии вызывают сильные эмоции:

  • испуг, поскольку не ожидаешь, что такое могло произойти именно с этим ребёнком;
  • чувство вины, так как думаешь о том, что надо было раньше начать действовать;
  • злость и ярость по отношению к насильнику и/или жертве;
  • чувство бессилия и растерянность.

В некоторых случаях подобные эмоции приводят к тому, что рассказанному не верят («жертва сочиняет») или умаляют значение услышанного («всё не так страшно»). Другая возможная реакция на услышанное — попытаться немедленно все уладить («это должно немедленно прекратиться», «я должна придумать выход из создавшегося положения»). Эмоции будут ещё более сложными в случае, если ребёнок рассказывает, что его изнасиловал кто–то из школьного окружения. При этом степень сочувствия (или антипатии) или лояльность по отношению к жертве или к насильнику будут играть важную роль. Взрослому очень важно осознавать, какие эмоции вызывает у него подобная ситуация. Нельзя переносить свои чувства на жертву. Необходимо сказать ребёнку, что услышанное Вас напугало, или сбило с толку, и что он поступил правильно, поделившись с Вами.

 

Поза во время разговора

Нужно уделить особое внимание психологическим моментам разговаривая с детьми о сексуальном насилии или о возникших подозрениях. Разговаривая с детьми, о которых возникло подозрение, что их изнасиловали, очень важно не производить на них угрожающее впечатление. Чувство безопасности можно увеличить, сев за высокий стол (под углом в 90° друг к другу), таким образом ребёнок будет иметь возможность смотреть Вам в глаза и отводить их по мере надобности. Оказывая ребёнку помощь, важно не только вступить с ним в контакт, но и одновременно держать установленную им дистанцию. К примеру, надо дозировать физический контакт: в большинстве случаев не рекомендуется класть руку на плечо жертвы во время беседы, как бы сильно не было желание утешить ребёнка.

 

Конкретное описание произошедшего своими словами

Для того чтобы узнать, что именно произошло, нужно помочь ребёнку рассказать об этом своими словами. Ребёнку трудно говорить о том, что он испытал, например, потому, что он чувствует и свою ответственность за случившееся и/или ему трудно рассказывать об ужасных событиях. Однако очень важно поговорить об этих событиях. Если что-то неясно, попросите объяснить. Например, задавая подобные вопросы: «Ты можешь об этом поподробнее рассказать?», «Можешь привести пример?». Если ребёнок не сразу отвечает, держите паузу.

Примечания:

  1. Задавайте вопросы не только о нежелательных сексуальных действиях, которым ребёнок подвергся (прикосновения), но и о том, что ему пришлось делать самому.
  2. Задавайте вопросы не только о негативном сексуальном опыте, но и о позитивном или нейтральном опыте; упомяните, что прикосновения могут быть сбивающими с толку или странными, или сначала приятными, а позднее неприятными.
  3. Не расспрашивайте обо всех сексуальных подробностях с первых минут разговора, но спросите о том, когда это началось, сколько раз случалось, кто в этом участвует и т. д. Вполне вероятно, что подробности лучше расспрашивать во время следующего разговора.
  4. Расспросите о других случаях: после того как рёбенок рассказал об одном случае/насильнике, может оказаться, что происходили случаи и с другими насильниками.
  5. Убедите рёбенка в том, что верите услышанному от него (не сомневаетесь в его рассказе).

Помните, что вопросы могут быть «закрытые», «открытые», «многовариантные». Для того чтобы дать возможность ребёнку самому рассказать о случившемся и не влиять на его рассказ, додумывая за него, задавайте ему, когда возможно, «открытые» вопросы (Как… ? Что… ? Когда… ? Где… ?). Используя «открытые» вопросы, можно получить сначала общее представление, а затем узнать подробности. Часто можно задать «открытый» вопрос типа: «А дальше что произошло?» или «А до этого что произошло?».

Используя «многовариантные» вопросы, Вы как бы предлагает ребёнку выбрать ответ из нескольких вариантов. Часто возможность такового выбора стимулирует дальнейший рассказ ребёнка.

На «закрытый» вопрос можно ответить только «да» или «нет». Иногда ребёнку слишком трудно отвечать на «открытые» вопросы. Можно при этом предложить ребёнку вопросы, на которые он может ответить «да» или «нет». Иногда «закрытый» вопрос помогает немного продвинуть разговор; ответив на него, ребёнок рассказывает дальше и дает ответы (на более общие и специфические) «открытые» вопросы.

Примечания:

  1. Задаваемые вопросы не должны быть слишком расплывчатыми, типа «Ты когда-нибудь подвергался чему-нибудь неприятному?».
  2. Не задавайте наводящие вопросы, касающиеся предполагаемого насильника, до тех пор, пока этот вопрос не проясниться, к примеру «Петя когда-нибудь тебя… ?».
  3. Не задавайте наводящие вопросы, касающиеся предполагаемых чувств, к примеру, «Возникали у тебя когда-нибудь ужасные/тошнотворные переживания на почве секса?».
  4. Не задавайте вопросы, начинающиеся с «почему» («А почему он лег в твою кровать?»), помня о чувстве вины, которое может возникнуть у ребёнка.
  5. Задавайте вопросы, как в настоящем, так и в прошедшем времени.
  6. Когда нужно, используйте такие понятия, как «облапывать», «приставать», «заставить заняться сексом», «насильные прикосновения и секс» и «изнасиловать».
  7. Можно использовать рисунки, картинки или кукол для прояснения произошедшего.
  8. Если ребёнок не может ответить на «открытые» вопросы, предложите задавать ему вопросы, на которые он может отвечать «да», кивая головой, или «нет», качая головой.

Используйте описание различных ситуаций, в рамках которых ребёнок мог подвергаться сексуальному насилию. Если возникло подозрение, что ребёнка подвергли сексуальному насилию, а он не (сразу) рассказывает, в чём дело, можно задавать ему вопросы о предполагаемом сексуальном опыте, используя различные ситуации.

Примеры использования ситуаций:

Ежедневный туалет ребёнка: Спросите, как проходит подготовка ко сну и сон, принятие ванны/душа, посещение туалета.

Ласки и прочие прикосновения. Расспросите ребёнка о приятных (хороших), противных (неприятных) или сомнительных (странных) ласках/прикосновениях.

Страх и боль: Расспросите ребёнка о том, когда он боится и/или испытывает боль (Ты когда-нибудь боишься? Чего? Когда? Кого?).

Имена: Расспросите ребёнка о том, как его называют (дома, в школе) — ласкательные имена, клички (Какие? Кто? Когда? Как он сам к этому относится?).

Тайны: Расспросите ребёнка о приятных сюрпризах (подарок, сюрприз) и неприятных тайнах (тебя избили и не велели никому об этом говорить).

Представления о теле и частях тела: Расспросите ребёнка о том, как называются различные части тела, при этом можно использовать рисунки, спросите, прикасается ли к ним кто-нибудь против воли ребёнка.

Сексуальное просвещение: Спросите, слышал ли ребёнок что-нибудь о сексе и от кого. (От кого? Как это проходило?)

Менструация: Спросите, начались ли у девочки месячные и как она к этому относится.

Влюбленность, ухаживание и сексуальность. Спросите о друзьях и подружках, влюбленности, поцелуях, «первом разе», сексе (приятно/неприятно), как воспринимается это окружающими и т. д.

Обобщение и отражение чувств. Обобщая время от времени то, что рассказал ребёнок, можно проверить, правильно ли понят его рассказ. Некоторые жертвы, рассказывая о произошедшем, не проявляют никаких эмоций, но если ребёнок проявляет эмоции, можно «отразить» его чувства, назвав данное чувство, и спросить ребёнка, правильно ли это. Но не рассказывайте ему о том, как он должен себя чувствовать. Всегда можно и нужно сказать ребёнку, что Вам очень больно за него по поводу случившегося, и что Вы высоко оцениваете то, что ребёнок набрался мужества и рассказал о случившемся («молодец!»).

Важно!!! Ограничить высказывания оценочного или осуждающего характера и помнить, что ребёнок испытывает чувство соучастия в произошедшем (скажите, что он не виноват) и может испытывать чувство лояльности по отношению к насильнику, если это близкий человек (не осуждайте насильника, но скажите, что сексуальное насилие отвратительно, что оно никому непозволительно).

 

 

  • Как предотвратить сексуальное насилие

 

  1. Ребёнок должен быть информирован о возможности насилия в доступной для его понимания форме. При этом необходимо учесть, что возраст около 25% жертв сексуального насилия составляет меньше 7 лет, поэтому чрезвычайно важно подготовить наглядные материалы для таких детей.
  2. Преподавателям удастся добиться много большего, если они будут выражаться просто и «переведут» терминологию из области сексуального насилия на язык, понятный любому ребёнку.
  3. Учебные заведения, социальные учреждения совместно с полицией должны разрабатывать и внедрять программы для детей, совмещающие в себе соответствующие возрасту знания о сексуальности, сексуальном насилии и способах самозащиты.
  4. Требуется межведомственная работа, в первую очередь, координации действий между социальными службами, правоохранительными органами и медицинскими учреждениями. Огромную роль должны сыграть учителя и другие люди, которые проводят с детьми много времени.
  5. Говоря о сексуальном насилии, необходимо избегать чрезмерного запугивания. Хотя немаловажно, чтобы дети были достаточно обеспокоены опасностью стать объектом насильственного поведения взрослых. Тем не менее, необходимо, чтобы они были и достаточно уверены в своей способности, в необходимости, избежать такой ситуации.
  6. Необходимо обстоятельно объяснить, чем нормальные прикосновения (похлопывания, объятия, соприкосновения) отличаются от «ненормальных», создающих у ребёнка ощущение дискомфорта или смущения. Можно объяснить, что «ненормальные» прикосновения — это когда кто-то касается того, что скрыто под трусиками, купальником или плавками. Обязательно объяснить и то, что ребёнку тоже не следует трогать взрослого в этих местах, даже если взрослый говорит, что в этом нет ничего страшного. Кроме того, полезно рассказать ребёнку о нежелательных поцелуях (длительное соприкосновение губ или введение языка в полость рта).
  7. Необходимо объяснить детям, что у них есть права — право распоряжаться своим телом и право говорить «нет», когда прикосновения к их телу доставляют им неприятные ощущения.
  8. Важно побудить детей сразу же рассказать кому-нибудь, кому они доверяют, если взрослый человек будет прикасаться к ним неподобающим образом или делать что-то неприятное для них. Особенно необходимо подчеркнуть, что тот, кому они расскажут, не будет сердиться на них и что всё будет в порядке, даже если человек, который делает неприятно, сказал, что если они не сохранят случившееся в тайне, им несдобровать. Важно, чтобы дети поняли: что бы ни случилось, это будет не их вина, и им нечего будет стыдиться. Кроме того, предупредите, что, возможно, не все взрослые им поверят. Убедите их обращаться ко взрослым снова и снова до тех пор, пока не найдется кто-нибудь, кто поверит их словам.
  9. Обсудите с детьми, какими приёмами, возможно, будут пользоваться взрослые, чтобы вовлечь их в сексуальные действия. Например, научите их верить собственным чувствам, если им покажется, что что-то не так. Пускай даже взрослый (друг или родственник) будет утверждать, что все в порядке и что он «научит» их чему-то полезному. Учитывая, что многие взрослые прибегают к стратегии «это будет наш секрет», чрезвычайно полезно объяснить детям, чем секрет (что-то, что они никогда никому не расскажут — неудачная идея) отличается от сюрприза (превосходная идея, так как, рассказав о нём чуть позже, можно сделать кому-то полезное).
  10. Обсудите способы, с помощью которых можно избежать неприятных или опасных ситуаций. Объясните, что нет ничего постыдного в том, чтобы отчаянно завопить, закричать, убежать или воспользоваться помощью друга или доверенного взрослого.
  11. Убедите детей, что следует четко и ясно сообщить взрослому, который прикасается к ним неподобающим образом, что они расскажут о происшедшем конкретному взрослому человеку. Из интервью, проводившихся с преступниками, совершившими насилие над детьми, стало известно, что многие из них отказались бы от своих замыслов, если бы ребёнок предупредил, что расскажет об этом какому-то определенному взрослому.

Психологи дают следующие рекомендации

  • 18 месяцев – необходимо научить ребёнка правильным названиям частей тела.
  • 3-5 лет – необходимо научить ребёнка правильным названиям интимных частей тела и помочь ему научиться говорить «нет» в ответ на любое сексуальное предложение. Дать ребёнку прямые ответы, в соответствии в доступной для его понимания форме на его вопросы о сексе.
  • 5-8 лет — научить ребёнка правилам безопасности на улице и помочь ему научиться отличать симпатию от сексуальных претензий. Необходимо поощрять ребёнка к тому, чтобы он рассказывал взрослым о любом испугавшем его событии.
  • 8-13 лет – научить ребёнка основным приемам самозащиты (знать номер полиции, не стыдится звать на помощь и привлекать к себе внимание в случае опасности) и объяснить ему основные правила приемлемого сексуального поведения.
  • 13-18 лет – рекомендовать обучение навыкам персональной защиты, для предотвращения венерических заболеваний и нежелательной беременности. Познакомить с понятием «изнасилование» и правилам безопасности для того, чтобы не стать жертвой этого преступления.

     

Общие рекомендации

Так как не в наших силах исключить сексуальное насилие, то необходимо придумать, как информировать детей о самой возможности сексуального насилия, и предоставить им возможность немедленно рассказать о насилии. Каждый ребёнок должен усвоить, что сексуальное насилие – это всегда ответственность только взрослого, что это всегда плохо и неправильно, и что если ребёнок расскажет правду, то накажут насильника, а не его.

Недавний рост общественного интереса к сексуальному насилию над детьми в реальности создает новые опасности для пострадавших детей. Возросла вероятность, что насилие над ребёнком будет раскрыто, но детям не обеспечивается защита от повторного насилия, а система вмешательства в таких случаях отличается непоследовательностью.

Необходимо верить тем детям, которые уже подверглись насилию, и обеспечить их безопасной и последовательной помощью, которая избавит их от общения с насильником. Работа с пострадавшими детьми неизменно демонстрирует, что если детям верят и предпринимают адекватные меры, чтобы защитить ребёнка и остановить насильника, то в большинстве случаев это позволяет предотвратить долгосрочные последствия насилия для психического здоровья.

Это требует межведомственной работы, в первую очередь, координации действий между образовательными учреждениями, социальными службами, правоохранительными органами и медицинскими учреждениями.

Россия находится только в самом начале пути по борьбе с сексуальным насилием, однако появляется все больше информации и материалов, которые подходят для работы с детьми. Очень важно помнить, что работа с детьми в этой области должна тщательно планироваться, отличаться высокой деликатностью и получать всестороннюю поддержку.

Учреждения, агентства и организации, которые пытаются предоставлять услуги и поддержку детям, могут получить неоценимый ресурс и помощь, если в разработке их проектов и услуг будут принимать участие взрослые люди, которые сами пережили сексуальное насилие в детстве.

 

  1. Правила безопасности и правила поведения

в опасных ситуациях

 

3.1. Полезные советы, которые необходимо дать детям

 

Почему именно ДЕТИ становятся жертвами преступлений? Потому что они доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребёнку. Поэтому так важно научить ребёнка правилам безопасности, а также правилам поведения в опасных ситуациях. При этом, при проведении бесед о безопасном поведении важно, чтобы эти беседы не основывались на запугивании ребёнка и рассказами «страшилок». Необходимо объяснить ребёнку, что это элементарные правила безопасности, которые должен знать каждый. И совсем не обязательно, что должно случиться, что-то страшное. Для бесед можно использовать следующие материалы.

 

Памятка для детей ———————————————————

 

Правило пяти «нельзя»:

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
  • Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
  • Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти с ними.
  • Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?

Всё равно скажи — НЕТ!

Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае, никуда не провожать.

В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:

  • Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
  • Если за тобой в школу или другое детское учреждение пришёл посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
  • Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
  • Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

На все уговоры пойти куда-нибудь в уединённое место (строящееся здание, подвал или квартиру), чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «Нет!», даже если очень интересно.

Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»

Ответ один — «НЕТ!» Придя, домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.

ЧТО нужно знать, чтобы не стать жертвой?

  • Если у тебя появилось хоть малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или тебя что-то насторожило, то лучше отойти и пропустить этого человека вперед.
  • Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.
  • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
  • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
  • Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!».
  • Если тебе предложили сниматься в кино, участвовать в интересном конкурсе или телепередаче, не соглашайся, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.
  • Если рядом с тобой тормозит автомобиль, как можно дальше отойди и ни в коем случае не садись в него.

ГДЕ преступники могут поджидать своих жертв?

В ЛИФТЕ!

  • Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдёт в кабину.
  • Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
  • Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
  • Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
  • Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь.
  • Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в полицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший.

А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:

  • Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или полиции, не плачь, сохраняй спокойствие, постарайся вовлечь насильника в разговор.
  • Если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу.
  • Если можешь — защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, как есть.

В ПОДЪЕЗДЕ!

  • Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом.
  • Если кто-то идёт — не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, и, если незнакомец продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу.
  • Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей встретить.
  • Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдёт кто-то из взрослых жильцов дома.
  • Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
  • При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.

 

В ЧУЖОМ АВТОМОБИЛЕ!

Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.

Правила поведения в автомобиле:

  • Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.
  • Если ты всё же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси провожающих записать номер, марку. Не садись в автомобиль с тёмными стеклами, а также в автомобиль, в котором уже сидят пассажиры.
  • Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать маршрут передвижения.
  • Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси остановить автомобиль.
  • Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
  • Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины.

НА УЛИЦЕ!

Если к тебе пристаёт незнакомец:

  • Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
  • Если человек не отстаёт от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более — в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
  • Не жди, когда он тебя схватит.
  • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Убегай в сторону, где много людей.
  • Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
  • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
  • Как только он ослабит хватку — убегай.
  • Если нападающих несколько (а так всегда и бывает) — не позволяйте зажать себя в кольцо.
  • Громко кричи «помогите», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь, или позвонить в полицию.
  • Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
  • Если тебя пытаются окружить — беги к дороге, если ты окажешься на дороге — автомобили вынуждены будут остановиться, а водитель может помочь отогнать обидчиков. Главное — не прыгнуть под колеса.

Правила поведения на улице

  • Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
  • В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
  • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу.
  • Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
  • Не ходи в отдалённые и безлюдные места.
  • Иди по улице в тёмное время в группе людей, вышедшей из автобуса, электропоезда.
  • Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
  • Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него (могут силой усадить и увезти) и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.
  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону.
  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.
  • В школу или из школы желательно ходить группой.

Правила поведения в своём доме:

  • Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!
  • Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки или позвони родителям.
  • Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.
  • Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.
  • Даже, если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.
  • Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.
  • Если с почты принесли посылку, телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, что могут сделать только взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которые давно знакомы.
  • Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи или позвони, чтобы тебя встретили.

 

ЧТО нужно знать девочкам-подросткам

Девочкам-подросткам, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях.

Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в тёмной аллее парка или неосвещённом подъезде, а дома у жертвы, или в гостях.

Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующие правила поведения:

  • В огромном количестве случаев одно только согласие девушки пойти в ресторан расценивается, как понимание, к чему идёт дело и знак согласия на это. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра.
  • Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться своей осторожности. Необходимо уйти или твёрдо заявить о своем отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «НЕТ!».
  • С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
  • Если давление продолжается, не бойся шума или скандала. Например, на вечеринке — несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надёжными друзьями, не терять друг друга из вида и вместе уходить.
  • Помни, что пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие в отношении себя. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвой.
  • Держись вместе с близкими друзьями или поближе к хорошим знакомым.

 

———————————————————————————————

 

 

3.2. Полезные советы, которые необходимо дать родителям

 

Важную роль в предотвращении насилия над детьми играет семья. Вот основные правила безопасного поведения, которые родители должны привить своим детям.

 

Памятка для родителей —————————————————

 

  • Не позволяйте детям знакомиться на улице с посторонними людьми.
  • Не позволяйте детям говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон.
  • Не позволяйте детям гулять в непредназначенных для этого местах.
  • Не позволяйте детям уходить далеко от дома.
  • Не отпускайте детей гулять в отдаленные места без сопровождения взрослого и хорошо знакомого Вам человека.
  • Не позволяйте детям приносить домой чужие вещи, даже если они утверждают, что просто нашли их на улице.
  • Даже если Вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют Ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребенка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.
  • Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих Ваши домовые территории, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «темных углов». Вся территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем всегда должно быть две калитки, чтобы у ребёнка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.
  • Не стесняйтесь знакомиться с родителями знакомых Ваших детей, даже если это Вам неприятно. Обменяйтесь с ними телефонными номерами. Всегда имейте эти номера под рукой, а так же номера ближайшего отделения полиции и Вашего участкового инспектора. Проинструктируйте своего ребенка, куда следует обращаться в случае возникновения опасности. Сообщите ему телефон ближайшего отделения полиции и вашего участкового.
  • Если ребёнок еще мал (10-14 лет), но у него уже есть мобильный телефон, периодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а так же его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных контактов. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер Вашего ребёнка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребёнка.
  • Если ребёнок сообщил вам, что он записался в кружок, клуб по интересам, или компьютерный клуб, не поленитесь посетить это заведение. Поинтересуйтесь, кто руководит этим клубом, кто следит в нем за порядком, графиком работы заведения и наличием соответствующих лицензий. Внимательно осмотрите клуб. Если обнаружите «курилку» (что не редкость, например, для компьютерных клубов), это повод задуматься о целесообразности посещения такого заведения Вашим ребёнком. Помните, что если заведение Вам не понравится, Вы имеете полное право запретить своему ребёнку его посещать, а так же потребовать от охраны заведения не пускать туда Вашего ребёнка.
  • Если Вы отдаете ребёнка в какое-либо детское учреждение (кружок, секция и пр.), не стесняйтесь интересоваться, кто будет работать с детьми. Вы имеете полное право потребовать документальные подтверждения профессиональной пригодности педагогов и поинтересоваться у руководителя заведения их прошлым. Не стесняйтесь разговаривать с ребёнком о его педагогах. Если ребёнок не сможет внятно описать свое отношение к педагогу или вообще не захочет разговаривать на эту тему, обсудите этот вопрос с родителями других детей. Если ответы других детей будут аналогичны — это повод для беспокойства.
  • Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Очень часто вожатыми и воспитателями устраиваются работать лица без педагогических навыков. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.

 

Если у ребёнка появился взрослый друг

Если у ребёнка появился взрослый друг, деликатно выясните, что это за человек, при каких обстоятельствах произошло знакомство, и что именно их связывает. Вполне возможно, что ребёнок просто заинтересован чем-то, о чем Вы не подозреваете. Ни в коем случае не стоит пытаться разрешить сложившуюся ситуацию, если она Вам не нравится, радикальными методами. Помните, что никакие запретительные меры воздействия не помогут. Они только осложнят Ваши семейные отношения. Лучше подумайте, почему это произошло и чего не хватает ребёнку. Обязательно познакомьтесь с этим человеком, узнайте, где и кем он работает, и кто ещё входит в круг его общения. Если человек представляется работником детского учреждения, обязательно убедитесь в этом. При малейших подозрениях на криминал, обратитесь в полицию.

 

  1. Телефоны «горячих линий», по которым можно

обратиться за помощью

 

  • 123 – горячая линия «Дети в опасности» Следственного комитета РФ для детей, подвергающихся опасности (круглосуточно, звонок бесплатный).
  • 112 – единый телефон «Службы спасения» для всех мобильных операторов. В экстренных случаях звоните со своего мобильного телефона. Операторы примут вашу информацию и передадут в соответствующую оперативную службу.
  • Социальный телефон: 8-800-100-22-42 (звонок бесплатный, в будние дни с 9.00 до 18.00).
  • Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и родителей: 8-800-2000-122 (круглосуточно, звонок бесплатный, анонимный).

К общероссийскому номеру подключены следующие номера телефонов в Иркутске:

  • 8 (3952) 22-93-28 (вторник: 16.00–18.00, четверг: 16.00–18.00, суббота: 10.00–14.00);
  • 8 (3952) 24-00-07 (круглосуточно);
  • 8-800-350-40-50 (круглосуточно).
  • Отделение Службы экстренной психологической помощи по Иркутской области: 8-800-350-40-50 (круглосуточно, звонок бесплатный, анонимный). В г. Иркутске позвонить по городскому телефону: (8-3952) 32-48-90 (круглосуточно, анонимно).
  • Аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в Иркутской области:

— телефон приёмной: (3952) 24-21-45,

— «Телефон доверия»: 24-18-45

  • «Телефон доверия» Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области:

(3952) 20-46-54.

  • Полиция 02 и 02* (круглосуточно) а также телефонам доверия, которые можно уточнить на сайте Главного управления МВД России по Иркутской области:

http://38.mvd.ru/contact/Telefonidoveriya/:

—  по г. Иркутску (3952) 21-60-40,

—  по г. Ангарску (3955) 52-29-60,

—  по г. Братску (3953) 49-54-39,

—  по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району (39535) 68-808,

—  по г. Шелехов и Шелеховскому району (39550) 4-16-35,

—  по г. Усолье-Сибирское (39543) 6-34-54,

 

 

Дети в опасности! (памятка для педагогов, социальных работников, школьных психологов) – Иркутск, 2012 г. – 34с.

 

 

Брошюра подготовлена и издана в рамках проекта «Информационно-образовательная кампания по профилактике, выявлению и работе с детьми, потерпевшими сексуальное насилие» при поддержке «Губернского собрания общественности Иркутской области». Проект выполнен Иркутской областной общественной организацией Байкальский региональный союз женщин «Ангара» в партнерстве со Следственным комитетом Следственного управления РФ по Иркутской области и Уполномоченным по правам ребенка по Иркутской области.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: