Глава ОАО «РЖД» рассказал о достижениях компании и направлениях её развития
– Олег Валентинович, мы встречались с вами в 2020 году, который перевернул традиционные представления о рабочих процессах, планировании на перспективу и даже ценностях. Текущий год во многом повторил прошлогодние тренды, мы продолжаем жить в новой «ковидной» реальности. На что опираться? Что в текущем году вы считаете самым актуальным для компании и её сотрудников?
– Насколько я знаю, вы привились первым в компании в прошлом году. А как насчёт ревакцинации? И если не секрет, какой вакциной?
– Да, я привился ещё осенью прошлого года. В июле сделал повторную вакцинацию – согласно рекомендациям наших докторов. Прививался и тогда, и сейчас «Спутником», всё прошло нормально. Я уверен, что все наши вакцины являются эффективным инструментом против COVID-19. Очень верю в российскую науку и доказательную медицину. Я рос в семье медиков, и, хотя сам пошёл по другой стезе, могу сказать, что, когда речь идёт об отечественной медицине, системность её подходов всегда вызывала у меня большое доверие. Благодаря этому медицина в нашей стране всегда была на передовых позициях.
– В прошлом году было много слухов о возможном пересмотре Коллективного договора. Сокращения и неполная рабочая неделя железнодорожникам не грозят?
– Я вспоминаю прошлый год и как всё разворачивалось, как обваливалась погрузка на сети и замирали пассажирские перевозки в стране. Трудное время, и решения тогда рассматривались тоже трудные. Тем менее мы наложили мораторий на упомянутые вами мероприятия. Помните, в прошлом году я уже говорил, что нужно сделать всё для сохранения квалифицированных кадров, мы не должны ими разбрасываться из-за текущей конъюнктуры, спрос рано или поздно восстановится, нужно быть к этому готовым.
Сегодня мы видим, что решения были приняты верные. Все социальные гарантии, которые мы вместе с профсоюзом обещали нашим работникам, соблюдаются неукоснительно. Коллективный договор не просто сохранился, в него в прошлом году был введён новый блок – бонусный пакет. Он предусматривает поощрения и награждения работников за личный вклад в повышение эффективности деятельности компании, а также за вовлечённость в решение общих задач и участие в значимых проектах. Накопив определённую сумму баллов, работник самостоятельно обменивает их на предложения, которые он выбирает из утверждённого перечня. Пока мы тестируем этот подход, но я вижу в нём большие перспективы. Я убеждён, что работник должен получить возможность выбора из того, что ему подходит больше всего. Наш коллектив отлично поработал в очень сложное время, и мы будем изыскивать возможность поощрять людей за эту огромную работу.
– То есть коллектив справился с беспрецедентными вызовами 2020 года? Можно сейчас уже сказать, что РЖД возвращаются к допандемийным показателям?
– Мы максимально стараемся приблизиться к 2019 году, в июне даже превысили его показатели по погрузке. Скажу больше, мы в чём-то уже подобрались к абсолютным рекордам 2008 года. В мае, несмотря на длинные праздники, был самый высокий объём погрузки за этот месяц за последние 13 лет.
Хочу также отметить сверхбыстрые темпы восстановления пассажирских перевозок. И не в последнюю очередь тут сыграл свою роль творческий подход нашего пассажирского блока. Пассажирам предложили такое количество туристических маршрутов, которое ещё некоторое время назад даже сложно было себе представить. Мы открываем Россию не только для всех наших граждан, но и в какой-то степени для себя, разрабатываем мультимодальные маршруты: Валаам, Рускеала, Дербент, Элиста, Устюг и Кострома, Кругобайкальская железная дорога и многие другие…
– Вы уже упомянули, что совет директоров высоко оценил результаты работы компании. За счёт чего РЖД могут добиться дополнительных результатов? В чём резервы?
– Мне кажется, наш самый большой резерв – это трансформация внутри себя. Мы очень много сделали для развития клиентских сервисов и, как вы сами видите, достигли серьёзных результатов. Но РЖД во многих процессах идут в первую очередь за технологией – как удобно железнодорожникам, а не клиентам. Поэтому главная задача – найти баланс между технологичностью и тем, что получает клиент.
Мы в целом не только по стройке, но и по другим вопросам должны быстрее реагировать на вызовы, в каждый момент соотносить результаты с затрачиваемыми усилиями и сохранять комфортные условия для наших потребителей.
– Олег Валентинович, мы много сейчас видим новостей про Восточный полигон. Какая там обстановка? Успеваем?
– Обязаны успевать. Тем более что сейчас мы уже детально рассматриваем третий этап стройки. В июле мы с вице-премьером Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным и министром транспорта РФ Виталием Геннадьевичем Савельевым проехали с осмотром по БАМу. Сказать, что я впечатлён, – не сказать ничего, концентрация сил и ресурсов огромная! Испытываешь гордость за коллектив, за страну, за те амбиционные задачи, которые перед нами сегодня стоят. Работа компании получила самые высокие оценки и от вице-премьера, и от министра. Нам важно оправдать доверие и выполнить всё, что запланировано по году, точно и в срок, при этом с высочайшей финансовой дисциплиной! Сегодня на БАМе созданы тысячи рабочих мест, я считаю, что это очень существенная поддержка для рынка труда в нашей стране. Мы объявили массовый набор по всем регионам, те, кто поедет работать на БАМ, приобретут новые компетенции, которые будут крайне востребованы.
– Вы объявили 2021 год в компании Годом экологии. Это модный тренд или объективная необходимость?
– РЖД – корпорация государственная не только потому, что это естественная монополия или владелец инфраструктуры, а в первую очередь по своему подходу к любому делу. Придерживаюсь тезиса: если мы куда-то пришли – после нас должно стать лучше. Железную дорогу нужно развивать, не зря говорят – где железная дорога, там жизнь. Взять тот же проект Восточного полигона. Он нужен экономике страны, и вместе с тем наша обязанность – выстроить баланс между его развитием и соблюдением экологических принципов.
И этого баланса мы должны придерживаться во всех проектах. Железнодорожный транспорт считается одним из самых экологичных видов транспорта, его влияние на окружающую среду минимальное, особенно при использовании электрической тяги. Именно поэтому его сегодня выбирают в крупных городских агломерациях. Экология – это не дань моде, это инвестиции в будущее. Для чего мы объявляем тот или иной год тематическим? Для того чтобы это не было заботой только одного департамента, чтобы внимание всех сотрудников было сконцентрировано на проблеме. Поле деятельности огромное, перспективное и, я уверен, будет постоянным для нас. Мы так же когда-то начали с проведения Года пассажира, а теперь каждый год делаем много хороших проектов уже на регулярной основе. Хороший старт – уже половина успеха!
И ещё к вашему замечанию про модные тренды. Помните, какое-то время назад были скептические настроения по поводу квантовых коммуникаций. Месяц назад мы успешно запустили первую линию между Москвой и Санкт-Петербургом, крупнейшую в Европе. Так что мы не занимаемся модными трендами, мы претворяем в жизнь реальные проекты, которые нужны государству и нашим гражданам.
– Олег Валентинович, в сентябре выборы, это важное событие в жизни страны. Что бы вы сказали коллективу в их преддверии?
– Вы знаете, что я являюсь членом Совета партии «Единая Россия», так что мои политические симпатии вполне очевидны. Я вижу, как партия работает и какие конкретные шаги предпринимает. Мы взаимодействуем с фракцией в обеих палатах практически в ежедневном режиме, отвечаем на запросы депутатов, и они наши чаяния также хорошо видят и всячески нам помогают. Для всех работников я хотел бы проговорить: я уважаю право каждого на личный выбор и своё мнение по политическим вопросам. Выбирать надо исходя из личного понимания глубины и качества взаимодействия с тем или иным политическим объединением, полезности и правильности программы действий партии, исходя из конкретных действий, которые можно оценить на практике. Главное, чтобы в непростых условиях пандемии сохранялись экономическая стабильность и преемственность управления на всех уровнях власти. Поэтому я как руководитель, которому доверен крупнейший коллектив в стране, буду голосовать за «Единую Россию».
– Мы встречаемся накануне Дня железнодорожника. Как он будет проходить в этом году?
– Мы в этом году в Москве и ряде других регионов, где существуют ограничения, решили повторить онлайн-забег, потому что здоровье сотрудников для нас основной приоритет. Считаю, что здесь от массовых мероприятий пока стоит воздержаться. Каждый участник пробежит свою дистанцию индивидуально, а потом зафиксирует результат с помощью мобильного приложения. Собранные средства будут направлены на помощь больным детям – через благотворительный фонд «Линия жизни» и другие аналогичные фонды, с которыми сотрудничают дороги. Я понимаю, что люди устали от ограничений и хотят праздника. Ещё раз хочу подчеркнуть: всё в наших руках. Призываю каждого железнодорожника вакцинироваться! Наши медики развернули по всей стране пункты вакцинации, прививку можно сделать практически на рабочем месте, все условия для коллектива созданы. От каждого из нас зависит, как быстро наша страна преодолеет эту угрозу и мы вернёмся к нормальной жизни.
Тем не менее, какая бы сложная обстановка сейчас ни была, праздник всегда остаётся праздником. Быть частью огромной железнодорожной семьи – это особое состояние, это почётно, это воодушевляет. Железнодорожники всегда пользовались уважением в обществе благодаря высочайшей ответственности, чувству долга, готовности решить любую, даже, казалось бы, невыполнимую задачу. От всей души поздравляю вас с праздником, дорогие коллеги! Искренне желаю вам и вашим родным здоровья, благополучия и верности лучшим традициям российских железных дорог!