Инспекция совести

Каково это – находиться под электрической дугой и знать, что в любой момент защитный костюм может дать сбой?

Технический инспектор труда Иркутского филиала Дорпрофжела на ВСЖД Леонид Матвеев предложил электромонтёрам создать прецедент – не выходить на рабочий объект в спецодежде с истекшим сроком годности.
Отказаться нельзя работать
Поступить по-другому Леонид Андреевич не мог. По-другому – значит, промолчать. Поэтому и выступил инициатором обращения к руководству Роспрофжела, детально изложив на бумаге ситуацию, которая сложилась на предприятиях Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению.
В Иркутском филиале Дорпрофжела подготовили документ с тем прицелом, чтобы профсоюзные лидеры в Москве провели переговоры с топ-менеджерами компании «РЖД», разъяснив им истинное положение дел на местах.
А вопрос, из-за которого разгорелся сыр-бор, в том, что только в Иркутском регионе Восточно-Сибирской магистрали несколько десятков работников дистанций электроснабжения трудятся в защитных костюмах, срок использования которых истёк ещё в апреле 2017 года. На дороге счёт идёт на сотни.
Конечно, была бы спецодежда на складах, её бы выдали электромонтёрам. Но она, как выяснилось, давно не поступала на дорогу. И руководители Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению изначально били тревогу по этому поводу, докладывали в головную организацию «Трансэнерго» и ставили вопрос о необходимости поставок комплектов с повышенными защитными свойствами, в частности ЭП-4 и «Энерго». А далее управленцы просили дать разъяснения, как проводить работы в том случае, когда люди выходят на объект в старой спецодежде.
Понятно, у дирекции по энергообеспечению сложились объективные трудности с поставками. Но как быть в такой ситуации работникам, которые, выходя на объект в просроченной спецодежде, в любой момент могут получить электротравму? Каково это – находиться под электрической дугой и знать, что в любой момент твой защитный костюм может дать сбой?
– Работникам даю совет: отказываться выполнять работы в защитных комплектах с истекшим сроком носки. Не рисковать, ответственно относиться к своему здоровью. Объясняю, что законодательство стоит на стороне работника. Он может отказаться от выполнения задания и не потеряет в зарплате. А что слышу в ответ? «Вам легко говорить. Если мы пойдём против начальства, останемся без работы», – рассказывает технический инспектор Матвеев.
В дирекции попытались смягчить сложившуюся ситуацию, предложив создать на предприятиях комиссии, члены которых провели бы испытания на прочность костюмов ЭП-4 с истекшим сроком использования, а «Энерго» осмотрели бы визуально. Казалось бы, что плохого в том, чтобы дать вещам вторую жизнь?
– У нас нет методики, которая бы позволяла проверить такую спецодежду на предмет годности, – разъясняет ситуацию Леонид Андреевич.
Поэтому, говорит он, локальные распоряжения в дирекции по дальнейшему использованию защитных костюмов – противозаконны.
Инициатива без знаний – наказуема
Вопросы несвоевременного обеспечения работников спецодеждой сегодня актуальны в Иркутском регионе и на предприятиях других хозяйств, не только энергетического комплекса. Например, есть проблемы с экипировкой «первозимников» в эксплуатационном вагонном депо Иркутск-сортировочный, эксплуатационном локомотивном депо Зима.
Но опять же контроль за обеспечением спецодеждой – лишь малая толика того, чем занимаются в технической инспекции труда Иркутского филиала. Только в прошлом, 2016 году ею было проведено 55 проверок на предмет охраны труда. Выявлено 315 нарушений. Выдано 55 предписаний на их устранение.
16 предприятий были проинспектированы в рамках выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. Рассмотрены десятки личных обращений от членов профсоюза относительно нарушений их прав из области охраны труда.
Главные помощники технического инспектора Матвеева – уполномоченные по охране труда. Их в регионе более 250 человек. В прошлом году активисты провели свыше 3,5 тыс. проверок, выявив около 4,3 тыс. замечаний.
Тем не менее в 2016 году в Иркутском регионе был допущен один травматический случай. Хотя один – это же не пять, не десять. Но Леонид Андреевич твёрд в своих убеждениях:
– Один – это уже показатель того, что все мы где-то недоработали, не были принципиальными до конца.
В мае 2016 года при производстве работ по погрузке рельсовых плетей на станции Тулун получил тяжёлую травму монтёр путевой машинной станции № 183. Работник, не знакомый с технологией погрузки, предпринял попытку с помощью остроконечного лома поправить конец плети. Человек не обратил внимания на то, что она плотно уперлась в роликовую опору. И получил сильный удар по голове отскочившим металлическим стержнем.
Нарушение технологической карты работ на ряде предприятий магистрали – та самая проблема, искоренить которую никак не удаётся. И в 2017 году у техинспектора набралось уже немало замечаний подобного плана по дистанциям пути. Монтёры выходят на объект ограниченным составом бригады, не выставляют сигналистов для ограждения, зачастую выполняют работу высокой категории сложности, имея низкий профессиональный разряд.
Процесс оптимизации производства, который сегодня проходит в компании и на местах, зачастую подменённый банальным сокращением численности трудящихся на предприятиях, только усугубляет ситуацию. Технологические карты работ часто нарушаются из-за нехватки людей.
– Не выходить на пути бригадой в неполном составе. Это совет, который я даю путейцам, когда речь идёт о нарушении технологической карты, – говорит Леонид Андреевич. – Люди понимают, что рискуют здоровьем, жизнью, работая на путях без сигналистов. Нарушают правила безопасности движения. Теряют в качестве работ, выходя на «окно» малым составом, а значит, и в заработной плате тоже. Но противостоять дорожному мастеру, начальнику дистанции не могут. Боятся возможных последствий – остаться без работы вообще.
Казалось бы, руководители предприятий должны недолюбливать технического инспектора Матвеева. А они его уважают за принципиальность. Потому что тот строго придерживается курса ведения дел по букве закона и не вступает в компромисс с собственной совестью, когда речь идёт об охране труда, безопасности движения.
– Может, меня и не любят. Но я требую делать так, как оно должно быть. Для меня важнее, чтобы люди, выполняя свою работу, не получили производственных травм.
Общими усилиями дело спорится
Работа в сфере охраны труда и организации на должном уровне безопасности движения поездов в Иркутском филиале Дорпрофжела ведётся большая. Под контролем техинспекции – выполнение программы улучшения условий и охраны труда на предприятиях. Непосредственное участие представители профсоюза принимают в делах, связанных с проведением специальной оценки условий труда. Следят за состоянием табельных и пунктов обогрева путейцев, санитарно-бытовыми помещениями энергетиков, вагонников, связистов.
Актуальным направлением в деятельности технической инспекции остаётся вопрос по непроизводственным потерям времени локомотивных бригад. Вместе с уполномоченными по охране труда включились в общее дело общественные инспекторы по безопасности движения. Помощь всех их неоценима, уверен Леонид Матвеев.
Справка
Леонид Андреевич Матвеев. Стаж работы на железнодорожном транспорте 38 лет. Начинал трудовой путь сварщиком в вагонном депо Иркутск-сортировочный. Много лет занимал должность мастера подсобно-вспомогательного цеха. За работу на производстве удостоен знака «Почётный железнодорожник».
В 1994 году был избран председателем профкома предприятия. Пять лет спустя получил предложение занять должность технического инспектора труда Иркутского теркома дорожной профсоюзной организации. Образование высшее юридическое. 
Рабочий телефон (Иркутск): 63-34-42
Корреспондент газеты «Восточно-Сибирский путь» Лейла Мустафаева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: