Информация КИОТ ПО СОУТ

Отличия процедур аттестации рабочих мест по условиям труда и специальной оценки условий труда

Принятие Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» повлекло за собой принятие иных подзаконных актов, а также внесение изменений в действующие нормативные документы. В настоящее время Минтрудом России утверждены Методика проведения спецоценки, Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, Форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, Методика снижения класса условий труда при использовании СИЗ.

К нововведениям, связанным с принятием Закона №426-ФЗ, и отличиям процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда от спецоценки следует отнести:

— утверждение Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, из числа которых исключены коэффициент естественной освещенности, коэффициент пульсации освещенности и температура воздуха при работе на открытой территории;

— исключение необходимости проведения спецоценки на рабочих местах надомников, дистанционных работников, а также работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;

— введение процедуры обязательной сертификации эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда;

— введение процедуры экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда на платной основе;

— введение процедуры декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— введение административной ответственности работодателя за непроведение специальной оценки условий труда, а также административной ответственности организации, проводящей спецоценку, за нарушение порядка ее проведения.

Отдельные изменения внесены и в Трудовой кодекс Российской Федерации. Так, ст. 15 ТК РФ установлено, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Статья 22 ТК РФ гласит, что работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте включая реализацию прав, предусмотренных законодательством о специальной оценке условий труда.

В настоящее время действует ряд переходных положений. Так, организации, аккредитованные в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся аттестатов аккредитации, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года. В случае, если до дня вступления в силу Закона №426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Роль специальной оценки условий труда в функционировании системы управления охраной труда

Процедура специальной оценки условий труда занимает ключевую позицию в системе управления охраной труда в организации и направлена на обеспечение реализации конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Результаты специальной оценки условий труда применяются для:

1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

15) оценки уровней профессиональных рисков;

16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

 

Требования к порядку подготовки организации к проведению специальной оценки условий труда

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Общие требования к порядку проведения специальной оценки условий труда

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям, установленным закон о специальной оценке условий труда, и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законом о специальной оценке условий труда. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.

Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах

В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время Правительством Российской Федерации принят проект соответствующего постановления, в соответствии с которым к рабочим местам в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, на которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, отнесены:

  1. рабочие места членов экипажей морских судов, судов смешанного (река-море) плавания, судов внутреннего водного плавания и рыбопромысловых судов;
  2. рабочие места членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
  3. рабочие места, на которых требуется обеспечение особых параметров бактериологической среды, в том числе рабочие места медицинских и фармацевтических работников отдельных специальностей;
  4. рабочие места профессиональных спортсменов в период проведения учебно-тренировочных и подготовительных занятий;
  5. рабочие места представителей творческих профессий;
  6. рабочие места работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками излучений;
  7. рабочие места работников, непосредственно осуществляющих пожарные, аварийно-спасательные, ремонтно-восстановительные работы, работы по ликвидации последствий стихийных бедствий;
  8. рабочие места работников, непосредственно осуществляющих водолазные работы;
  9. рабочие места работников, на которых предусматривается нахождение в условиях повышенного и (или) пониженного давления газовой среды;
  10. рабочие места работников, занятых на верхолазных работах;
  11. рабочие места работников, занятых на подземных работах.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов как новая процедура в российской модели оценки условий труда работников

Порядок идентификации потенциальных вредных и (или) опасных производственных факторов установлен статьей 10 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, также утверждаемой Минтрудом России.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда.

При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:

1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;

2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в установленном порядке.

Необходимо отметить, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на вышеуказанных рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда как новая процедура в российской модели оценки условий труда работников

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Минтруд России обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

Решение о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда принимается Рострудом, о чем в срок не позднее чем в течение десяти календарных дней со дня наступления вышеуказанных обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Процедура проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов

Порядок проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов установлен статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Все идентифицированные на рабочих местах вредные и (или) опасные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией по проведению специальной оценки условий труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Методы исследований (испытаний) и методики, методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования (испытания) и измерения, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно.

Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.

В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

Комиссия по проведению спецоценки вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений. Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений направляет в территориальный орган Роструда по месту своего нахождения копию протокола комиссии, содержащего это решение.

В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:

1) физические факторы — аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);

2) химические факторы — химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белков

Процедура оценки эффективности средств индивидуальной защиты работников

В соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» введена новая процедура оценки эффективности средств индивидуальной защиты. Так, в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией по проведению специальной оценки условий труда на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России, по согласованию с Роспотребнадзором, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

По согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной Минтрудом России, по согласованию с Роспотребнадзором, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными Минтрудом России, по согласованию с Роспотребнадзором, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время опубликован проект Приказа Минтруда России «Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении средств индивидуальной защиты» (далее — Методика).

В соответствии с положениями проекта приказа Методика не применяется в отношении:

а) рабочих мест, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасным условиям труда;

б) рабочих мест, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к оптимальным или допустимым условиям труда;

в) рабочих мест, на которых работниками применяются СИЗ для защиты от загрязнений, а также СИЗ, в отношении которых применяется процедура декларирования соответствия установленным требованиям в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.

Методика применяется при наличии на рабочем месте следующих вредных факторов производственной среды:

а) биологического фактора;

б) химического фактора;

в) аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;

г) шума;

д) вибрации;

е) неионизирующих излучений;

ж) повышенной или пониженной температуры;

з) электрического тока;

и) ударной волны.

Оценке эффективности применения подлежат СИЗ следующих типов:

а) СИЗ органов дыхания (в том числе с маской) всех типов и наименований;

б) защитных костюмов от биологических или химических факторов;

в) СИЗ рук и ног от вибрации;

г) СИЗ органа слуха;

д) СИЗ от воздействия повышенных и (или) пониженных температур;

е) СИЗ от неионизирующих излучений;

ж) СИЗ от воздействия электрического тока (диэлектрические СИЗ);

з) СИЗ глаз и лица (щитки, очки);

и) СИЗ и спецодежда от термических факторов электрической дуги;

к) СИЗ рук и ног от химических факторов;

л) СИЗ рук от контакта с разогретыми поверхностями;

м) СИЗ от воздействия биологических факторов.

СИЗ, оценка эффективности применения которых осуществляется в соответствии с Методикой, должны соответствовать следующим требованиям:

а) наличие сертификата или декларации соответствия, подтверждающие соответствие СИЗ установленным техническим регламентом требованиям;

б) наличие эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, позволяющих выявить их основные параметры, обеспечивающие снижение воздействия вредных факторов производственной среды;

в) комплектность СИЗ в соответствии с сопроводительными документами и эксплуатационной документацией.

Оценка эффективности применения СИЗ осуществляется путем последовательной реализации следующих процедур:

— оценки выбора СИЗ;

— оценки использования СИЗ.

Оценка выбора СИЗ определяется на основе следующих показателей:

а) соответствие выданных СИЗ перечню вредных факторов производственной среды, идентифицированных на рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда (значение показателя Вф соответствует «1», если СИЗ обеспечивают защиту от всех вредных факторов производственной среды, имеющихся на рабочем месте; соответствует от «0,01» до «0,99», если СИЗ обеспечивают защиту от ряда вредных факторов производственной среды, имеющихся на рабочем месте; соответствует «0», если СИЗ не обеспечивают защиту от вредных факторов производственной среды, имеющихся на рабочем месте);

б) соответствие защитных свойств СИЗ классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда (значение показателя Вк соответствует «1», если защитные свойства СИЗ соответствуют классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте, и позволяют предотвратить их воздействие на организм работника; соответствует от «0,01» до «0,99», если защитные свойства СИЗ соответствуют классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте, и позволяют уменьшить их воздействие на организм работника; соответствует «0», если защитные свойства СИЗ не соответствуют классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте, или не позволяют предотвратить или уменьшить их воздействие на организм работника);

в) соответствие СИЗ потребительским свойствам, удобству применения и  индивидуальным размерам работника (значение показателя Ву соответствует «1», если при использовании СИЗ работником не высказывается замечаний о наличии дискомфорта и неудобства, в противном случае значение показателя Ву соответствует «0»).

Определения соответствия защитных свойств СИЗ классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте, определяется с учетом категорий СИЗ.

При отсутствии категории СИЗ показатель Вк определяется с учетом адекватности защитных свойств СИЗ условиям и характеру труда на рабочих местах и индивидуальных данных работников.

Информация о защитных свойствах СИЗ должна отражаться в паспорте СИЗ или иных официальных документах производителя.

Оценка использования СИЗ определяется на основе следующих показателей:

а) соответствия срока носки СИЗ времени гарантированного сохранения защитных свойств при соответствующем хранении и уходе, указанных в паспорте СИЗ или в эксплуатационной документации на СИЗ (значение показателя Пв соответствует «1», если период однократного использовании СИЗ меньше или соответствует времени гарантированного сохранения защитных свойств СИЗ, указанному в паспорте СИЗ или в эксплуатационной документации на СИЗ, в противном случае значение показателя Пв соответствует «0»);

б) наличия своевременного проведения проверки исправности (испытания) СИЗ (отметка, клеймо, штамп, протокол), устанавливаемых нормативными документами, а также рекомендациями производителей СИЗ (значение показателя Пи соответствует «1», если имеются протоколы испытаний и проверки СИЗ (отметка, клеймо, штамп), в противном случае значение показателя Пи соответствует «0»);

в) проведения регулярных обучения и тренировок работников по правилам использования СИЗ на рабочих местах с учетом особенностей технологических процессов и  простейшим способам проверки работоспособности и исправности СИЗ (значение показателя По соответствует «1», если имеется документальное подтверждение прохождения работниками, использующими СИЗ, соответствующей подготовки, в противном случае значение показателя По соответствует «0»);

г) наличия случаев производственного травматизма на рабочих местах, связанных с использованием или неиспользованием СИЗ (значение показателя Пт соответствует «1», если факты наличия случаев производственного травматизма на рабочих местах, связанных с использованием или неиспользованием СИЗ за последние 5 лет отсутствуют, в противном случае значение показателя Пт соответствует «0»).

В зависимости от полученных значений показателей оценки выбора СИЗ и оценки использования СИЗ принимается решение об эффективности применения СИЗ и возможности снижения класса (подкласса) условий труда на рабочем месте работника, занятого на работах с вредными условиями труда с учетом следующего:

а) понижение на один класс (подкласс) установленного по результатам специальной оценки условий труда класса (подкласса) условий труда на рабочем месте работника, занятого на работах с вредными условиями труда, допускается если суммарное значение показателей оценки эффективности применения СИЗ составляет не менее «6»;

б) в случаях, если суммарное значение показателей оценки эффективности применения СИЗ составляет менее «3», установленный по результатам специальной оценки условий труда класс (подкласс) условий труда на рабочем месте работника, занятого на работах с вредными условиями труда, должен быть увеличен на один класс (подкласс).

В ходе оценки эффективности применения СИЗ также обеспечивается учет используемых на рабочих местах средств коллективной защиты работников от воздействия вредных факторов производственной среды, а также проводимые работодателем мероприятия по снижению воздействия на своих работников вредных факторов производственной среды в рамках реализации отраслевых соглашений и коллективных договоров.

Решение о снижении класса (подкласса) условий труда по результатам оценки эффективности применения СИЗ принимается комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Работник в обязательном порядке под роспись знакомится с результатами применения Методики и при несогласии с ними может обратиться для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда в установленном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» порядке.

Оформление результатов специальной оценки условий труда

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным законом требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются Минтрудом России.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда

Результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета). Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

В информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:

1) в отношении работодателя:

а) полное наименование;

б) место нахождения и место осуществления деятельности;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) основной государственный регистрационный номер;

д) код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

е) количество рабочих мест;

ж) количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;

з) распределение рабочих мест по классам (подклассам) условий труда;

2) в отношении рабочего места:

а) индивидуальный номер рабочего места;

б) код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

в) страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте;

г) численность работников, занятых на данном рабочем месте;

д) класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника;

е) основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости (при наличии);

ж) сведения о произошедших за последние пять лет несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях, выявленных у работников, занятых на данном рабочем месте;

з) сведения о качестве результатов проведения специальной оценки условий труда (соответствие или несоответствие результатов проведения специальной оценки условий труда требованиям закона о специальной оценки условий труда в случае проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда);

3) в отношении организации, проводившей специальную оценку условий труда:

а) полное наименование;

б) регистрационный номер записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) основной государственный регистрационный номер;

д) сведения об аккредитации испытательной лаборатории (центра), в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра);

е) сведения об экспертах организации, проводившей специальную оценку условий труда, участвовавших в ее проведении, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

ж) сведения о применявшихся испытательной лабораторией (центром) средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и (или) опасного производственных факторов.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает указанные сведения в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

В случае невыполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда, вышеуказанных обязанностей, работодатель вправе передавать в территориальный орган Роструда в том числе в электронной форме, имеющиеся у него сведения в отношении объектов учета. В данном случае территориальный орган Роструда передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, сведения в отношении объектов учета.

Сведения, содержащиеся в информационной системе учета, используются Минтрудом России, подведомственной ему федеральной службой и координируемыми им государственными внебюджетными фондами, а также Роспотребнадзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и страховщиками.

Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в информационной системе учета, устанавливается Минтрудом России.

Участники информационного взаимодействия обязаны соблюдать конфиденциальность сведений, содержащихся в информационной системе учета, обеспечивать защиту этих сведений от несанкционированного доступа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оператором информационной системы учета является Минтруд России.

Автоматизированный контроль качества результатов специальной оценки условий труда

Традиционный контроль качества результатов специальной оценки условий труда путем просмотра документов на бумажном носителе, как правило, представляет определенные сложности как для крупных предприятий в связи с большим количеством рабочих мест и соответственно огромным массивом отчетных документов, так и для небольших компаний, в которых обычно отсутствуют штатные сотрудники, обладающие необходимым объемом квалификации в области охраны труда. При этом, результаты специальной оценки условий труда являются мощным инструментом выстраивания политики компании как в области охраны труда, так и в финансово-экономической сфере. Для организации автоматизированного анализа и контроля качества результатов специальной оценки условий труда предусмотрена онлайн-платформа АС «Труд-Эксперт.Управление» (далее – Портал).

В целях организации автоматизированного контроля качества сбор данных специальной оценки условий труда осуществляется посредством формирования из АС «Труд-Эксперт.NET»  файлов экспорта и последующей загрузки их на Портал, при этом на Портале хранятся данные о загрузке данных в различные периоды времени, что позволяет отслеживать скорость ввода данных, сравнивать информацию в различные периоды времени и отслеживать динамику событий по вводу результатов специальной оценки условий труда. Хранение данных осуществляется на сервере работодателя, что позволяет гибко настраивать доступ для различных участников. Предусмотрена возможность интеграции АС «Труд-Эксперт.Управление» с сайтом Заказчика.

Электронная версия результатов спецоценки предполагает удобную и быструю навигацию между отдельными отчетами с помощью гиперссылок, что сокращает временные затраты на просмотр отчета по сравнению как с бумажным носителем, так и традиционной электронной версией, состоящей из папок и файлов. Отчеты, представленные на Портале, сформированы согласно требованиям Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 №33н (далее – Методика):

  • сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, форма которых предусмотрена разделом I приложения № 3 к Методике;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, форма которого предусмотрен разделом II приложения № 3 к Методике;
  • карты специальной оценки условий труда, форма которой предусмотрена разделом III приложения № 3 к Методике;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте, форма которого предусмотрена разделом IV приложения № 3 к Методике;
  • сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда, форма которой предусмотрена разделом V приложения № 3 к Методике;
  • перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда, форма которого предусмотрена разделом VI приложения № 3 к Методике.

Порталом предусмотрена возможность просмотра и многоуровневого анализа результатов специальной оценки условий труда:

— по подразделениям;

— по рабочим местам;

— по тому или иному идентифицированному потенциально вредному производственному фактору или группе факторов;

— по отдельному показателю производственного фактора;

— по заданному диапазону значений показателя.

По результатам проведенного анализа формируются наглядные отчеты, диаграммы, графики. Результаты анализа могут быть использованы в двух основных направлениях:

— контроль качества результатов специальной оценки условий труда;

— формирование аналитических и статистических отчетов.

Предлагаемый Порталом контроль результатов спецоценки – это более 40 различных алгоритмов проверки, позволяющих оценить качество проведенной специальной оценки условий труда.

При отрицательном результате (при наличии ошибок) предусмотрена возможность вывести список рабочих мест и перейти к детальным данным по каждой ошибке. Таким образом, работодатель всегда может оценить качество работы организации, проводящей специальную оценку условий труда.

При работе с Порталом пользователь имеет возможность формирования аналитических и статистических отчетов, которые не предусмотрены действующим Методикой, но могут быть использованы работодателем:

— в целях оценки условий труда по тому или иному идентифицированному потенциально вредному производственному фактору в целом по организации (например, сводные протоколы измерений и оценки уровней шума в организации);

— для составления списка контингентов лиц, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам;

— для формирования перечня работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение и др.

Аналитические отчеты могут быть сформированы по любым удобным пользователю критериям, например:

  1. Аналитические  отчеты по классам условий труда и/или конкретным профессиям:

— сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда для профессий одинаковых наименований в одном или группе структурных подразделений;

— сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда для профессий в подразделениях одинаковых наименований разных филиалов;

  1. Аналитические  отчеты по идентифицированным потенциально вредным производственным факторам:

— сводная таблица результатов специальной оценки условий труда по любому заданному фактору или показателю фактора (группе факторов или группе показателей);

— перечень рабочих мест, признанных по результатам специальной оценки условий труда не соответствующими требованиям эффективности применения средств индивидуальной защиты;

  1. Аналитические отчеты по вопросам установления компенсаций работникам за вредные и (или) опасные условия труда:

— перечень рабочих мест, на которых необходимо установление компенсаций работникам в виде повышенной оплаты труда и (или) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и (или) сокращенной продолжительности рабочего времени;

— перечень рабочих мест, на которых необходима выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов и (или) лечебно-профилактического питания;

— перечень рабочих мест, на которых установлено право работников на льготное пенсионное обеспечение;

  1. Аналитические отчеты по данным карт специальной оценки условий труда:

—  перечень контингентов, подлежащих по результатам специальной оценки условий труда обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам;

—  перечень рабочих мест, на которых запрещается применение труда женщин;

— перечень рабочих мест, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет;

  1. Статистические и аналитические отчеты по данным результатов специальной оценки условий труда:

— количество измерений, проведенных в заданную дату;

— перечень всех нормативных документов, использованных при проведении специальной оценки условий труда и т.д.

Количество возможных  отчетов может быть ограничено лишь объемом данных, предусмотренных Методикой и фантазией пользователя.

Портал «Труд-Эксперт.Управление» позволяет руководителю или специалисту в области охраны труда упростить ряд процедур в сфере соблюдения социально-экономических прав работников.

Сервисы Портала Труд-Эксперт.Управление дают возможность пользователю проводить многогранный всесторонний контроль результатов проведенной специальной оценки условий труда, направленный на соблюдение принципа единообразия выводов и принципа равноправия работников.

Так, с помощью Портала возможно  проконтролировать:

— соответствие или несоответствие оценки условий труда на рабочих местах профессий одинаковых наименований, но, к примеру, различных подразделений;

— причины и условия, способствующие возможным различиям в оценке условий труда на отдельных рабочих местах;

— единство подхода к установлению прав работников на получение не только компенсаций за вредные условия труда, но и на получение молока, лечебно-профилактического питания, на льготное пенсионное обеспечение, на прохождение обязательных медицинских осмотров и пр.

При проведении строгой и беспристрастной проверки результатов специальной оценки условий труда с помощью сервисов Портала, существует возможность утверждать, что в организации все работники находятся в равных условиях, а также о том, что произведенные оценки и сделанные выводы действительно соответствуют результатам измерений на каждом рабочем месте.

В современных условиях охране труда уделяется большое внимание на уровне государства, поэтому каждый работодатель должен осознавать, что результаты проведенной спецоценки – это не просто стопка документов, пылящихся в архиве, а эффективное средство для использования в целях совершенствования системы управления охраной труда в организации, управления профессиональными рисками и роста экономической эффективности деятельности.

Вместе с тем, сам отчет о проведении специальной оценки условий труда только констатирует определенные факты о состоянии условий и охраны труда в организации. Для того, чтобы извлечь из выводов, изложенных в отчете, максимальный эффект и экономическую выгоду, необходимо провести его полный и всесторонний анализ. При этом, зачастую в организации недостаточно трудовых ресурсов для реализации такого анализа.

Портал Труд-Эксперт.Управление позволяет проводить аналитическую работу в автоматическом режиме в следующих направлениях:

  1. Определить экономическую обоснованность проведения специальной оценки условий труда.

Сервисы Портала позволяют проанализировать результаты спецоценки с точки зрения возможных затрат на улучшение условий труда на рабочих местах. В частности, имеется возможность выделения перечня, к примеру, тех рабочих мест, на которых имеется только один производственный фактор, оцененный как вредный. Соответственно, устранение вредного воздействия такого фактора само по себе не предполагает существенных финансовых затрат, при этом экономический эффект от реализации такого мероприятия значителен (отмена компенсаций за вредные условия труда, отсутствие необходимости проведения медицинских осмотров, сниженные тарифы страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации и пр.).

Предусмотрена также возможность выделения наиболее «проблемных» рабочих мест, устранение вредных условий труда на которых возможно только путем серьезных финансовых вливаний либо может быть реализовано лишь в долгосрочном периоде.

Это лишь некоторая часть возможных вариантов экономического анализа, предлагаемого Порталом. Необходимо отметить, что пользуясь услугами Портала, работодатель может сэкономить средства на оплату труда финансового аналитика, который ко всему прочему зачастую не имеет представления об особенностях совершенствования системой управления охраной труда в организации.

  1. Осуществлять поиск различий в результатах проведенной специальной оценки условий труда в филиалах и дочерних обществах организации

Данная функция несомненно актуальна для крупных организаций с развернутой филиальной структурой. Зачастую филиалами заключаются договора на оказание услуг с разными организациями, проводящими спецоценку. Данное обстоятельство чаще всего влечет различия в результатах оценки условий труда на аналогичных рабочих местах, но территориально расположенных в разных местах. С помощью Портала результаты  спецоценки в отдельных структурных подразделениях могут быть подвергнуты сравнительному анализу, что позволит работодателю выявить указанные различия, оценить эффективность деятельности организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и обоснованность заключения договора с ними.

  1. Рассчитать затраты на предоставление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, прохождение медицинских осмотров, выдачу молока и лечебно-профилактического питания по результатам спецоценки

Зачастую оценка размера финансовых затрат на предоставление компенсаций представляет определенные сложности для работодателя, особенно если речь идет о крупной организации с большим количеством рабочих мест. Для решения данной задачи на Портале предусмотрена возможность рассчитать и оценить размеры затрат на предоставление таких компенсаций работникам как:

— сокращенная продолжительность рабочего времени;

— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

— повышенный размер оплаты труда.

Соответствующие расчеты формируются наглядно, в виде диаграмм и графиков, и позволяют оценить затраты на компенсации:

— до и после проведения спецоценки;

— на один вид компенсации или на все одновременно.

Затраты работодателя по результатам проведенной специальной оценки условий труда не ограничиваются только лишь предоставлением компенсаций. Работодателю, помимо компенсаций, необходимо оплачивать также и прохождение работниками медицинских осмотров, выдачу молока и лечебно-профилактического питания, взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный Фонд Российской Федерации, размер которых напрямую зависит от результатов специальной оценки условий труда.

Оценить расходы и рассмотреть варианты их снижения – все это возможно осуществить с помощью уникальных сервисов Портала Труд-Эксперт.Управление. Результаты расчетов представлены в виде графиков, диаграмм с необходимым описанием сделанных выводов.

С использованием платформы  «Труд-Эксперт.Управление» был реализованы такие  проекты как  «Труд-Эксперт.РЖД» (для ОАО «Российские железные дороги»)  и «Информационный портал организации и проведения аттестации рабочих мест и оценки профессиональных рисков» в рамках выполнения государственного контракта по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в государственных муниципальных учреждениях образования, здравоохранения и культуры Белгородской области.

Применение результатов специальной оценки условий труда для решения вопроса о необходимости предоставления компенсаций работникам за вредные и (или) опасные условия труда

В связи  с принятием Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внесены многочисленные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, в том числе по вопросу установления компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Ранее указанный вопрос затрагивался в Трудовом кодексе Российской Федерации лишь в форме общих положений, при этом существовал огромный массив иных нормативных документов, устанавливающих противоречивые требования о наличии или отсутствии необходимости предоставления компенсаций работникам. Принятие закона о спецоценке повлекло закрепление в Трудовом кодексе Российской Федерации конкретных требований об условиях предоставления работникам повышенного размера оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени в связи с осуществлением трудовой деятельности во вредных и (или) опасных условиях труда.

Размеры и условия предоставления указанных компенсаций работникам приведены в таблице:

Класс условий труда Виды и размеры компенсаций
Повышенный размер оплаты труда (ст. 147 ТК РФ), % Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ), календарных дней Продолжительность рабочей недели (ст. 92 ТК РФ), часов
1 0 0 40
2 0 0 40
3.1 4 0 40
3.2 4 7 40
3.3 4 7 36
3.4 4 7 36
4 4 7 36

 

Закрепленная в Трудовом кодексе Российской Федерации дифференциация размеров и условий предоставления компенсаций учитывает реальное вредное воздействие тех или иных условий трудовой деятельности на здоровье работников, в частности необходимость предоставления дополнительного времени отдыха для восстановления функционального состояния организма в течение календарного года начиная с условий труда второй степени вредности и в течение рабочей недели – начиная с условий труда третьей степени вредности.

Такой механизм, с одной стороны, учитывает необходимость соблюдения конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и с другой стороны, интересы работодателя, позволяя экономически стимулировать его на улучшение и оздоровление условий труда работников.

Значение результатов специальной оценки условий труда при определении размеров дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данным в декабре 2012 года Правительству Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на законодательном уровне также разрешен вопрос о соотношении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями в отношении работников, занятых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с результатами оценки условий труда.

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ).

Так, ранее размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливался исключительно исходя из принадлежности наименований профессий работников и специфики деятельности работодателя к так называемым Спискам №1 и №2 (Постановление Кабинета министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»). Список №1 содержит перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Список №2 содержит перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Размеры дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для работников, занятых на работах, предусмотренных Списком №1, приведены в таблице:

Период Дополнительный тариф страхового взноса
2013 год 4,0 процента
2014 год 6,0 процента
2015 и последующие годы 9,0 процента

Размеры дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для работников, занятых на работах, предусмотренных Списком №2, приведены в таблице:

Период Дополнительный тариф страхового взноса
2013 год 2,0 процента
2014 год 4,0 процента
2015 и последующие годы 6,0 процента

Принятие закона о спецоценке и сопутствующих нормативных правовых актов повлекло необходимость градации размеров дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников не только в зависимости от их принадлежности к той или иной профессии и специфики деятельности, но и от результатов специальной оценки условий труда. В частности, п. 2.1 ст. 33.2 Закона №167-ФЗ устанавливает следующие размеры дополнительных тарифов страховых взносов взамен вышеуказанных для тех же категорий работников в зависимости от установленных по результатам спецоценки классов условий труда:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый 2 0,0 процента
Оптимальный 1 0,0 процента

Указанные изменения позволяют, с одной стороны, снизить финансовое бремя по уплате работодателем страховых взносов в случае исполнения им требования Трудового кодекса Российской Федерации по проведению специальной оценки условий труда, и с другой стороны, стимулировать его на проведение мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда работников.

Права, обязанности и ответственность организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Росаккредитацией, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в случае, если проведение исследований (испытаний) и измерений данных факторов является областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра), самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные Росаккредитацией.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством Российской Федерации.

К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее — сертификат эксперта).

Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование осуществляются Минтрудом России, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Форма сертификата эксперта, технические требования к нему и инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта устанавливаются Минтрудом России.

Минтрудом России осуществляются формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — реестр организаций), и реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — реестр экспертов).

Порядок формирования и ведения реестра организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок формирования и ведения реестра экспертов устанавливается Минтрудом России.

В реестр организаций вносятся следующие сведения:

1) полное наименование организации и место ее нахождения;

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) основной государственный регистрационный номер;

4) регистрационный номер записи в реестре организаций;

5) дата внесения сведений об организации в реестр организаций;

6) дата принятия решения о приостановлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения;

7) дата принятия решения о возобновлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения;

8) дата принятия решения о прекращении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения.

В реестр экспертов вносятся следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта;

2) номер, дата выдачи сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта) и дата окончания срока действия сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта);

3) область или области деятельности, в рамках которых эксперт может выполнять работы по проведению специальной оценки условий труда;

4) дата аннулирования сертификата эксперта.

Указанные сведения подлежат размещению на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда, независимы и руководствуются в своей деятельности исключительно требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих специальную оценку условий труда.

Специальная оценка условий труда не может проводиться:

1) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда;

2) организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) и на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;

3) организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;

4) организациями в отношении юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда и для которых такие организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц (работодателей), а также в отношении юридических лиц (работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);

5) экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;

6) экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.

Порядок и размер оплаты выполнения работ, оказания услуг организациями, проводящими специальную оценку условий труда, определяются гражданско-правовыми договорами и не могут зависеть от выполнения каких-либо требований работодателей и (или) их представителей в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и их эксперты не вправе осуществлять действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта (ситуации, при которых заинтересованность организации, проводящей специальную оценку условий труда, или ее эксперта влияет либо может повлиять на результаты проведения специальной оценки условий труда).

Нарушение организацией, проводящей специальную оценку условий труда, или экспертом порядка проведения специальной оценки условий труда влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, при ее проведении может обеспечивать исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности, по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям — заказчикам проведения специальной оценки условий труда, и (или) работникам, в отношении рабочих мест которых проводилась специальная оценка условий труда, и (или) иным лицам, путем заключения договора добровольного страхования такой ответственности.

Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется:

1) по представлениям территориальных органов Роструда в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований закона о специальной оценке условий труда, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков;

2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков.

Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда рассматриваются Минтрудом России, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения такой экспертизы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Результаты экспертизы качества специальной оценки условий труда подлежат передаче в информационную систему учета. Обязанность по передаче результатов экспертизы качества специальной оценки условий труда возлагается на орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:

1) отказаться от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;

2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц Роструда и его территориальных органов.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:

1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;

2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации установленным требованиям;

3) применять утвержденные и аттестованные методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;

4) не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:

а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором;

5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности по проведению специальной оценки условий труда.

Необходимо отметить, что в связи с принятием закона о спецоценке в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, вводящие административную ответственность за нарушение организацией, проводящей спецоценку, установленного порядка ее проведения. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Права, обязанности и ответственность работодателя

В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель вправе:

1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;

2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном законом о специальной оценке условий труда;

3) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие установленным требованиям;

4) обжаловать действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Работодатель обязан:

1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда в установленных законом случаях;

2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Необходимо отметить, что в связи с принятием закона о спецоценке в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, вводящие административную ответственность работодателя за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение. Совершение указанного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: