Мать одиночка

 

Понятие «мать-одиночка»

Очень часто мы слышим это выражение « мать одиночка », но не всегда точно его воспринимаем. Так что же здесь подразумевается? Так называют женщину, не состоящую в зарегистрированном браке, но родившую и воспитывающую ребенка без признания отца в официальном порядке. То есть, это те случаи, когда женщина не регистрирует данный факт в органах ЗАГСа, от нее не поступает заявления об установлении отцовства, и оно не устанавливается в судебном порядке. Такой статус присваивается , когда при регистрации факта рождения ребенка сведения об отце записываются по заявлению его матери. Фамилия отца записывается по фамилии матери младенца, а имя и отчество его записываются по указанию матери. Также возможно невнесение сведений об отце ребенка, если мать этого не захочет. Данные нормы отражены в ст.15 Семейного кодекса РФ и в ст.17 Закона «Об актах гражданского состояния». Для того, чтобы статус матери-одиночки был подтвержденным, следует предъявить в органы социальной защиты следующие документы: — паспорт; — свидетельство о рождении ребенка; — справка с места жительства о том, что ребенок проживает совместно с матерью; — справка по форме №25 из ЗАГСа, подтверждающую факт того, что женщина не состоит в браке; — трудовая книжка или другой документ, свидетельствующий о последнем месте работы, если речь идет об учащихся, то справку с места учебы. Оформлять статус матери-одиночки лучше всего по месту реальной прописки, хотя можно и по месту фактического проживания, но, в этом случае, придется столкнуться с массой бюрократических проволочек. Помимо того, что женщине следует официально зарегистрироваться по месту пребывания и представить в местные органы социальной защиты, помимо перечисленных документов, справку из таких же органов по месту прописки о том, что там женщина не будет получать положенного ей пособия. Если же женщина находится в разводе, то она не имеет статуса матери-одиночки . Но за ней закреплено право на взыскание алиментов на содержание ребенка с бывшего супруга. Если же есть желание пользоваться определенными льготами матери-одиночки, следует лишить отца родительских прав или признать его безвестно отсутствующим. Сделать это можно только через суд.

 

Статья подготовлена при содействии

агентства деловой литературы «Ай Пи Эр Медиа»

 1 июля 2010 г.

Понятие «мать-одиночка»

Что означает мать-одиночка, как понятие по закону?

Данное понятие в настоящем материале будет сформулировано ниже, после оговорок.

Прежде всего следует внести ясность в терминологию.

Само сочетание слов «мать-одиночка» присутствует только в одном законе, если не считать законов, вносящих в него дополнения и изменения, где такое сочетание слов просто неизменно повторяется. Речь идет о Законе РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», где наряду с прочим установлено, что матерям-одиночкам оплачивается стоимость услуг по погрузке и разгрузке имущества, как дополнение к компенсации стоимости проезда и расходов по перевозке имущества.

То есть вполне себе частный случай, на обсуждаемый статус свет никак не проливающий. Указанный выше нюанс, с термином, важен вот почему.

Когда женщина, устно или письменно, обращается в государственные органы или участвует в судебном разбирательстве без помощи юриста, то в полемике может возникать взаимное недопонимание. Обозначая свой статус термином из лексики почти общеупотребительной, а не правовой, она рискует не получить желаемого, иной юрист, действуя формально просто в силу привычки, может понять ее не до конца верно, причем без злого умысла, ниже мы поймем, что, в силу разнообразия практики, и в одиночестве, и в наличии детей, для каждого конкретного случая, всякий раз следует подробно разбираться.

Далее, чтобы попытаться получить понятие, приведем некоторый, безусловно неисчерпывающий, а лишь для понятия, перечень нормативных актов, где так или иначе решаются права и обязанности лиц, обладающих признаками как одиночества, так и материнства.

Перечень не во всех пунктах прост, поэтому его можно пропустить, и сразу перейти к дальнейшему тексту, а то и сразу найти итог, этот перечень нам нужен лишь для иллюстрации.

  1. «Одиноким военнослужащим, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет», о предоставлении основного отпуска — Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы».
  2. «Одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет», о недопущении увольнения с военной службы по некоторым основаниям – там же.
  3. «Одиноких родителей», о полномочиях органов государственной власти субъекта Российской Федерации в решении вопросов социальной поддержки и социального обслуживания — Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  4. «Супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения», о предоставлении мер социальной поддержки — Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах».
  5. «Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов», об осуществлении мероприятий, способствующих занятости, в числе направлений государственной политики — Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
  6. «Одиноким матерям военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по призыву», о предоставлении преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников — Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
  7. «Женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери», о недопущении расторжения трудового договора по инициативе работодателя по некоторым основаниям — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

Приведенные примеры показывают, что сказать «мать-одиночка», это фактически сказать очень мало, в зависимости от возникшей в практике ситуации необходимо прежде всего как минимум уточнять возраст ребенка, пункт 7 перечня включает не только одиноких и не только матерей вполне намеренно, чтобы стал очевидным вывод — не для всех случаев достаточно факта несовершеннолетия ребенка, ибо:

есть правоотношения, где достижение ребенком возраста всего 14 лет уже лишает мать некоторых прежде имеющихся у нее прав,

есть правоотношения, где ребенок до трех лет освобождает от наличия признака одинокости, достаточно быть просто матерью,

а есть правоотношения, когда необходимо предъявить доказательства только факта воспитания, не являясь ни матерью, ни одиночкой.

Что касается признака одиночества, то тут все просто тоже только на первый взгляд.

Действительно, существует устоявшийся с предшествовавшего законодательства признак – в соответствии с пунктом 8 Постановления Совета министров СССР от 12.08.1970 N 659 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям», «Государственные пособия назначаются и выплачиваются одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей, если в свидетельствах о рождении отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце ребенка произведена в установленном порядке по указанию матери».

Именно эту норму нужно приводить, как наиболее полно отражающую понятие признака одиночества матери.

Только важно убедиться, что данная аналогия применима к тем правоотношениям, которые возникли в настоящее время. В целом ряде случаев с подобной применимостью согласиться сложно, если только рассматриваемый нормативный акт прямо не содержит формулы «мать-одиночка», не сопровождая такой статус самостоятельным определением, как это было показано в самом начале, на примере Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1.

Скажем, если вернуться к первому пункту нашего перечня, то в нем речь идет не о матери, а о «одиноком военнослужащем, воспитывающем», то есть это может быть и мать, и отец, и любой иной родственник, и вообще не родственник, такова редакция Указа.

Но это как раз пример, где можно не волноваться, поскольку есть некое расширительное толкование, одинокая мать входит в число возможных получателей права, наряду с иными лицами.

А вот пункт 4 нашего перечня содержит как раз тот подвох, который подтверждает не полную пригодность аналогии права для рассматриваемого случая , поскольку формула, которая начинается как «Супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми)…», судя по редакции, заставляет уточнять факт одинокого именно проживания, это трудно представить себе практически, кто и как в воинской части возьмется доказывать одинокое проживание или контролировать одинокое проживание, но только готовность пойти на формальное нарушение способна поставить знак равенства между определением одиночества, как отсутствие брака и определенным образом заполненная графа об отце в свидетельстве о рождении ребенка, и между определением одиночества, где скажем вдова не только должна воздержаться от повторного брака, но и обязана проживать одиноко, не станем впадать во искушение удивляться военной логике, и просто скажем, что тут уже нет никакой аналогии.

Итог.

В действующем законодательстве нет единого официального определения понятия одинокой матери применительно ко всем ситуациям, в каждом конкретном правоотношении следует убеждаться в том, что содержащееся в правовой норме определение не содержит самостоятельных признаков одинокой матери, и только когда таких признаков нет, возможно применение права по аналогии, с использованием пункта 8 Постановления Совета министров СССР от 12.08.1970 N 659 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям», в соответствии с которым одинокой матерью женщина является в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия, нет факта зарегистрированного брака, и нет юридически установленного факта отцовства. Текст данного пункта приведен выше.

Ответ подготовлен по законодательству РФ, действующему по состоянию на 01.07.2010 г.

ЛЬГОТЫ ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ

 

РАБОТНИК — ОДИНОКИЙ РОДИТЕЛЬ

В любых трудовых отношениях всегда присутствуют две стороны — работник и работодатель. Нередко на стороне работника выступают такие представители социально незащищенных слоев населения, как молодежь, неквалифицированные и малоквалифицированные рабочие, женщины с малолетними детьми и т.п. Среди таких работников часто в условиях современной жизни встречаются одинокие родители, а именно матери-одиночки, одинокие отцы и иные лица, воспитывающие детей без матери.

В данной статье мы рассмотрим подробнее такие понятия, как «одинокая мать», «отцы, воспитывающие детей без матери», «мать-одиночка» и т.д.; подскажем работодателям, как разграничивать данные понятия, какие льготы в трудовом и ином законодательстве предусмотрены для этих работников и как регулировать их труд.

Эта категория работников и трудовые льготы для нее встречаются нам в ст. 259, 261, 263, 264 ТК РФ. Попробуем с ними разобраться. Рассмотрим эту проблему более подробно.

В списке льгот по определению ребенка в детский сад есть формулировка «одинокий работающий родитель». Определение одинокого родителя содержится в Налоговом кодексе РФ, а именно подп. 4 п. 1 ст. 218 гласит, что вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям налоговый вычет производится в двойном размере. Под одинокими родителями для целей настоящей главы понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке»[1]. Следовательно, понятие «одинокий родитель» относится и к родителю, который никогда не состоял в законном браке, и к разведенному родителю. Но ключевым моментом здесь является фраза «для целей настоящей главы». Если бы данное определение распространялось на все законодательство Российской Федерации в целом, то тогда бы масса статей Трудового кодекса Российской Федерации по предоставлению льгот матерям-одиночкам, распространялась бы и на всех разведенных женщин.

Сама по себе формулировка «одинокий родитель» обозначает, что ни в каких документах не фигурирует имя и фамилия второго родителя, т.е. в свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец (мать)» может стоять прочерк, или имя отца может быть вписано произвольное, по заявлению матери.

При регистрации рождения ребенка предоставляется медицинский документ о рождении ребенка, паспорта обоих родителей. Если родители ребенка состоят в законном браке, предоставляется также и свидетельство о регистрации их брака.

По российским законам мать-одиночка записывает рожденного или усыновленного ею ребенка на свою фамилию, а имя и отчество ребенка указывает уже по своему желанию.; отец ребенка в данном случае не имеет никаких прав и обязанностей, в т.ч. не платит алиментов, а мать ребенка получает государственную социальную поддержку и защиту. То есть в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или запись об отце ребенка произведена в установленном порядке по указанию матери. Органы ЗАГСа выдают в этом случае справку, которая служит основанием для внесения записи об отце ребенка и которая является документом, необходимым для предоставления льгот, связанных с одиноким материнством.

В случае если папа исчез в неизвестном направлении, но в свидетельстве о рождении ребенка он числится (на основании его заявления о признании отцовства либо свидетельства о браке), то женщина уже не мать-одиночка! То есть ни разведенные женщины, ни вдовы, которых часто в бытовых разговорах называют матерями-одиночками, таковыми на самом деле не являются[2]. Мать-одиночка — это женщина, одна, без мужа воспитывающая своего ребенка.[3] А вот как соотносятся понятия «мать-одиночка» и «одинокая мать»? Исходя из вышеизложенного текста мать-одиночка — это женщина, родившая или усыновившая ребенка уже без отца, т.е. она не вдова и не разведенная женщина.

Ни один современный словарь или энциклопедия не дают подробного толкование понятия «одинокая мать», а тем более «семья одинокой матери». Более того, термин «одинокая мать» употребляется в государственных нормативных актах в значении весьма далеком от обыденного восприятия. Впервые юридический термин «одинокая мать» (в узком смысле) появился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям,усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»». Из данного документа следовало, что одинокая мать — это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая так называемых внебрачных детей. Это обозначает более широкую категорию матерей, воспитывающих детей в семьях без отца, в т.ч. и разведенных женщин и вдов.

Как правило, понятие «одинокая мать» отождествляется с одиноким материнством, а семьи одиноких матерей различного брачного статуса именуются неполными или материнскими семьями. Таким образом, под весьма распространенным термином «неполная семья» понимают семью родителя, который вследствие различных причин один воспитывает и несет ответственность за живущего на его иждивении ребенка (детей).

То есть одинокая мать — это мать, у детей которой изначально есть отец, он записан в их свидетельствах о рождении, но она вынуждена одна воспитывать детей (из-за развода, смерти или гибели мужа и т.п.). То есть в категорию «одинокая мать» попадают вдовы и разведенные женщины, а в категорию «мать-одиночка» уже нет.

Существует также понятие «неполная семья». Неполная семья — это семья, в которой единственный родитель имеет статус матери-одиночки либо один из родителей умер, признан судом безвестно отсутствующим, лишен родительских прав (ограничен в родительских правах) или отбывает срок наказания в местах лишения свободы, а также в которой родители (один из родителей) уклоняются (уклоняется) от уплаты алиментов, а решение суда о взыскании алиментов не исполняется.

В настоящее время количество неполных семей пополняется также семьями фактически раздельно проживающих супругов, а также за счет практики усыновления ребенка одинокой женщиной, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства.

В научной зарубежной литературе наряду с терминами «одинокая мать» и «семьи одиноких матерей» с уточнением их семейного статуса используется также обобщающее понятие «семьи, возглавляемые женщинами». В последние годы стали использоваться понятия «одинокий родитель» и «семья одного родителя».[4]

В случаях, когда в субъектах Российской Федерации, на конкретных учреждениях, предприятиях предусматриваются какие-либо дополнительные социальные льготы для одиноких матерей (например, снижение оплаты за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении), может применяться более широкое понятие «одинокая мать». Иногда в подобных случаях одинокими считаются матери-вдовы и разведенные матери.[5] Каждый работодатель вправе сам решать, исходя из финансовых, материальных и иных возможностей своей организации (предприятия, фирмы и т.п.), каких женщин относить к матерям-одиночкам и какие льготы им предоставлять.

Часто говорят, что одинокий родитель — это мать-одиночка или одинокая мать. Но это не так. К лицам, воспитывающим детей без матери, также относятся:

¡        отцы, воспитывающие детей без матери;

¡        мужчины, воспитывающие без матери усыновленных ими детей;

¡        опекуны и попечители, воспитывающие детей без матери;

¡        отчимы, воспитывающие детей без матери;

¡        приемные отцы, воспитывающие детей без матери.

В Трудовом кодексе Российской Федерации не перечислены условия, при которых мужчина признается одиноким отцом. На практике же отцом-одиночкой считается мужчина, имеющий ребенка (детей), мать которого умерла, пропала без вести, лишена родительских прав, долгое время пребывает в лечебном учреждении, оставила детей отцу при разводе, находится в местах лишения свободы. Если ваш работник заявляет, что он — одинокий отец, попросите его принести документы, удостоверяющие, что он воспитывает детей без матери. Это может быть решение суда о признании жены безвестно отсутствующей или умершей, решение суда о разводе, свидетельство о смерти жены одновременно с предоставлением справки жилищно-коммунального органа (ТСЖ, ЖЭУ и т.п.) о совместном проживании детей с отцом.

Отцом ребенка является то лицо, которое записано в качестве отца в его свидетельстве о рождении. Отчимом является лицо, состоящее в зарегистрированном в установленном порядке браке с матерью ребенка. Опекуном ребенка в возрасте до четырнадцати лет и попечителем ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет является лицо, в отношении которого имеется решение главы местной администрации о назначении его опекуном (попечителем) и которому выдано опекунское свидетельство (свидетельство попечителя).

Приемная семья образуется на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) о передаче на воспитание. Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемные родители имеют соответствующее удостоверение, в котором указывается возраст (год рождения) каждого приемного ребенка (ст. 151 Семейного кодекса РФ)[6].

Вышеуказанные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекунов (попечителей).

Под воспитанием ребенка без матери или отца в данном случае следует понимать отсутствие второго родителя по любым причинам: смерть, гибель, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, расторжение законного брака, раздельное проживание, отказ от участия в воспитании ребенка, длительная болезнь, командировка и т.д. Отсутствие второго родителя должно быть подтверждено соответствующими документами. Мы уже писали о них ранее: свидетельство о смерти, решение суда, справка о составе семьи и т.п.

К одиноким родителям также может быть причислен и родитель разведенный, если судом признано, что другой родитель (супруг) считается безвестно отсутствующим. Если оба родителя не состоят в зарегистрированном браке, то они признаются одинокими родителями. Здесь надо думать, что если родители живут просто в гражданском браке (устойчивая семейная общность) и ведут совместное хозяйство и т.п., а также у них есть общий ребенок, то они будут признаны одинокими родителями по отношению к данному ребенку, т.к. официально зарегистрированного брака между ними нет.

К сожалению, закона, в котором были бы четко прописаны данные определения, пока еще нет.

 

ЛЬГОТЫ ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ТРУДОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Прием на работу. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение социальной защиты одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов и т.п. Чрезвычайно сложной является ситуация с трудоустройством отдельных групп населения (к примеру, молодежи или женщин). Сохраняется селективный подход при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, наличия детей, иных иждивенцев и других признаков. Практика подбора персонала демонстрирует нам в настоящее время повсеместное распространение дискриминационного подхода к замещению определенных вакансий именно по таким основаниям, как наличие детей, семейное положение и т.д.

Вспомним хотя бы Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», который говорит о том, что к особо нуждающимся в защите гражданам при поиске работы относятся именно одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов и т.п. Для данных категорий граждан государство обеспечивает различные гарантии при реализации программ содействия занятости населения, создания дополнительных рабочих мест и т.п.

Так почему бы и работодателям при подборе персонала не отдавать предпочтение именно лицам с семейными обязанностями, если они также обладают всеми необходимыми квалификационными и иными требованиями по сравнению с другими претендентами на работу? Работник с маленькими детьми — это не всегда плохой работник. Ведь женщина или мужчина, признанные одинокими родителями, будут ответственнее относиться к работе, будут выполнять ее качественно и в срок, будут дорожить своим рабочим местом и т.д., ведь на их иждивении находится маленький ребенок.

Прием на работу осуществляется работодателем по соглашению с женщиной путем заключения трудового договора. Законодательство устанавливает определенный порядок и юридические гарантии при приеме на работу беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Статьей 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ при заключении трудового договора, не допускается прямое либо косвенное ограничение прав или установление преимуществ в зависимости от пола и др. признаков, не относящихся к деловым качествам работника. Но не является дискриминацией по отношению к лицам с семейными обязанностями различия, исключения, предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными виду труда требованиями либо обусловлены особой защитой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

При отказе в приеме на работу работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме по требованию обратившегося лица. Прямо запрещение связывать отказ в заключении трудового договора с наличием детей практически никогда «не работало» в интересах одиноких родителей, будь то одинокие матери, отцы-одиночки и т.п. Как правило, работодатели не указывают эти мотивы, используя другие благовидные предлоги для отказа в приеме на работу.

Сверхурочные работы, работа в выходные и нерабочие праздничные дни. В соответствии со ст. 99 ТК РФ сверхурочной называется работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Привлечение отцов, воспитывающих детей в возрасте до пяти лет без матери (в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), матерей, воспитывающих ребенка до пяти лет без супруга, а также опекунов (попечителей) несовершеннолетних к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от таких работ (ст. 259 ТК РФ).

Данная мера в какой-то степени снижает уровень гарантий трудовых прав одиноких родителей, т.к. вопросы привлечения, например, к сверхурочной работе требуют от работодателя оперативного принятия решений. Получается, что данная категория работников практически лишена возможности подкрепить свое письменное согласие на данные работы медицинским заключением, так как просто не успеет пройти необходимое медицинское обследование. И таким образом, все указанные выше вопросы будут решаться без учета состояния здоровья женщин и мужчин.

Если же работодателю известно о каких бы то ни было медицинских противопоказаниях для данного работника, то привлечение его к сверхурочным и иным подобным работам категорически недопустимо. Разумеется, подобную информацию, а именно медицинскую справку, заключение и т.п. работодатель может получить только от самого работника — одинокого родителя уже по его желанию.

Ночное время. Известно, что постоянная работа в ночное время (с 22.00 до 6.00) неблагоприятно влияет на организм человека, увеличивает текучесть женских кадров, влечет осложнения в семейной жизни. Именно поэтому ограничение ночного труда одиноких родителей и нашло свое закрепление в законодательстве. При решении вопроса об освобождении от ночных работ необходимо учитывать, что названные категории родителей не могут привлекаться к работе в ночное время и в тех случаях, когда на ночное время приходится только часть рабочего времени, например в вечерних сменах, заканчивающихся позже 22.00. Отказ лица с семейными обязанностями от работы в ночное время не считается нарушением трудовой дисциплины.

Матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (ст. 96 ТК РФ).

Трудовой кодекс Российской Федерации впервые указал именно на письменную форму согласия работника — одинокого родителя на привлечение его к ночным, сверхурочным и прочим подобным работам. Такое требование навсегда опровергло мнение о возможности выражения работником своего согласия на отдельные виды работ в устной форме или путем конклюдентных действий (например, молчания).

Данный императивный запрет не допускается не только по инициативе работодателей, но и по просьбе самой женщины или иного лица с семейными обязанностями (одинокого родителя).

Установление трудовым законодательством дополнительных гарантий в сфере труда для одиноких родителей направлено на создание равных возможностей с лицами, не обремененными такими обязанностями, как воспитание детей и т.д., при реализации ими права на труд, а также на обеспечение им условий труда, позволяющих гармонично сочетать профессиональные и семейные обязанности[7].

Неполное рабочее время. Неполное рабочее время вводится в интересах тех лиц, которые по каким-либо причинам не могут быть заняты полный рабочий день.

Неполное рабочее время (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя) может устанавливаться по соглашению между работодателем и одиноким родителем, имеющем ребенка (детей), уже при приеме его на работу, если в связи с необходимостью ухода за детьми он не может работать полное рабочее время. Запись в трудовую книжку о приеме на работу вносится без указания о работе на условиях неполного рабочего времени.

Неполное рабочее время может быть установлено по соглашению сторон как без ограничения срока, так и на любой, удобный для работника срок: до достижения ребенком определенного возраста, на период учебного года и т.д. В приказе (распоряжении) о приеме одинокого родителя на работу с неполным рабочим временем указываются срок работы, продолжительность рабочего времени и его распорядок в течение рабочего дня или недели и т.д.

 

Об остальных категориях льгот для одиноких родителей, предусмотренных трудовым законодательством, читайте в журнале «Кадровые решения» № 3, 2008 г.

 

 

Под одиноким родителем понимается один из родителей, который не состоит в зарегистрированном браке (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК). Следовательно, понятие «одинокий родитель» относится и к родителю, который никогда не состоял в браке, и к разведенному родителю.
единственным доказательством того, что родитель не состоит в браке, может быть паспорт либо с отметкой о расторжении брака, либо без каких-либо отметок о семейном положении. Схожей позиции придерживаются и налоговые органы (Письмо Управления МНС России по г. Москве от 22 декабря 2003 г. N 27-08/70659).

 

Письмо МИНФИН РФ
16.08.2007 N 03-04-05-01/273

Вычет на ребенка – одному из разведенных родителей

Вопрос: Имеет ли право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке (в том числе уплачивающий алименты), на обеспечении которого ребенок не находится?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о стандартном налоговом вычете по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса родителям, на обеспечении которых находится ребенок (дети), предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 600 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода и действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 руб., данный налоговый вычет не применяется.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов родителей.
Одиноким родителям налоговый вычет производится в двойном размере.
Под одинокими родителями для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.
Таким образом, общий размер стандартного налогового вычета, предоставляемого родителям на каждого ребенка, равен 1200 руб.
То есть налоговый вычет в размере 1200 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода может быть предоставлен только одному из одиноких родителей, на обеспечении которого находится ребенок.
Соответственно, по смыслу ст. 218 Кодекса другой родитель (в том числе уплачивающий алименты на содержание ребенка (детей)) не имеет права на стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ
————————————————————-
#2
Вопрос: Может ли разведенный родитель, уплачивающий алименты на содержание ребенка, претендовать на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в двойном размере?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Письмо

от 27.11.2007 № 03-04-06-01/418

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса родителям, на обеспечении которых находится ребенок (дети), предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 600 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода и действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 40 000 руб.
Таким образом, общий размер стандартного налогового вычета, предоставляемого на каждого ребенка родителям, находящимся в зарегистрированном браке, равен 1200 руб.
Одиноким родителям указанный налоговый вычет предоставляется в двойном размере так, чтобы его величина не была меньше общего размера данного вычета, предоставляемого обоим родителям, находящимся в зарегистрированном браке.
То есть налоговый вычет в размере 1200 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода может быть предоставлен только одному из одиноких родителей, на обеспечении которого находится ребенок.
В противном случае разведенные родители имели бы необоснованное преимущество перед родителями, находящимися в браке.
Ранее изданные разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по данному вопросу не применяются.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

 

Статья 218. Стандартные налоговые вычеты

 

Комментарий ГАРАНТа

См. правовые акты, схемы и комментарии к статье 218 НК РФ

 

Комментарий ГАРАНТа

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ в пункт 1 статьи 218 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

  1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

1) в размере 3 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:

лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных), военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон, лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в этой связи инвалидности;

лиц, принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных);

военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая взлетно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ;

лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе граждан, уволенных с военной службы, проходивших в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;

ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из числа лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах, лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1959-1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957 году, лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения (при этом к выехавшим добровольно гражданам относятся лица, выехавшие в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также лица, выехавшие в период с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча), лиц, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности), лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности);

лиц, непосредственно участвовавших в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года;

лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации радиационных аварий, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и на других военных объектах и зарегистрированных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны;

лиц, непосредственно участвовавших в работах (в том числе военнослужащих) по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года;

лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;

инвалидов Великой Отечественной войны;

инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих;

2) налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:

Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;

лиц вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан;

лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания;

бывших, в том числе несовершеннолетних, узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны;

инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;

лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационной нагрузкой, вызванные последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

младший и средний медицинский персонал, врачей и других работников лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года, а также лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений;

лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей;

рабочих и служащих, а также бывших военнослужащих и уволившихся со службы лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, получивших профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах;

лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также бывших военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. При этом к выехавшим добровольно лицам относятся лица, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

лиц, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;

родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Указанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих и государственных служащих, если они не вступили в повторный брак;

граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

 

Комментарий ГАРАНТа

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 121-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 218 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст подпункта в предыдущей редакции

 

3) налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1-2 пункта 1 настоящей статьи, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется;

 

Комментарий ГАРАНТа

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 121-ФЗ подпункт 4 пункта 1 статьи 218 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2009 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст подпункта в предыдущей редакции

 

4) налоговый вычет в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на:

каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;

каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.

Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Налоговый вычет, установленный настоящим подпунктом, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супруга (супруги) родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя.

Указанный налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Налоговый вычет предоставляется родителям и супругу (супруге) родителя, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

При этом иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и сохраняется до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзацах пятом и шестом настоящего подпункта, или в случае истечения срока действия либо досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или в случае смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

  1. Налогоплательщикам, имеющим в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 настоящей статьи право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется независимо от предоставления стандартного налогового вычета, установленного подпунктами 1-3 пункта 1 настоящей статьи.

  1. Установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 230 настоящего Кодекса.

Комментарий ГАРАНТа

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в пункт 4 статьи 218 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

  1. В случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей.

 

Комментарий ГАРАНТа

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ в статью 219 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г. и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: