Полномочия КТС
Статья: Полномочия комиссии по трудовым спорам (КТС) организации
(«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 2)
Информация о публикации
«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 2
Текст документа
«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 2
ПОЛНОМОЧИЯ КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ (КТС) ОРГАНИЗАЦИИ
(В ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ)
Рассмотрение трудового спора в комиссии по трудовым спорам (КТС) представляет собой самостоятельный вид рассмотрения и разрешения индивидуального трудового спора.
Основными задачами российского трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.
Совершенствование трудовых отношений, определенных Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, соотносимо с тем, что успех экономического реформирования возможен только с учетом социально-трудовых аспектов и соблюдения принципа социальной справедливости. И в этом контексте на решение обозначенного принципа направлены усилия законодателя на совершенствование правовой базы (в том числе трудового законодательства) в вопросах регулирования социально-трудовых отношений, включая социальное партнерство.
16 июня 2006 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла Федеральный закон N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» <1> (далее Федеральный закон от 30 июня 2006 г., Федеральный закон N 90-ФЗ).
———————————
<1> Текст см.: «Российская газета». 2006. 7 июля; этот Федеральный закон одобрен Советом Федерации 23 июня 2006 г. и 30 июня того же года подписан Президентом РФ. Вступил в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Существенные изменения и дополнения внесены в законоположения Трудового кодекса Российской Федерации, касающиеся деятельности комиссии по трудовым спорам (КТС) организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Рассмотрение трудового спора в комиссии по трудовым спорам (КТС) представляет собой самостоятельный вид рассмотрения и разрешения индивидуального трудового спора.
Согласно ст. 384 ТК РФ, комиссия по трудовым спорам (КТС) образуется по инициативе работников (представительного органа) из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются в КТС общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
Представители работодателя назначаются в КТС руководителем соответствующей организации (ч. 2 ст. 384 ТК РФ), работодателем — индивидуальным предпринимателем.
По решению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации и действовать в пределах полномочий этих подразделений (ч. 3 ст. 384 ТК РФ). То есть комиссия по трудовым спорам структурного подразделения вправе разрешать индивидуальные трудовые споры по тем вопросам, которые могут быть разрешены руководителем этого подразделения и его подчиненными. КТС структурного подразделения не вправе выносить решения по вопросам, относящимся к компетенции руководителя организации, в том числе по вопросам материальной ответственности.
Заметим, что поправки, внесенные в ст. 384 ТК, РФ направлены на то, чтобы дать возможность на правовой основе представительному органу работников по своей инициативе формировать от имени работников комиссии по трудовым спорам. Кроме того, новая редакция этой статьи более детально регламентирует порядок образования комиссий по трудовым спорам (КТС) <2>. Несколько неопределенные ранее действовавшие правила ст. 384 ТК РФ, регулировавшие эти вопросы, приводили на практике к значительным трудностям при формировании комиссий по трудовым спорам. Прежде всего, исходя из действовавшей формулировки, правом выступать с инициативой образования КТС обладал трудовой коллектив работников в целом. Разумеется, такое решение могло быть принято лишь на общем собрании (конференции) работников, которое также должно было утвердить представителей работников в комиссию по трудовым спорам.
———————————
<2> Также см.: Гайдукова Л.Н., указ соч., с. 89.
Были и другие трудности, связанные с комментируемой статьей, состоящие в том, что она описывала порядок создания КТС в самых общих положениях без установления конкретных сроков и ответственности работодателя за уклонение от создания КТС. Новая редакция ст. 384 ТК РФ представляет возможность представительному органу работников инициировать процесс формирования КТС без созыва общего собрания (конференции) работников и устанавливает десятидневный срок для направления той или иной стороной своих представителей в комиссию по трудовым спорам.
Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Ее организационно-техническое обеспечение осуществляется работодателем.
Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.
К этому следует добавить, что КТС создается в любой организации независимо от численного состава работающих. Исключением являются органы государственной власти, т.к. для государственных служащих в целом и для отдельных категорий (например, прокуроров и судей) установлен особый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров (ст. 383 ТК РФ).
КТС может быть образована по инициативе любой из сторон трудового правоотношения. Практика же свидетельствует о том, что обычно КТС создается по предложению выборного профсоюзного органа, действующего в организации.
В тех случаях, когда в организациях нет представительного органа работников, созвать общее собрание трудового коллектива (или конференцию) может инициативная группа.
Срок полномочий комиссий по трудовым спорам законодателем не определен. Она может создаваться на определенный срок и без указания срока по выбору общего собрания (конференции), принимающего решение об образовании КТС. Это обстоятельство предопределяет необходимость и в решении общего собрания (конференции), и в приказе (распоряжении) руководителя организации о создании КТС указывать срок полномочий членов комиссии по трудовым спорам. Отсутствие такого срока открывает возможность общему собранию (конференции) или руководителю организации в любое время изменить состав КТС без соблюдения каких-либо процедурных требований.
Такая смена (или замена) членов КТС, как нам представляется, может отрицательно сказаться на эффективности работы комиссии, уровне ее ответственности и работоспособности.
Общее собрание коллектива организации правомочно избирать членов КТС, если при этом присутствует, по нашему мнению, более половины работающих в данной организации (структурном подразделении) работников. При этом избранными в состав КТС считаются новые работники, получившие большинство голосов, независимо от членства в профсоюзе, занимаемой должности, выполняемой работы. Правда, следует оговориться, что собрание работников (конференция) организации само может определить число голосов, необходимых для избрания (простое или квалифицированное), равно как определить и открытую или тайную процедуру голосования.
Конечно, целесообразно, чтобы избираемые работники или назначаемые работодателем его представители в КТС были компетентны в вопросах трудового законодательства и могли объективно подходить к его применению при разрешении индивидуальных коллективных споров.
Как уже отмечалось, организационно-техническое обеспечение КТС возлагается на работодателя. По сложившейся традиции работодатель предоставляет помещение для заседаний комиссии, выделяет оргтехнику и канцелярские принадлежности и осуществляет техническое обслуживание комиссии. С этой целью назначается работник (не член КТС), которому поручается ведение делопроизводства, хранение дел, подготовка и выдача выписок из протоколов заседаний комиссии, копий решений и др.
Иными словами, работодатель обязан обеспечить деятельность КТС, а руководители структурных подразделений — деятельность КТС соответствующих подразделений.
При невыполнении представителями работодателя указанных обязательств представители работников имеют право требовать такого исполнения путем обращения в государственную инспекцию труда и (или) в суд.
Эти органы вправе вынести решение, обязывающее представителей работодателя обеспечить деятельность КТС. В случае отказа от исполнения предписания государственного инспектора труда или решения суда — это является нарушением законодательства, виновные лица могут быть привлечены к установленным федеральными законами тем или иным видам ответственности.
Статья 385 Кодекса устанавливает компетенцию комиссии по трудовым спорам. Она гласит: «Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.
Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем».
Трудовой кодекс РФ не называет комиссию по трудовым спорам первичным органом по рассмотрению трудовых споров. К тому же предварительное рассмотрение спора в КТС не является тем обязательным условием, без соблюдения которого работник не может обратиться в судебные органы. Однако, если стороны обращаются к этому арбитру (КТС), то они должны соблюдать определенный порядок спора, подчиняться тому решению, которое будет принято.
Вновь обращаем внимание на то, что комиссия по трудовым спорам призвана рассматривать и разрешать все споры о труде, если для некоторых из них закон не устанавливает иной формы рассмотрения.
Вынесение решения комиссией по трудовым спорам, которые законодателем отнесены к компетенции иных правоприменительных органов (суда, например, или государственной инспекции труда), позволяет считать это решение КТС изначально ничтожным, недействительным, т.е. не вызывающими правовых последствий. В то же время аккумулированные КТС материалы по существу индивидуального трудового спора могут быть использованы в другом органе в качестве доказательства при рассмотрении этого спора.
КТС рассматривает трудовые споры работников, выполняющих свои функции в организации или у индивидуального предпринимателя по трудовому договору с работодателем (в т.ч. совместителей), как членов профсоюзов, так и не являющихся таковыми. В КТС вправе обратиться работник, уволившийся из данной организации и поступивший на работу в другую организацию или работодателю физическому лицу, если индивидуальный трудовой спор касается его прошлой трудовой деятельности, например, если ему неправильно начислили заработную плату или окончательный расчет по оплате труда при расторжении трудового договора.
КТС не вправе отказать работнику в приеме письменного заявления, скажем, в связи с отсутствием доказательств к представителям работодателя для урегулирования возникших разногласий. В то же время после приема такого заявления член КТС должен принять меры для урегулирования разногласий с работодателем, например посредством приглашения работника и представителя работодателя для выяснения имеющихся разногласий и урегулирования возникшего спора. По результатам такой инициативы КТС может быть (в случае неурегулирования спора) составлен протокол разногласий, которые затем будут рассматриваться на заседании КТС. При положительном для работника результате вынесения разногласий с работодателем работник вправе отказаться от дальнейшего рассмотрения его письменного заявления членами КТС. Отказ от рассмотрения заявления в КТС должен быть сделан заинтересованным работником в письменном виде.
Впрочем, работник вправе на любой стадии рассмотрения спора с работодателем отозвать свое заявление из КТС, что обязывает последнюю прекратить разбирательство на основе письменного заявления работника.
Комиссия по трудовым спорам (КТС) рассматривает следующие споры:
— о признании недействительными условий, включенных в содержание трудового договора;
— об оплате труда;
— о рабочем времени и времени отдыха;
— о правомерности изменения работодателем существенных условий трудового договора;
— о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей), расширения зоны обслуживания или увеличения объема выполняемых работ, об оплате труда за работу в сверхурочное и ночное время и в других случаях, предусмотренных Кодексом;
— выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет при наличии к тому оснований;
— о законности применения дисциплинарных взысканий;
— о праве на основной и дополнительный отпуск и их оплате;
— об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха;
— о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановлением выплаты заработка;
— о предоставлении работнику гарантированных законом, коллективным или трудовым договором льгот и преимуществ и др.
В то же время КТС неподведомственны споры по вопросам:
— установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов, изменения штатов;
— исчисления трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, когда законом или иным нормативно-правовым актом о труде установлен другой порядок их рассмотрения;
— установления или изменения условий оплаты труда (например, о присвоении тарифных разрядов).
Необходимо отметить, что комиссии по трудовым спорам неподведомственны и некоторые другие индивидуальные трудовые споры, разрешение которых законом отнесено к компетенции иных органов, например суда.
Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам зафиксированы в ст. 386 Кодекса. Он предписывает следующее: «Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу».
Таким образом, в КТС работник обращается в срок, определенный указанной статьей, с письменным заявлением, в котором должны быть четко изложены предмет спора и доказательства, подтверждающие нарушение работодателем его субъективного трудового права.
При этом законодатель не установил перечня уважительных причин, эта оценочная категория применяется КТС самостоятельно.
Статья 387 ТК РФ определяет порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым операциям. Эта статья предписывает, чтобы заявления работников, поступившие в КТС, были зарегистрированы.
Как правило, для этих целей ведется специальный журнал, в котором один из членов комиссии или под его руководством работник, выделенный работодателем для организационно-технического обслуживания КТС. В журнале отмечается срок поступления заявления по трудовому спору, указывается предмет спора и срок принятия решения по данному спору.
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть этот спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником письменного заявления. Закон подробно не регламентирует порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС и, естественно, комиссия может применить различные варианты.
Видимо, в начале заседания КТС следует выяснить у спорящих сторон, нет ли отвода кому-либо из членов комиссии. И если таковой поступит, то остальные члены КТС решают, подлежит ли он удовлетворению.
Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или его уполномоченного представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение трудового спора откладывается, а при повторной неявке работника или его представителя без удовлетворительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения. Однако это не лишает работника права подать повторное заявление по спору, если не пропущен трехмесячный срок.
Закон не указывает на необходимость присутствия представителя работодателя при рассмотрении в КТС заявления работника, но по требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок предоставить ей необходимые документы.
Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих стороны трудового договора.
В пределах указанного десятидневного процессуального срока рассмотрения индивидуального трудового спора КТС может заседать по данному вопросу многократно, прерываясь для выяснения необходимых вопросов, уточнения доказательств и т.д.
Заседания на практике, как правило, проводятся в нерабочее время, удобное для заинтересованного работника. Он и представители работодателя ставятся в известность о времени рассмотрения спора.
Разумеется, комиссия по трудовым спорам не должна копировать судебную процедуру по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров. К примеру, свидетели со стороны работника или работодателя не удаляются, их явка добровольная, а комиссия совещается и принимает решения тут же в зале в присутствии работника, если решение не заочное, и других лиц.
На заседании комиссии ведется протокол, который ведет ее секретарь, а подписывает и заверяет печатью председатель КТС или его заместитель. Опять-таки подчеркнем, что КТС не связан при рассмотрении индивидуального трудового спора процедурами Гражданского процессуального кодекса РФ.
Статья 388 ТК РФ регламентирует порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание.
Прежде всего необходимо отметить, что решение КТС принимает тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
В решении КТС указывается:
— наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, то указывается наименование этого структурного подразделения;
— дата обращения в КТС и рассмотрения спора, существо спора;
— фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
— существо решения и его обоснование (со ссылкой на трудовое законодательство, иной нормативно-правовой акт);
— результаты голосования.
Решение КТС должно быть мотивированным и обоснованным. Его резолютивная часть должна быть указана (записана) в обязывающей форме: обязать работодателя оплатить работнику такую-то сумму, восстановить ему прежние нормы выработки, возместить причиненный материальный ущерб работнику в какой-то сумме и т.д.
Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения. Только получив копию решения КТС, любая из сторон трудового спора в случае несогласия с решением может его обжаловать в суд (ст. 390 ТК РФ).
Определенные изменения и дополнения Федеральный закон N 90-ФЗ внес в ст. 389 ТК («Исполнение решения комиссии по трудовым спорам»).
Законодатель установил, что решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
В случае неисполнения решения КТС в установленный срок комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссии по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам КТС может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.
В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд (ст. 390 ТК РФ). Доказательством несвоевременного рассмотрения спора КТС может являться выписка из журнала заявлений в КТС, которую работник, обслуживающий КТС, или председатель, его заместитель обязан выдать работнику.
Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.
Если указанный срок пропущен по уважительным причинам, суд может восстановить этот срок и рассмотреть, и разрешить индивидуальный трудовой спор по существу. То есть суд самостоятельно решает этот спор, и если его решение будет иным, то должно исполняться решение суда, и решение комиссии по трудовым спорам теряет силу. При этом заметим, хотя законодатель указал в ст. 390 ТК РФ на право обжалования решения КТС в суд, суд не является надзорной над КТС инстанцией и, следовательно, он не может отменить решение КТС, а принимает, как мы уже указали выше, самостоятельное независимое и обоснованное решение.
А.Анисимов
К. ю. н.,
доцент,
прокурор
отдела Управления Генеральной
прокуратуры Российской Федерации,
старший советник юстиции,
доцент Московского института
международных экономических отношений
Подписано в печать
25.01.2007