ПРАВА ПРОФСОЮЗА В СФЕРЕ ТРУДА

I.

На первое место среди предоставляемых в данной сфере прав законодатель ставит осуществление контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства, выполнением условий коллективных договоров и соглашений.

В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса РФ Профсоюз вправе осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, в том числе при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников. Реформирование железнодорожного транспорта, создание дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», а с недавних пор  еще и последствия финансового кризиса, выразившиеся в снижении объемов перевозок и уменьшении объема работ, приводят к тому, что в структурных подразделениях организаций железнодорожного транспорта проводятся процедуры сокращения численности или штата работников, что требует повышенного внимания со стороны профсоюзных организаций. Мероприятия по сокращению должны проходить в соответствии с требованиями законодательства, соблюдение которых Профсоюз контролирует.

Трудовое законодательство не связывает возможность сокращения численности или штата работников организации с какими-либо конкретными причинами. Работодатель самостоятельно решает вопрос о целесообразности сокращения.

Однако, когда такое решение работодателем принято, он обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной  организации не позднее чем за 2 месяца, а в случае массового высвобождения работников – не позднее чем за 3 месяца до даты расторжения с работниками трудовых договоров.

В случае, если работодатель не исполнит данную обязанность увольнение по сокращению будет признано незаконным, а работник будет восстановлен с выплатой ему всех причитающихся денежных средств за время вынужденного прогула.

Помимо обязательного информирования профкома о сокращении работников, работодатель не имеет права увольнять работников по сокращению численности или штата пока не получит мнение профсоюзного комитета на увольнение конкретного работника. Для этого работодатель направляет в профком проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Профком рассматривает представленные документы и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Для этого профкому предоставляется семь дней.

Если профком признает действия работодателя законными, то дает положительное мотивированное мнение на увольнение работника по сокращению численности или штата. Если же права работника нарушаются, то мотивированное мнение будет отрицательным.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 373 ТК РФ).

Таким образом, профсоюзный орган наделен полномочиями осуществлять профсоюзный контроль и обязан защитить права членов Профсоюза, если они нарушены (пусть даже неумышленно или по незнанию закона).

 

II.

Учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором является одним из важнейших прав Профсоюза в сфере труда.

Трудовой кодекс РФ закрепляет обязанность работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права по согласованию с представительным органом работников.

В этом случае для того, чтобы локальный нормативный акт организации был признан легитимным, необходимо, чтобы первичная профсоюзная организация не просто высказала свое мотивированное мнение, а согласилась, т.е. выразила письменное согласие с решением работодателя о необходимости, законности и целесообразности принятия данного локального акта в предложенной работодателем редакции. В противном случае такой локальный нормативный акт будет признан недействительным (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Трудовым кодексом РФ подробно регламентирован порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Такой порядок закреплен в ст. 372 ТК РФ и не может быть произвольно изменен или проигнорирован работодателем.

В соответствии со ст. 372 ТК РФ работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

Возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Кроме того, выборный орган первичной профсоюзной организации имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном законом порядке.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

В соответствии с ТК РФ учет мнения представительного органа работников требуется при принятии работодателем следующих решений:

  1. о введении и об отмене режима неполного рабочего времени (ст. 74);
  2. о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 (ст. 99);
  3. определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101);
  4. при составлении графиков сменности (ст. 103 ТК РФ);

(Полный перечень приведен в Приложении 1 к данному материалу)

В соответствии с Трудовым кодексом РФ и п. 3.6.11. Коллективного договора ОАО «РЖД» работодатель обязуется также согласовывать с соответствующим выборным органом Роспрофжела принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Это требование содержится в ст. ст. 374, 376, 405 Трудового кодекса РФ; пунктах 3.4.2., 4.3.15, 4.4.8., 4.4.17, 4.6.12 Коллективного договора ОАО «РЖД».

 

Приложение 1.

  1. о введении и об отмене режима неполного рабочего времени (ст. 74);
  2. о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 (ст. 99);
  3. определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101);
  4. при составлении графиков сменности (ст. 103 ТК РФ);
  5. о разделении рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ст. 105);
  6. об определении порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения (ст. 112);
  7. о привлечении работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 (ст. 113);
  8. об установлении с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков для работников (ст. 116);
  9. об утверждении графика отпусков (ст. 123);
  10. о введении системы оплаты и стимулирования труда, в т.ч. повышении оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135);
  11. об утверждении формы расчетного листка (ст. 136);
  12. об установлении конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147);
  13. об установлении конкретных доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153);
  14. об установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время (ст. 154);
  15. о введении и применении систем нормирования труда (ст. 159);
  16. о принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162);
  17. о введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст. 180);
  18. об утверждении правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190);
  19. об определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196);
  20. об утверждении инструкций по охране труда для работников (ст. 212);
  21. об установлении норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221);
  22. об утверждении порядка применения вахтового метода (ст. 297);
  23. об увеличении продолжительности вахты до 3 месяцев (ст. 299);
  24. об утверждении графика работы на вахте (ст. 301);
  25. об установлении надбавки за вахтовый метод работы (ст. 302);
  26. об определении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 325);
  27. об определении размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 326).

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: