Увольнение по сокращению работающего пенсионера
Социальные гарантии и льготы пенсионерам
Сокращение работников — пенсионеров
Сокращение работников — пенсионеров: должна ли организация выплатить пенсионеру выходное пособие за 3 месяца с момента увольнения в связи с сокращением работников?
Сокращение работников в условиях финансового кризиса приобретает все большую актуальность, возникают вопросы сокращения отдельных категорий работников, например, пенсионеров.
В связи с этим и организациям, и работникам-пенсионерам следует знать о своих правах и обязанностях и особенно в области сокращения работника — пенсионера.
При сокращении штата работников организация не вправе делать различия между уволенными пенсионерами по старости (по возрасту) и иными работниками.
Любым работникам, уволенным по сокращению штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
За увольняемым работником-пенсионером также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (выходное пособие учитывается).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником-пенсионером в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Письмо Минфина России от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234 приводит разъяснение Федеральной службы по труду и занятости, изложенное в письме от 27.10.2005 N 1754-61, согласно которому органы службы занятости не располагают достаточными основаниями для отказа пенсионерам в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка.
Начисления работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников налогоплательщика, в течение третьего месяца со дня увольнения учитываются в составе расходов по оплате труда на основании пункта 9 статьи 255 Налогового кодекса РФ.
По материалам ООO «Интеринвест»
http://www.ypensioner.ru/index.php?optio…
При увольнении в связи с сокращением численности или штата организации сотрудник – пенсионер пользуется теми же правами, гарантиями, компенсациями, что и остальные работники. Пенсионер, уволенный по инициативе работодателя имеет право встать на учет в службе занятости, получать информацию о наличии вакантных мест. Единственное, на что не имеет права уволенный пенсионер – на пособие по безработице, так как уже имеет пенсию. Для работодателя увольнение пенсионера ничем не отличается от увольнения более молодого сотрудника. Статья 178 Трудового Кодекса на пенсионеров распространяется.
http://www.uwolnenie.ru/ask-165.htm
Министерство финансов Российской Федерации
П и с ь м о
15.03.2006
N 03-03-04/1/234
Вопрос: Согласно подпункту 9 статьи 225 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда в целях главы 25 Налогового кодекса РФ относятся, в частности, начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.
Описание ситуации:
ЗАО сократило численность сотрудников, в том числе, пенсионеров по старости (по возрасту).
Согласно статье 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с учетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Трудового кодекса РФ за работниками, которые достигли пенсионного возраста, сохраняются все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством РФ, в том числе предусмотренные статьей 178 Трудового кодекса РФ, в части выплаты выходного пособия и сохранения среднего месячного заработка за второй месяц со дня сокращения.
ЗАО считает, что трудовым законодательством РФ не предусмотрено сохранение за работником — пенсионером по старости (по возрасту) заработной платы за третий месяц нетрудоустройства, основываясь на следующем:
Статья 178 Трудового кодекса РФ четко определяет, что сохранение заработной платы за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости осуществляется лишь при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Законом РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в РФ» предусмотрено, что служба занятости занимается трудоустройством безработных граждан.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить (пункт 1, 3 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в РФ»).
Безработными не считаются граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо досрочная пенсия в связи с сокращением, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (пункт 3 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в РФ», пункту 17 Постановления Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»).
Пунктом 1 статьи 9 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в РФ» предусмотрено, что служба занятости оказывает содействие гражданам, в том числе, и пенсионерам по старости (по возрасту), обратившимся за помощью: служба занятости дает бесплатные консультации, информацию, оказывает услуги, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Однако данные мероприятия, проводимые службой занятости в отношении граждан — пенсионеров по старости (по возрасту), не могут рассматриваться как трудоустройство.
Дополнительно отмечаем, что пункт 1 статьи 12 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в РФ», закрепляющий гарантированное право любого гражданина на бесплатное содействие в подборе подходящей работы и на трудоустройство при посредничестве органов службы занятости, должен анализироваться в комплексе с остальными положениями Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в РФ», которые определяют, что служба занятости осуществляет непосредственное трудоустройство только граждан, которые признаны или могут быть признаны безработными (постановление ФАС ЦО от 16.03.2004 г. N А23-2779/03А-15-259).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ, ЗАО «МУЛТОН» вправе получить от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, а именно, подлежат ли отнесению к расходам на оплату труда расходы ЗАО по выплате заработной платы сокращенным работникам-пенсионерам по старости (по возрасту) за третий месяц нетрудоустройства, как предусмотренные нормами законодательства РФ (трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективным договором данные выплаты не предусмотрены).
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке налогового учета расходов на оплату труда и сообщает следующее.
Статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с пунктом 9 статьи 255 Кодекса в состав расходов на оплату труда включаются начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.
Указанные начисления работникам осуществляются в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации. Статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Разъяснение положений трудового законодательства Российской Федерации не относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
Письмом Федеральной службы по труду и занятости от 27.10.2005 N 1754-61 налогоплательщику было разъяснено, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке части 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок).
Учитывая изложенное, по нашему мнению, начисления работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников налогоплательщика, в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, учитываются в составе расходов по оплате труда на основании пункта 9 статьи 255 Кодекса.