2011 На запрос автобазы

                   РОССИЙСКИЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ

ПРАВОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА

               Терком на Северобайкальском отделении ВСЖД — филиала ОАО «РЖД»

                                           г.Северобайкальск, пр-т Ленинградский, 6 «б», тел./ факс 3-29-95

 

 

От админитсрации Северобайкальской автобазы ВСЖД в правовую инспекцию труда поступил запрос следующего содержания:

«В связи с поступающими заявлениями от работников автобазы на выдачу аванса в счет оплаты льготного проезда личным автотранспортом к месту использования отпуска и обратно, посим дать разъяснение о применении пункта 4.2.4. Колективного Договора ОАО «РЖД» и ст.325 ТК РФ, так как в этих пунктах имеются разногласия.

         В пункте 4.2.4. Коллективного Договора ОАО «РЖД» не оговорен проезд личным транспортом, только самолетом и по железной дороге. Однако статьей 325 ТК РФ такое право предусмотрено.

        Может ли работник расчитывать на оплату проезда на личном транспорте к месту использования отпуска и обратно с этого года?»

 

Подобные запросы поступают в территориальный комитет профсоюза практичеки ежедневно от работников и других предприятий ж.д. транспорта в Северобайкальском регионе ВСЖД.

 

Пункт 4.2.4. Коллективного Договора ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы прописан в следующей редакции:

«Предоставлять Работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и находящимся на их  иждивении детям в возрасте до 18 лет (не более чем двум)  один раз в два года (начиная со второго года работы) кроме проезда железнодорожным транспортом, предусмотренного подпунктом 4.2.3 настоящего Договора, право бесплатного проезда в пределах территории Российской Федерации по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий к месту использования отпуска и обратно.

Основанием для выдачи транспортного требования является приказ (распоряжение) руководителя филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД» о предоставлении Работнику отпуска.

При этом Работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, разрешается воспользоваться воздушным транспортом по территории Российской Федерации  вместо железнодорожного, предусмотренного первым абзацем настоящего подпункта, с компенсацией понесенных расходов от пункта отправления до пункта назначения, указанного в авиационном билете, и обратно, но не более стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования, следующего по маршруту, указанному в авиабилете. Порядок получения Работниками компенсации определяется компанией с учетом мотивированного мнения Профсоюза».

 

Согласно  ст. 325 ТК РФ, “Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным…»

 

В соответствии с ч. 2 ст. 9 ТК РФ, “Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права”.
 

В статье 8 ТК РФ говорится: «Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми  актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, применению не подлежат. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права».

В статье «Северный отпуск: правила оплаты проезда», опубликованной в журнале «Новая бухгалтерия», № 8 (Москва 2008 год) сказано:  Размеры, условия и порядок выплаты данной компенсации, установленные трудовым законодательством для федеральных бюджетных организаций, должны рассматриваться всеми без исключения работодателями как минимально гарантированные, а положения Правил должны рассматриваться всеми без исключения работодателями в качестве основы для исчисления и выплаты компенсации».

 

Редакция пункта 4.2.4. Коллективного Договора ОАО «РЖД» ухудшает положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством. Следовательно, данная норма Коллективного договора применению не подлежит. А при разрешении конкретной ситуации, должны применяться нормы трудового законодательства, в частности:

  1. Ст. 325 ТК РФ,
  2. Федеральный закон от 19.02.1993 года (в ред. от 24.07.2009 года) № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
  1. Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990  № 2 (ред. от 10.06.2009 года) “Об утверждении инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и  приравненных к ним местностях».

 

Федеральным законом от 19.02.1993 года № 4520-1 установлено:

      Статья 1. Действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно, в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях».

Статья 33.  Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем».

 

Исходя из п. 39  Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990  № 2  “Об утверждении инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и  приравненных к ним местностях», «трудящимся один раз в два года оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно…

Действие Приказа Минтруда, распространяется на территории, предусмотренные Перечнем этих районов и местностей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (в редакции Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12) и последующими дополнениями.

Гарантии и компенсации, предоставляются независимо от наличия срочных трудовых договоров, заключенных на определенные сроки, работникам всех предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях…

Оплата проезда работников и членов их семей производится соответствующими предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от форм собственности,  любым видом транспорта, в том числе личным (исключая такси) по фактическим затратам».

В статье «Северный отпуск: правила оплаты проезда», опубликованной в журнале «Новая бухгалтерия», № 8 (Москва 2008 год) сказано:  «Размеры, условия и порядок выплаты данной компенсации, установленные трудовым законодательством для федеральных бюджетных организаций, должны рассматриваться всеми без исключения работодателями как минимально гарантированные, а положения Правил должны рассматриваться всеми без исключения работодателями в качестве основы для исчисления и выплаты компенсации».

Следует особо отметить, что, Распоряжением Первого вице-президента ОАО «РЖД» № 1300-р от 12 июня 2008 г. объявлено для руководства Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей». Из этого следует, что руководство ОАО «РЖД» признает Федеральное законодательство и распространяет его на работников ОАО «РЖД».

При подготовке проекта Коллективного Договора ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы Территориальный комитет профсоюза, председатели первичных профсоюзных организаций в Северобайкальском регионе неоднократно направляли свои обращения в комиссию по подготовке Коллективного договора, в которых настоятельно предлагали сформулировать Пункты 4.2.4., 4.2.5. в соответствии с действующим Федеральным Законодательством.

После подписания Коллективного Договора предлагали урегулировать эту проблему локальным нормативным актом на региональном уровне. Однако, по состоянию на 1 марта 2011 года, проблема коллизии Коллективного Договора ОАО «РЖД» и Федерального Закона не разрешена.

В связи с противоречиями между Локальным нормативным актом, каковым является Коллективный Договор ОАО «РЖД», и действующим трудовым законодательством Российской Федерации имеются два законных выхода из ситуации:

       Первый: Работодатели на местах игнорируют неправомерный пункт 4.2.4. Коллективного Договора ОАО «РЖД» и возмещают своим работникам оплату проезда в отпуск один раз в два года в соответствии с Федеральным законодательством. Однако этот путь чреват неприятностями для руководителей конкретных предприятий, которые, как и работники, заинтересованы в строгом соблюдении закона, но не могут противостоять вышестоящему руководству.

        Второй: Конкретные работники, чьи права были ущемлены в результате применения пункта 4.2.4. Коллективного Договора ОАО «РЖД», обращаются в суд. На конкретном предприятии, по решению суда, осуществляется компенсация расходов в соответствии с Федеральным Законодательством.

В случае обращения в суд, рекомендуем обратиться к услугам адвокатов, имеющих опыт при рассмотрении подобных дел.

Правовой инспектор                                      С.Я.Капустин

1 марта 2011 года

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: