2011 Позиция по закону

                   РОССИЙСКИЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ

ПРАВОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА

               Терком на Северобайкальском отделении ВСЖД — филиала ОАО «РЖД»

                                           г.Северобайкальск, пр-т Ленинградский, 6 «б», тел./ факс 3-29-95

 

компенсация расходов на оплату стоимости

проезда к месту использования отпуска из РКС- по закону

 

От админитсрации Северобайкальской автобазы ВСЖД в правовую инспекцию труда поступил запрос следующего содержания:

«В связи с поступающими заявлениями от работников автобазы на выдачу аванса в счет оплаты льготного проезда личным автотранспортом к месту использования отпуска и обратно, посим дать разъяснение о применении пункта 4.2.4. Колективного Договора ОАО «РЖД» и ст.325 ТК РФ, так как в этих пунктах имеются разногласия.

         В пункте 4.2.4. Коллективного Договора ОАО «РЖД» не оговорен проезд личным транспортом, только самолетом и по железной дороге. Однако статьей 325 ТК РФ такое право предусмотрено.

        Может ли работник расчитывать на оплату проезда на личном транспорте к месту использования отпуска и обратно с этого года?»

 

Подобные запросы поступают в территориальный комитет профсоюза практичеки ежедневно от работников и других предприятий ж.д. транспорта в Северобайкальском регионе ВСЖД.

 

Пункт 4.2.4. Коллективного Договора ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы прописан в следующей редакции:

«Предоставлять Работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и находящимся на их  иждивении детям в возрасте до 18 лет (не более чем двум)  один раз в два года (начиная со второго года работы) кроме проезда железнодорожным транспортом, предусмотренного подпунктом 4.2.3 настоящего Договора, право бесплатного проезда в пределах территории Российской Федерации по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий к месту использования отпуска и обратно.

Основанием для выдачи транспортного требования является приказ (распоряжение) руководителя филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД» о предоставлении Работнику отпуска.

При этом Работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, разрешается воспользоваться воздушным транспортом по территории Российской Федерации  вместо железнодорожного, предусмотренного первым абзацем настоящего подпункта, с компенсацией понесенных расходов от пункта отправления до пункта назначения, указанного в авиационном билете, и обратно, но не более стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования, следующего по маршруту, указанному в авиабилете. Порядок получения Работниками компенсации определяется компанией с учетом мотивированного мнения Профсоюза».

 

Согласно  ст. 325 ТК РФ, “Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным…

      Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации финансируемой из федерального бюджета и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее, чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск, исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов и других документов».

 

Федеральным законом от 19.02.1993 года (ред. от 24.07.2009 г.) № 4520-1 «О государственных гарантия и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено:

      Статья 1. Действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно, в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности».

Статья 33.  Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем».

 

        Согласно ст. 313 ТК РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим кодексом, другими федеральными законами РФ.

        Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из их финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей. 

 

Исходя из п. 39  Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990  № 2 (ред. от 10.06.2009 г.)  “Об утверждении инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и  приравненных к ним местностях», «трудящимся один раз в два года оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно…

Действие Приказа Минтруда, распространяется на территории, предусмотренные Перечнем этих районов и местностей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (в редакции Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12) и последующими дополнениями.

Гарантии и компенсации, предоставляются независимо от наличия срочных трудовых договоров, заключенных на определенные сроки, работникам всех предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях…

Оплата проезда работников и членов их семей производится соответствующими предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от форм собственности,  любым видом транспорта, в том числе личным (исключая такси) по фактическим затратам».

В соответствии с ч. 2 ст. 9 ТК РФ, “Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права”.
 

В статье 8 ТК РФ говорится: «Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми  актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, применению не подлежат. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права».

Редакция пункта 4.2.4. Коллективного Договора ОАО «РЖД» ухудшает положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством. Следовательно, на основании ст. 8 ТК РФ, данная норма Коллективного договора применению не подлежит. А при разрешении конкретной ситуации, должны применяться нормы трудового законодательства.

Тем не менее, юридическая служба ВСЖД в своем разъяснении пункта 4.2.4. Коллективного Договора ОАО «РЖД» от 22.02.2011 года № 32-03-858 и,  следом за ней Центр корпоративного учета и отчетности «ЖЕЛДОРУЧЕТ» Восточно-Сибирского регионального общего центра обслуживания, телеграммой № 166 от 02.03.2011 года,  дал указание на места, предусматривающее возмещение расходов по проезду по пункту 4.2.4. Коллективного Договора ОАО «РЖД» производить после возвращения из отпуска. «Аванс перед отпуском не выдавать».

Данное утверждение ОЦОР противоречит и ст. 136, 325 ТК РФ, где установлено: «Оплата отпуска и авансирование проезда в отпуск производится не позднее,  чем за три дня до его начала».

При подготовке проекта Коллективного Договора ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы Территориальный комитет профсоюза в Северобайкальском регионе, председатели первичных профсоюзных организаций неоднократно направляли свои обращения в комиссию по подготовке Коллективного договора, в которых настоятельно предлагали сформулировать Пункт 4.2.4. Коллективного Договора в соответствии с действующим Федеральным Законодательством.

Аналогичные обращения направлялись в комиссию по подготовке Коллективного договора ОАО РЖД с Северной и Октябрьской железных дорог. Однако эти обращения комиссией не были учтены. Текст указанного выше пункта остался в первоначальной редакции.

После подписания Коллективного Договора предполагалось, что противоречия будут урегулированы локальным нормативным актом на региональном уровне. Однако, по состоянию на 1 марта 2011 года, проблема коллизии Коллективного Договора ОАО «РЖД» и Федерального Закона не разрешена.

В связи с противоречиями между Локальным нормативным актом, каковым является Коллективный Договор ОАО «РЖД», и действующим трудовым законодательством Российской Федерации, конкретным работникам, чьи права будут ущемлены в результате применения пункта 4.2.4. Коллективного Договора ОАО «РЖД», предлагается решать проблему путем  обращения в суд по месту жительства. В исковом заявлении следует указывать: Ответчик ОАО «РЖД» в лице того предприятия, в котором работает заявитель.

На основании судебного решения работодатель будет вынужден произвести оплату в соответствии с действующим законодательством РФ, при этом работник имеет право на компенсацию морального вреда по ст. 237 ТК РФ.

В случае обращения в суд, рекомендуем воспользоваться услугами адвокатов, имеющих опыт при рассмотрении подобных дел.

Правовой инспектор                                      С.Я.Капустин

3 марта 2011 года

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: