2015 Досрочная пенсия железнодорожникам

 

Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в особых условиях не менее 12 лет 6 месяцев  и имеют страховой стаж не менее 25 лет (подп. 5 п.1 ст.27 Закона)

Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.1992г. №272, право на досрочное пенсионного обеспечение в соответствии с подп. 5 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001г. имеют монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 (далее Правила от 11.07.2002г.) предусмотрена возможность суммирования периодов работ в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте с периодами работ в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, при этом право на досрочное пенсионное обеспечение возможно реализовать по одному из оснований если в результате суммирования специальный стаж составит не менее 12 лет 6 месяцев.
Вышеназванными Правилами от 11.07.2002г. предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом, наряду с работой в особых условиях труда в специальный стаж засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Необходимо отметить, что все иные отвлечения от основной работы в должностях и профессиях, предусмотренных соответствующими списками,  в специальный стаж не включаются.
Согласно п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. №16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001г. должны быть представлены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 Закона от 17.12.2001г.).
Как видно из Вашего запроса Вы 15 лет работали водителем лесовозного автомобиля и 12 лет 10 месяцев монтером пути.
При документальном подтверждении периодов Вашей работы по профессии водителя автомобиля на вывозке леса и периодов по профессии монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов продолжительностью не менее 12 лет 6 мес. в совокупности, Вы можете реализовать право на досрочное пенсионного обеспечение по одному из вышеназванных оснований при достижении возраста 55 лет.

 

Источник 2

Работникам железнодорожного транспорта, учитывая особый характер их труда, действующим законодательством установлены льготы по пенсионному обеспечению,  заключающиеся в предоставлении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.е. ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Общеустановленным пенсионным возрастом является возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Этот возраст может снижаться в зависимости от характера выполняемых работ и продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Основания для установления досрочной трудовой пенсии и, соответственно, для снижения пенсионного возраста предусмотрены действующим законодательством.

При выполнении вредных работ (Список № 1) общеустановленный пенсионный возраст снижается на 10 лет при условии, если на работах по Списку № 1 отработан полный стаж  (не менее 10 лет у мужчин и не менее 7 лет 06 месяцев у женщин).

Таким правом на железнодорожном транспорте  пользуются бандажники, заливщики свинцово-оловянистых сплавов, пробивальщики-продувальщики труб, слесари по ремонту подвижного состава, занятые на  ремонте цистерн из-под этиловой жидкости или занятые на ремонте, заправке и смене клапанов цистерн.  При этом, продолжительность страхового стажа указанных категорий работников должна составлять не менее 20 лет у мужчин и 15 лет у женщин.

Выполнение тяжелых работ (Список № 2) дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при условии,  если на работах по Списку № 2 отработан полный стаж  (не менее 12 лет 06 месяцев у мужчин и не менее 10 лет у женщин).

По этому основанию пенсия назначается аппаратчикам приготовления химических растворов, кочегарам паровозов в депо, промывальщикам котлов паровозов и некоторым другим работникам. Продолжительность страхового стажа указанных лиц должна составлять не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Большая часть работников железнодорожного транспорта имеют право на снижение  общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при условии,  если отработали полный стаж  (не менее 12 лет 06 месяцев у мужчин и не менее 10 лет у женщин) в должностях, предусмотренных специальным списком работников железнодорожного транспорта, и имеют страховой не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.  Этот список утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272.  Списком предусмотрены следующие профессии и должности: дежурные по железнодорожным станциям, диспетчеры поездные, кондукторы грузовых поездов, кочегары паровозов, машинисты и помощники машинистов паровозов, тепловозов, электровозов, механики рефрижераторных поездов, монтеры пути, осмотрщики вагонов, слесари по ремонту подвижного состава, составители (помощники составителей) поездов и др.

Следует отметить, что отдельные категории работников, предусмотренные названным списком, пользуются правом на досрочную пенсию независимо от отрасли экономики и ведомственной подчиненности.  Например, кочегары паровозов, машинисты и помощники машинистов паровозов, тепловозов, электровозов,  составители поездов и некоторые другие профессии пользуются правом на досрочную пенсию, как на  магистральных железных дорогах, так и в цехах железнодорожного транспорта предприятий и организаций.

Для рабочих отдельных профессий предусмотрены дополнительные условия, при соблюдении которых они будут пользоваться правом на досрочную пенсию.

Электромеханики, электромонтеры контактной сети будут иметь право на пенсионные льготы, если заняты обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог, т.е. право на досрочную пенсию предоставляется при занятости на конкретных работах (обслуживание контактной сети) и выполнении этих работ на магистральных железных дорогах.

Такие профессии, как осмотрщики вагонов, осмотрщики — ремонтники вагонов, слесари по ремонту подвижного состава могут претендовать на досрочную пенсию, если  заняты на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.  Монтерам пути пенсия в связи с особыми условиями труда назначается, если они заняты ремонтом и содержанием искусственных сооружений на магистральных железных дорогах и на участках с интенсивным движением поездов. По данным профессиям необходимо подтвердить занятость на определенных работах (ремонт и содержание искусственных сооружений), в определенных структурных подразделениях или на участках (пункт технического обслуживания вагонов, участки с интенсивным движением поездов), классность станции и отнесение дороги к магистральной.

Магистральные железные дороги – это комплекс сооружений и технических средств общего пользования, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, входящих в систему железных дорог Российской Федерации.  Особо интенсивное движение поездов – это размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутном участке – более 48 пар в сутки. Интенсивное движение – соответственно более 50 пар в сутки.

Железнодорожные станции в зависимости от объема выполняемых работ разделяются на классы: внеклассные, I, II, III, IV и V классов. Классность станции определяется по специальным показателям с учетом интенсивности движения поездов.

Стаж на соответствующих видах работ, подтверждается трудовой книжкой.  Вместе с тем, если списком для досрочного назначения пенсий предусмотрены дополнительные условия (занятость на магистральных железных дорогах, на участках с интенсивным (особо интенсивным) движением поездов, на станциях определенной классности и т.д.), то в этом случае представляется уточняющая справка, выдаваемая предприятием со ссылкой  на соответствующие документы, подтверждающие предусмотренные списком условия (графики движения поездов, приказы начальника отделения железной дороги  об отнесении  станции к определенной классности, закрепление работника за определенным участком магистральной железной дороги и т.д.).

Периоды работы, протекавшие после регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.  Такие сведения (с указанием особого характера работы) персонально на каждого работника ежегодно предоставляются страхователем (работодателем) в территориальные органы Пенсионного  фонда Российской Федерации.

Зачастую трудовая деятельность застрахованных лиц складывается из стажа на различных предприятиях и в различных условиях.  Вопрос о досрочном назначении пенсии в этих случаях  также урегулирован действующим законодательством.

При выполнении работ в разных производствах  и условиях труда применяются правила суммирования стажа работы с различными условиями труда. Например, заявитель отработал 10 лет помощником машиниста тепловоза на ЮУЖД и 3 года электросварщиком ручной сварки на заводе им. Колющенко (Список № 2).  К работе помощника машиниста тепловоза прибавляется стаж по Списку № 2 и весь стаж считается железнодорожным стажем,  досрочная пенсия при соблюдении иных условий, предусмотренных законом, будет назначена по достижении возраста 55 лет..

Особо следует отметить, что такой порядок суммирования стажа с различными условиями труда  допускается только в случае,  если  в результате суммирования продолжительность стажа на соответствующих видах работ составит не менее полного требуемого стажа (12 лет 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин). При наличии, например, у мужчины стажа 8 лет помощником машиниста тепловоза и 3 лет  электросварщиком ручной сварки продолжительность стажа в результате суммирования составит 11 лет, т.е. менее 12 лет 6 месяцев,  право на досрочное пенсионное обеспечение отсутствует.

В ином порядке решается вопрос о снижении общеустановленного пенсионного возраста за стаж работы на предприятиях железной дороги по Списку № 1 и № 2.  При наличии неполного стажа общеустановленный пенсионный возраст снижается пропорционально отработанному стажу  по Списку № 1 и № 2.

При наличии стажа работы по Списку № 1 не менее 5 лет у мужчин и не менее 3 лет 09 месяцев у женщин, возраст выхода на пенсию снижается на 1 год за каждый полный год работы по Списку № 1.  При наличии стажа работы по Списку № 2 не менее 6 лет 03 месяцев у мужчин и не менее 5 лет у женщин, возраст выхода на пенсию снижается на 1 год за каждые 2 года 06 месяцев работы по Списку № 2. При этом требования к продолжительности страхового стажа сохраняются по каждой категории.

Начальник отдела назначения пенсий с учетом специального стажа   О.В. Шушкевич

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: