3 Постановление ЦК об оплате и мотвации труда работников организаций холдинга ОАО РЖД вар 8
ПРОЕКТ
РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ |
|
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПРЕЗИДИУМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 19.12.2013 г. г. Москва № |
Об оплате и мотивации труда работников организаций холдинга «РЖД» |
В целях установления единых принципов и подходов к организации оплаты труда, а также обеспечения применения прогрессивной российской и международной практики построения системы вознаграждения персонала, формирования эффективной системы оплаты труда работников в компаниях холдингового типа, распоряжением ОАО «РЖД» от 09.12.2010 г. № 2550р утверждена Концепция оплаты труда работников организаций, входящих в холдинг «Российские железные дороги» (далее – Концепция).
В соответствии с Концепцией, все организации, доля участия ОАО «РЖД» в уставном капитале которых составляет более 50 %, должны соблюдать единые принципы оплаты труда работников. К ним относятся:
— соблюдение прав работников в области оплаты труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— применение единых подходов к организации оплаты труда персонала во всех организациях;
— установление размера месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, оплачиваемого по первому уровню оплаты труда, не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом Российской Федерации; а также не ниже минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации, установленной соответствующим региональным трехсторонним соглашением;
— применение единого подхода к индексации заработной платы работников на уровне роста потребительских цен на товары и услуги;
— соответствие денежного вознаграждения персоналу, выплачиваемого в целях повышения эффективности деятельности, корпоративным стандартам;
— возможность самостоятельного формирования организациями систем оплаты труда работников с учетом особенностей деятельности и текущим приоритетам как в целом организаций, так производственных групп, конкретного рабочего места;
— обеспечение объективного уровня вознаграждения за труд для устранения «перекосов» в уровне заработных плат работников аналогичных должностей и профессий в рамках холдинга.
Для реализации указанных принципов Департамент по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» осуществляет мониторинг рынка труда для принятия объективных решений по устранению дисбаланса в уровнях оплаты труда и недопущения внутренней конкуренции за трудовые ресурсы в дочерних обществах ОАО «РЖД» и «материнской» компании, контролирует принятые решения.
Однако, по мнению Профсоюза, принятие Концепции запоздало – она была принята тогда, когда наметились очевидные проблемы – возникла внутренняя конкуренция за трудовые ресурсы и «перекосы» в размерах оплаты труда работников различных дочерних и зависимых обществ холдинга «РЖД» (далее – ДЗО). В настоящее время решается основная задача – унификация положений по оплате и мотивации труда в ДЗО в соответствие с Концепцией, устранение допущенных «перекосов», недопущение роста текучести кадров.
К сожалению еще многое не решено.
Так, в рамках Концепции предусмотрено установление тарифных ставок не ниже МРОТ в Российской Федерации (сейчас – 5205 руб.), а также минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации. При этом, в отдельных ДЗО размер минимальной заработной платы ниже, чем установленный в стране, например: в ОАО «Свердловский путевой ремонтно-механический завод «Ремпутьмаш» её размер составляет 4925 руб., в ОАО «Краспригород» – 4977 руб.
Концепцией установлено, что сбалансированным считается размер среднемесячной заработной платы работников ДЗО, отклоняющийся от размера среднемесячной заработной платы в ОАО «РЖД» по аналогичной должности или профессии в одном регионе деятельности не более чем на 15 процентов. Однако, в отдельных ДЗО уровень зарплаты значительно выше, чем в материнской компании (ООО «Аэроэкспресс», ОАО «Федеральная грузовая компания» и др.), тем самым сохраняется внутренняя конкуренция, продолжается перемещение кадров, например, машинистов электропоездов. Наблюдается и разный уровень зарплат в рамках одного региона, что также недопустимо.
При этом, наблюдается и обратная картина – в ОАО «Алатырский механический завод» среднемесячная заработная плата составляет 18274 руб., что ниже на 32,3 % среднемесячной заработной платы работников структурных подразделений и основных функциональных филиалов ОАО «РЖД» в Чувашской республике (26977 руб.), а также ниже на 2,0 % средней заработной платы по региону (18623 руб.).
Информация по ДЗО ОАО «РЖД» по уровню и динамике среднемесячной заработной платы приведены в приложение 1 к справке.
Концепцией предусмотрен единый подход к индексации заработной платы. Однако из 63 ДЗО, представивших информацию в 12 ДЗО этот принцип не соблюдается, в 11 ДЗО в 2013 году не проводилась индексация заработной платы, что усугубляет негативную социальную обстановку в коллективах данных организаций.
Так, не была проведена индексация в: ОАО «Экспериментальный завод «Металлист — Ремпутьмаш» (при среднемесячной заработной плате 21872 руб.), ОАО «Абдулинский завод по ремонту путевых машин и производству запасных частей «Ремпутьмаш» (22299 руб.), ОАО «Саранский вагоноремонтный завод» (23062 руб.) и других. Руководство «дочек» объясняет отсутствие индексации сложным финансовым.
Ситуация в 2014 году может усугубиться ещё больше в связи с решением Правительства Российской Федерации о «замораживании» тарифов на грузовые перевозки и инициативой о непроведении индексации заработной платы работников естественных монополий в 2014 году, выраженной в «Плане мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности» от 11 ноября 2013 года № 6732п-ПЭ, что безусловно приведёт к снижению уровня заработной платы работников организаций холдинга «РЖД» и повлечет обострение социальной напряженности в трудовых коллективах.
Концепцией закреплен единый подход к мотивации продолжительной и добросовестной работы. Однако, положения о мотивации такой работы (в том числе «за преданность компании») приняты только в ОАО «РЖД», ОАО «ФПК», Вагонных ремонтных компаниях, ОАО «Абдулинский завод по ремонту путевых машин и производству запасных частей «Ремпутьмаш», ОАО «Трансконтейнер», ОАО «Новосибирский стрелочный завод» и некоторых других ДЗО (всего в 13-ти). Приостановлена выплата вознаграждения за продолжительную и эффективную работу в ОАО «Желдорреммаш», не выплачивается указанное вознаграждение из-за отрицательного финансового результата в ОАО «Саранский вагоноремонтный завод».
Вместе с тем, в 8-ми ДЗО мотивация продолжительной и добросовестной работы реализуется через выплату вознаграждения за выслугу лет (ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод», ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш», ОАО «Оренбургский путеремонтный завод «Ремпутьмаш», ОАО «Экспериментальный завод «Металлист — Ремпутьмаш» и другие).
Большинство профсоюзных организаций, действующих в ДЗО, на заседаниях своих профсоюзных комитетов постоянно рассматривают вопросы по заработной плате персонала, ставят перед администрацией острые вопросы, указывают на попущенные нарушения в оплате труда. К сожалению, не все из них инициируют разработку и внедрение локальных нормативных актов по мотивации труда работников. В качестве положительных примеров можно указать председателя ППО ОАО «Федеральная пассажирская компания» – Л.А. Дмитриеву и председателя ППО Вагонных ремонтных компаний – Ю.В. Петькина (по разработке локальных нормативных актов по выплате вознаграждения за преданность компании в ОАО «ФПК» и в ОАО «ВРК-1», ОАО «ВРК-2», ОАО «ВРК-3», соответственно).
По мнению Профсоюза, ОАО «РЖД» через корпоративные процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, действующих в ДЗО, необходимо добиваться дальнейшего сближения подходов к оплате и мотивации труда работников в различных организациях, устранять допущенные ранее «перекосы», не допуская, при этом, нарушений трудового законодательства Российской Федерации, снижения реальной заработной платы работников основных производственных групп и конфликтов в трудовых коллективах.
На основании вышеизложенного, Президиум Центрального комитета Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Принять к сведению информацию об оплате и мотивации труда работников организаций холдинга ОАО «РЖД» (справка прилагается).
- Признать удовлетворительной работу первичных организаций Профсоюза на местах при внедрении Концепции оплаты труда работников организаций, входящих в холдинг «Российские железные дороги».
- Комитетам дорожных территориальной, территориальных, первичных организаций Профсоюза продолжить работу по:
— систематическому мониторингу уровня заработной платы работников дочерних обществ, входящих в холдинг «РЖД»;
— контролю и анализу заработной платы работников дочерних обществ, входящих в холдинг «РЖД» в целях недопущения снижения уровня заработной платы работников;
— инициировать разработку локальных нормативных актов по совершенствованию оплаты и мотивации труда работников;
— добиваться\ индексации заработной платы в тех организациях, где она не производилась.
- Комитетам организаций Профсоюза всех уровней обратить внимание:
— на необходимость включения вопросов оплаты труда в планы работы и их рассмотрения на заседаниях профсоюзных комитетов, с приглашением руководителей организаций;
— на освещение проблемных вопросов по организации оплаты и мотивации труда работников предприятий и организаций, входящих в холдинг «РЖД», а также принимать необходимые меры по их устранению.
- Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Профсоюза С.П. Железнова.
Председатель Профсоюза | Н.А. Никифоров |
Лист согласования Постановления Президиума Центрального комитета Профсоюза «Об оплате и мотивации труда работников организаций холдинга «РЖД»
Заместитель
Председателя Профсоюза |
_____________ |
Н.В. Бурова |
Заместитель
Председателя Профсоюза |
_____________ |
С.П. Железнов |
Заместитель
Председателя Профсоюза |
_____________ |
А.В. Карабанов |
Руководитель правового Департамента – Главный правовой инспектор
труда Профсоюза
|
_____________ |
Я.В. Купреев |
Руководитель Департамента социального партнерства, труда и заработной платы
|
_____________ |
А.А. Лощагин |
Зав.отделом Департамента социального партнерства, труда и заработной платы
|
_____________ |
Л.А. Зелинская |
Об оплате и мотивации труда работников
организаций холдинга «РЖД»
В целях установления единых принципов и подходов к организации оплаты труда, а также обеспечения применения прогрессивной российской и международной практики построения системы вознаграждения персонала, формирования эффективной системы оплаты труда работников в компаниях холдингового типа, распоряжением ОАО «РЖД» от 09.12.2010 года № 2550р утверждена Концепция оплаты труда работников организаций, входящих в холдинг «Российские железные дороги» (далее – Концепция).
В соответствии с Концепцией, все компании и структуры, доля участия ОАО «РЖД» в уставном капитале которых составляет более 50 %, должны соблюдать единые принципы оплаты труда работников по единым стандартам. Именно на этом настаивал Профсоюз: за равный труд должна быть и равная оплата. Понимание этого пришло в ОАО «РЖД» с другой стороны — когда из-за разницы в оплате возникла внутренняя конкуренция за работников между дочерними обществами. Концепцией предусмотрено установление унифицированных тарифных ставок — разрядов. Это значит, что в некоторых дочерних обществах холдинга необходим был пересмотр действующих систем оплаты труда, после чего зарплата в коллективах не должна отставать от установленных размеров в компании, а минимальная – от МРОТ в Российской Федерации (сейчас её размер составляет 5205 руб.), а также минимальной зарплаты в субъектах РФ.
Однако, на сегодняшний день в отдельных дочерних обществах (далее – ДО) размер минимальной заработной платы ниже, чем установленный в стране, так: в ОАО «Свердловский путевой ремонтно-механический завод «Ремпутьмаш» её размер составляет 4925 руб., в ОАО «Оренбургский путеремонтный завод «Ремпутьмаш» и ОАО «Петуховский литейно-механический завод» – 5118 руб., ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш» – 5137 руб., ОАО «Краспригород» – 4977 руб.
Наряду с применением единых принципов и подходов система оплаты труда персонала холдинга предусматривает возможность самостоятельного формирования организациями холдинга систем оплаты труда работников с учетом особенностей деятельности как в целом организаций, так производственных групп, конкретного рабочего места. Но при этом, в соответствии с Концепцией сбалансированным считается размер среднемесячной заработной платы работников ДО, отклоняющийся от размера среднемесячной заработной платы в ОАО «РЖД» по аналогичной должности или профессии в одном регионе деятельности не более чем на 15 процентов. Однако в дочерних обществах иногда возникают некоторые перекосы. В отдельных ДО уровень зарплаты значительно выше, чем в материнской компании (ООО «Аэроэкспресс», ОАО «Федеральная грузовая компания» и других), тем самым создается внутренняя конкуренция, «текучесть» кадров. Наблюдается и разный уровень зарплат в рамках одного региона, что также недопустимо.
Так, в ОАО «Алатырский механический завод» среднемесячная заработная плата составляет 18274 руб. и ниже на 32,3 % среднемесячной заработной платы работников структурных подразделений и основных функциональных филиалов ОАО «РЖД» в Чувашской республике – 26977 руб., а также ниже на 2,0 % средней зарплаты по региону – 18623 руб.
В ОАО «Абдулинский завод по ремонту путевых машин и производству запасных частей «Ремпутьмаш» среднемесячная заработная плата составляет 22299 руб. и ниже на 31,6 % среднемесячной заработной платы работников структурных подразделений и основных функциональных филиалов ОАО «РЖД» в Оренбургской области – 32611 руб.
По ДО значителен разброс и по уровню и динамике среднемесячной заработной платы (приложение № 1). За 9 месяцев текущего года к аналогичному периоду прошлого года средняя заработная плата составила:
— ОАО «Железнодорожная торговая компания» – 17313 руб. (наименьший размер из всех ДО в связи с тем, что значителен удельный вес работников невысоких разрядов работ 3-4 разряд), рост на 9,2 % к аналогичному периоду прошлого года,
— в ОАО «Алатырский механический завод» — 18274 руб., рост – на 24,7%,
— ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье – 1» – 18650,1 руб., рост – на 10,1 %,
— в ОАО «Сахалинская пассажирская компания – 1» – 53006 руб., рост – на 10,0 %,
— в ОАО «Федеральная грузовая компания» – 98532 руб. (наибольший уровень оплаты), при этом произошло снижение – на 4,9 % по причине увеличения штатной численности персонала по всем филиалам.
В целом, среднемесячная заработная плата работников ДО холдинга «РЖД» (на которые распространяется Концепция) 9 месяцев 2013 года составила 34470 рублей, что на 8, 0 % выше аналогичного периода 2012 года.
Для сравнения, за 9 месяцев текущего года заработная плата работников ОАО «РЖД» составила на перевозочной деятельности 38859 рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 10,0 %.
В Российской Федерации средняя месячная заработная плата за 9 месяцев текущего года составила 29044 рублей, с ростом на 13,0 % к аналогичному периоду прошлого года.
Общее ухудшение экономической ситуации в стране негативно отразилось на динамике объемов промышленного производства ДО. В связи с ухудшением экономической ситуации в организациях отмечено применение режима неполного рабочего времени, вследствие чего происходит снижение уровня оплаты труда работников.
Так, снижение объемов работы за 9 месяцев текущего года до 84,5 % к аналогичному периоду прошлого года в ОАО «ЭЛТЕЗА» повлекло снижение среднемесячной заработной платы за 9 месяцев текущего года к аналогичному периоду прошлого года – до 97,1 % (9 месяцев 2013 г. – 29756 руб., 9 месяцев 2012 г. – 30632 руб.).
В ОАО «ВРК-1» снижение объемов работы за 9 месяцев текущего года к соответствующему периоду прошлого года до 85,4 %, в сентябре текущего года произошло снижение среднемесячной заработной платы к соответствующему периоду прошлого года до 97,2 % (сентябрь 2013 г. – 28983 руб., сентябрь 2012 г. – 29822 руб.).
В вагонном ремонтном депо Батайск – структурном подразделении ОАО «ВРК-1» – снижение объема работы за 9 месяцев т.г. к соответствующему периоду прошлого года до 85,2 %, снижение среднемесячной заработной платы за сентябрь т.г. к соответствующему периоду прошлого года — до 81,9 % (сентябрь 2013 г. – 22701 руб., сентябрь 2012 г. – 27727 руб.).
В вагонном ремонтном депо Лянгасово ОАО структурном подразделении ОАО «ВРК-1» – снижение среднемесячной заработной платы за сентябрь т.г. до 90,4 % (сентябрь 2013 г. – 29342 руб., сентябрь 2012 г. – 32456 руб.). Во всех вышеназванных организациях отмечено применение режима неполного рабочего времени. Аналогичная ситуация и в некоторых других структурных подразделениях Вагоноремонтных компаний и других ДО.
В рамках данной Концепции предусмотрено применение единого подхода к регулированию уровня заработной платы работников холдинга через механизмы индексации заработной платы на уровне роста потребительских цен на товары и услуги в соответствии с данными Росстата.
Идентичный подход к применению таких механизмов в рамках холдинга направлен на обеспечение своевременной компенсации всем работникам холдинга потерь покупательной способности их заработной платы в связи с инфляционными процессами. Однако из 63 ДО, представивших информацию в 12-ти ДО этот принцип не соблюдается, ниже уровня инфляции индексация проведена в 11-ти ДО. Руководство объясняет отсутствие индексации сложным финансовым положением «дочек». Не индексируется заработная плата в: ОАО «Экспериментальный завод «Металлист — Ремпутьмаш» (при среднемесячной заработной плате 21872 руб.), ОАО «Абдулинский завод по ремонту путевых машин и производству запасных частей «Ремпутьмаш» (22299 руб.), ОАО «Саранский вагоноремонтный завод» (23062 руб.) и других.
В отдельных подразделениях дочерних обществ, при низкой динамике роста заработной платы и невысоком уровне оплаты труда, не проводилась индексация заработной платы, что усугубляет негативную социальную обстановку. Так, не была проведена индексация:
— в ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш», при среднемесячной заработной плате за 9 месяцев текущего года – 26096 руб., с ростом на 2,9 % к аналогичному периоду прошлого года,
— в ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод», при средней заработной плате – 27091 руб., с ростом на 1,4 % соответственно,
— в ОАО «Байкальская пригородная компания», при средней заработной плате – 33500 руб., с ростом на 2,8 % соответственно.
Между тем, ситуация на 2014 год может усугубиться ещё больше в связи с инициативой Правительства Российской Федерации о не проведении индексации заработной платы работников естественных монополий в 2014 году, выраженной в «Плане мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности» от 11 ноября 2013 года № 6732п-ПЭ, что безусловно приведёт к снижению уровня заработной платы работников холдинга «РЖД» и повлечет обострение социальной напряженности в трудовых коллективах.
Закреплен Концепцией единый подход по мотивации продолжительной и добросовестной работы. В самой компании, в ОАО «ФПК», Вагонных ремонтных компаниях, ОАО «Абдулинский завод по ремонту путевых машин и производству запасных частей «Ремпутьмаш», ОАО «Трансконтейнер», ОАО «Новосибирский стрелочный завод» и некоторых других ДО (всего в 13-ти) Положение о вознаграждении за продолжительную и эффективную работу есть, а в большинстве ДО — нет (ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания», ОАО «Вагонреммаш», всего более чем в половине – 32 –х ДО). Приостановлена выплата вознаграждения за продолжительную и эффективную работу в ОАО «Желдорреммаш» (идёт разработка нового Положения), не выплачивается указанное вознаграждение из-за убытка в ОАО «Саранский вагоноремонтный завод».
Вместе с тем, следует отметить, что в 8-ми ДО работникам производится выплата за выслугу лет (ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод», ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш», ОАО «Оренбургский путеремонтный завод «Ремпутьмаш», ОАО «Экспериментальный завод «Металлист — Ремпутьмаш» и другие).
Реформирование компании ОАО «РЖД» с преобразованием ее в холдинг «РЖД» и деление на различные филиалы и дочерние общества неизбежно привело к различным подходам и уровням заработной платы и социального обеспечения работников, что уже создало негативные тенденции к формированию конкуренции за персонал внутри холдинга «РЖД», что приводит к неоправданному увеличению расходов на привлечение персонала из структурных подразделений ОАО «РЖД» в ДО и наоборот. В этой связи, система мотивации, разработанная в Концепции должна обеспечить единый подход во всех филиалах и дочерних обществах к формированию систем заработной платы и социальной поддержки персонала (как мотивационной составляющей).
Следует отметить, что первичные профсоюзные организации на местах не всегда инициируют разработку и внедрение локальных актов по мотивации работников, аналогичные нормативным актам, действующим в Компании.
Активно работали в этом направлении: председатель ППО ОАО «Железнодорожная торговая компания» – Е.Н.Терещенко (при разработке локального акта по индексации заработной платы работников), председатель ППО ОАО «Федеральная пассажирская компания» – Л.А. Дмитриева и председатель ППО Вагонных ремонтных компаний ОАО «ВРК-1», ОАО «ВРК-2», ОАО «ВРК-3» – Ю.В. Петькин (при разработке локального акта по выплате вознаграждения за преданность компании), председатель ППО ОАО «БетЭлТранс» А.М. Бирюков (за включение в Коллективный договор ОАО «БетЭлТранс» на 2010 – 2012 и 2013 – 2015 годы пункта о предоставлении работникам дополнительных оплачиваемых отпусков (до 4-х календарных дней) за суммарный стаж работы в Обществе, ОАО «РЖД», организациях федерального железнодорожного транспорта и РОСПРОФЖЕЛ, и на заводе (филиале ОАО «БЭТ») до перехода его в состав МПС или ОАО «РЖД»).
Разработанные в Концепции цели по установлению единых принципов и подходов к организации оплаты, мотивации труда работников холдинга «РЖД», основанные на стимулировании вклада каждого работника в повышение результативной работы холдинга «РЖД», направлены на повышение значимости систем стимулирования в обеспечении социальной защищенности работников холдинга «РЖД».
В целях установления единых условий и критериев, позволяющих повысить объективность оплаты труда, материальную заинтересованность работников организаций холдинга «РЖД» в результатах труда, поддержания конкурентоспособности заработной платы работников и исключения внутренней конкуренции за трудовые ресурсы предлагается:
- Установление в ДО холдинга «РЖД» размера минимальной заработной платы не ниже, установленного в Российской Федерации, а также минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации.
- Для обеспечения объективного уровня вознаграждения и устранения «перекосов» в уровне заработных плат рекомендовать всем ДО разработать и ввести в действие локальные акты по выплате вознаграждения, стимулирующего продолжительную работу в организациях холдинга «РЖД», в которых не выплачивается данное вознаграждение.
- Совершенствование переменной части заработной платы, ежемесячных и разовых премий в зависимости от корпоративных результатов работы. Внедрение квартальных и годовых мотивационных премий.
- Введение системы участия в прибылях через дополнительное премирование работни