3 Постановление ЦК об оплате и мотвации труда работников организаций холдинга ОАО РЖД вар 8

ПРОЕКТ

 

РОССИЙСКИЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  СОЮЗ

  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ  И  ТРАНСПОРТНЫХ  СТРОИТЕЛЕЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ  КОМИТЕТ
ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19.12.2013 г.                          г. Москва                                №

 

 

Об оплате и мотивации труда работников организаций холдинга  «РЖД»

 

В целях установления единых принципов и подходов к организации оплаты труда, а также обеспечения применения прогрессивной российской и международной практики построения системы вознаграждения персонала, формирования эффективной системы оплаты труда работников в компаниях холдингового типа, распоряжением ОАО «РЖД» от 09.12.2010 г. № 2550р утверждена Концепция оплаты труда работников организаций, входящих в холдинг «Российские железные дороги» (далее – Концепция).

В соответствии с Концепцией, все организации, доля участия ОАО «РЖД» в уставном капитале которых составляет более 50 %, должны соблюдать единые принципы оплаты труда работников. К ним относятся:

— соблюдение прав работников в области оплаты труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— применение единых подходов к организации оплаты труда персонала во всех организациях;

— установление размера месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, оплачиваемого по первому уровню оплаты труда, не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом Российской Федерации; а также не ниже минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации, установленной соответствующим региональным трехсторонним соглашением;

— применение единого подхода к индексации заработной платы работников на уровне роста потребительских цен на товары и услуги;

— соответствие денежного вознаграждения персоналу, выплачиваемого в целях повышения эффективности деятельности, корпоративным стандартам;

— возможность самостоятельного формирования организациями систем оплаты труда работников с учетом особенностей деятельности и текущим приоритетам как в целом организаций, так производственных групп, конкретного рабочего места;

— обеспечение объективного уровня вознаграждения за труд для устранения «перекосов» в уровне заработных плат работников аналогичных должностей и профессий в рамках холдинга.

Для реализации указанных принципов Департамент по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» осуществляет мониторинг рынка труда для принятия объективных решений по устранению дисбаланса в уровнях оплаты труда и недопущения внутренней конкуренции за трудовые ресурсы в дочерних обществах ОАО «РЖД» и «материнской» компании, контролирует принятые решения.

Однако, по мнению Профсоюза, принятие Концепции запоздало – она была принята тогда, когда наметились очевидные проблемы – возникла внутренняя конкуренция за трудовые ресурсы и «перекосы» в размерах оплаты труда работников различных дочерних и зависимых обществ холдинга «РЖД» (далее – ДЗО). В настоящее время решается основная задача – унификация положений по оплате и мотивации труда в ДЗО в соответствие с Концепцией, устранение допущенных «перекосов», недопущение роста текучести кадров.

К сожалению еще многое не решено.

Так, в рамках Концепции предусмотрено установление тарифных ставок не ниже МРОТ в Российской Федерации (сейчас – 5205 руб.), а также минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации. При этом, в отдельных ДЗО размер минимальной заработной платы ниже, чем установленный в стране, например: в ОАО «Свердловский путевой ремонтно-механический завод «Ремпутьмаш» её размер составляет 4925 руб., в ОАО «Краспригород» – 4977 руб.

Концепцией установлено, что сбалансированным считается размер среднемесячной заработной платы работников ДЗО, отклоняющийся от размера среднемесячной заработной платы в ОАО «РЖД» по аналогичной должности или профессии в одном регионе деятельности не более чем на 15 процентов. Однако, в отдельных ДЗО уровень зарплаты значительно выше, чем в материнской компании (ООО «Аэроэкспресс», ОАО «Федеральная грузовая компания» и др.), тем самым сохраняется внутренняя конкуренция, продолжается перемещение кадров, например, машинистов электропоездов. Наблюдается и разный уровень зарплат в рамках одного региона, что также недопустимо.

При этом, наблюдается и обратная картина – в ОАО «Алатырский механический завод» среднемесячная заработная плата составляет 18274 руб., что ниже на 32,3 % среднемесячной заработной платы работников структурных подразделений и основных функциональных филиалов ОАО «РЖД» в Чувашской республике (26977 руб.), а также ниже на 2,0 % средней заработной платы по региону (18623 руб.).

Информация по ДЗО ОАО «РЖД» по уровню и динамике среднемесячной заработной платы приведены в приложение 1 к справке.

Концепцией предусмотрен единый подход к индексации заработной платы. Однако из 63 ДЗО, представивших информацию в 12 ДЗО этот принцип не соблюдается, в 11 ДЗО в 2013 году не проводилась индексация заработной платы, что усугубляет негативную социальную обстановку в коллективах данных организаций.

Так, не была проведена индексация в: ОАО «Экспериментальный завод «Металлист — Ремпутьмаш» (при среднемесячной заработной плате 21872 руб.), ОАО «Абдулинский завод по ремонту путевых машин и производству запасных частей «Ремпутьмаш» (22299 руб.), ОАО «Саранский вагоноремонтный завод» (23062 руб.) и других. Руководство «дочек» объясняет отсутствие индексации сложным финансовым.

Ситуация в 2014 году может усугубиться ещё больше в связи с решением Правительства Российской Федерации о «замораживании» тарифов на грузовые перевозки и инициативой о непроведении индексации заработной платы работников естественных монополий в 2014 году, выраженной в «Плане мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности» от 11 ноября 2013 года № 6732п-ПЭ, что безусловно приведёт к снижению уровня заработной платы работников организаций холдинга «РЖД» и повлечет обострение социальной напряженности в трудовых коллективах.

Концепцией закреплен единый подход к мотивации продолжительной и добросовестной работы. Однако, положения о мотивации такой работы (в том числе «за преданность компании») приняты только в ОАО «РЖД», ОАО «ФПК», Вагонных ремонтных компаниях, ОАО «Абдулинский завод по ремонту путевых машин и производству запасных частей «Ремпутьмаш», ОАО «Трансконтейнер», ОАО «Новосибирский стрелочный завод» и некоторых других ДЗО (всего в 13-ти). Приостановлена выплата вознаграждения за продолжительную и эффективную работу в ОАО «Желдорреммаш», не выплачивается указанное вознаграждение из-за отрицательного финансового результата в ОАО «Саранский вагоноремонтный завод».

Вместе с тем, в 8-ми ДЗО мотивация продолжительной и добросовестной работы реализуется через выплату вознаграждения за выслугу лет (ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод», ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш», ОАО «Оренбургский путеремонтный завод «Ремпутьмаш», ОАО «Экспериментальный завод «Металлист — Ремпутьмаш» и другие).

Большинство профсоюзных организаций, действующих в ДЗО, на заседаниях своих профсоюзных комитетов постоянно рассматривают вопросы по заработной плате персонала, ставят перед администрацией острые вопросы, указывают на попущенные нарушения в оплате труда. К сожалению, не все из них инициируют разработку и внедрение локальных нормативных актов по мотивации труда работников. В качестве положительных примеров можно указать председателя ППО ОАО «Федеральная пассажирская компания» – Л.А. Дмитриеву и председателя ППО Вагонных ремонтных компаний – Ю.В. Петькина (по разработке локальных нормативных актов по выплате вознаграждения за преданность компании в ОАО «ФПК» и в ОАО «ВРК-1», ОАО «ВРК-2», ОАО «ВРК-3», соответственно).

По мнению Профсоюза, ОАО «РЖД» через корпоративные процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, действующих в ДЗО, необходимо добиваться дальнейшего сближения подходов к оплате и мотивации труда работников в различных организациях, устранять допущенные ранее «перекосы», не допуская, при этом, нарушений трудового законодательства Российской Федерации, снижения реальной заработной платы работников основных производственных групп и конфликтов в трудовых коллективах.

На основании вышеизложенного, Президиум Центрального комитета Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

  1. Принять к сведению информацию об оплате и мотивации труда работников организаций холдинга ОАО «РЖД» (справка прилагается).
  2. Признать удовлетворительной работу первичных организаций Профсоюза на местах при внедрении Концепции оплаты труда работников организаций, входящих в холдинг «Российские железные дороги».
  3. Комитетам дорожных территориальной, территориальных, первичных организаций Профсоюза продолжить работу по:

— систематическому  мониторингу уровня заработной платы работников дочерних обществ, входящих в холдинг «РЖД»;

— контролю и анализу заработной платы работников дочерних обществ, входящих в холдинг «РЖД» в целях недопущения снижения уровня заработной платы работников;

— инициировать разработку локальных нормативных актов по совершенствованию оплаты и мотивации труда работников;

— добиваться\ индексации заработной платы в тех организациях, где она не производилась.

  1. Комитетам организаций Профсоюза всех уровней обратить внимание:

— на необходимость включения вопросов оплаты труда в планы работы и их рассмотрения на заседаниях профсоюзных комитетов, с приглашением руководителей организаций;

— на освещение проблемных вопросов по организации оплаты и мотивации труда работников предприятий и организаций, входящих в холдинг «РЖД», а также принимать необходимые меры по их устранению.

  1. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Профсоюза С.П. Железнова.

 

 

 

Председатель Профсоюза           Н.А. Никифоров

 

 

 

 

 

Лист согласования Постановления Президиума Центрального комитета Профсоюза «Об оплате и мотивации труда работников организаций холдинга «РЖД»

 

 

Заместитель

Председателя Профсоюза

 

_____________

 

Н.В. Бурова

     
Заместитель

Председателя Профсоюза

 

_____________

 

С.П. Железнов

     
Заместитель

Председателя Профсоюза

 

_____________

 

А.В. Карабанов

     
Руководитель правового Департамента – Главный правовой        инспектор

труда Профсоюза

 

 

 

 

_____________

 

 

 

Я.В. Купреев

Руководитель Департамента социального партнерства, труда и заработной платы

 

 

 

_____________

 

 

А.А. Лощагин

Зав.отделом Департамента социального партнерства, труда и заработной платы

 

 

 

_____________

 

 

Л.А. Зелинская

 

 

 

 

Об оплате и мотивации труда работников

организаций холдинга  «РЖД»

 

В целях установления единых  принципов и подходов к организации оплаты труда, а также обеспечения применения прогрессивной российской и международной практики построения системы вознаграждения персонала, формирования эффективной системы оплаты труда работников в компаниях холдингового типа, распоряжением ОАО «РЖД» от 09.12.2010 года № 2550р утверждена Концепция оплаты труда работников организаций, входящих в холдинг «Российские железные дороги» (далее – Концепция).

В соответствии с Концепцией, все компании и структуры, доля участия ОАО «РЖД» в уставном капитале которых составляет более 50 %, должны соблюдать единые принципы оплаты труда работников по единым стандартам. Именно на этом настаивал Профсоюз: за равный труд должна быть и равная оплата. Понимание этого пришло в ОАО «РЖД» с другой стороны — когда из-за разницы в оплате возникла внутренняя конкуренция за работников между дочерними обществами. Концепцией предусмотрено установление унифицированных тарифных ставок — разрядов. Это значит, что в некоторых дочерних обществах холдинга необходим был пересмотр действующих систем оплаты труда, после чего зарплата в коллективах не должна отставать от установленных размеров в компании, а минимальная – от МРОТ в Российской Федерации (сейчас её размер составляет 5205 руб.), а также минимальной зарплаты в субъектах РФ.

Однако, на сегодняшний день в отдельных дочерних обществах (далее – ДО) размер минимальной заработной платы ниже, чем установленный в стране, так: в ОАО «Свердловский путевой ремонтно-механический завод «Ремпутьмаш» её размер составляет 4925 руб., в ОАО «Оренбургский путеремонтный завод «Ремпутьмаш» и ОАО «Петуховский литейно-механический завод» – 5118 руб., ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш» – 5137 руб., ОАО «Краспригород» – 4977 руб.

Наряду с применением единых принципов и подходов система оплаты труда персонала холдинга предусматривает возможность самостоятельного формирования организациями холдинга систем оплаты труда работников с учетом особенностей деятельности как в целом организаций, так производственных групп, конкретного рабочего места. Но при этом, в соответствии с Концепцией сбалансированным считается размер среднемесячной заработной платы работников ДО, отклоняющийся от размера среднемесячной заработной платы в ОАО «РЖД» по аналогичной должности или профессии в одном регионе деятельности не более чем на 15 процентов. Однако в дочерних обществах  иногда возникают некоторые перекосы. В отдельных ДО уровень зарплаты значительно выше, чем в материнской компании (ООО «Аэроэкспресс», ОАО «Федеральная грузовая компания» и других), тем самым создается внутренняя конкуренция, «текучесть» кадров. Наблюдается и разный уровень зарплат в рамках одного региона, что также недопустимо.

Так, в ОАО «Алатырский механический завод» среднемесячная заработная плата составляет 18274 руб. и ниже на 32,3 % среднемесячной заработной платы работников структурных подразделений и основных функциональных филиалов ОАО «РЖД» в Чувашской республике – 26977 руб., а также ниже на 2,0 % средней зарплаты по региону – 18623 руб.

В ОАО «Абдулинский завод по ремонту путевых машин и производству запасных частей «Ремпутьмаш» среднемесячная заработная плата составляет 22299 руб. и ниже на 31,6 % среднемесячной заработной платы работников структурных подразделений и основных функциональных филиалов ОАО «РЖД» в Оренбургской области – 32611 руб.

По ДО значителен разброс и по уровню и динамике среднемесячной заработной платы (приложение № 1). За 9 месяцев  текущего года к аналогичному периоду прошлого года средняя заработная плата составила:

— ОАО «Железнодорожная торговая компания» – 17313 руб. (наименьший размер из всех ДО в связи с тем, что значителен удельный вес  работников невысоких разрядов работ 3-4 разряд), рост на 9,2 % к аналогичному периоду прошлого года,

— в ОАО «Алатырский механический завод» —  18274 руб., рост – на 24,7%,

— ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье – 1»  – 18650,1 руб., рост –  на 10,1 %,

— в ОАО «Сахалинская пассажирская компания – 1»  – 53006 руб., рост – на 10,0 %,

— в ОАО «Федеральная грузовая компания» – 98532 руб. (наибольший уровень оплаты), при этом произошло снижение – на 4,9 % по причине  увеличения штатной численности персонала по всем филиалам.

В целом, среднемесячная заработная плата работников ДО холдинга «РЖД» (на которые распространяется Концепция) 9 месяцев 2013 года составила 34470 рублей, что на 8, 0 % выше аналогичного периода 2012 года.

Для сравнения, за 9 месяцев текущего года заработная плата работников ОАО «РЖД» составила на перевозочной деятельности 38859 рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 10,0 %.

В Российской Федерации средняя месячная заработная плата за 9 месяцев текущего года составила 29044 рублей, с ростом на 13,0 % к аналогичному периоду прошлого года.

Общее ухудшение экономической ситуации в стране негативно отразилось на динамике объемов промышленного производства ДО. В связи с ухудшением экономической ситуации в организациях отмечено применение режима неполного рабочего времени, вследствие чего происходит снижение уровня оплаты труда работников.

Так, снижение объемов работы за 9 месяцев  текущего года  до 84,5 % к аналогичному периоду прошлого года в ОАО «ЭЛТЕЗА» повлекло снижение среднемесячной заработной платы за 9 месяцев текущего года к аналогичному периоду прошлого  года – до 97,1 % (9 месяцев 2013 г. – 29756 руб., 9  месяцев 2012 г. – 30632 руб.).

В ОАО «ВРК-1» снижение объемов работы за 9 месяцев текущего года к соответствующему периоду прошлого года до 85,4 %, в сентябре текущего года произошло снижение среднемесячной заработной платы к соответствующему периоду прошлого года до 97,2 % (сентябрь  2013 г. – 28983 руб., сентябрь  2012 г. – 29822 руб.).

В вагонном ремонтном депо Батайск – структурном подразделении ОАО «ВРК-1» – снижение объема работы за 9 месяцев т.г. к соответствующему периоду прошлого года до 85,2 %, снижение среднемесячной заработной платы за сентябрь т.г. к соответствующему периоду прошлого года — до 81,9 % (сентябрь 2013 г. – 22701 руб., сентябрь 2012 г. – 27727 руб.).

В вагонном ремонтном депо Лянгасово ОАО структурном подразделении ОАО «ВРК-1» – снижение среднемесячной заработной платы за сентябрь т.г. до 90,4 % (сентябрь 2013 г. – 29342 руб., сентябрь 2012 г. – 32456 руб.). Во всех вышеназванных организациях отмечено применение режима неполного рабочего времени. Аналогичная ситуация и в некоторых других структурных подразделениях Вагоноремонтных компаний и других ДО.

В рамках данной Концепции предусмотрено применение единого подхода к регулированию уровня заработной платы работников холдинга через механизмы индексации заработной платы на уровне роста потребительских цен на товары и услуги в соответствии с данными Росстата.

Идентичный подход к применению таких механизмов в рамках холдинга направлен на обеспечение своевременной компенсации всем работникам холдинга потерь покупательной способности их заработной платы в связи с инфляционными процессами. Однако из 63 ДО, представивших информацию в 12-ти ДО этот принцип не соблюдается, ниже уровня инфляции индексация проведена в 11-ти ДО. Руководство объясняет отсутствие индексации сложным финансовым положением «дочек». Не индексируется заработная плата в: ОАО «Экспериментальный завод «Металлист — Ремпутьмаш» (при среднемесячной заработной плате 21872 руб.), ОАО «Абдулинский завод по ремонту путевых машин и производству запасных частей «Ремпутьмаш» (22299 руб.), ОАО «Саранский вагоноремонтный завод» (23062 руб.) и других.

В отдельных подразделениях дочерних обществ, при низкой динамике роста заработной платы и невысоком уровне оплаты труда, не проводилась индексация заработной платы, что усугубляет негативную социальную обстановку. Так, не была проведена индексация:

— в ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш», при среднемесячной заработной плате за 9 месяцев текущего года – 26096 руб., с ростом на 2,9 % к аналогичному периоду прошлого года,

—  в ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод», при средней заработной плате  – 27091 руб., с ростом на 1,4 % соответственно,

— в ОАО «Байкальская пригородная компания», при средней заработной плате  – 33500 руб., с ростом на 2,8 % соответственно.

Между тем, ситуация на 2014 год может усугубиться ещё больше в связи с инициативой Правительства Российской Федерации о не проведении индексации заработной платы работников естественных монополий в 2014 году, выраженной в «Плане мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности» от 11 ноября 2013 года № 6732п-ПЭ, что безусловно приведёт к снижению уровня заработной платы работников холдинга «РЖД» и повлечет обострение социальной напряженности в трудовых коллективах.

Закреплен Концепцией единый подход по мотивации продолжительной и добросовестной работы. В самой компании, в ОАО «ФПК», Вагонных ремонтных компаниях, ОАО «Абдулинский завод по ремонту путевых машин и производству запасных частей «Ремпутьмаш», ОАО «Трансконтейнер», ОАО «Новосибирский стрелочный завод» и некоторых других ДО (всего в 13-ти) Положение о вознаграждении за продолжительную и эффективную работу есть, а в большинстве ДО — нет (ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания», ОАО «Вагонреммаш», всего более чем в половине – 32 –х  ДО). Приостановлена выплата вознаграждения за продолжительную и эффективную работу в ОАО «Желдорреммаш» (идёт разработка нового Положения), не выплачивается указанное вознаграждение из-за убытка в ОАО «Саранский вагоноремонтный завод».

Вместе с тем, следует отметить, что в 8-ми ДО работникам производится выплата за выслугу лет (ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод», ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш», ОАО «Оренбургский путеремонтный завод «Ремпутьмаш», ОАО «Экспериментальный завод «Металлист — Ремпутьмаш» и другие).

Реформирование компании ОАО «РЖД»  с преобразованием ее в холдинг «РЖД» и деление на различные филиалы и дочерние общества  неизбежно привело к различным подходам и уровням заработной платы и социального обеспечения работников, что уже создало негативные тенденции к формированию конкуренции за персонал внутри холдинга  «РЖД», что приводит к неоправданному увеличению расходов на привлечение персонала из структурных подразделений ОАО «РЖД» в ДО и наоборот. В этой связи, система мотивации, разработанная  в Концепции должна обеспечить единый подход во всех филиалах и дочерних обществах к формированию систем заработной платы и социальной поддержки персонала (как мотивационной составляющей).

Следует отметить, что первичные профсоюзные организации на местах не всегда инициируют разработку и внедрение локальных актов по мотивации работников, аналогичные нормативным актам, действующим в Компании.

Активно работали в этом направлении: председатель ППО ОАО «Железнодорожная торговая компания» – Е.Н.Терещенко (при разработке локального акта по индексации заработной платы работников), председатель ППО ОАО «Федеральная пассажирская компания» – Л.А. Дмитриева и председатель ППО Вагонных ремонтных компаний ОАО «ВРК-1», ОАО «ВРК-2», ОАО «ВРК-3» – Ю.В. Петькин (при разработке локального акта по выплате вознаграждения за преданность компании), председатель ППО ОАО «БетЭлТранс» А.М. Бирюков (за включение в Коллективный договор ОАО «БетЭлТранс» на 2010 – 2012 и 2013 – 2015 годы пункта о предоставлении работникам дополнительных оплачиваемых отпусков (до 4-х календарных дней) за суммарный стаж работы в Обществе, ОАО «РЖД», организациях федерального железнодорожного транспорта и РОСПРОФЖЕЛ, и на заводе (филиале ОАО «БЭТ») до перехода его в состав МПС или ОАО «РЖД»).

Разработанные в Концепции цели по установлению единых  принципов и подходов к организации оплаты, мотивации труда работников холдинга «РЖД», основанные на стимулировании вклада каждого работника в повышение результативной работы холдинга «РЖД», направлены на повышение значимости систем стимулирования в обеспечении социальной защищенности работников холдинга «РЖД».

В целях установления единых условий и критериев, позволяющих повысить объективность оплаты труда, материальную заинтересованность работников организаций холдинга «РЖД» в результатах труда, поддержания конкурентоспособности заработной платы работников и исключения внутренней конкуренции за трудовые ресурсы предлагается:

  1. Установление в ДО холдинга «РЖД» размера минимальной заработной платы не ниже, установленного в Российской Федерации, а также минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации.
  2. Для обеспечения объективного уровня вознаграждения и устранения «перекосов» в уровне заработных плат рекомендовать всем ДО разработать и ввести в действие локальные акты по выплате вознаграждения, стимулирующего продолжительную работу в организациях холдинга «РЖД», в которых не выплачивается данное вознаграждение.
  3. Совершенствование переменной части заработной платы, ежемесячных и разовых премий в зависимости от корпоративных результатов работы. Внедрение квартальных и годовых мотивационных премий.
  4. Введение системы участия в прибылях через дополнительное премирование работни

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: