4.1. пост Калининград

 

Проект

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ  КОМИТЕТ

ПРЕЗИДИУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                    г.                            г. Москва                                №             

 

 

Об итогах работы руководителей РОСПРОФЖЕЛ, специалистов Аппарата Центрального комитета Профсоюза по изучению опыта и оказанию практической помощи комитетам организаций Профсоюза на Калининградской железной дороге

 

 

Заслушав информацию об итогах работы по изучению опыта и оказанию практической помощи комитетам организаций Профсоюза на Калининградской железной дороге, Президиум ЦК Профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Отметить в целом положительную работу, проводимую комитетами организаций Профсоюза на Калининградской железной дороге по реализации решений, принятых Съездом Профсоюза, Центральным комитетом и его Президиумом, Основных направлений деятельности РОСПРОФЖЕЛ на 2011-2015 годы (Справка прилагается).
  2. Комитетам организаций Профсоюза всех уровней на Калининградской железной дороге принять меры по устранению выявленных недостатков и сосредоточить внимание на решении приоритетных вопросов:

— социально-экономической, правовой защиты членов Профсоюза, контроля за соблюдением трудового законодательства, коллективных договоров  и соглашений;

— усиления мотивации профсоюзного членства, совершенствования системы контроля за исполнением принятых решений и обучения профсоюзных кадров, обеспечения актуальной информацией о решениях и действиях органов Профсоюза всех уровней по защите интересов членов РОСПРОФЖЕЛ с использованием новых форм и возможностей современных информационных технологий;

— осуществления постоянного контроля за своевременным обеспечением работников спецодеждой, специальной обувью и другими СИЗ в соответствии с нормами, за предоставлением гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда, недопущении необоснованного снижения класса (подкласса) условий труда по результатам специальной оценки условий труда;

— продвижения среди членов РОСПРОФЖЕЛ программ негосударственного пенсионного обеспечения и личного страхования жизни и здоровья, кредитно-потребительской кооперации;

  1. Председателю дорожной территориальной организации Профсоюза на Калининградской ж.д. Вербичу В.В.:

— принять план мероприятий по повышению эффективности работы комитетов организаций Профсоюза, укреплению исполнительской дисциплины;

— в срок до 01.10.2015 г. проинформировать Президиум ЦК Профсоюза о выполнении настоящего Постановления.

  1. Комитетам организаций РОСПРОФЖЕЛ всех уровней принять во внимание и учесть в своей деятельности информацию об итогах работы по изучению опыта и оказанию практической помощи комитетам организаций Профсоюза на Калининградской железной дороге (Постановление, справка).
  2. Контроль за выполнением Постановления возложить на заместителя Председателя Профсоюза Карабанова А.В.

 

 

 

Председатель Профсоюза   Н.А. Никифоров

 

 

 

С П Р А В К А

о работе комитетов организаций Профсоюза на Калининградской железной дороге по реализации «Основных направлений деятельности РОСПРОФЖЕЛ на период 2011-2015 годы»,
принятых на
XXXI Съезде Профсоюза

 

Организационная работа

Дорожная территориальная организация на Калининградской железной дороге по состоянию на 01.01.2014 года объединяет 5 907 человек. Всего из них: работающих – 5669 человек (95,9%), неработающих пенсионеров — 200 человек (0,03%), молодежь до 35 лет –1 744 человек (29,5%), женщин – 2 387 человек (40,4%). В ее структуре 1 объединенная первичная профсоюзная организация и 35 первичных профсоюзных организаций. Среди председателей первичных профсоюзных организаций 5 (14%) являются освобожденными председателями, 27 (77%) женщины, 4 (11%)- молодежь до 35 лет.

В своей работе организации Профсоюза руководствуются Основными направления деятельности, определенными ХХХI Съездом Профсоюза, осуществляют свою работу по перспективным (годовым) и квартальным планам, формируемым в соответствии с планами вышестоящих органов Профсоюза. Конференции, собрания, заседания выборных органов ППО проводятся с периодичностью, установленной Уставом РОСПРОФЖЕЛ и рассматриваемые вопросы, в основном, охватывают все направления деятельности Профсоюза.

На 01.01.2015 г. уровень профсоюзного членства в Дорпрофжел на Калининградской ж.д.- 93,01%, (на 0,8% выше, чем на 01.01.2014 г.). Следует отметить наряду с профсоюзными организациями, где все работники являются членами РОСПРОФЖЕЛ, низкий уровень профсоюзного членства в ряде первичных профсоюзных организаций, в том числе менее чем в целом по Профсоюзу и по Дорпрофжел: ППО ОАО ЭЗ «Металлист-Ремпутьмаш» – 43%, ППО вокзала Калининград Южный Северо-Западной РДЖВ -61,9%, ППО НУЗ «Больница Калининград» – 64,6%, ППО ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» – 72%, ППО Калиниградское вагонное эксплуатационное депо – 80%, ППО ПМС-93 – 81,4%, ППО сервисного локомотивного депо Калининград ООО «ТМХ-Сервис» — 81,4%, ППО НУЗ «Поликлиника Черняховск» – 85,2%, ППО санатория-профилактория «Янтарь» – 86,7%, ППО дистанции СЦБ Калининградской дирекции инфраструктуры – 84,1%.

На заседании Президиума комитета Дорпрофжел 30.05.2014 года и 30.04.2015 года вопросы о мотивации профсоюзного членства в ППО НУЗ «Больница Калининград», Калиниградское вагонное эксплуатационное депо, Калининградской дистанции СЦБ, ПМС-93 рассматривались. В постановлении от 30.05.2014 г. №43.4 пункт 3. принято решение «принять заверения  председателей вышеперечисленных ППО, что с их стороны будут приняты исчерпывающие меры». Однако, за год в данных организациях произошло снижение профсоюзного членства, но при рассмотрении вопроса на заседании Президиума комитета Дорпрофжел анализ уровня профсоюзного членства не проводился и намеченные меры не установили конкретных задач и сроков для комитетов данных организаций по исправлению ситуации. Только в мае 2015 года президиумом комитета Допрофжел разработана Программа по мотивации профсоюзного членства, включающая соответствующие мероприятия, но к ее реализации не приступили.

Руководителями Дорпрофжел и специалистами проводится работа по оказанию практической помощи. Особое внимание уделяется вопросам социально-экономической защиты, контролю за соблюдением трудового законодательства, вопросам охраны труда. При оказании практической помощи в поле зрения руководителей и специалистов находятся все профсоюзные комитеты ППО, находящиеся на профсоюзном обслуживании, а также, как требует п. 4.4. Устава РОСПРОФЖЕЛ «находящиеся на данной территории», но графики выезда специалистов на линию, регулярно не утверждаются, составляются отчеты. Практически во всех ППО имеются «Журналы для записей замечаний, предложений, рекомендаций представителей вышестоящих организаций», но при посещении организаций Профсоюза руководители и специалисты отметки в них не делают, не указываются отмеченные при посещении недостатки и предложения.

Дорпрофжел организована и проводится отчетно-выборная кампания. Составлены графики проведения собраний, конференций в соответствии с Постановлением ЦК Профсоюза от 16.10.2014 г. «О проведении отчетов и выборов в организациях Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ)» в, определены ответственные, установлен контроль.

Ежемесячно в соответствии с графиками проводятся «Единые информационные дни», по результатам составляются отчеты. Ведение делопроизводства в профсоюзных комитетах соответствует рекомендациям ЦК Профсоюза. Для контроля исполнения решений вышестоящих органов Профсоюза в отдельных ППО ведутся специальные журналы.

Президиумом комитета Дорпрофжел своевременно принимаются решения по реорганизации (адаптации) профсоюзной структуры в условиях реформирования хозяйственной структуры организаций, работники которых являются членами РОСПРОФЖЕЛ. В 2014 году созданы и успешно работают:

— ОППО Калининградской дирекции инфраструктуры, объединяющая работников аппарата дирекции, Калининградских дистанций пути, электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки, путевых машин и специального подвижного состава, эксплуатационного вагонного депо Калининград, Черняховской дистанции пути и вагонного ремонтного депо Черняховск (председатель Сыч Виктор Ярославович);

— ППО Калининградских дирекций тяги, по ремонту тягового подвижного состава, моторвагонного подвижного состава и пассажирских обустройств (председатель Ермолаева Ирина Викторовна). 30.06.2014 г. создана ППО Калининградского сервисного локомотивного депо ООО «ТМХ-Сервис», в которое перешли на работу члены Профсоюза из ремонтного локомотивного депо и по их решению председателем ППО избрана Ермолаева И.В.;

Результаты деятельности таких укрупненных профсоюзных организаций, подтверждают целесообразность принятия решений по их созданию с учетом местных условий и кадровых ресурсов. Положительный эффект также состоит в сохранении освобожденного от основной работы председателя ППО.

Обучение профсоюзного актива проводится в соответствии с Концепцией кадровой политики РОСПРОФЖЕЛ на семинарах, организуемых Дорпрофжел. В ППО разработаны и утверждены годовые планы обучения профсоюзного актива, занятия проводятся ежемесячно председателями ППО, учет обучаемых и темы занятий оформляются в журналах единого образца. Сформирован резерв кадров на председателей ППО, осуществляется его подготовка.

Все председатели ППО обеспечены персональными компьютерами с доступом к электронной сети Интранет и Интернет. В настоящее время проводится работа по подключению ряда не освобожденных председателей ППО к сети Интернет. По электронной почте сетей Интранет и Интернет осуществляется рассылка документов, информационных материалов.

Учет членов Профсоюза в организациях ведется в соответствии с «Инструкцией по учету членов РОСПРОФЖЕЛ. Проведена работа по формированию «Единого реестра организаций РОСПРОФЖЕЛ». Статистические отчеты по всем организациям Профсоюза формируются в АИС «Единый реестр организаций РОСПРОФЖЕЛ».

ППО Калининградской дирекции управления движением и филиала ФГП ВО ЖДТ России на Калининградской.ж.д. (20% от численности членов Профсоюза, объединяемых Дорпрофжел) приняли решение об участии в программе лояльности для членов Профсоюза, осуществлен переход на электронные профсоюзные билеты.

Дорпрофжел, ППО проводится информационная работа с членами Профсоюза, имеются информационные стенды с логотипами РОСПРОФЖЕЛ, эмблемой к 110-летию Профсоюза. Кроме обязательных материалов на стендах размещена информация о голосовании на портале Госуслуг за инициативу РОСПРОФЖЕЛ по увеличению размера командировочных, об электронном профсоюзном билете, о кредитно-потребительском кооперативе, о страховых программах, организуемых Дорпрофжел и другая. Вместе с тем на профсоюзных стендах представлено недостаточно оперативной и актуальной информации о деятельности комитетов ППО, Дорпрофжел, необходимо оперативно информировать членов Профсоюза о деятельности профсоюзного комитета, принимаемых решениях, контролю за их исполнением.

Своевременно осуществляется подписка и доставка в организации печатной продукции ЦК Профсоюза.

Собственные награды для поощрения активистов, лучших профсоюзных работников комитетом Дорпрофжел не учреждены.

 

 

 

Социальное партнерство и социально-экономическая защита

Дорпрофжел на Калининградской железной дороге проводит работу по координации деятельности первичных профсоюзных организаций, действующих на полигоне дороги по вопросам социального партнерства и по защите социально-трудовых прав членов работников – членов Профсоюза в соответствии с планами, утвержденными на заседании Президиума Дорпрофжел.

На полигоне дороги действует 14 коллективных договоров, которые распространяют своё действие на работников ОАО «РЖД», его дочерних и зависимых обществ, негосударственных дошкольных образовательных учреждений, негосударственного учреждения здравоохранения «Дорожная больница на станции Калининград», ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания», ОАО «Экспериментальный завод «Металлист-Ремпутьмаш», Сервисного локомотивного депо Калининград – филиала «Северо-Западный» ООО «ТМХ-Сервис». Надлежащий уровень социального партнерства обеспечен по всем структурам Профсоюза.

В связи с реформированием железнодорожной отрасли на полигоне дороги реализована новая форма подведения итогов коллективных договоров – в формате регионального социально-экономического форума социальной ответственности и партнерства с участием представителей территориальных структурных подразделений вертикально интегрированных филиалов и других филиалов ОАО «РЖД», представителей дочерних обществ компании, расположенных на территории дороги.

Предложения и замечания, высказанные участниками форума, фиксируются и обобщаются, составляются критические замечания, планы по реализации внесённых предложений и устранению замечаний.

Дорпрофжел оказывает практическую помощь первичным профсоюзным организациям по разработке и заключению новых коллективных договоров, по внесению в действующие коллективные договоры изменений и дополнений.

Так, в 2014 году оказано содействие в разработке и заключении  новых коллективных договоров в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях (детские сады) №№ 28, 29, 30 и 31, куда включены практически все гарантии, компенсации и льготы, обеспечивающие работникам и неработающим пенсионерам меры социально-экономической защиты, на уровне Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2014 — 2016 годы.

Дорпрофжел и первичными профсоюзными организациями проводится работа по мониторингу социально-экономической ситуации, обстановки в трудовых коллективах, оценки проводимых работодателями антикризисных мероприятий для того, чтобы не допускать нарушений законных прав и интересов работников.

При этом, из-за падения объемов работы в 2014 году вынужденно принимались непопулярные решения по сокращению численности персонала. Например, в ОАО «Экспериментальный завод «Металлист-Ремпутьмаш» были сокращены 14 чел., в ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» – 24 чел., в Путевой машинной станции № 93 – 4 чел., в Пассажирском вагонном депо Калининград – 12 чел. В настоящее время мероприятия по сокращению численности (штата) работников проводятся в Строительно-монтажном тресте № 2 — филиале ОАО «РЖДстрой» – предполагается сократить 11 чел., в Калининградской дирекции управления движением – 5 чел. и т.д.

На полигоне Калининградской железной дороги произошло наибольшее  по сети падение объемов работ (приведенная работа 83,1% к прошлому году). В этих условиях комитет Дорпрофжел проводит целенаправленную работу по координации деятельности первичных профсоюзных организаций по защите социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза, осуществляет контроль в вопросах оплаты труда и премирования работников структурных подразделений, осуществляющих свою деятельность на полигоне дороги, проводит постоянный мониторинг заработной платы (своевременность выплаты, размер, динамика изменения, в том числе в разрезе структурных подразделений и производственных групп).

Среднемесячная заработная плата работников на полигоне Калининградской железной дороги на перевозках за 2014 г. составила 36706 руб. с ростом на 4,4 % к уровню 2013 г., реальная заработная плата снизилась на 3,1   %. За 4 месяца 2015 г. – 39616 руб. с ростом на 10,5 % к аналогичному периоду 2014 г., реальная заработная плата снизилась на 5,0 %.

Уровень заработной платы работников структурных подразделений ОАО «РЖД», расположенных на территории Калининградской железной дороги за 2014 г., превышает среднюю заработную плату по региону – Калининградской области – на 34,4 % (35620 руб. (без РЦКУ) против 26500 руб. в регионе).

Среднемесячная заработная плата работников региональных дирекций функциональных филиалов, расположенных в границах Калининградской железной дороги за 4 месяца 2015 г. составила:

— в дирекции управления движением – 35368 руб., с ростом  к аналогичному периоду 2014 г. на 6,8 %, реальная – снизилась на 8,2 %;

— в дирекции тяги – 45610 руб. с ростом к аналогичному периоду 2014 г. на 12,7 %, реальная – снизилась на 3,1 %;

— в дирекции по ремонту тягового подвижного состава – 51532 руб., с ростом к аналогичному периоду 2014 г. на 33,4 %, реальная – возросла на 16,3 %;

— в дирекции инфраструктуры – 37519 руб., с ростом к аналогичному периоду 2014 г. на 9,4 %, реальная – снизилась на 5,9 %.

Работодателями, действующими в структурных подразделениях ОАО «РЖД» на дороге, при участии Дорпрофжел и соответствующих первичных профсоюзных организаций проводилась определенная работа по  мотивации труда работников.

Так, в Калининградской дирекции инфраструктуры в соответствии с Положением о выплате зональных надбавок за 2014 год монтерам пути выплачено 8,159 млн. руб. или 1926 рублей на одного работника в среднем в месяц (за аналогичный период 2013 года – 8,410  млн. руб. или  1743  руб. на одного работника в среднем в месяц). Размер зональной надбавки составил 20 % от тарифной ставки (должностного оклада).

С 1 апреля 2015 года монтерам пути Калининградской дистанции пути размер зональной надбавки увеличен до 40 %. Активное участие в положительном решении данного вопроса принимал участие председатель ППО дистанции пути В.Я. Сыч.

За обнаружение трудновыявляемых дефектов работникам вагонного хозяйства за 2014 год выплачено 0,436 млн. руб., сумма в среднем на одного премируемого работника – 17440 рублей в месяц (поощрено 25 человек).

В соответствии с Положением о порядке планирования и распределения вознаграждения из фонда мастера за  2014 год выплачено 8,366 млн. рублей. Поощрено 87 бригад (участков, цехов).

За обеспечение безопасности движения поездов по итогам работы за 2014 год работникам структурных подразделений Калининградской дирекции инфраструктуры в 2015 году выплачено вознаграждение в сумме 3,698 млн. рублей. Поощрено 225 работников, выплата на одного работника составила 16436 рублей.

Выплата единовременного вознаграждения за преданность компании за 2014 год составила 21,918 млн. руб.

По всем Положениям о дополнительном премировании за 2014 год выплачено 17,432  млн. рублей.

Классные звания присвоены 75 работникам. В соответствии с  Положением о присвоении классных званий за 2014 год выплачено 3,262  млн. руб. или 3624 рубля на одного работника в среднем в месяц.

Кроме того, 208 человек или 13 % от общей численности рабочих получают надбавки за профессиональное мастерство. В соответствии с Положением об установлении надбавок за профессиональное мастерство за 2014 год выплачено 6,074  млн. руб. или 2433 рублей на одного работника в среднем в месяц, (за аналогичный период прошлого года – 5,783  млн. руб. или  2409  руб. на одного работника в среднем в месяц).

Из лимита начальника железной дороги поощрено 470 человек на сумму 2476 тысяч рублей.

В связи с проводимыми мероприятиями по оптимизации численности и экономии фонда заработной платы в отдельных структурных подразделениях, расположенных на полигоне Калининградской железной дороги применяются различные виды неполного рабочего времени (как сокращенная рабочая неделя, так и нахождение в отпусках без сохранения заработной платы).

Всего с начала года (за январь — апрель) текущего года в среднем ежемесячно во всех видах режима неполного рабочего времени работало 1,2 % от среднесписочной численности работников аппарата управления и структурных подразделений на полигоне Калининградской железной дороги, что значительно ниже, чем в целом по ОАО «РЖД» (11,3 %).

В 2014 году по инициативе работодателя официально вводился режим неполного рабочего времени в ОАО «Экспериментальный завод «Металлист — Ремпутьмаш» и Путевой машинной станции № 93.

В 2014 г. с 1 октября в структурных подразделениях ОАО «РЖД», НУЗ и НОУ ОАО «РЖД» и с 1 ноября в ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» проведена индексация заработной платы на 2,63 %, в 2015 г. с 1 марта во всех данных организациях – на 3,7 %.

В Пассажирском вагонном депо Калининград – структурном подразделении АО «Федеральная пассажирская компания» индексация проведена: в 2014 г. с 1 февраля – на 1,7 % и с 1 ноября – на 2,3 %, в 2015 г. с 1 мая – на 3,7 %.

С 1 марта 2015 г. на 2,6 % проиндексирована заработная плата в Сервисном локомотивном депо Калининград – филиале «Северо-Западный» ООО «ТМХ-Сервис». В ОАО «Экспериментальный завод «Металлист-Ремпутьмаш» заработная плата индексировалась с 1 января 2014 г. (за 2013 год) – на 6,2 %, с 1 апреля 2015 г. – на 2,63 %. В СМТ-2 – филиале ОАО «РЖДстрой» в 2014 г. была проведена индексация заработной платы: с 1июля – на 6,5 % (для ИТР) и на 1,7 % (для рабочих), и с 1 октября – на 2,3 % для всех работников, за 5 месяцев 2015 г. индексация не производилась.

В 2014 г. и за 5 месяцев 2015 г. не была проведена  индексация заработной платы в филиале ФГП «Ведомственная охрана на железнодорожном транспорте» на Калининградской железной дороге.

Случаев задержки выплаты заработной платы и наличие случаев выплаты премий не в полном размере (в нарушение положений о премировании – за исключением случаев лишения прими за производственные упущения) не было. Исключение – Сервисное локомотивное депо Калининград, где имеются нарушения по премированию, по «закрытию» «урезанных» нарядов на сдельные работы из-за административного снижения «сверху» фонда заработной платы, отмене отдельных видов доплат.

Работники Дорпрофжел проводили экспертную оценку и готовили постановления профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации на железной дороге с выражением мотивированного мнения по проектам локальных нормативных актов. Например, в 2014 году:

— по Положению о дополнительном премировании работников диспетчерского центра управления перевозками;

— по Сборнику «Нормативы численности приемосдатчиков груза и багажа на железнодорожных станциях»;

— по Сборнику «Нормативы численности  работников дистанции сигнализации, централизации и блокировки Дистанции сигнализации, централизации и блокировки ОАО «РЖД», устройства механизированных и автоматизированных сортировочных горок».

— по Положению о текущем премировании работников Дирекции по  ремонту тягового подвижного состава за  основные результаты производственно-хозяйственной деятельности и др.

В Дорпрофжел и в большинстве первичных профсоюзных организаций, также рассматриваются вопросы оплаты труда и премирования работников, выполнения коллективного договора, применении антикризисных мероприятий, в том числе вопрос о применении неполного рабочего времени, установлении доплат за вредные и опасные условия труда, использовании рабочего времени и времени отдыха, соблюдении трудового законодательства в сфере оплаты труда, согласования графика отпусков и о предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков.

Профкомы выявляют и рассматривают на своих заседаниях имеющие место системные нарушения и принимают меры к устранению данных нарушений.

Например, в 2015 году:

— на заседаниях профсоюзного комитета ППО Калининградской дистанции пути (освобожденный председатель В.Я. Сыч) рассмотрены вопросы: об установлении зональных надбавок работникам дистанции пути; о режимах  работы  дежурных по  переезду; об оплате труда работников дистанции пути на околотках и в цехах; о соблюдении режима труда и отдыха монтеров пути и др.;

— на заседаниях профсоюзного комитета ППО Черняховской дистанции пути (освобожденный председатель П.В. Клопов)  рассмотрены следующие вопросы: о режиме  труда  и отдыха работников железнодорожных строительных маши; о зональных надбавках монтерам пути; о премирования работников и т.д.;

— на заседаниях профсоюзного комитета ППО Калининградской дирекции управления движением (освобожденный председатель М.М. Милорадова) рассмотрены следующие вопросы: об анализе заработной платы; об оптимизации численности работников; о соблюдении режима труда и отдыха и др.;

— на заседаниях профсоюзного комитета ППО Калининградских дирекций тяги, по ремонту тягового подвижного состава, моторвагонного подвижного состава, пассажирских обустройств (освобожденный председатель И.В.Ермолаева) рассмотрены следующие вопросы: о выполнении требований приказа МПС России от 05.03.2004 г. № 7 по соблюдению режима труда и отдыха работников локомотивных бригад; о правовой и социальной защищенности работников – членов Профсоюза; о согласовании норм времени; о внесении изменений в положения об оплате труда; о необходимости установления зональных надбавок работникам дирекции тяги (вопрос был решен положительно: работникам локомотивных бригад надбавка с 1 апреля 2015 г. установлена в размере 40 % тарифной ставки, другим работникам – в размере 30% тарифной ставки) и др.

Во всех проверенных организациях рассмотренные на заседаниях профсоюзных комитетах вопросы отражаются в протоколах. Отдельно подводятся итоги выполнения коллективных договоров за полугодие и год. По подведению итогов в профсоюзных организациях имеются отдельные папки, где хранятся соответствующие документы. По итогам за 2014 год все коллективные договоры организаций, действующих на полигоне Калининградской железной дороги, признаны, в основном, выполненными.

Профсоюзные комитеты контролируют и согласовывают приказы о привлечении работников для работы в выходной день и нерабочий праздничный день, по привлечению к сверхурочной работе, рассматривают вопросы соблюдения трудового законодательства при сокращении численности (штата).

В большинстве проверенных первичных профсоюзных организаций в соответствии с планами работы проводился анализ заработной платы работников с привлечением к рассмотрению данного вопроса инженеров по организации и нормированию труда.

Практически все председатели первичных профсоюзных организаций поднимают вопрос о том, что в целях выполнения бюджетных параметров по фонду заработной платы в 2014 и 2015 годах проводятся мероприятия по «предоставлению» дней без сохранения заработной платы, поступают предложения по снижение базового процента премиального вознаграждения, отмены или снижения различных надбавок и доплат, а также применение других антикризисных мероприятий. По их мнению, дальнейшее продолжение проведения таких мер приведет к снижению уже не только реальной, но и номинальной (начисленной) заработной платы, ухудшению морального климата в коллективах, текучести кадров.

Как общий недостаток можно отметить недостаточно четкое оформление мотивированного мнения профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций, особенно там, где ППО возглавляют неосвобожденные председатели.

 

Правовая работа

За январь-апрель 2015 года правовым инспектором труда было проведено 20 проверок выявлено 21 нарушение (в 2014г. проведено 76 проверок выявлено 60 нарушений). Наиболее распространёнными нарушениями являются:

Нарушения ст. 123 Трудового кодекса РФ в строительно-монтажном тресте № 2 – филиале ОАО «РЖД-Строй»где по состоянию на 18.02.2015 г. сохранялась задолженность по предоставлению ежегодных оплачиваемых отпусков 13 работникам общим количеством 224 календарных дня.

В ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» также задолженность по отпускам перед 3 работниками в размере 77, 16 и 23 дня.

Аналогичная ситуация в дирекции по эксплуатации зданий и сооружений, где задолженность по отпускам перед 11 работниками, общий размер которой 287 календарных дней.

В Эксплуатационном вагонном депо Калининград в правилах внутреннего трудового распорядка не указан режим работы ремонтников – осмотрщиков  на станции Балтийский Лес, отсутствует он и в их трудовых договорах, осмотрщикам-ремонтникам ПТО Черняховск не установлено конкретное время обеденного перерыва, хотя в Правилах внутреннего распорядка предусмотрен обеденный перерыв продолжительностью 1 час.

Выявлены факты не внесения в трудовые договора конкретных условий об оплате труда (в трудовых договорах работников в нарушение ст. 57 Трудового кодекса РФ не во всех случаях указывался конкретный вид и размер доплат и надбавок, а также сроки выплаты заработной платы), отсутствуют записи в журнале учёта движения трудовых книжек о принятых на работу работниках, а также отсутствуют записи в самих трудовых книжках о приёме на работу, нарушается порядок изменений условий трудового договора с работником по инициативе работодателя, предусмотренный ст. 74 Трудового кодекса РФ.

Главным правовым инспектором труда была оказана значительная практическая помощь работникам Строительно-монтажного треста № 2 – филиала ОАО «РЖД-Строй», ОАО ЭЗ «Металлист-Ремпутьмаш», Калининградской дирекции управления движением при проведении мероприятий по сокращению численности (штата), давались консультации специалистам кадровых служб и работникам указанных предприятий по соблюдению их прав и законных интересов при сокращении.

Имеют место случае принятия работодателем локальных нормативных актов без соблюдения процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Данные нарушения выявлены в Калининградской дирекции управления движением, Черняховской дистанции пути, НДОУ «Детский сад № 29, № 30 ОАО «РЖД», санатории-профилактории «Янтарь» — филиале ОАО «РЖД-Здоровье», строительно-монтажном тресте № 2 – филиале ОАО «РЖД-Строй».

Следует отметить, что работа внештатных правовых инспекторов ведется на недостаточном уровне, из 4 внештатных инспекторов, только освобождённый председатель ППО дирекций тяги, по ремонту тягового подвижного состава, мотор-вагонного подвижного состава, пассажирских обустройств Ермолаева И.В., проводит проверки,  вносит представления. В результате чего имеются факты возврата работникам не законно удержанных денежных средств. Недостаточно активно проводится информационная и консультационная работа правового инспектора труда. Так за 2014 всего 2 публикации в СМИ по правовой тематике.

 

Охрана труда и безопасность движения

В текущем году на Калининградской железной дороге не допущено случаев производственного травматизма с тяжёлым и смертельным исходом, но в вопросах охраны труда имеется ряд существенных недостатков.

Профсоюз не один год ставит вопрос о включении в штат дистанций пути сигналистов, для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей при производстве путевых работ. Так в Калининградской дистанции пути сигналисты обучены из числа монтеров пути. На первом участке сигналистам проводят целевой инструктаж по охране труда, но бригаду формируют с учётом их участия в технологическом процессе ремонта пути. На втором участке инструктаж сигналистам не проводится, и их сразу включают в состав бригады.

Крайне неудовлетворительное положение сложилось с обеспечением работников сигнальными принадлежностями. Оба участка данной дистанции пути не имеют перечня наличия сигнальных средств. На втором участке сигналисты обеспечиваются только флажками и рожками, петарды отсутствуют, нет достаточного количества фонарей, что ставит под угрозу жизнь работников при выполнении работ в тёмное время суток. На первом участке специальный инструмент имеется в количестве 50% от нормы. В целом В дистанции пути отсутствует перечень инструмента необходимого для обеспечения технологии работ, аналогичная ситуация и со средствами малой механизации.

В начале текущего года в ПМС Калининград издан приказ по результатам проведённой в 2014 году специальной оценки условий труда (СОУТ), противоречащий Федеральным законам от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ и №426-ФЗ, а также Распоряжению президента ОАО «РЖД» от 2 февраля 2015 года №198р, в соответствии с которым монтёрам пути, бульдозеристу, кондуктору, машинистам, помощникам машиниста ЖДСМ снижены доплаты и не предоставлены дополнительные дни к отпуску, хотя подкласс условий труда не изменился. В ПМС не проведен капитальный ремонт 12 вагонов сопровождения, в результате к месту проведения работ работников доставляют автотранспортом и не обеспечиваются надлежащие бытовые условия.

В ПМС из-за отсутствия достаточного финансирования работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в два раза реже установленных сроков, а машинист котельной не получил их в полном объёме. Проверка качества поступающих СИЗ комиссией структурного подразделения не проводится. Со стороны руководящего состава не осуществляется контроль за хранением и использованием работниками ручного инструмента.

В Калининградской дирекции тяги все работники своевременно обеспечиваются СИЗ, созданы достойные условия в вопросах санитарно-бытового обеспечения.

В сервисном локомотивном депо Калининград филиале ООО «ТМХ-Сервис» решён вопрос с обеспечением локомотивов техническими аптечками и готовальнями, для которых установлены определённые места хранения. При заходе локомотивов на плановые виды ремонта технические аптечки пополняются инструментом и пломбируются.

Все кабины локомотивов приписного парка оборудованы вентиляторами, имеется переходной запас на их ремонт и замену. Вместе с тем руководством дирекции не решён вопрос со сторонней организацией на обслуживание кондиционеров в кабинах локомотивов.

Профсоюзными организациями на полигоне дороги на своих заседаниях рассматриваются вопросы охраны труда. Однако в протоколах заседаний решения принимаются без конкретизации сложившегося положения. Рекомендовано провести выборы общественных инспекторов по безопасности движения в количестве 1% от списочного штата.

 

Социальная защита

Вопросы социальной защиты работников, членов их семей и неработающих пенсионеров находятся на контроле комитета Дорпрофжел на Калининградской железной дороге.

На полигоне дороги действует санаторий ОАО «РЖД-Здоровье» «Янтарь», лечебная база которого востребована у работников. За счет средств Профсоюза в 1 квартале 2015 года в нем было оздоровлено 100 человек, а в целом ежегодно за счет средств работодателя в нем отдыхают и получают лечение более 650 работников и членов их семей, более 70 ветеранов железнодорожного транспорта.

В распоряжениях ОАО «РЖД» на 2015 год как и ранее сохранена зона ответственности Профсоюза по перевозке и сопровождению детей, организация досуга и др. Планируется оздоровить в загородных оздоровительных лагерях области 260 детей железнодорожников, что на уровне 2014 года.

Работы по реконструкции детского оздоровительного лагеря «Локомотив» в г.Зеленоградске проводятся с 2011 года. Строительство объекта рассчитано до 2016 года. ДОЛ «Локомотив» рассчитан на одновременное пребывание 180 отдыхающих. На территории лагеря размещены различные корпуса, в том числе спортивно-оздоровительный корпус (СОК). Здание предназначено для проведения спортивных и оздоровительных занятий для детей и взрослых в осенне-зимний период. В состав СОК входят: плавательный бассейн 25×12м, малый бассейн 9×3м, зал подготовительных занятий, универсальный спортивный зал для игры в волейбол, баскетбол и т.д., медицинский центр, сауна и т.д.

Команда Калининградской железной дороги участвует в проектах , организованных ОАО «РЖД» И РОСПРОФЖЕЛ «Дороги будущего», «Путь твоей безопасности», «Открытые двери компании», «Сеть 3Д: Дорога, Дом, Друзья», «Семейный альбом», «Навстречу Великой Победе!».

В настоящее время в учетных списках на предоставление корпоративной поддержки для улучшения жилищных условий стоит 61  работник, в том числе 33 человека в возрасте до 30 лет, из них 20 – молодые специалисты. В 2015 году запланировано выдать 7 субсидируемых ипотечных кредитов на сумму субсидируемой части 13,492 млн. рублей. С начало года уже выдано 4 кредита, в том числе 1 кредит – молодому специалисту. Необходимо отметить, что банк ВТБ 24 сохраняет процентные ставки по ипотечной программе РЖД: для работников — 12% (работник платит 4,5%) и молодых специалистов — 10,5% (молодой специалист платит 2%).

В соответствии с утвержденным календарным планом проводятся спортивные соревнования с широким охватом железнодорожников и членов их семей. Более 1000 работников полигона дороги активно участвуют в дорожных соревнованиях и спартакиадах.

Реализуется узловые соревнования в рамках Игр «Спорт поколений».

На хорошем уровне организована работа по развитию велосипедного движения, которое активно поддерживают члены молодежного совета дороги и Профсоюза.

В границах дороги функционирует НУЗ «Дорожная больница на ст. Калининград» с поликлиникой в г. Черняховске. Обеспечивается своевременное прохождение медицинских осмотров персонала предприятий и учреждений.

Работают 4 НДОУ, 3 из них в г. Калининграде, 1 – в г. Черняховске.

Питание работников осуществляется в производственных  столовых.

В 2014 году при организации летних путевых работ, имели место случаи несвоевременного  предоставления заявок на организацию питания в путевые «окна». Необходимо обратить на это внимание всех причастных.

Недостаточно предметная и последовательная работа проводится по развитию страховой грамотности и культуры страхования у работников. В Калининградской дирекции тяги из общего штата 380 работников  от потери профпригодности застраховано только 8 чел. Необходимо активизировать работу по информированию работников локомотивных бригад.

В настоящее на дороге начинается активная работа по развитию проекта «Электронный профсоюзный билет» (ЭПБ). Необходимо предметно проводить работу по привлечению ТСП для участия в данной программе.

На дороге действует один кооператив, который также начинает развиваться. Установленное задание о привлечении 459 пайщиков пока находится в стадии решения.

 

Финансовая работа

Общее состояние финансово-хозяйственной деятельности в Дорожной территориальной организации Профсоюза на Калининградской железной дороге и в первичных профсоюзных организациях в основном соответствует требованиям законодательных и нормативных актов Российской Федерации, основным направлениям деятельности РОСПРОФЖЕЛ, рекомендациям Учетной политики Профсоюза.

Дорпрофжел объединяет 35 первичных профсоюзных организаций. Из них централизованы 34 профорганизации. Статус юридического лица имеет первичная профсоюзная организация Филиал ФГП ВО ЖДТ на Калининградской железной дороге, коэффициент централизации составляет 97,1 %.

В Дорпрофжел на Калининградской ж.д. поступает 100% членских профсоюзных взносов, с последующим перераспределением по первичным профсоюзным организациям согласно постановлению президиума комитета Дорпрофжел №50.10 от 31.12.2014 г. «О размере отчислений членских профсоюзных взносов и целевых отчислений для осуществления уставной деятельности первичных профсоюзных организаций».

Для контроля за поступлением сумм по коллективному договору организован ежемесячный сбор сведений по начисленному фонду заработной платы структурных подразделений ОАО «РЖД», филиалов и дирекций.

Задолженность по профсоюзным взносам и суммам по коллективному договору отсутствует.

Бухгалтерия Дорожной территориальной организации Профсоюза имеет все возможности для эффективной и качественной работы – оснащена современными компьютерами, специальными бухгалтерскими программами и программами для работы с банком. Подключена электронная почта, интернет, организована защита от несанкционированного доступа.

Для выполнения уставной работы председателям первичных профсоюзных организаций перечисляются денежные средства под отчет на банковские карты.

С председателями ППО заключены срочные трудовые договоры и договоры о материальной ответственности. Постановлением президиума комитета Дорпрофжел №50.5 от 31.12.2014 г. определен порядок выдачи денежных средств под отчет председателям ППО.

При централизации бухгалтерского учета и отчетности сохранен контроль за исполнением смет профсоюзного бюджета по каждой первичной профсоюзной организации. Ежемесячно делается анализ доходов и расходов с показателями за месяц, с начала года. Выводится остаток средств по каждому профкому на первое число каждого месяца.

По состоянию на 29 мая 2015 года не выполнен пункт 18 распоряжения ОАО «РЖД» № 2994р  «Об утверждении регламента взаимодействия ОАО «РЖД» и ППО ОАО «РЖД » РОСПРОФЖЕЛ по реализации пунктов 4.5.6 и 4.5.14 коллективного договора ОАО «РЖД» на 2014-2016 годы. Соглашение не подписано со стороны ППО на Калининградской железной дороги в связи с тем, что необоснованно снижен размер целевых отчислений на оплату труда председателю ППО Калининградской дирекции управления движением Милорадовой М.М. на 200,0 тыс. руб. Смета на оплату труда председателю ППО на 2015 год была  изначально согласована с начальником Калининградской дирекции управления движением 09 декабря 2014 года на 900,0 тыс. руб. согласно расчету.

Штатное расписание утверждено постановлением президиума комитета Дорпрофжел № 50.9 от 31.12.2014 г.

В Дорожной территориальной организации Профсоюза расходы по заработной плате составили за 2014 год 69,3 %,  в первом квартале 2015 г. расходы по заработной плате составили 88,2 %.

Контрольно-ревизионные комиссии в профсоюзных организациях работают. Вопросы, отраженные в форме акта и подлежащие проверке в профсоюзных организациях при ревизии финансово-хозяйственной деятельности, проверяются полностью, проверки проводятся ежегодно, акты проверок представляются в Дорожную территориальную организацию Профсоюза.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: