НА СТРАЖЕ ПОРОЯДКА
В Эксплуатационном вагонном депо Иркутск – Сортировочный работает Комиссия по трудовым спорам (КТС), которая регулярно рассматривает конфликтные вопросы, возникающие между работником и работодателем.
Любое железнодорожное предприятие — это живой механизм. Соблюдение правил технической эксплуатации и безопасности, охраны труда, правовые вопросы — неотъемлемый процесс деятельности депо. Часто ситуации складываются неоднозначно, и между работодателем и работником возникает трудовой спор. Здесь приходит на помощь комиссия, помогающая урегулировать конфликты.
В депо о работе комиссии знают все работники, однако далеко не на каждом предприятии она есть. Фиктивно, конечно, может она и существует, но работает ли в полную мощь, как это должно быть!? Многие железнодорожники других предприятий даже не слышали о таком органе. Поэтому прежде чем рассказывать о конкретных ситуациях и примерах работы КТС в эксплуатационном – вагонном депо Иркутск — Сортировочный, расскажем, как формируется КТС, и как устроена её работа.
Что такое КТС!?
Комиссия по трудовым спорам — это орган по рассмотрению и урегулированию индивидуальных конфликтов между работником и работодателем. Плюс такой комиссии заключается в том, что спорный вопрос можно решить внутри предприятие без обращения в суд.
Основные вопросы, которые рассматривает КТС — удержание или невыплата заработной платы, лишение премии, дисциплинарное взыскание, отказ в предоставлении отпуска или больничного и другие. Вопросов очень много и каждый требует серьёзного подхода.
Кто входит в комиссию и как она формируется!?
КТС создается по инициативе сотрудников. Примечательно, что работодатель не имеет права отказать в ее формирование, иначе его ожидает штраф (статья 384 ТК и 5.27 КоАП). КТС состоит из равного числа представителей работодателя и работников: одну половину комиссии приказом назначает руководитель депо, другую — работники выбирают самостоятельно на конференции или общем собрании.
Как работает комиссия!?
В случае нарушения работодателем норм Трудового Кодекса, железнодорожник обращается в КТС. В течение десяти дней, после обращения, комиссия, на своем заседании должна рассмотреть заявления работника. Члены комиссии слушают доводы каждой из сторон, изучают необходимые документы, ведут протокол заседания.
В ВЧДЭ-8 используется практика, на заседание КТС приглашать правового инспектора Иркутского филиала Дорпрофжел на ВСЖД Светлану Журавлёву. Её знания, опыт и компетентное мнение играет серьёзную роль в принятие решения по трудовым спорам.
По итогам заседания члены выносят вердикт и определяют кто прав, кто виноват. Для принятия решения, необходимо набрать 50% + 1 голос.
Далее решение комиссии доводится до сотрудника и работодателя. Стороны могут обжаловать заключение комиссии в течение десяти дней. Если постановление осталось неоспоримым, оно вступает в силу и работодателю дается три дня на его добровольное исполнение. Но если решение остается не выполненным, сотрудник получает специальный документ — удостоверение КТС. Согласно статье 389 ТК, 12 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» удостоверение КТС по юридической силе сопоставимо с исполнительным листом, выдаваемым судом по результатам рассмотрения дела.
Примеры работы КТС в Эксплуатационном вагонном депо Иркутск-Сортировочный.
На последнем заседании комиссия рассмотрела шесть заявлений работников.
Первым был заслушан осмотрщик-ремонтник Алексей Данилов, который обратился в комиссию не сразу после инцидента, а спустя время. Кстати, говоря, работник имеет право обратиться в КТС в течение трёх месяцев с момента возникновения трудового спора.
В новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января мужчина работал в смену. В 02:00 по московскому времени пришла проверка и выявила ненадлежащее исполнение должностных обязанностей работника. По результатам проверки осмотрщику не выплачено премиальное вознаграждение за декабрь в размере 100%.
Алексей признал свою вину, но мужчина не согласился с тем, что лишили его премии за декабрь, а не за январь.
«Проверка проводилась в 02:00 часов по московскому времени, а это уже не декабрь, а первый день января 2021 года. Значит, премиальное вознаграждение должно быть не выплачено в январе, а не в декабре», — обосновывает свою позицию в споре Алексей Данилов.
Заслушав заявителя, рассмотрев представленные документы и Положение о корпоративной системе премирования работников филиала ОАО «РЖД», комиссия приняла решение выплатить премию осмотрщику за декабрь в полном объёме. Согласно пункта 27 Положения о премировании — снижение размера премии работнику производится за тот период, в котором совершено упущение в работе, соответственно премию нужно удержать не за декабрь, а за январь.
Далее выступила инженер Евгения Попова. Девушка лишилась премиального вознаграждения за не организацию работы по отгрузке запасных частей вагонов собственников с площадки хранения, однако, разобравшись в ситуации, комиссия выяснила, что такие обязанности не прописаны в должностной инструкции инженера, и приняла решение об отмене приказа.
Также большинством голосов комиссия поддержала старших осмотрщиков – ремонтников вагонов Петра Ткачёва и Вячеслава Коронотова. Железнодорожников лишили премии за отцепку вагонов, которым они дали допуск к работе после текущего отцепочного ремонта. Несмотря на то, что вина осмотрщиков имеется, комиссия пришла к решению об отмене приказов, так как на основании ЕТКС ( единый тарифно- квалификационный справочник) в должностные обязанности старших осмотрщиков-ремонтников не входит допуск вагонов на инфраструктуру с цехов текущего отцепочного ремонта. Дополнительное соглашение о совмещении профессий или расширения зоны обслуживания с работниками не заключались. Оплата за дополнительные обязанности не производилась. В связи с этим комиссия приняла решение — на основании ст.60 ТК.РФ, в которой говорится о запрете требовать от сотрудника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, отменила приказ о лишении премии.
«Комиссия всегда старается подробно вникнуть в проблемную ситуацию, чтобы разобраться кто прав, кто виноват. Бывают и такие случаи, когда работника наказывают за то, чего он не совершал. Здесь важно, не пускать ситуацию на самотёк. Например, осмотрщику – ремонтнику вагонов Евгению Васильеву был выдан приказ о лишении премии за отцепку вагона по станции Слюдянка. Неисправность — неравномерный прокат колесной пары с правой стороны поезда. Когда начали разбираться, оказалось, что на данном вагоне Евгений Васильев выполнял работы не с правой, а с левой стороны поезда. Железнодорожник не поленился и съездил за актом отцепки в Слюдянку, который и доказал его невиновность. Получается, что разбор был проведен формально. Не проявил бы Евгений инициативу, не съездил бы в Слюдянку за актом, так бы и приписали ему это нарушение», — рассказывает член комиссии Андрей Евдошенко.
Заключающим стал случай осмотрщика вагонов пункта технического обслуживания станции Зима Даниила Азарёнка, которого лишили премии за отцепку вагона по станции Находка, в связи с завышением фрикционного клина.
Чтобы разобраться в данном вопросе, комиссия изучила должностную инструкцию осмотрщика вагонов, согласно которой завышение или занижение фрикционных клиньев производится только в порожнем состоянии вагона, а на станцию Зима вагон прибыл груженный, таким образом данную неисправность работник выявить не мог. Комиссия снова приняла решение об отмене приказа на лишение премии.
«Работа комиссии – это не разовая акция, а кропотливая работа. За первое полугодие 2021 рассмотрено уже 11 заявлений и еще пять поступило.
Наша комиссия была создана в 2005 году, за это время нам удалось получить доверие от работников и понимание со стороны администрации, потому что мы выполняем общее дело. Решить проблему на месте, не вынося сор из избы, увидеть ошибки и больше их не допускать – главное в работе комиссии», — рассказывает Ирина Кузнецова, специалист по управлению персоналом.
Также важно, чтобы в комиссии были технически грамотные люди, знающие технологические процессы, нормативные документы, конструкцию вагона, а ещё это должны быть авторитетные работники, умеющие принимать беспристрастные решения.
Ведь комиссия не всегда приходит к заключению, которое бы удовлетворило работника. Бывают и такие ситуации, когда не прав работник и здесь задача объяснить человеку его ошибку, чтобы в дальнейшем он её не допустил. Чтобы человек, в итоге ушёл не озлобленный, а с пониманием сути рассматриваемого вопроса.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность члену комиссии, старшему осмотрщику – ремонтнику Анатолию Карпилянскому. Его избрали на первой учредительной профсоюзной конференции в 2005 году и на протяжении всех последующих лет, он принимает активное участие в рассмотрении всех поступающих от работников обращений.
Осмотрщик – ремонтник Китой – Комбинатская — Андрей Евдошенко, в комиссии работает 6 лет. Ответственный, требовательный к себе и окружающим человек. Благодаря именно таким людям комиссии продолжает эффективно работать вот уже много лет.
Председатель первичной профсоюзной организации ВЧДЭ-8 Татьяна Степанова