Должностная инструкция машинисту, водителю и помощнику машиниста и водителя самоходной железнодорожно-строительной машины и моторно-рельсового транспорта при поездной и маневровой работе
Министерство путей сообщения Российской Федерации
Инструкция N ЦП-597 от 25.09.1998
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель Министра путей сообщения
Российской Федерации В.Т.Семенов
- Общие положения
2. Обязанности машинистов и помощников машинистов
3. Права машиниста и помощника машиниста
4. Ответственность машиниста и помощника машиниста1. Общие положения
1.1 Требования настоящей инструкции распространяются на машинистов, водителей и помощников машинистов и водителей самоходных железнодорожно-строительных машин, дрезин, мотовозов и специальных автомотрис (моторно-рельсовый транспорт несъемного типа) — далее машина, обеспечивающих движение и маневры путевой машины в транспортном положении.
1.2. К управлению машинами, эксплуатируемыми на сети железных дорог Российской Федерации в качестве машинистов и водителей, допускаются лица:
— не моложе 18 лет;
— прошедшие в установленном порядке медицинское освидетельствование;
— имеющие свидетельство на право управления соответствующей машиной, выданное квалификационной комиссией железной дороги;
— проработавшие в качестве действующего помощника машиниста не менее 6 месяцев и прошедшие обкатку на закрепленном участке обслуживания с машинистом-инструктором;
— имеющие удостоверение о группе электробезопасности не ниже третьей;
— прошедшие в установленном порядке проверку на знание:
а) Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ),
б) Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИСИ),
в) Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ИДП);
г) Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ (ЦП-485);
д) Правил техники безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании железнодорожного пути и сооружений;
е) Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта,
ж) техническо-распорядительных актов (ТРА) станций на участке обслуживания;
з) Инструкции по эксплуатации и содержанию дрезин, мотовозов и автомотрис (моторно-рельсового транспорта несъемного типа) на железных дорогах ЦРБ-4785 и) настоящей Инструкции. Сдача испытаний по указанным документам подтверждается записью в удостоверении формы РБУ-9.
1.3. К экзаменам в квалификационной комиссии железной дороги на право управления машиной, эксплуатируемой на сети железных дорог Российской Федерации, допускаются лица, имеющие среднее (полное) общее образование, квалификацию слесаря не ниже 3-го разряда, свидетельство о присвоении профессии машиниста установленного образца, которое выдано по окончании специализированного учебного заведения.
1.4. К работе помощником машиниста и сопровождающим допускаются лица:
— не моложе 18 лет;
— прошедшие в установленном порядке медицинское освидетельствование;
— имеющие удостоверение формы ПУ-7 о сдаче проверочных испытаний в комиссии предприятия, в ведении которого находится машина;
— имеющие удостоверение о группе электробезопасности не ниже третьей;
— прошедшие в установленном порядке проверку на знание правил, инструкций и других нормативных документов, указанных в п. 1.2. настоящей Инструкции, также с записью в удостоверении формы РБУ-9.
На техническое обучение помощником машиниста должны направляться лица, имеющие среднее (полное) общее образование и квалификацию слесаря не ниже 3-го разряда.
1.5. Управление движением самоходными железнодорожно-строительными машинами производится в два лица: машинистом и помощником машиниста, а дрезинами, мотовозами, автомотрисами всех типов в два лица водителем (машинистом) и помощником водителя (машиниста) или сопровождающим лицом.
Управление движением одним водителем (машинистом) дрезин, мотовозов и автомотрис всех типов, за исключением дрезин и автомотрис типа АС, специализированных на перевозках работников допускается только при наличии устройств автоматической остановки на случай внезапной потери водителем (машинистом) способности к ведению машины. Водители дрезин, машинисты мотовозов, специальных автомотрис и самоходных путевых машин должны иметь квалификацию в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Машинист самоходной железнодорожно-строительной машины, водитель дрезины, машинист мотовоза и автомотрисы, имеющие перерыв в работе до трех месяцев, если за это время произошли какие-либо изменения на участках и станциях (в расположении сигналов, средствах связи и т.д.) допускаются к работе после дополнительного инструктажа об особенностях работы в измененных условиях, а при необходимости с ним совершается контрольно-инструкторская поездка с машинистом-инструктором.
Дополнительный инструктаж проводится лицом, ответственным за эксплуатацию и техническое состояние машин, с записью в формуляре машиниста ТУ-57.
При перерыве в работе свыше трех месяцев машинист допускается к самостоятельной работе только после дополнительного инструктажа и контрольно-инструкторской поездки с положительным заключением машиниста-инструктора в формуляре машиниста ТУ-57.
1.6. Заключение о возможности допуска помощника машиниста к самостоятельной работе машинистом машины, имеющего свидетельство на право управления соответствующей путевой машиной, дается машинистом-инструктором после успешного выполнения с ним контрольно-инструкторской поездки на каждом участке обслуживания в обоих направлениях. Такие поездки проводятся по письменному указанию начальника предприятия — владельца машины при наличии:
— заявления кандидата в машинисты;
— письменной рекомендации машиниста, которому была поручена подготовка кандидата к самостоятельной работе машинистом, в течение последних (не менее 3-х) месяцев их совместной работы;
— письменной рекомендации машиниста-инструктора с указанием сведений о прохождении полного курса практического обучения.
1.7. Лица, назначаемые машинистами и помощниками машинистов машин, должны иметь медицинское заключение врачебно-экспертной комиссии и пройти профессиональный отбор в порядке, установленном МПС России.
1.8. Состав бригады и порядок обслуживания соответствующей машины устанавливается инструкцией по эксплуатации машины, утвержденной МПС России, в зависимости от типа машины.
1.9. Для обеспечения безопасности движения и четкого взаимодействия в процессе работы состав бригады машины должен быть постоянным.
Персональный состав бригады машины для совместной работы комплектуется два раза в год (к летним и зимним путевым работам) с учетом деловых и моральных качеств, психологической совместимости работников и объявляется приказом начальника предприятия — владельца машины.
При этом, состав бригады комплектуется так, что к машинисту или помощнику машиниста (со стажем работы менее одного года) должен прикрепляться соответственно опытный помощник или машинист.
Изменения персонального состава бригады, обеспечивающей движение и маневры машины, допускаются в порядке исключения с разрешения начальника предприятия — владельца машины или его заместителя.
Руководитель предприятия — владельца машины, а при его отсутствии — оперативный дежурный предприятия обязаны провести предрейсовый инструктаж перед первой поездкой вновь сформированного экипажа.
1.10. При обслуживании дрезин, специальных автомотрис типа АС, специализированных на перевозках работников, должны выполняться следующие требования:
— замена помощника машиниста сопровождающим лицом не допускается;
— стаж работы на моторно-рельсовом транспорте водителя (машиниста) и его помощника должен быть не менее одного года.
1.11. Машинистов, закрепленных за машиной, которая работает в 2 или 3 смены, возглавляет старший машинист из числа наиболее авторитетных и квалифицированных машинистов и назначенный приказом предприятия-владельца машины.
1.12. Перевод работников бригады на более квалифицированную работу (должность) (из помощников машинистов в машинисты, из машинистов в старшие машинисты) осуществляется с учетом деловых и моральных качеств работника при наличии положительного заключения прикрепленного машиниста-инструктора.
Перед назначением на более квалифицированную работу (должность) кандидат должен получить положительное заключение на собеседовании у начальника предприятия владельца машины, а в период его отсутствия — у его заместителя.
1.13. Машинист машины не имеет права передавать управление машиной другим лицам за исключением машиниста-инструктора и дублера машиниста.
В целях практической подготовки машинистов машин из числа помощников машинистов, а также переквалификации машинистов для работы на другом типе машин машинист может доверять управление машиной под своим наблюдением и под личную ответственность помощнику машиниста или машинисту, работающему в качестве дублера машиниста.
1.14. Машинисту машины во время работы запрещается отлучаться с машины. В исключительных случаях, когда возникает такая необходимость, машинист обязан остановить машину в месте, обеспечивающем безопасность пропуска подвижного состава, затормозить и закрепить ее от самопроизвольного ухода в соответствии с установленным на железной дороге порядком, оставить машину под наблюдением помощника машиниста.
При отсутствии помощника, машинист может покинуть машину только с разрешения дежурного по станции, после приведения ее в нерабочее состояние, закрепления в установленном порядке от самопроизвольного ухода, изъятия ключей управления и запирания кабин управления машины.
В отсутствие машиниста другим работникам железнодорожного транспорта приводить машину в движение запрещается.
1.15. При отсутствии у машиниста разрешения для работы на том или ином участке и необходимости выезда на него в помощь машинисту должен выделяться проводник из числа машинистов машин или помощников машиниста, имеющих свидетельство на право управления машиной и стаж работы на данном участке не менее двух лет, а также заключение о возможности самостоятельной работы на данном участке.
Проводник обязан сообщать машинисту всю необходимую информацию, обеспечивающую безопасное и рациональное проследование машины по участку.
Фамилия, имя, отчество проводника и номер его свидетельства на право управления заносятся в маршрутный лист машиниста. Проводник и машинист несут равную ответственность за обеспечение безопасности движения и выполнения графика движения поездов.2. Обязанности машинистов и помощников машинистов
2.1. Машинисты машины и помощники машинистов обязаны:
2.1.1. Знать и точно выполнять требования правил, инструкций, приказов и других нормативных актов, указанных в пункте 1.2. настоящей Инструкции.
2.1.2. Являться на работу в сроки, определяемые графиком работы или по вызову дежурного предприятия-владельца машины.
2.1.3. При невозможности явки на работу к установленному сроку немедленно сообщать об этом дежурному по предприятию.
2.1.4. Проходить в установленном МПС России порядке предрейсовый медицинский осмотр и инструктаж по безопасности движения и технике безопасности. На станциях, где организован медицинский осмотр локомотивных бригад, машинист машины и его помощник обязаны пройти предрейсовый медицинский осмотр порядком, установленным для работников локомотивных бригад, с постановкой штампа в маршрутном листе за подписью медицинского работника с указанием даты и времени прохождения осмотра. Перед отправлением со станций, где медицинский осмотр отсутствует, а также в случае выезда на ликвидацию повреждения сооружений и устройств, контроль за работоспособностью машиниста и его помощника возлагается на дежурного по станции, с отметкой штампом и подписью в маршрутном листе.
2.1.5. На работе иметь при себе:
— машинист — свидетельство на право управления машиной или удостоверение личности с отметкой о сдаче в отдел кадров свидетельства на право управления машиной, маршрутный лист и формуляр машиниста, талон предупреждения, удостоверение формы РБУ-9, акт полугодового (годового) контрольно-технического осмотра, журнал технического состояния машины формы ТУ-152, журнал учета работ и периодических технических осмотров, расписание движения поездов, выписки из ТРА станций, установленных скоростях движения поездов на обслуживаемом участке;
— помощник машиниста — свидетельство помощника машиниста, талон предупреждения, выписку об установленных скоростях движения поездов на обслуживаемом участке.
2.1.6. Выполнять оперативные распоряжения дежурного по предприятию — владельцу машины, машинистов-инструкторов, обслуживающих данный участок.
2.1.7. Перед выездом машинист должен убедиться в исправности машины и прицепных единиц, обращая особое внимание на работу тормозов, состояние двигателя, ходовых частей, рессорного подвешивания, тормозного оборудования, в правильности сцепления с вагонами или прицепами, правильности погрузки и крепления груза и рабочих органов в транспортном положении, обеспечении габарита подвижного состава и груза, проверить наличие поездного сигнала, а также сигнальных принадлежностей, запасных частей и инструмента, аптечки с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи, исправности радиосвязи.
2.1.8. Машины, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд и отправляются дежурным по станции с разрешения поездного диспетчера. При отправлении их с начальных станций дежурный по станции проверяет наличие у машиниста:
— свидетельства на право управления;
— формуляра машины формы ТУ-57;
— удостоверения формы РБУ-9;
— акта полугодового (годового) контрольно-технического осмотра, в том числе прицепа в случае выезда с прицепной нагрузкой;
— акта квартального технического осмотра со штамп-справкой на право пользования устройствами автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и контроля бдительности машиниста, оформленного маршрутного листа, выданного предприятием приписки машины;
— разрешения на право движения по сети железных дорог Российской Федерации. Исправность радиосвязи должна быть проверена путем прямых переговоров машиниста и дежурного по станции отправления и подтверждена в маршрутном листе штампом и подписью дежурного по станции. При неисправности или отсутствии средств связи, машинист в случае вынужденной остановки на перегоне, осуществляет связь с дежурным по станции или поездным диспетчером, в порядке, установленным ПТЭ.
2.1.9. При приемке и сдаче машины, а также на стоянках в пути следования производить техническое обслуживание машины, строго соблюдая установленные требования нормативных документов и локальных актов по этому вопросу.
2.1.10. Не допускать эксплуатацию машины с истекшими сроками проверки шунтирующего устройства, поездной радиосвязи, автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и других приборов безопасности (при их наличии), а также выхода в рейс машины при неисправности хотя бы одного из этих устройств.
2.2. При ведении машины и выполнении маневровой работы машинист машины и помощник машиниста обязаны:
2.2.1. Выполнять установленные на железной дороге регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста, между бригадой машины и поездным диспетчером или дежурными по станциям взаимного контроля за работоспособностью и другие формы проверки бдительности.
2.2.2. Соблюдать рациональные режимы вождения машин, обеспечивая выполнение графика и требования безопасности движения. Не допускать вождения машин с превышением прицепной нагрузки, перегрузок узлов и агрегатов машины.
2.2.3. Выполнять приказы, оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и других должностных лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемом участке и станциях.
2.2.4. Контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности и радиосвязи, узлов и агрегатов машины, проверять их состояние, в том числе противопожарное. Особое внимание уделять проверке состояния деталей экипажной части и буксового узла колесных пар, креплению рабочих органов машины в транспортном положении при стоянках на промежуточных станциях.
2.2.5. При выявлении неисправности машины принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленный норматив времени — освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов.
2.2.6. Не допускать вмешательства посторонних лиц в работу устройств и систем безопасности, установленных на машине.
2.2.7. Не покидать кабину управления при следовании на запрещающий сигнал светофора, проявляя особую бдительность.
2.2.8. Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исправном состоянии инвентарь, инструмент и индивидуальные средства защиты.
2.3. По окончании смены машинист и помощник машиниста обязаны:
2.3.1. Очистить машину от пыли и грязи, слить конденсат из влагомаслоотделителей, заглушить двигатель. При уходе с машины затормозить ее ручным тормозом, закрыть кабину на ключ, подложить тормозные башмаки с обеих сторон. Оставлять кабину машины машинисту не разрешается без согласования с дежурным по станции. Стоянка машины на станционных путях и в тупиках должна быть согласована с дежурным по станции.
2.3.2. Сдать в установленном порядке оформленный маршрутный лист машиниста, формуляр машиниста, бланки предупреждений об ограничении скоростей движения, ключи управления машиной и от кабин машиниста дежурному по предприятию-владельцу машины
2.3.3. О всех выявленных недостатках, угрожающих безопасности движения, произвести запись в бортовой журнал и доложить дежурному по предприятию.
2.3.4. При допущенных случаях брака в поездной и маневровой работе, отказов узлов и агрегатов машины, нарушений графика движения — предоставить начальнику предприятия-владельца машины письменный рапорт с отражением обстоятельств и причин происшедшего
2.4. Машинист машины обязан:
2.4.1. Обеспечивать безопасность движения в соответствии с требованиями ПТЭ, других правил, инструкций, приказов, указаний и иных нормативных актов МПС России.
2.4.2. Руководить работой лиц, входящих в состав бригады машины, контролировать их действия, обеспечивая выполнение работ без нарушения графика движения поездов и плана маневровой работы.
2.4 3. Выполнять установленные технологии вождения машин и производства маневровых работ.
2.4.4. Обеспечивать достоверность данных, вносимых в маршрут машиниста и другие учетные документы.
2.4.5. На старшего машиниста дополнительно возлагаются обязанности по обучению прикрепленных к машине экипажей передовым методам вождения машин, выполнения маневровой работы и технического обслуживания машин, контролю за качеством выполнения ими должностных обязанностей.
2.5. Помощник машиниста машины обязан:
2.5.1. Обеспечить безопасность движения в соответствии с требованиями ПТЭ, других правил, инструкций, приказов, указаний и иных нормативных актов МПС России.
2.5.2. Своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за машиной, и техническому обслуживанию, узлов и агрегатов машины, закреплению ее от самопроизвольного ухода, а также следить за прохождением встречных поездов.
2.5.3. При следовании на запрещающий сигнал светофора сообщать машинисту показание сигнала, величину давления в тормозной магистрали. При отсутствии действий со стороны машиниста к остановке машины самому принимать меры по предотвращению проезда запрещающего сигнала.
2.5.4. При внезапной утрате машинистом способности управлять машиной — остановить машину, закрепить ее в установленном порядке от самопроизвольного ухода, по радиосвязи передать сообщение об этом машинистам ближайших поездов, поездному диспетчеру или дежурному по станции. Порядок дальнейших действий в таких случаях определяется поездным диспетчером исходя из конкретных условий.3. Права машиниста и помощника машиниста
3.1. Машинист имеет право:
3.1.1. Пользоваться по кругу обязанностей нормативной правовой и технической документацией, имеющейся на предприятии — владельце машины.
3.1.2. Проверять качество выполнения видов ремонта и технического обслуживания машины с записью замечаний в книгу ремонта и журнал технического состояния.
3.1.3. Пользоваться служебной телефонной, телеграфной связью для информации причастных руководителей о выявленных недостатках по обеспечению графика и безопасности движения.
3.1.4. Производить запись в формуляр помощника машиниста, работающего в его бригаде, о выявленных нарушениях им должностных обязанностей.
3.1.5. Обращаться в установленном порядке к любым должностным лицам федерального железнодорожного транспорта с предложениями по совершенствованию работы.
3.2. Старший машинист машины дополнительно имеет право:
3.2.1.Производить запись в формуляры машинистов, помощников машинистов о нарушениях должностной инструкции, регламента переговоров, техническому обслуживанию машин в эксплуатации.
3.2.2. Представить в установленном порядке начальнику предприятия — владельца машины машинистов и помощников машинистов для поощрения и повышения квалификации.
3.2.3. Проверять качество производства и приемки закрепленной машины из ремонта и технического обслуживания.
3.3. Помощник машиниста машины имеет право:
3.3.1. Пользоваться служебной телефонной связью, нормативной и технической документацей по кругу обязанностей.4. Ответственность машиниста и помощника машиниста
Машинист и помощник машиниста машины за невыполнение или нарушение своих обязанностей несут в установленном порядке ответственность, предусмотренную действующим законодательством.