7 Постановление Президиума ЦК об оплате и мотивации труда в ЦДМВ (проект на 06.09.2013 г.).

ПРОЕКТ

 

РОССИЙСКИЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  СОЮЗ

  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ  И  ТРАНСПОРТНЫХ  СТРОИТЕЛЕЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ  КОМИТЕТ
ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

         13.09.2013 г.                          г. Москва                                №

 

 

 

О мерах, принимаемых администрацией и первичными профсоюзными организациями Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД», по оплате и мотивации труда работников структурных подразделений дирекции

 

 

Локальные нормативные акты в сфере оплаты и мотивации труда, действующие в Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиале ОАО «РЖД» (далее – ЦДМВ) соответствуют локальным нормативным актам ОАО «РЖД» и распространяются на 26,5 тысяч работников (из них более 11 тысяч человек – работники локомотивных бригад) в 47-ти моторвагонных депо, входящих в состав 16-ти региональных дирекций ЦДМВ (далее – ДМВ).

В целях стимулирования повышения профессионального мастерства, мотивации лучших работников, достигших значительных результатов в работе и постоянно повышающих уровень квалификации в ЦДМВ производятся выплаты надбавок:

— за высокий уровень квалификации, высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы;

— за профессиональное мастерство;

— за присвоение классных званий.

Работникам ЦДМВ, осуществляющим практическое обучение и воспитание молодых работников и специалистов производятся выплаты за наставничество.

Для решения проблемы по укомплектованию высококвалифицированными кадрами и снижения текучести кадров работникам структурных подразделений в 12-ти ДМВ установлены и выплачиваются зональные надбавки. Вновь установлены такие надбавки работникам локомотивных бригад Северо-Кавказской ДМВ (участок Туапсе) и ряду профессий работников Юго-Восточной ДМВ, занятых на ремонте и обслуживании подвижного состава.

В ЦДМВ за 1-е полугодие 2013 года среднемесячная заработная плата работников (по основной деятельности), составила 39511 руб. с ростом к соответствующему периоду 2012 года на 8,8 %, рост реальной заработной платы составил 1,5 %, при этом, в целом по ОАО «РЖД» за 1 – е полугодие текущего года среднемесячная заработная плата работников (по основной деятельности), составила 37762 руб. с ростом к аналогичному периоду 2012 года на 8,5 %, рост реальной заработной платы составил 1,2 %.

Наибольший рост заработной платы за 1– е полугодие текущего года к аналогичному периоду 2012 года в разрезе ДМВ отмечен в Забайкальской ДМВ – на 38,7 % и Юго-Восточной ДМВ – на 17,6 %.

Однако, не во всех региональных дирекциях ЦДМВ достигнуты необходимые темпы роста заработной платы как в целом по дирекциям, так и у работников ведущих профессий.

Так, в Южно-Уральской ДМВ при среднемесячной заработной плате 30764 руб., рост к уровню 1-го полугодия 2012 года составил 1,7 %, в Красноярской ДМВ, соответственно, 48240 руб. и рост на 3,0 %, в Горьковской ДМВ – 32556 руб. и рост на 5,1 %.

По итогам первого полугодия текущего года отмечено снижение номинальной заработной платы:

— у рабочих локомотивных бригад в Северной ДМВ и Южно-Уральской ДМВ на 0,4 %, Дальневосточной ДМВ – на 1,1 %, Красноярской ДМВ – на 2,2 %.

— у слесарей на текущем ремонте и техническом обслуживании моторвагонного подвижного состава в Западно-Сибирской ДМВ – на 5,5 %, при среднемесячной заработной плате 27814 руб., Октябрьской ДМВ – на 4,1 %, при заработной плате – 39755 руб., Забайкальской ДМВ – на 1,9 %, при заработной плате – 29268 руб.,  Северной ДМВ – на 0,7 %, при заработной плате – 19638 руб.

В основном снижение динамики роста заработной платы произошло в связи с невыполнением показателей премирования за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности по причине невыполнения задания по приведённой работе к уровню прошлого года (падение объемов работы) и снижением или полным отсутствием права по итогам работы за 2012 год на единовременное вознаграждение за обеспечение безопасности движения поездов.

На заседаниях профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций в большинстве структурных подразделений и заседании Совета председателей первичных профсоюзных организаций ЦДМВ анализировалась заработная плата и предлагались меры по повышению уровня заработной платы работников в структурных подразделениях и в целом ЦДМВ.

Одним из вариантов решения данного вопроса предлагается проведение унификации показателей премирования за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности работников ведущих профессий и изменения соотношения показателей второго и третьего уровней премирования: 10 % для второго и 90 % для третьего – вместо 20 % и 80 % согласно ныне действующим положениям о премировании.

Другой проблемой является оплата за разъездной характер работы (осуществление компенсационных выплат) при смешанном виде движения, так как согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 31.10.2011 г. № 2343р «Об утверждении положения о возмещении расходов, связанных со служебными поездками работников филиалов ОАО «РЖД», постоянная работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава или имеет разъездной характер» компенсационная выплата производится за разъездной характер работы только при работе с поездами нумерации пригородного сообщения. Т.е. при наличии в одном маршруте пригородного (в одном направлении) и хозяйственного движения (в другом направлении) продолжительностью более семи часов, в частности в моторвагонном депо Красноярск Красноярской ДМВ, Крюково Октябрьской ДМВ и других компенсационные выплаты за разъездной характер работы локомотивным бригадам не производятся, что влечет за собой негативный настрой в коллективах.

Исходя из вышеизложенного, Президиум Центрального комитета Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

  1. Принять к сведению информацию о мерах, принимаемых администрацией и первичными профсоюзными организациями, действующими в структурных подразделениях Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, по оплате и мотивации труда работников структурных подразделений дирекции (справка прилагается).
  2. Комитетам первичных организаций Профсоюза, действующих в структурных подразделениях Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, Совету председателей первичных профсоюзных организаций Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава считать работу по повышению реальной заработной платы работников Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» – членов РОСПРОФЖЕЛ одной из своих основных задач.
  3. Комитету первичной профсоюзной организации ОАО «Российские железные дороги» РОСПРОФЖЕЛ:

— направить руководству Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» предложение по унификации показателей премирования в Положении о премировании работников структурных подразделений Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» за выполнение основных показателей  производственно-хозяйственной деятельности с внесением изменений по соотношению показателей второго и третьего уровней премирования;

— направить обращение в ОАО «РЖД» с предложением о внесении дополнения в распоряжение ОАО «РЖД»  от 31.10.2011 г. № 2343р «Об утверждении положения о возмещении расходов, связанных со служебными поездками работников филиалов ОАО «РЖД» по оплате компенсационных выплат за каждую поездку туда и обратно продолжительностью не менее 7 часов работникам локомотивных бригад при работе с пассажирскими, пригородными, грузовыми поездами и в смешанном виде движения.

  1. Комитетам первичных организаций Профсоюза, действующих в структурных подразделениях Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава:

— принимать активное участие в совершенствовании положений по мотивации труда работников, рассматривать не реже, чем раз в полгода на заседаниях профсоюзных комитетов, с приглашением представителей администрации, причины снижения уровня заработной платы работников, совместно предпринимать действия по ее повышению.

— информировать Департамент социального партнерства, труда и заработной платы Аппарата ЦК Профсоюза о фактах снижения размера заработной платы работников структурных подразделений Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава и принимаемых мерах, направленных на её повышение.

  1. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Профсоюза С.П. Железнова.

 

Председатель Профсоюза           Н.А. Никифоров

 

 

 

С П Р А В К А

к Постановлению Президиума Центрального комитета Профсоюза

по вопросу «О мерах, принимаемых администрацией и первичными профсоюзными организациями Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД», по оплате и мотивации труда работников структурных подразделений дирекции»

 

Одним из важнейших направлений обеспечения эффективной работы ОАО «РЖД» и сохранения социальной стабильности в трудовых коллективах является компетентно организованная система оплаты труда персонала.

Считая вопросы вознаграждения работников за труд ключевыми и злободневными на современном этапе развития компании, Центральный комитет Профсоюза совместно с работодателями прилагает много усилий по совершенствованию системы оплаты труда и повышению мотивационной роли заработной платы.

Результатом неоднократных обращений ЦК Профсоюза и принятия компанией положительного решения по ним в структурных подразделениях ОАО «РЖД» с 2012 года возобновлены выплаты работникам производственных участков вознаграждения из Фонда мастера,  расширен перечень работников и увеличены размеры надбавок по Положению о присвоении классных званий работникам филиалов ОАО «РЖД», пересмотрен и увеличен размер компенсационных выплат со 100 до 150 рублей работникам филиалов ОАО «РЖД», постоянная работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава или имеет разъездной характер, с индексацией согласно условиям Коллективного договора ОАО «РЖД», расширен список работников ведущих должностей и профессий, имеющих право на вознаграждение за обеспечение безопасности движения.  Согласно  распоряжению ОАО «РЖД» от 26 марта 2012 года за № 571р «О повышенной оплате труда работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест» с 1 апреля 2012 года установлена доплата в размере 4 % тарифной ставки (должностного оклада) работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, доплата которым ранее не была установлена, и которые не входили в списки работников с вредными и опасными условиями труда, утвержденными ещё в СССР. На принятии данного локального акта компании неоднократно настаивал Профсоюз, учитывая тот фактор, что значительное количество рабочих, в том числе такая многочисленная основная производственная группа, как рабочие локомотивных бригад,  выполняя свои трудовые функции во вредных условиях не получали повышенную оплату, теперь им установлена доплата в размере 4 %.

Положением об организации профессионального обучения в ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от  17 апреля 2013 года № 907р с учетом замечаний и предложений профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ОАО «РЖД», внесено изменение по оплате времени обучения помощников машинистов локомотивов (электровоза, тепловоза, паровоза, электропоезда и дизельпоезда) на обучение профессии машиниста локомотива (электровоза, тепловоза, паровоза, электропоезда и дизельпоезда) с установлением стипендии в размере месячной тарифной ставки, соответствующей установленному в трудовом договоре разряду. Размер стипендии увеличивается на величину процентных надбавок за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями и (или) районных коэффициентов, региональных компенсационных надбавок и (или) зональных надбавок  к заработной плате тем работникам, которые направлены на обучение из тех структурных подразделений, в которых установлены указанные надбавки (п. 20 Положения). При этом установлено, что минимальный размер стипендии за полный календарный месяц обучения не может быть ниже трех размеров минимальной заработной платы в ОАО «РЖД» — 21096 рублей, для сравнения месячная тарифная ставка помощника машиниста, которому установлена оплата труда по 8 – му разряду составляет с 1 марта 2013 года 18193 рублей. Введена норма по индексации размера стипендии в соответствии с ростом индекса потребительских цен по данным Росстата. Увеличен размер оплаты расходов работникам, направленным на профессиональное обучение в другую местность, им осуществляются выплаты в размере стоимости проезда к месту обучения и проживания, увеличенные на коэффициент 1,15, а также оплачиваются дополнительные расходы (суточные) в размере 150 рублей  за каждый день обучения.

В настоящее время в Центральную дирекцию моторвагонного подвижного состава – филиал ОАО «РЖД» (далее – ЦДМВ) входит 16 региональных дирекций моторвагонного подвижного состава, 47 моторвагонных депо, со штатной численностью 26,5 тысяч человек, из них более 11 тысяч человек – работники локомотивных бригад.

В целом по ОАО «РЖД» за 1 – е полугодие текущего года среднемесячная заработная плата работников (по основной деятельности), составила 37762 руб. с ростом к аналогичному периоду 2012 года на 8,5 %, рост реальной заработной платы составил 1,2 %.

В ЦДМВ, среднемесячная заработная плата работников (по основной деятельности), составила 39511 руб. с ростом к уровню 2012 года на 8,8 %, рост реальной заработной платы составил 1,5 %.

Для мотивации труда работников структурных подразделений ЦДМВ ОАО «РЖД», помимо Положения о премировании за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, действуют дополнительные системы мотивации и стимулирования труда, которые были сохранены при создании ЦДМВ, в том числе:

— о дополнительном премировании работников за экономию электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов;

— о дополнительном премировании работников за нагон опозданий пригородных поездов;

— о дополнительном премировании работников дирекции за выявление нарушений, допущенных при ведении поезда и выполнении маневровой работы;

— о выплате вознаграждения из Фонда мастера.

На основании Рекомендаций по организации дополнительного премирования работников филиалов ОАО «РЖД» за результаты внедрения бережливого производства, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 21 октября 2010 года № 2179р, в ЦДМВ в 2013 году введено Положение о дополнительном вознаграждении работников за результаты внедрения «бережливого производства», которым предусматривается выплата вознаграждения работникам, внедряющим проекты «бережливого производства», в размере до 40 % от стоимости фактически сэкономленных сумм затрат.

В целях стимулирования повышения профессионального мастерства, мотивации лучших работников, достигших значительных результатов в работе и постоянно повышающих уровень квалификации в ЦДМВ производятся выплаты:

— надбавок за высокий уровень квалификации, высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы;

— надбавок за профессиональное мастерство;

— надбавки за присвоение классных званий.

В целях практического обучения и воспитания молодых работников и специалистов, приобретения ими необходимой должностной компетенции в ЦДМВ производятся выплаты за наставничество.

Работникам структурных подразделений ЦДМВ дополнительно производятся выплаты единовременного поощрения в связи с юбилейными датами, материальной помощи при уходе в очередной отпуск.

В целях решения проблем по укомплектованию высококвалифицированными кадрами и снижения текучести кадров работникам структурных подразделений в 12 – ти региональных дирекциях ЦДМВ (далее – ДМВ) установлены и выплачиваются зональные надбавки. Вновь установлены такие надбавки работникам локомотивных бригад Северо-Кавказской ДМВ (участок Туапсе) и ряду профессий работников Юго-Восточной ДМВ, занятых на ремонте и обслуживании подвижного состава.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 10 июля 2013 года № 1538р в ЦДМВ введено положение о дополнительном премировании работников за предупреждение случаев производственного травматизма, которые могут возникнуть в результате наезда подвижного состава.

Одно из основных новшеств этого документа – выплата премий за счёт средств филиалов (Центральной дирекции инфраструктуры, Дирекции тяги, Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава), работники которых допустили нарушения. К примеру, если локомотивная бригада заметила нарушение со стороны монтёров пути, в частности не выставлен сигналист, то в этом случае делается соответствующая запись в журнале и вводится сообщение в автоматизированную систему «Работник на пути». Каждый такой случай расследуется, и если он подтверждается, машинист и помощник смогут рассчитывать на премию. За каждый случай с применением экстренного торможения премия составляет 1000 руб., без применения – 500 руб. Трём локомотивным бригадам, которые выявили наибольшее количество нарушений, за квартал выплачивается дополнительная премия. Занявший первое место машинист получит 5 тыс. руб., его помощник – 3 тыс. руб.

Помимо дополнительного премирования в ЦДМВ по итогам работы за 2012 год было выплачено единовременное вознаграждение за обеспечение безопасности движения поездов работникам, чьи профессии и должности входят в утверждённый перечень, в размере 99,6 млн. руб. (по итогам работы за 2011 год было выплачено 149,2 млн.руб.). В среднем на одного работника размер выплаты в феврале текущего года составил 27768 руб., (в феврале 2012 — 30164 руб.)

Наибольший рост заработной платы за 1– е полугодие текущего года к аналогичному периоду 2012 года в разрезе ДМВ отмечен в Забайкальской ДМВ – на 38,7 % и Юго-Восточной ДМВ – на 17,6 %.

Однако, не во всех региональных дирекциях ЦДМВ достигнуты необходимые темпы роста заработной платы как в целом по дирекциям, так и у работников ведущих профессий.

Так, в Южно-Уральской ДМВ при среднемесячной заработной плате 30764 руб., рост к уровню 1 – го полугодия 2012 года составил 1,7 %, в Красноярской ДМВ, соответственно, 48240 руб. и рост на 3,0 %, в Горьковской ДМВ – 32556 руб. и рост на 5,1 %.

По итогам первого полугодия текущего года отмечено снижение номинальной заработной платы:

— у рабочих локомотивных бригад в Северной и Южно-Уральской ДМВ на 0,4 %, Дальневосточной – на 1,1 %, Красноярской – на 2,2 %.

— у слесарей на текущем ремонте и техническом обслуживании моторвагонного подвижного состава в Западно-Сибирской дирекции – на 5,5 %, при среднемесячной заработной плате 27814 руб., Октябрьской дирекции – на 4,1 %, при заработной плате – 39755 руб., Забайкальской – на 1,9 %, при заработной плате – 29268 руб.,  Северной – на 0,7 %, при заработной плате – 19638 руб.

В основном снижение динамики роста заработной платы произошло в связи с невыполнением показателей премирования за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности по причине невыполнения задания по приведённой работе к уровню прошлого года (падение объемов работы) и снижением или полным отсутствием права по итогам работы за 2012 год на единовременное вознаграждение за обеспечение безопасности движения поездов.

На заседаниях профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций в большинстве структурных подразделений и заседании Совета председателей первичных профсоюзных организаций ЦДМВ анализировалась заработная плата и предлагались меры по повышению уровня заработной платы работников в структурных подразделениях и в целом ЦДМВ.

В целях улучшения динамики по росту заработной платы одним из вариантов следует рассмотреть проведение в ЦДМВ унификации показателей премирования за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности работников ведущих профессий и изменения соотношения показателей второго и третьего уровней премирования: 10 % для второго и 90 % для третьего – вместо 20 % и 80 % согласно ныне действующим положениям о премировании, учитывая, что такая возможность предоставляется руководителям региональных дирекций в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 15 декабря 2011 года № 2695р «О внесении  изменений корпоративную систему премирования работников филиалов ОАО «РЖД». Ведение данного механизма премирования безусловно будет содействовать реальной оценке трудового участия работников, повышению уровня оплаты труда, улучшению социально-психологической обстановки в трудовых коллективах и росту эффективности деятельности каждого отдельного взятого структурного подразделения ОАО «РЖД» и в целом всей компании.

Другой проблемой всего локомотивного комплекса и в частности на пригородных перевозках является оплата за разъездной характер работы  компенсационных выплат при смешанном виде движения. Согласно распоряжения ОАО «РЖД»  от 31.10.2011 года № 2343р «Об утверждении положения о возмещении расходов, связанных со служебными поездками работников филиалов ОАО «РЖД», постоянная работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава или имеет разъездной характер» производится компенсационная выплата за разъездной характер работы только в пригородном движении.

Проверками, проведенными специалистами Аппарата ЦК Профсоюза выявлены следующие проблемные вопросы: при наличии в одном маршруте пригородного (в одном направлении) и хозяйственного движения (в другом направлении) продолжительностью более 7 – ми часов,  в частности в моторвагонном депо Красноярск Красноярской ДМВ обслуживают электропоезда в хозяйственном движении (перевозка работников дирекции инфраструктуры, дирекции тяги и т.д. до конкретного места работ, автоматрисой – руководителей дороги), компенсационные выплаты за разъездной характер работы локомотивным бригадам не производятся, что влечет за собой негативный настрой в коллективе. Аналогичная проблема существует в моторвагонном депо Крюково Октябрьской ДМВ и других моторвагонных депо Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: