7 Постановление Президиума ЦК об оплате и мотивации труда в ЦДМВ (проект на 06.09.2013 г.).
ПРОЕКТ
РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ |
|
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13.09.2013 г. г. Москва № |
О мерах, принимаемых администрацией и первичными профсоюзными организациями Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД», по оплате и мотивации труда работников структурных подразделений дирекции |
Локальные нормативные акты в сфере оплаты и мотивации труда, действующие в Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиале ОАО «РЖД» (далее – ЦДМВ) соответствуют локальным нормативным актам ОАО «РЖД» и распространяются на 26,5 тысяч работников (из них более 11 тысяч человек – работники локомотивных бригад) в 47-ти моторвагонных депо, входящих в состав 16-ти региональных дирекций ЦДМВ (далее – ДМВ).
В целях стимулирования повышения профессионального мастерства, мотивации лучших работников, достигших значительных результатов в работе и постоянно повышающих уровень квалификации в ЦДМВ производятся выплаты надбавок:
— за высокий уровень квалификации, высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы;
— за профессиональное мастерство;
— за присвоение классных званий.
Работникам ЦДМВ, осуществляющим практическое обучение и воспитание молодых работников и специалистов производятся выплаты за наставничество.
Для решения проблемы по укомплектованию высококвалифицированными кадрами и снижения текучести кадров работникам структурных подразделений в 12-ти ДМВ установлены и выплачиваются зональные надбавки. Вновь установлены такие надбавки работникам локомотивных бригад Северо-Кавказской ДМВ (участок Туапсе) и ряду профессий работников Юго-Восточной ДМВ, занятых на ремонте и обслуживании подвижного состава.
В ЦДМВ за 1-е полугодие 2013 года среднемесячная заработная плата работников (по основной деятельности), составила 39511 руб. с ростом к соответствующему периоду 2012 года на 8,8 %, рост реальной заработной платы составил 1,5 %, при этом, в целом по ОАО «РЖД» за 1 – е полугодие текущего года среднемесячная заработная плата работников (по основной деятельности), составила 37762 руб. с ростом к аналогичному периоду 2012 года на 8,5 %, рост реальной заработной платы составил 1,2 %.
Наибольший рост заработной платы за 1– е полугодие текущего года к аналогичному периоду 2012 года в разрезе ДМВ отмечен в Забайкальской ДМВ – на 38,7 % и Юго-Восточной ДМВ – на 17,6 %.
Однако, не во всех региональных дирекциях ЦДМВ достигнуты необходимые темпы роста заработной платы как в целом по дирекциям, так и у работников ведущих профессий.
Так, в Южно-Уральской ДМВ при среднемесячной заработной плате 30764 руб., рост к уровню 1-го полугодия 2012 года составил 1,7 %, в Красноярской ДМВ, соответственно, 48240 руб. и рост на 3,0 %, в Горьковской ДМВ – 32556 руб. и рост на 5,1 %.
По итогам первого полугодия текущего года отмечено снижение номинальной заработной платы:
— у рабочих локомотивных бригад в Северной ДМВ и Южно-Уральской ДМВ на 0,4 %, Дальневосточной ДМВ – на 1,1 %, Красноярской ДМВ – на 2,2 %.
— у слесарей на текущем ремонте и техническом обслуживании моторвагонного подвижного состава в Западно-Сибирской ДМВ – на 5,5 %, при среднемесячной заработной плате 27814 руб., Октябрьской ДМВ – на 4,1 %, при заработной плате – 39755 руб., Забайкальской ДМВ – на 1,9 %, при заработной плате – 29268 руб., Северной ДМВ – на 0,7 %, при заработной плате – 19638 руб.
В основном снижение динамики роста заработной платы произошло в связи с невыполнением показателей премирования за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности по причине невыполнения задания по приведённой работе к уровню прошлого года (падение объемов работы) и снижением или полным отсутствием права по итогам работы за 2012 год на единовременное вознаграждение за обеспечение безопасности движения поездов.
На заседаниях профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций в большинстве структурных подразделений и заседании Совета председателей первичных профсоюзных организаций ЦДМВ анализировалась заработная плата и предлагались меры по повышению уровня заработной платы работников в структурных подразделениях и в целом ЦДМВ.
Одним из вариантов решения данного вопроса предлагается проведение унификации показателей премирования за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности работников ведущих профессий и изменения соотношения показателей второго и третьего уровней премирования: 10 % для второго и 90 % для третьего – вместо 20 % и 80 % согласно ныне действующим положениям о премировании.
Другой проблемой является оплата за разъездной характер работы (осуществление компенсационных выплат) при смешанном виде движения, так как согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 31.10.2011 г. № 2343р «Об утверждении положения о возмещении расходов, связанных со служебными поездками работников филиалов ОАО «РЖД», постоянная работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава или имеет разъездной характер» компенсационная выплата производится за разъездной характер работы только при работе с поездами нумерации пригородного сообщения. Т.е. при наличии в одном маршруте пригородного (в одном направлении) и хозяйственного движения (в другом направлении) продолжительностью более семи часов, в частности в моторвагонном депо Красноярск Красноярской ДМВ, Крюково Октябрьской ДМВ и других компенсационные выплаты за разъездной характер работы локомотивным бригадам не производятся, что влечет за собой негативный настрой в коллективах.
Исходя из вышеизложенного, Президиум Центрального комитета Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Принять к сведению информацию о мерах, принимаемых администрацией и первичными профсоюзными организациями, действующими в структурных подразделениях Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, по оплате и мотивации труда работников структурных подразделений дирекции (справка прилагается).
- Комитетам первичных организаций Профсоюза, действующих в структурных подразделениях Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, Совету председателей первичных профсоюзных организаций Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава считать работу по повышению реальной заработной платы работников Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» – членов РОСПРОФЖЕЛ одной из своих основных задач.
- Комитету первичной профсоюзной организации ОАО «Российские железные дороги» РОСПРОФЖЕЛ:
— направить руководству Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» предложение по унификации показателей премирования в Положении о премировании работников структурных подразделений Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» за выполнение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности с внесением изменений по соотношению показателей второго и третьего уровней премирования;
— направить обращение в ОАО «РЖД» с предложением о внесении дополнения в распоряжение ОАО «РЖД» от 31.10.2011 г. № 2343р «Об утверждении положения о возмещении расходов, связанных со служебными поездками работников филиалов ОАО «РЖД» по оплате компенсационных выплат за каждую поездку туда и обратно продолжительностью не менее 7 часов работникам локомотивных бригад при работе с пассажирскими, пригородными, грузовыми поездами и в смешанном виде движения.
- Комитетам первичных организаций Профсоюза, действующих в структурных подразделениях Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава:
— принимать активное участие в совершенствовании положений по мотивации труда работников, рассматривать не реже, чем раз в полгода на заседаниях профсоюзных комитетов, с приглашением представителей администрации, причины снижения уровня заработной платы работников, совместно предпринимать действия по ее повышению.
— информировать Департамент социального партнерства, труда и заработной платы Аппарата ЦК Профсоюза о фактах снижения размера заработной платы работников структурных подразделений Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава и принимаемых мерах, направленных на её повышение.
- Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Профсоюза С.П. Железнова.
Председатель Профсоюза | Н.А. Никифоров |
С П Р А В К А
к Постановлению Президиума Центрального комитета Профсоюза
по вопросу «О мерах, принимаемых администрацией и первичными профсоюзными организациями Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД», по оплате и мотивации труда работников структурных подразделений дирекции»
Одним из важнейших направлений обеспечения эффективной работы ОАО «РЖД» и сохранения социальной стабильности в трудовых коллективах является компетентно организованная система оплаты труда персонала.
Считая вопросы вознаграждения работников за труд ключевыми и злободневными на современном этапе развития компании, Центральный комитет Профсоюза совместно с работодателями прилагает много усилий по совершенствованию системы оплаты труда и повышению мотивационной роли заработной платы.
Результатом неоднократных обращений ЦК Профсоюза и принятия компанией положительного решения по ним в структурных подразделениях ОАО «РЖД» с 2012 года возобновлены выплаты работникам производственных участков вознаграждения из Фонда мастера, расширен перечень работников и увеличены размеры надбавок по Положению о присвоении классных званий работникам филиалов ОАО «РЖД», пересмотрен и увеличен размер компенсационных выплат со 100 до 150 рублей работникам филиалов ОАО «РЖД», постоянная работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава или имеет разъездной характер, с индексацией согласно условиям Коллективного договора ОАО «РЖД», расширен список работников ведущих должностей и профессий, имеющих право на вознаграждение за обеспечение безопасности движения. Согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 26 марта 2012 года за № 571р «О повышенной оплате труда работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест» с 1 апреля 2012 года установлена доплата в размере 4 % тарифной ставки (должностного оклада) работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, доплата которым ранее не была установлена, и которые не входили в списки работников с вредными и опасными условиями труда, утвержденными ещё в СССР. На принятии данного локального акта компании неоднократно настаивал Профсоюз, учитывая тот фактор, что значительное количество рабочих, в том числе такая многочисленная основная производственная группа, как рабочие локомотивных бригад, выполняя свои трудовые функции во вредных условиях не получали повышенную оплату, теперь им установлена доплата в размере 4 %.
Положением об организации профессионального обучения в ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 17 апреля 2013 года № 907р с учетом замечаний и предложений профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ОАО «РЖД», внесено изменение по оплате времени обучения помощников машинистов локомотивов (электровоза, тепловоза, паровоза, электропоезда и дизельпоезда) на обучение профессии машиниста локомотива (электровоза, тепловоза, паровоза, электропоезда и дизельпоезда) с установлением стипендии в размере месячной тарифной ставки, соответствующей установленному в трудовом договоре разряду. Размер стипендии увеличивается на величину процентных надбавок за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями и (или) районных коэффициентов, региональных компенсационных надбавок и (или) зональных надбавок к заработной плате тем работникам, которые направлены на обучение из тех структурных подразделений, в которых установлены указанные надбавки (п. 20 Положения). При этом установлено, что минимальный размер стипендии за полный календарный месяц обучения не может быть ниже трех размеров минимальной заработной платы в ОАО «РЖД» — 21096 рублей, для сравнения месячная тарифная ставка помощника машиниста, которому установлена оплата труда по 8 – му разряду составляет с 1 марта 2013 года 18193 рублей. Введена норма по индексации размера стипендии в соответствии с ростом индекса потребительских цен по данным Росстата. Увеличен размер оплаты расходов работникам, направленным на профессиональное обучение в другую местность, им осуществляются выплаты в размере стоимости проезда к месту обучения и проживания, увеличенные на коэффициент 1,15, а также оплачиваются дополнительные расходы (суточные) в размере 150 рублей за каждый день обучения.
В настоящее время в Центральную дирекцию моторвагонного подвижного состава – филиал ОАО «РЖД» (далее – ЦДМВ) входит 16 региональных дирекций моторвагонного подвижного состава, 47 моторвагонных депо, со штатной численностью 26,5 тысяч человек, из них более 11 тысяч человек – работники локомотивных бригад.
В целом по ОАО «РЖД» за 1 – е полугодие текущего года среднемесячная заработная плата работников (по основной деятельности), составила 37762 руб. с ростом к аналогичному периоду 2012 года на 8,5 %, рост реальной заработной платы составил 1,2 %.
В ЦДМВ, среднемесячная заработная плата работников (по основной деятельности), составила 39511 руб. с ростом к уровню 2012 года на 8,8 %, рост реальной заработной платы составил 1,5 %.
Для мотивации труда работников структурных подразделений ЦДМВ ОАО «РЖД», помимо Положения о премировании за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, действуют дополнительные системы мотивации и стимулирования труда, которые были сохранены при создании ЦДМВ, в том числе:
— о дополнительном премировании работников за экономию электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов;
— о дополнительном премировании работников за нагон опозданий пригородных поездов;
— о дополнительном премировании работников дирекции за выявление нарушений, допущенных при ведении поезда и выполнении маневровой работы;
— о выплате вознаграждения из Фонда мастера.
На основании Рекомендаций по организации дополнительного премирования работников филиалов ОАО «РЖД» за результаты внедрения бережливого производства, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 21 октября 2010 года № 2179р, в ЦДМВ в 2013 году введено Положение о дополнительном вознаграждении работников за результаты внедрения «бережливого производства», которым предусматривается выплата вознаграждения работникам, внедряющим проекты «бережливого производства», в размере до 40 % от стоимости фактически сэкономленных сумм затрат.
В целях стимулирования повышения профессионального мастерства, мотивации лучших работников, достигших значительных результатов в работе и постоянно повышающих уровень квалификации в ЦДМВ производятся выплаты:
— надбавок за высокий уровень квалификации, высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы;
— надбавок за профессиональное мастерство;
— надбавки за присвоение классных званий.
В целях практического обучения и воспитания молодых работников и специалистов, приобретения ими необходимой должностной компетенции в ЦДМВ производятся выплаты за наставничество.
Работникам структурных подразделений ЦДМВ дополнительно производятся выплаты единовременного поощрения в связи с юбилейными датами, материальной помощи при уходе в очередной отпуск.
В целях решения проблем по укомплектованию высококвалифицированными кадрами и снижения текучести кадров работникам структурных подразделений в 12 – ти региональных дирекциях ЦДМВ (далее – ДМВ) установлены и выплачиваются зональные надбавки. Вновь установлены такие надбавки работникам локомотивных бригад Северо-Кавказской ДМВ (участок Туапсе) и ряду профессий работников Юго-Восточной ДМВ, занятых на ремонте и обслуживании подвижного состава.
Распоряжением ОАО «РЖД» от 10 июля 2013 года № 1538р в ЦДМВ введено положение о дополнительном премировании работников за предупреждение случаев производственного травматизма, которые могут возникнуть в результате наезда подвижного состава.
Одно из основных новшеств этого документа – выплата премий за счёт средств филиалов (Центральной дирекции инфраструктуры, Дирекции тяги, Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава), работники которых допустили нарушения. К примеру, если локомотивная бригада заметила нарушение со стороны монтёров пути, в частности не выставлен сигналист, то в этом случае делается соответствующая запись в журнале и вводится сообщение в автоматизированную систему «Работник на пути». Каждый такой случай расследуется, и если он подтверждается, машинист и помощник смогут рассчитывать на премию. За каждый случай с применением экстренного торможения премия составляет 1000 руб., без применения – 500 руб. Трём локомотивным бригадам, которые выявили наибольшее количество нарушений, за квартал выплачивается дополнительная премия. Занявший первое место машинист получит 5 тыс. руб., его помощник – 3 тыс. руб.
Помимо дополнительного премирования в ЦДМВ по итогам работы за 2012 год было выплачено единовременное вознаграждение за обеспечение безопасности движения поездов работникам, чьи профессии и должности входят в утверждённый перечень, в размере 99,6 млн. руб. (по итогам работы за 2011 год было выплачено 149,2 млн.руб.). В среднем на одного работника размер выплаты в феврале текущего года составил 27768 руб., (в феврале 2012 — 30164 руб.)
Наибольший рост заработной платы за 1– е полугодие текущего года к аналогичному периоду 2012 года в разрезе ДМВ отмечен в Забайкальской ДМВ – на 38,7 % и Юго-Восточной ДМВ – на 17,6 %.
Однако, не во всех региональных дирекциях ЦДМВ достигнуты необходимые темпы роста заработной платы как в целом по дирекциям, так и у работников ведущих профессий.
Так, в Южно-Уральской ДМВ при среднемесячной заработной плате 30764 руб., рост к уровню 1 – го полугодия 2012 года составил 1,7 %, в Красноярской ДМВ, соответственно, 48240 руб. и рост на 3,0 %, в Горьковской ДМВ – 32556 руб. и рост на 5,1 %.
По итогам первого полугодия текущего года отмечено снижение номинальной заработной платы:
— у рабочих локомотивных бригад в Северной и Южно-Уральской ДМВ на 0,4 %, Дальневосточной – на 1,1 %, Красноярской – на 2,2 %.
— у слесарей на текущем ремонте и техническом обслуживании моторвагонного подвижного состава в Западно-Сибирской дирекции – на 5,5 %, при среднемесячной заработной плате 27814 руб., Октябрьской дирекции – на 4,1 %, при заработной плате – 39755 руб., Забайкальской – на 1,9 %, при заработной плате – 29268 руб., Северной – на 0,7 %, при заработной плате – 19638 руб.
В основном снижение динамики роста заработной платы произошло в связи с невыполнением показателей премирования за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности по причине невыполнения задания по приведённой работе к уровню прошлого года (падение объемов работы) и снижением или полным отсутствием права по итогам работы за 2012 год на единовременное вознаграждение за обеспечение безопасности движения поездов.
На заседаниях профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций в большинстве структурных подразделений и заседании Совета председателей первичных профсоюзных организаций ЦДМВ анализировалась заработная плата и предлагались меры по повышению уровня заработной платы работников в структурных подразделениях и в целом ЦДМВ.
В целях улучшения динамики по росту заработной платы одним из вариантов следует рассмотреть проведение в ЦДМВ унификации показателей премирования за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности работников ведущих профессий и изменения соотношения показателей второго и третьего уровней премирования: 10 % для второго и 90 % для третьего – вместо 20 % и 80 % согласно ныне действующим положениям о премировании, учитывая, что такая возможность предоставляется руководителям региональных дирекций в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 15 декабря 2011 года № 2695р «О внесении изменений корпоративную систему премирования работников филиалов ОАО «РЖД». Ведение данного механизма премирования безусловно будет содействовать реальной оценке трудового участия работников, повышению уровня оплаты труда, улучшению социально-психологической обстановки в трудовых коллективах и росту эффективности деятельности каждого отдельного взятого структурного подразделения ОАО «РЖД» и в целом всей компании.
Другой проблемой всего локомотивного комплекса и в частности на пригородных перевозках является оплата за разъездной характер работы компенсационных выплат при смешанном виде движения. Согласно распоряжения ОАО «РЖД» от 31.10.2011 года № 2343р «Об утверждении положения о возмещении расходов, связанных со служебными поездками работников филиалов ОАО «РЖД», постоянная работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава или имеет разъездной характер» производится компенсационная выплата за разъездной характер работы только в пригородном движении.
Проверками, проведенными специалистами Аппарата ЦК Профсоюза выявлены следующие проблемные вопросы: при наличии в одном маршруте пригородного (в одном направлении) и хозяйственного движения (в другом направлении) продолжительностью более 7 – ми часов, в частности в моторвагонном депо Красноярск Красноярской ДМВ обслуживают электропоезда в хозяйственном движении (перевозка работников дирекции инфраструктуры, дирекции тяги и т.д. до конкретного места работ, автоматрисой – руководителей дороги), компенсационные выплаты за разъездной характер работы локомотивным бригадам не производятся, что влечет за собой негативный настрой в коллективе. Аналогичная проблема существует в моторвагонном депо Крюково Октябрьской ДМВ и других моторвагонных депо Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД».