РАДИСТ ПО ПРИЗВАНИЮ
Страсть к радиотехнике и превосходное знание устройств связи помогло Анатолию Галичину заниматься на войне любимым делом и снискать уважение боевых товарищей на фронте.
С юношеских лет Анатолий Дмитриевич увлекался электротехникой. Он внимательно читал заметки о радиотехнике, которые попадались в газете «Пионерская правда», изучал схемы устройств и вскоре научился изготавливать самодельные приёмники.
Когда пришло время выбирать профессию, у него уже были первоначальные навыки в области радиосвязи. Галичин устроился на железную дорогу во 2-ю дистанцию сигнализации и связи на станции Нижнеудинск , которая в то время обслуживала устройства стационарной связи на участке Тулун – Зима.
Через год началась война. Анатолию Дмитриевичу исполнилось 19 лет. Его вместе с другими ребятами отправили в Москву восстанавливать железнодорожное оборудование.
До Москвы эксплуатационно-восстановительный поезд №5 ехал три месяца.
«Везли в столицу долго. В феврале 1942 поезд отправился в Москву, а прибыли мы только в мае. Железная дорога была перегружена, постоянно шли военные эшелоны, которые мы пропускали. Когда наконец добрались до места, все ребята были сильно истощены от голода и выходя из вагонов просто падали. В пути нас не кормили, вся еда шла солдатам, а мы не считались военными. Восстановительный поезд встретил министр путей сообщения Лазарь Каганович, увидев наше состояние он только махнул рукой и дал указание, чтобы мы не приступали к работам до тех пор, пока не восстановимся,» — рассказывает Анатолий Дмитриевич.
Спустя примерно месяц, меня отправили восстанавливать связь на участок Тула –Калуга. Там я работал полгода. Когда связь была налажена всех пожилых, кто трудился вместе с нами отправили домой, а нас — молодых — на фронт.
«Я попал во Владимир, где примерно месяц нас обучали военному делу, готовили новоиспеченных связистов. Мне повезло. Я уже знал азбуку Морзе и умел пользоваться телеграфным ключом, для передачи зашифрованной информации. Поэтому из ребят оказался самым грамотным», — делится ветеран.
Вместе с рацией Галичин прошёл всю Украину, Венгрию, Румынию, Чехословакию и Австрию. Тысячи часов провёл с бойцами на передовой, обеспечивая связь командования стрелкового полка с другими подразделениями. О том времени сегодня ему напоминают полученные в боях ранения.
«Помню, как сегодня 1 января 1943 года. Мы вступили в бой с врагом в районе Старого Оскола. Дали команду окопаться. С моим напарником Александром Грабарь стали сооружать окоп. И только мы его отрыли, налетели немецкие самолёты и стали бомбить. Один из снарядов угодил прямо к нам в траншею. Всё разметало в разные стороны. Очнулся я – ничего не слышу. Кровь из ушей. У напарника тоже. Закончился авианалёт, мы схватили радиостанцию, а она вешала 20 килограмм – за плечи и в госпиталь», — вспоминает Анатолий Дмитриевич.
Опираясь друг на друга, они вышли на санитаров.
«Нас перевязали, отвели в место, где можно прилечь. И снова знакомый гул, и снова бомбёжка. Как остались мы в этом аду живы, не понимаю. Внутри меня всё кипело: боль перемешалась со злостью. Мы с напарником несмотря на ранения, разыскали свой полк, с которым в тот же день пошли в наступление», — говорит ветеран.
Рассказал Анатолий Дмитриевич ещё случай о взаимовыручке боевых товарищей.
«Наш полк участвовал в форсировании Днепра. Дождавшись, когда сядет солнце, отчалили от берега. В лодке пятнадцать пехотинцев, я и мой напарник. При нас винтовки, радиостанция с питанием. Тишина в судне такая, что слышно, как на противоположном берегу плещется волна. Но немцы начеку. Взвивается ракета – и тут же мы попадаем под огонь. Лодка получает пробоину и начинает тонуть, а я плавать не умею… Хорошо, что наши солдаты пришли на выручку. Не бросили, помогли из реки выкарабкаться», — говорит Галичин.
После демобилизации из армии он остался верен своей специальности. Получил приглашение в свою же дистанцию старшим электромехаником на станции Куйтун, в бригаду, обслуживающую участок от Зимы до Тулуна. Проработал на железной дороге сорок три года.
О том, что Анатолий Дмитриевич хорошо разбирался в схемах устройств связи, знали все жители Куйтуна. Он же, возвёл первую в этом населённом пункте антенну высотой в 30 метров, позволившую принимать дальние сигналы телеретрансляторов для работы телевизора.
В свои 97 лет Анатолий Галичин постоянно интересуется новостями современной связи в специализированных печатных изданиях и активно продолжает практиковать радиодело.
Ольга Грекова