Опыт первого года: вызовы и достижения
Ровно год исполнился с момента избрания Игоря Милостных на должность председателя Дорожной территориальной профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей на Восточно-Сибирской железной дороге. И это хороший повод поговорить с руководителем профсоюза начистоту.
– Игорь Васильевич, разрешите в первую очередь спросить вас о том, как за этот год изменилось ваше представление о работе Дорпрофжела. Всё ли соответствует тем ожиданиям, с которыми вы заступали на должность председателя?
– Это отличный вопрос. С одной стороны, я легко влился в эту сферу, так как за всю свою карьеру руководителя на железной дороге всегда был заинтересован в деятельности профсоюза. У меня была возможность работать рядом с опытными профсоюзными лидерами, которые могли легко объяснить любой аспект работы. Например, в Тайшете в середине 90-х годов мы тесно сотрудничали с Анатолием Ивановичем Галеевым. С 1998 года я работал в депо Лена и взаимодействовал с председателем первичной профсоюзной организации Степаном Ивановичем Токарем, который, кстати, только в прошлом году ушёл на пенсию. Я многому научился у опытных профессионалов и уже имел хорошую базу знаний о профсоюзной работе.
С другой стороны, меня удивил объём работы, который не всегда очевиден для окружающих, но который должен быть выполнен каждым профсоюзным лидером. Если посмотреть на мой еженедельный план на протяжении года, то там присутствуют комиссионные осмотры, дни культуры безопасности, рабочие встречи с коллективами, совещания, технические советы и многое другое. Фактически это та же работа, что и у первых руководителей дороги, но с другой направленностью.
– Значит ли это, что работники всегда могут рассчитывать на защиту перед работодателем?
– Мы готовы защищать работников в любых ситуациях. Это один из основных принципов, которыми руководствуется Дорпрофжел, и этот принцип многократно подтверждался за прошедший год.
Например, в этом году в железнодорожной больнице на станции Новая Чара произошли изменения после реорганизации дирекции здравоохранения. Руководство учреждения, теперь подчиненного ЧУЗ «РЖД-Медицина» города Читы, предложило снизить северные надбавки с коэффициента 1,7 до 1,3. Мы не согласились с этим решением и четыре месяца вели спор, в результате чего удалось сохранить высокий коэффициент северных надбавок для медиков в Новой Чаре.
Во всех подобных ситуациях мы не только стремимся к улучшению условий труда для членов профсоюза, но и чувствуем свою ответственность за то, с какой отдачей будут трудиться работники предприятий. Мы находимся в социальном партнёрстве с работодателем, ОАО «РЖД», где очень важно взаимодействие двух сторон.
– А сегодня как-то меняется формат коммуникации между работниками и работодателями?
– Да, этот процесс активно стартовал с приходом нового председателя Роспрофжела Черногаева. Это не только изменения в названиях и дизайне, но и переработка содержания всех программ, в рамках которых работают профсоюзы.
Происходит цифровизация всех процессов, начиная от документооборота и заканчивая информационной работой.
Что касается Дорпрофжела на ВСЖД, мы также стремимся использовать более современные подходы при соблюдении уставных правил. На прошлогоднем пленуме Дорпрофжела, посвящённом охране труда, мы организовали общение в формате форума, где спикеры находились в едином пространстве с аудиторией. В таком формате выступали как представители Дорпрофжела, так и начальники служб и руководители предприятий, что было особенно ценно.
Я считаю, что увеличение профсоюзного членства за 2023 год – хоть и незначительное, но важное достижение. На 1 января 2024 года количество наших членов составляло 77059 человек, почти на тысячу больше, чем в начале 2023 года. Также стоит отметить, что 38 первичных профсоюзных организаций достигли 100-процентной численности членов профсоюза, включая 6 организаций с численностью более 500 человек. По итогам прошлого года мы премировали все первички, сохранившие стопроцентное членство.
Заметно, что руководители осознали важность сотрудничества с профсоюзами. Они лично принимают участие во многих встречах, а не делегируют своим заместителям обсуждение социальных вопросов. Например, начальник дороги Вадим Владимиров – член профсоюза, как и многие другие руководители служб и предприятий, присоединившихся к Роспрофжелу.
Это взаимопонимание важно. Я упоминал об этом на 27-м социально-экономическом форуме ВСЖД. Партнёрство должно проникать во все сферы, касающиеся коллектива. Профсоюзные лидеры должны принимать награды от имени коллектива вместе с руководителями предприятий. Точно так же следует поступать и в случаях ошибок коллектива. Ответственность должна нести вся команда, и, возможно, это изменит отношение к роли профсоюзного лидера.
– А как у вас в характере формировалось это отношение к тому, что значит справедливость и ответственность?
– Ещё на этапе студенчества в СПТУ-7 Нижнеудинска у меня были замечательные наставники. Позже, во время службы в армии в должности старшины роты, многие жизненные принципы и ценности закрепились в моем характере.
Также важную роль сыграли руководители, с которыми мне пришлось работать: Михаил Васильевич Весёлкин, Михаил Владимирович Крутик, Борис Андреевич Мороз, Виктор Петрович Шпак, Алексей Валерьевич Воротилкин. Эта школа жизни оказала глубокое влияние на мой характер.
Несмотря на разнообразные обстоятельства, я всегда старался избегать конфликтов с людьми. Для меня важно сохранять стойкость, принимать обдуманные и цельные решения. Это особенно важно в работе профсоюзного лидера. И, на мой взгляд, эти качества должны быть врождёнными, они не могут быть приобретены в процессе обучения.
Тем не менее можно усовершенствовать свои навыки, например в профсоюзной сфере, и для этого в корпоративном университете ОАО «РЖД» разработаны соответствующие программы для профсоюзных лидеров.
– Какие планы на предстоящий период?
– Мы планируем продолжать развиваться в том же духе. Основной акцент будет сделан на три направления: правовая защита, техническая инспекция и культурно-массовая деятельность. Одной из наших ключевых задач будет улучшение работы по вопросам безопасности и охраны труда. Этот вектор сегодня поддерживается во всех профсоюзных организациях Роспрофжела.
Мы не снизим поддержку семьям участников специальной военной операции и продолжим сбор и предоставление гуманитарной помощи мобилизованным, находящимся в зоне проведения специальной военной операции (СВО).
Также мы будем стремиться к первому месту в финале международных игр «Мы вместе», и предстоит много работы в рамках объявленного в стране Года семьи.
Мы будем активно взаимодействовать с комиссией по вопросам семьи и детства, реализовывать программу «Время молодых. Семья» и проводить традиционную летнюю оздоровительную кампанию для детей работников.
Кроме того, мы активно примем участие в праздновании 50-летия со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали.