В безопасности мелочей не бывает
— Правила техники безопасности пишутся кровью, — считает технический инспектор Иркутского филиала Дорпрофжел на Восточно-Сибирской железной дороге Леонид Матвеев. — К сожалению, проверки вагонов для проживания ремонтных бригад в период летней путевой кампании показывают, что пока это понимают не все.
В прошлом месяце Леонид Андреевич выезжал на предприятия Иркутского региона.
— Во второй колонне Путевой машинной станции №183 Восточно – Сибирской дирекции по ремонту пути, дислоцированной на станции Слюдянка, я проверил пять вагонов и в каждом нашел серьезные нарушения. Например, в штабном вагоне огнетушители установлены в неположенных местах и не имеют порядкового номера. Нет плана эвакуации. Самое страшное, что после несанкционированной перепланировки, второй выход из вагона оказался заблокированным.
Также Леонид Матвеев отметил отсутствие соответствующего оборудования в сушильном помещении. Аналогичные нарушения обнаружены и в жилых вагонах.
Помимо пожарной безопасности, хромает и санитарное состояние. Не производится дезинфекция матрасов, подушек и одеял в установленные сроки. Постельное белье не выдается и работники вынуждены на окна привозить свои принадлежности. В одном из умывальных помещений нет крана с подводкой воды, отсутствует крючок для полотенца. В вагоне-столовой нужно установить вытяжную вентиляцию и кондиционер, персонал обеспечить посудой и кухонным оборудованием. Состояние вагона-бани требует ремонта напольной решетки и скамейки.
— Этими примерами вопросы техинспекции не ограничиваются. Например, особого внимания требуют кабины локомотивов, — рассказывает техинспектор. — Практически при каждой проверке я фиксирую в актах неудовлетворительное состояние санитарно-бытовых условий, отсутствие или неисправность кондиционеров, микроволновок, нарушения электробезопасности.
После апрельской проверки по охране труда Иркутского региона сделаны многочисленные замечания по порядку обучения и обеспечению сигналистами Зиминской, Черемховской и Тулунской дистанций пути. Только на станции Тулун не прошли профессиональное обучение по программам повышения квалификации 44 монтера пути.
Все это лишь малая часть того, чем занимается технический инспектор. Только в прошлом 2017 году им были проведены 48 проверок на предмет охраны труда. Выявлены 355 нарушений, выданы 48 предписаний на устранение.
– Я всегда говорю работникам об их законном праве отказаться от выполнения производственных заданий, если при этом существует угроза жизни и здоровью человека, нарушаются требования техники безопасности. Работодатель будет обязан оплатить время вынужденного простоя. Но на моей памяти нет еще ни одного подобного случая. Причина — страх наказания от руководителей. Не понимаю, как боязнь начальства, стала сильнее, чем риск потерять собственную жизнь? — задает риторический вопрос Леонид Матвеев.
Стоит отметить, что, по словам инспектора, руководители предприятий оперативно реагируют на замечания. После каждого представления разрабатывается план мероприятий по устранению нарушений с четко прописанными сроками. И в большинстве случаев эти сроки соблюдаются.
Например, в начале летней путевой кампании на дороге остро стояла проблема дефицита вагонов для проживания работников. Ремонтникам путевых машинных станций не хватало трех вагонов, локомотивным бригадам — еще двенадцать. При участии Дорпрофжел, Дирекции по ремонту пути и руководства дороги эту задачу удалось решить.
Отработав 38 лет на железнодорожном транспорте, он прошел путь от сварщика в вагонном депо до технического инспектора профсоюза. Своим трудом заслужил знак «Почетный железнодорожник». За это время Леонид Андреевич сделал для себя один важный вывод: охраной труда нельзя заниматься от случая к случаю. Для достижения высоких показателей каждый год нужно объявлять «Годом улучшения труда и производственного быта» и изо дня в день стремиться к нулевому травматизму.
Павел Греков