Писатель должен быть в тени

Сын донского казака родился в Карелии и с большой любовью пишет о Сибири

Для работника Восточно-Сибирского центра метрологии Анатолия Проснякова обычная поездка в электричке оборачивается знакомством с героями  будущих произведений.

Гость протягивает мне небольшую книгу в мягком переплёте:

– Это свежее издание.

Листаю сборник под названием «Новогоднее настроение». В нём стихи и одна пьеса. Смотрю содержание скорее для проформы: вникнуть в смысл за минуту–другую просто невозможно. На задней обложке издания в информации об авторе написано скромно и лаконично: «Анатолий Петрович Просняков родился в Карелии. Живёт в г. Шелехове. Член Российского союза писателей».

Ловлю себя на мысли, что это первая книга писателя Проснякова, которую я держу в руках. Всё, что мне довелось читать из его творчества, до сего дня видела на сайте «Проза.ру».

Каково было моё удивление, когда от одного из читателей газеты я узнала, что писатель Просняков – наш, железнодорожник. Работает электромехаником в Восточно-Сибирском центре метрологии. Мало того, я с ним, оказывается, знакома, он – в кругу общественной жизни трудового коллектива, возглавляет первичную профсоюзную организацию.

Разыскала телефон в корпоративной адресной сети и позвонила. И вот загадочный автор в гостях у нас в редакции, сидит напротив меня в моём кабинете, улыбается.

В центре метрологии Анатолий Петрович работает 12-й год. Выпускник Саратовского политехнического института за годы профессиональной деятельности постиг все тонкости науки измерения физических величин, с ней связанные методы и средства обеспечения единства и способы достижения требуемой точности.

Работал старшим инженером-метрологом на Иркутском алюминиевом заводе в Шелехове. Как инженер-настройщик ходил водами Тихого океана, опускаясь на его глубины в атомной подводной лодке, только что сошедшей с верфей судостроительного завода.

И всю сознательную жизнь он занимался и продолжает заниматься литературным творчеством. Читатели шелеховских газет знакомы с ним ещё и как с журналистом – по рассказам, зарисовкам.

Отправляясь за хлебом насущным, на заработки, готовился к новым впечатлениям, которые должны были стать основой для рождения будущих произведений. И любая его поездка – уже не столь важно, в далёкие дали в командировку или в выходной день с семьёй на электричке к берегу Байкалу – наполнялась эмоциями от величия природы, житейскими картинками, интересными лицами, которые, по его словам, просто невозможно было не заметить. Так рождались сборники: «Записки путешественника», «Байкальская история», «Если ты был на Шумаке», «Остров на Байкале», «Вокруг Японии на корабле», «Путешествие в Крым» и другие.

– Как же так вышло, что товарищи по трудовому коллективу не знают о вашем писательском таланте? – я с нетерпением жду ответа на свой вопрос.

– Писателю необходимо оставаться в тени, – говорит гость. – Помните строки Бориса Пастернака: «Быть знаменитым некрасиво»? Когда среди людей появляется писатель, это меняет их поведение. Человеку зачастую хочется выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Он меняется, ведёт себя не так, как обычно. А что нужно писателю? Увидеть человека реального, с его истинной сутью.

Анатолий Петрович человек деликатный. Людей он если и делит на категории, так делает это тонко, осторожно. Говорит: «Есть люди хорошие и разные». Но судя по творчеству писателя, он, отправляясь на поиски очередного героя, предпочтение отдаёт людям хорошим.

Обращение к прошлому – отдельная и интересная сторона литературного творчества нашего земляка. Есть у него произведения военной тематики, в том числе посвящённые отцу. Близко всё, что связано с двоюродным прадедом  – русским писателем Александром Серафимовичем. Есть и другое прошлое. То, что приходится на годы молодости писателя. Оно – с отголосками советских лет, весной комсомола, юношеской романтикой.

– Моряк срочной службы Сашка из «Писем с Севера», думается мне, это вы и есть? – задаю вопрос.

– Сашка в прошлом году умер. Это был реальный человек. А Татьяна, которой он адресовал письма, – моя родная сестра. Кстати, журналист. Их переписка в молодости стала основой для «Писем с Севера», писательской находкой.

– Но в душе вы немного тот самый Сашка?

– Нет. Он был герой. О нём невозможно было не писать. Автор никогда не считает себя героем. Задача писателя – подметить нужное в людях. Они интереснее, чем твоё «я», твой личный мир.

Все мы родом из детства. Анатолий Просняков не исключение.

– У меня такое ощущение, что я родился с желанием писать, – приоткрывает собеседник ещё одну страницу своей жизни. Эта страница крепко связана с его детством. Оно прошло в небольшом карельском городке.

Первая книга, которая попала в руки пятилетнего Анатолия и благодаря которой начался складываться мир образов и героев, была библия. Бабушка доставала Священное писание в старом потёртом переплёте и давала внуку «читать». Значение печатных слов ребёнку ещё не было знакомо. Он только готовился постигать азы чтения, рассматривая типографские знаки, и всякий раз обводил пальчиком большую красную букву, с которой начинался новый текст. И «читал» по-своему, пересказывал то, что слышал от взрослых. Ему тогда казалось, что именно так делают все остальные. Детская память хранит вдруг родившееся желание написать рассказ о святом человеке, который пришёл на землю. Это непонятное, необъяснимое желание жило в его душе долго, волновало. С той  поры минуло шесть десятилетий…

Творческий багаж писателя Проснякова разноплановый не только по тематике. Жанровая палитра широка. Он пишет также стихи, этюды, очерки, репортажи, публицистику. Темы для последней смело берёт из жизни. «Рубль российская валюта. Лекция для министров» начинается по-граждански остро:  «Предлагаю ввести рубрику «Народные лекции для господ министров». Дело в том, что господа министры, возможно, настолько оторвались от реальной жизни, что не видят очевидных вещей».

Свои творческие планы Анатолий Петрович не раскрывает.  А они, как мне подсказывает журналистская интуиция, есть. И большие.

Хотя крупные произведения автор не пишет. Действует так сознательно. Книгу считает изданной, если та увидела свет в типографии, публикации в Интернете – не в счёт. Формат издания должен быть небольшой, чтобы его можно было взять в дорогу. Ведь его, писателя Проснякова, читатель лёгок на подъём, жаждет впечатлений, отправляясь в очередное путешествие.

Лейла Мустафаева
https://www.gudok.ru/zdr/170/?ID=1450261&archive=48984

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: