К XVI социально-экономическому форуму Дорпрофжел на ВСЖД подошёл без разногласий и коллективных споров
Всегда быть в курсе повестки дня
Александр Старцев, председатель Дорпрофжела на Восточно-Сибирской железной дороге– Александр Сергеевич, если говорить о фоне проведения XVI социально-экономического форума, то каков он?
– На уровне всех самостоятельных структур и дирекций были подведены итоги выполнения коллективных договоров. Можно сделать заключение, что все основные разделы этих соглашений выполняются безоговорочно и воспринимаются работодателем и представителями работников как обязательные документы. Существует устоявшееся мнение, что выполнение этих норм – это залог стабильности в коллективе.
За прошедшее полугодие разногласий и коллективных споров не было. В рабочем порядке, в зависимости от уровня разрешения, закрыты спорные вопросы социально-трудовых отношений.
Конечно, остаётся ряд проблем, которые в пятницу, в ходе работы форума, обозначат его делегаты. Все эти вопросы известны. Дорпрофжел как одна из сторон социального партнёрства держит их на контроле и старается помогать выстраивать диалог с работодателем.
– А что касается ожидаемого увеличения объёмов, работы на дороге прибавилось?
– Уже достаточно давно мы говорим о росте объёмов. Актуально это и в сегодняшней повестке дня. Наблюдается положительная динамика по вагонопотоку, что требует усиления пропускных способностей и модернизации Транссиба и БАМа. Это, в свою очередь, увеличивает возможности дороги, позволяет реализовывать различные проекты по повышению эффективности производства.
– Вносит ли какие-то коррективы в сферу социально-трудовых отношений применение полигонных технологий?
– Да, и все эти процессы мы отслеживаем, стараясь оперативно подключаться ко всем назревающим вопросам.
Вместе с тем есть проблема с рабочими местами в ремонтном локомотивном комплексе. В связи с изменением периодичности ремонта и технического обслуживания тягового подвижного состава сократилось необходимое количество рабочего персонала. Из-за специфики использования тяговых ресурсов и перераспределения некоторых видов ремонта на Восточном полигоне ряд предприятий «ЛокоТехСервиса» на ВСЖД оказались недозагруженными. Более 200 работников сервисных локомотивных депо Братск, Иркутск и Северобайкальск не были обеспечены работой.
В процессе переговоров с администрацией «ЛокоТехСервиса» пришлось приложить очень много усилий, чтобы этот процесс не привёл к массовым сокращениям. К сожалению, полностью уйти от оптимизации штата в этой ситуации невозможно, но был разработан ряд мер, таких как перераспределение работ внутри депо, поиск дополнительных объёмов ремонта, прикомандирование работников в другие депо, где существует дефицит кадров.
– Как разрешилась ситуация с Ангасольским щебеночным заводом?
– Можно сказать, что ситуацию удалось стабилизировать. Был выстроен диалог с руководством Первой нерудной компании.
К позитиву работников, было заменено руководство завода, удалось остановить падение заработной платы, повысить эффективность работы предприятия. Сократились простои. В результате по итогам мая и июня мы наблюдаем существенный рост заработной платы работников.
Все мы понимаем, что это предприятие с 60-летней историей. Соответственно, техническое состояние завода подорвано как от старения основных фондов, так и от бездействия бывшего руководства. Вопрос по данному предприятию мы оставляем на контроле и будем мониторить ситуацию.
– На предыдущем форуме большое внимание было уделено ремонтно-путевому комплексу. Было высказано много замечаний и предложений. Всё ли удалось выполнить?
– Есть ряд позитивных моментов. Из них самое значимое – это объёмы капитального ремонта инфраструктуры, которые уже не первый год сохраняются на прежнем уровне. Путевые машинные станции обеспечены работой, хотя все мы понимаем, что при растущем вагонопотоке всё сложнее проводить длительные закрытия на перегонах.
Только совместными усилиями дирекций управления движением, инфраструктуры и ремонта пути удаётся находить решения для планирования и проведения работ.
– А какие проблемы остаются?
– Одна из самых острых проблем в этом комплексе, которую пока не удаётся решить, – это условия проживания работников в период проведения ремонтно-путевых работ.
Если вопрос по размещению локомотивных бригад на период проведения «окон» решить удалось, то избавить работников путевого комплекса от резонных вопросов пока не представляется возможным. Главная причина заключается в том, что для их проживания используется часть подвижного состава с истекшим сроком эксплуатации. В этих вагонах невозможно решить вопросы кондиционирования, сохранения температурного режима и т.д. Это проблема, которая существует на всей сети, поэтому решается она через центральные дирекции. Для путевого комплекса на Тверском вагоностроительном заводе начали заказывать специальные вагоны для ремонтных комплексов. Необходимость обновления вагонов для проживания работников также очевидна и должна решаться.
Сложным остаётся вопрос организации питания работников при проведении длительных «окон». Первое – пока мы не смогли добиться повышения стоимости суточного питания. Тем не менее поручение главы холдинга по этому поводу имеется, и мы рассчитываем довести вопрос до логического завершения уже в текущем году.
Ну и второе – необходимо обеспечить нормальные условия приёма пищи на перегонах. Подписано распоряжение о стандартизации так называемых передвижных котлопунктов. Конечно, это потребует дополнительного финансирования, но в результате мы получим места приёма пищи, имеющие хотя бы минимальное необходимое оснащение.
– Какая работа проводится по сохранению социальных проектов и программ?
– Все эти программы сохранены. Большая работа ведётся в области детского оздоровления. Уже более 660 ребятишек в первом полугодии посетили детские оздоровительные лагеря и санатории-профилактории. Сохранён проект оздоровления детей на черноморском побережье «Жемчужина России».
Действует и программа по оздоровлению работников. На сегодняшний день существует дефицит семейных путёвок, но первичные профсоюзные организации индивидуально решают эти проблемы.
По этому вопросу нас беспокоит и то, что до сих пор не принято окончательно решение по усилению материально-лечебной базы наших санаториев-профилакториев. Мы убеждены, что данное обновление подвигло бы наших работников активнее посещать дорожные санаторно-профилактические учреждения, которые сегодня существуют в каждом регионе дороги.
– По-вашему, это повлияет на желание работников ездить на отдых в тёплые края?
– Мне кажется, что это стремление всегда было, есть и будет, но ведь не у всех есть такие возможности. Отдых на Чёрном море или где-то за границей очень дорогой. Тем не менее нужно оздоравливаться, повышать своё профессиональное долголетие, особенно в связи с предлагаемой реформой по повышению пенсионного возраста. И в этом плане как нельзя кстати приходятся наши дорожные профилактории. Их востребованность возрастёт при должном подкреплении материально-технической базы.
– Не менее важный пункт социальных программ – это ветеранский раздел. Как продвигается решение существующих в этом секторе проблем?
– Бюджетирование данного направления на сегодняшний день не решило полностью вопрос зубопротезирования. Вопрос об очерёдности, поставленный на прошлом социально-экономическом форуме, пока сохраняется. Мы работаем над его решением на уровне ОАО «РЖД»
и Роспрофжела.
Остальные вопросы, связанные с работой негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние», благотворительного фонда «Почёт», закрыты. Все программы работают и выполняются. Отдельную благодарность хотелось бы выразить работникам дороги, силами которых поддерживается функционирование фонда «Забота», решающего проблемные вопросы в жизни ветеранов.
Есть темы, которые я сегодня не озвучил. Будет уместнее, если они прозвучат в рамках форума и, что называется, из первых уст. Поэтому приглашаю всех присоединиться к диалогу, который состоится уже завтра на форуме.