Путешествие в Железнодорожию

Я давно мечтала написать детскую книгу о железнодорожных профессиях. Мне хотелось донести детям на простом, понятном языке, как здорово, быть железнодорожником. Это достаточно сложный и финансово затратный процесс. Тогда решила подать заявку на грантовую поддержку для проведения обучающего тренинга. Справлюсь ли я с этим?

Знания о железной дороге есть, ведь я потомственный железнодорожник в третьем поколении, работаю инженером отдела технического, технологического сопровождения и развития пропускных способностей в Восточно-Сибирской дирекции управления движением.

Навык написания дидактических сказок тоже есть — я дипломированный психолог-консультант и сказкотерапевт. Опыт проведения тренингов и работы с детьми имеется, благодаря активной волонтёрской работе в качестве председателя Совета молодёжи. Таким образом, книга превратилась в методический материал для проведения тренинга. Попутно захотелось добавить игровые элементы, я решила разработать настольную игру.

И вот, после подведения итогов грантового трека Всероссийского форума сообществ молодых специалистов «Форсаж-2021» я увидела себя в списке получателей грантовых средств от Федерального агентства по делам молодежи. С одной стороны, получить полмиллиона на мечту — это счастье, с другой стороны — огромная ответственность.

Итак, знакомьтесь! Железнодорожия — это выдуманная мною удивительная страна, в которой живут вымышленные герои. Детям, Мише и Маше, повезло совершить туда невероятное путешествие. Как-то ночью, едва взрослые уснули, за ребятами приехал чудо-поезд, доставивший их в волшебную Железнодорожию, все жители которой — железнодорожники.

Мастера своего дела Чух-Чухыч, Пассажир-Пассажирыч, Груз-Грузыч, Движ-Движич, Путь-Путич, Стук-Стукыч и Ток-Токыч показали юным гостям, как все устроено на современной железной дороге, и рассказали, как обстояло дело в прошлом. В сказку упакована информация о технике безопасности при нахождении вблизи железнодорожного транспорта, об обязанностях и знаниях железнодорожников, используемых инструментах и технике. А также исторические факты как о всем известных проводниках пассажирского вагона, так и о дежурных по станции, составителях поездов, электромеханиках и других. Увлекательная экскурсия позволила детям узнать много интересного о работе разных специалистов и понять, какой это важный, сложный и слаженный механизм — сеть железных дорог.

Образовательный комплект «Железнодорожия» состоит из дидактической сказки-профориентатора в мире железнодорожных профессий и настольной игры, включающей игровые механики в соответствии с каждым блоком сюжетной линии сказки и игровых ролей. Книга наполнена множеством ярких детских иллюстраций. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Для каждой профессии в настольной игре отведен блок для проигрывания. Такой формат я выбрала не случайно, ведь благодаря сказкам дети на подсознательном, метафорическом уровне легко усваивают информацию, а игровая деятельность является для них ведущей.

Процесс реализации, который занял ни много ни мало полтора года, оказался весьма творческим. За это время был написан текст, найден художник, согласованы иллюстрации, сделана раскадровка, редактура, корректура, вёрстка, разработана концепция игры, поле-ходилка, карточки с вопросами, описана инструкция к игре. Наконец, печать в типографии, расфасовка компонентов игры в коробки, разработка тренинга и его проведение. На каждом этапе были свои сложности.

Усилия того стоили! Профориентационные тренинги «Путешествие в Железнодорожию» проведены. Мы совместно с волонтёрами Совета молодёжи Восточно-Сибирской железной дороги посетили старшие группы железнодорожных детских садов № 216 и № 220 города Иркутска, и младшие классы лицея № 36. Отправили образовательные комплекты в школу-интернат № 21 посёлка Танхой, где учителя провели тренинги. Всего в мероприятиях приняли участие 300 детей.

Ребята превратились в машинистов, приехали в Железнодорожию на паровозиках. Сказочные жители знакомили ребят с  железнодорожными профессиями. Чух-Чухыч рассказал о машинисте, Пассажир-Пассажирыч о билетном кассире и проводнике пассажирского вагона, Груз-Грузыч о приёмосдатчике груза и багажа и приёмщике поездов, Путь-Путич о монтёте пути, а Стук-Стукыч об осмотрщике ремонтнике вагонов.

Участники тренинга примеряли на себя роли работников и сталкивались с разными ситуациями, в том числе и сложными. Например, к проводнику пассажирского вагона сел безбилетный пассажир, настоящий заяц! А погруженный на платформы груз вышел за пределы габарита и разрушил строения во время движения поезда. Дети сами находили ответы, как действовать в таких случаях и что делать, чтобы такого не произошло.

Ещё подрастающее поколение узнало, какие работники стоят на страже безопасности движения поездов, какие бывают грузовые вагоны и какие грузы в них перевозят. На удивление и на радость дети многое знают о стальной магистрали. Но самое важное, на вопрос, кем они хотят стать в будущем, среди прочих звучали ответы: проводницей, машинистом, строителем, учёным.

Тренинг был наполнен неподдельными детскими эмоциями интереса и радости, а когда он закончился, ребята вернулись из удивительной страны. Не со всеми жителями Железнодорожии успели познакомиться путешественники, например, с Ток-Токычем, Шнур-Шнурычем и Движ-Движичем. Но  ребята ещё успеют это сделать, они всегда смогут вновь попасть к ним в гости, когда захотят, уже у себя дома самостоятельно или вместе с родителями, ведь каждому ребенку подарили книгу и игру. Глядя в горящие глаза ребят, мы увидели достойных преемников, которые не только продолжат железнодорожное дело, но и улучшат его благодаря новым идеям и технологиям.

Если вы ещё не начали совершать добрые дела или воплощать в жизнь свои проекты из-за отсутствия денежной поддержки, обязательно подайте заявку на грант. Всё получится, ведь волонтёром может быть каждый!

Наталья Горнакова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: