Информация о ФЗ О государственных гарантиях равных прав и свобод женщин и мужчин
Ольга Крылова,
ведущий консультант ЦСТП
В Государственной думе РФ в Комитете по вопросам семьи, женщин и детей уже несколько лет на рассмотрении находится принятый в первом чтении проект Федерального закона О государственных гарантиях равных прав и свобод женщин и мужчин №284965-3. Эксперты Центра социально-трудовых прав оценили существующий законопроект и предлагают ряд поправок, которые сделали бы этот документ, реально работающим после его принятия Федеральным Собранием и одобрения Президентом РФ.
Практическая деятельность Центра социально-трудовых прав в сфере защиты трудовых прав женщин показывает, что случаев дискриминации и нарушений прав женщин в трудовых отношениях с каждым годом становится все больше. При этом имеющийся правовой инструментарий является недостаточным для адекватной защиты их прав и охраняемых законом интересов. Подавляющее количество женщин, являющихся жертвами гендерной дискриминации и сексуальных домогательств на рабочем месте, сталкиваются с большими сложностями при обращении в суд, в прокуратуру, иные государственные органы. Правоприменители нуждаются в четких законодательных определениях, установленных правовых последствиях за дискриминационное обращение, а также процедурных правилах, которые сделали бы рассмотрение заявлений о защите от дискриминации реальным и эффективым. При отсутствии таких положений в российском законодательстве эффективная защита от гендерной дискриминации в рамках существующих правовых механизмов, как показывает практика, невозможна.
Таким образом, в настоящий момент существует настоятельная необходимость в принятии правовых норм, которые:
- содержали определения дискриминации, в том числе прямой и косвенной, понятные правоприменительным органам, т.е. позволяющие определить перечень юридически-значимых обстоятельств, при наличии которых факт дискриминации можно было бы считать установленным;
- устанавливали запрет тех действий и практик, которые на настоящий момент являются дискриминационными, но не могут быть признаны таковыми в силу сложностей доказывания, в частности, запрет на указание пола кандидата в вакансиях, а равно опубликование таких вакансий;
- устанавливали обязанности работодателя по обеспечению гендерного равноправия в трудовых отношениях в рамках организации, в частности, обязанность принимать соответствующие локальные нормативные акты и включать соответствующие разделы в коллективные договоры;
- противодействовали существованию типично «женских» и «мужских» профессий;
- устанавливали специальные государственные органы, уполномоченные рассматривать жалобы на нарушение гендерного равноправия;
- устанавливали специальные правила рассмотрения жалоб на нарушение гендерного равноправия, в частности особенности распределения бремени доказывания;
- устанавливали правовые последствия, в частности юридическую ответственность за дискриминационные действия, включая сексуальные домогательства, а также иные дискриминационные действия, унижающие достоинство работника.
Законопроект в редакции, предлагаемой Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей для второго чтения, содержит в себе большую часть указанных выше положений. Однако, по нашему мнению, несколько предлагаемых нами поправок могли бы сделать отдельные его положения более четкими, а предлагаемую законопроектом защиту от гендерной дискриминации более реальной и эффективной.
- По нашему мнению, необходимо ввести в законопроект не только определение гендерной дискриминации, но также и определения прямой и косвенной дискриминации. Эти понятия используются законопроектом в статье 4, однако не раскрываются. Предлагаемые нами формулировки определений прямой и косвенной дискриминации разработаны на основании Директивы Европейского парламента и Совета 2002/73/ЕС от 23 сентября 2002 г.
- Мы также полагаем, что необходимо доработать определение позитивных мер, которое содержится в законопроекте. Во-первых, представляется обоснованным уход от термина «позитивная дискриминация» с заменой его на более нейтральный термин «позитивные меры». Во-вторых, оправданным видится уточнение определение, поскольку в рассматриваемой редакции оно представляется достаточно широким и размытым.
- По нашему мнению, также необходимым является включение в законопроект определения дискриминационного обращения с работником, унижающим его достоинство. Это объясняется тем, что очень большой процент женщин, а особенно беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, становятся жертвами преследований на рабочих местах по мотиву беременности и наличия детей, подвергаются запугиванию, психологическому давлению, унижению с целью выдавливания их с рабочих мест. Формально такие действия не подпадают ни под уголовные, ни под административные составы, поэтому женщины чаще всего остаются беззащитными в таких ситуациях. В целях пресечения подобных практик и защиты положения уязвимых категорий женщин на рабочих местах, предлагается также включить в законопроект определения дискриминационного обращения с работником, унижающим его достоинство, а также установить ответственность за такие действия.
- Крайне необходимым представляется установление прямого запрета на указание в объявлении о вакансии пола кандидата в тех случаях, когда это требование прямо не вытекает из существа трудовой функции, для исполнения которой осуществляется поиск работников, а равно публикация такого объявления. В настоящее время указание пола кандидата в требованиях к кандидатам на вакансии является широко распространенной практикой. Несмотря на то, что такие действия чаще всего необусловлены требованиями конкретной работы, и по сути, являются дискриминационными, привлечь к ответственности работодателей и СМИ, публикующие такие вакансии, в рамках действующего законодательства невозможно. Поэтому представляется, что введение прямого запрета, поможет противодействовать распространению таких практик.
- В настоящее время на рынке труда сформировалось достаточно большое количество типично «мужских» и типично «женских» профессий. Как правило, к последним относятся наименее оплачиваемые и престижные виды деятельности. Такая практика приводит к углублению дифференциации в оплате труда между мужчинами и женщинами и противодействует цели достижения гендерного равноправия. Поэтому представляется оправданным внесение нормы, которая бы стимулировала учебные заведения, финансируемые за счет федерального бюджета, более внимательно относится к вопросам соблюдения гендерного баланса при осуществлении набора студентов на различные специальности.
- Противодействие гендерной дискриминации и содействие гендерному равноправию невозможно без создания специального уполномоченного органа, обладающего специфическими полномочиями, необходимыми для эффективного рассмотрения жалоб на дискриминацию. Опыт показывает, что судебное разрешение споров о защите от дискриминации далеко не всегда бывает эффективным. Более того, жертвы дискриминации в силу своего уязвимого положения не всегда могут и готовы обращаться в суд. Именно поэтому необходим федеральный орган, или выделение структурных подразделений в уже существующих органах, которые могли бы не только рассматривать такие дела в рамках менее формальной процедуры, но и самостоятельно выявлять ситуации, требующие вмешательства в целях защиты прав лиц определенного пола.
- Законопроект обоснованно устанавливает обязанность работодателя включать нормы, обеспечивающие продвижение гендерного равенства на рабочих местах в коллективные договоры. К сожалению, на практике многие средние и малые предприятия не имеют действующих коллективных договоров. Лишение работников этих предприятий возможности пользоваться хотя бы минимальными процедурами, которые бы обеспечивали соблюдение принципа гендерного равноправия, ставило бы их в необоснованно менее предпочтительное положение по сравнению с работниками крупных предприятий. В этой связи мы предлагаем установить обязанность тех работодателей, у которых в силу каких либо причин коллективные договоры отсутствуют, предусматривать необходимые гарантии, процедуры, механизмы в локальных нормативных актах.