Положение о наставничестве ОАО РЖД от 28.04.2008 г. 906р

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

(ОАО «РЖД»)

 

28 апреля 2008 г.                                                                                N 906р

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

Об утверждении Положения о наставничестве в ОАО «РЖД»

 

В целях практического обучения и воспитания молодых работников и специалистов ОАО «РЖД», приобретения ими необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре и определения порядка проведения работы по наставничеству в ОАО «РЖД».

  1. Утвердить прилагаемое Положение о наставничестве в ОАО «РЖД».
  2. Признать утратившим силу Положение о наставничестве в ОАО «РЖД», утвержденное ОАО «РЖД» 5 июля 2006 г. N 851.

 

Президент

ОАО «РЖД»

В.И.Якунин

 

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением ОАО «РЖД»

от 28 апреля 2008 г. N 906р

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о наставничестве в ОАО «РЖД»

 

  1. Общие положения

 

  1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения работы по наставничеству в ОАО «РЖД», права и обязанности наставника и закрепленного за ним молодого работника или специалиста подразделений аппарата управления, филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» (далее соответственно — стажера, подразделения ОАО «РЖД»).
  2. Настоящее Положение распространяется на:

молодых работников ОАО «РЖД» — лиц в возрасте до 30 лет, окончивших образовательное учреждение начального профессионального образования или прошедших профессиональную подготовку и после окончания учебы впервые трудоустроившихся в ОАО «РЖД» на рабочую должность (рабочий ведущей профессии);

молодых специалистов — лиц, обладающих таким статусом в соответствии с Положением о молодом специалисте ОАО «РЖД».

Наставничество — форма адаптации, практического обучения и воспитания молодых работников и специалистов ОАО «РЖД» в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре, формирования высоких нравственных идеалов, чувства долга и ответственности, позитивного отношения к труду, гордости за выбранную профессию и принадлежность к ОАО «РЖД».

  1. Применение настоящего Положения в отношении наставничества в дочерних и зависимых обществах осуществляется в соответствии с Порядком организации управления персоналом в «Холдинге «РЖД».
  2. Целями наставничества являются адаптация стажеров к работе в ОАО «РЖД» на основе единой системы передачи опыта и воспитания, повышение квалификации персонала, обеспечение оптимального использования времени и ресурсов для скорейшего достижения стажерами необходимых производственных показателей, снижение текучести персонала и мотивация молодежи к установлению длительных трудовых отношений с ОАО «РЖД».
  3. Основными задачами наставничества являются:

1) оказание помощи стажеру в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта;

2) обучение стажера в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству, соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда и безопасности движения поездов;

3) содействие достижению стажером высокого качества труда;

4) вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры и установление длительных трудовых отношений с ОАО «РЖД»;

5) воспитание у стажера чувства личной ответственности за эффективную работу на порученном участке работы.

 

  1. Наставники

 

  1. Приказ о назначении наставника и сроках осуществления наставничества издается по форме согласно приложению 1 при приеме на работу работника ОАО «РЖД», в отношении которого должно осуществляться наставничество.
  2. Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный рабочий, мастер, руководитель среднего звена, руководитель или специалист, знающий особенности и специфику работы по должности стажера. Работники назначаются наставниками с их письменного согласия.

К наставничеству могут также привлекаться работники, достигшие пенсионного возраста, продолжающие работу в подразделении ОАО «РЖД», имеющие богатый производственный опыт и достигшие значительных успехов в своей профессиональной деятельности.

Наставничество в отношении молодых руководителей осуществляют руководители соответствующих подразделений.

  1. За одним наставником может быть закреплено одновременно, как правило, не более 3 стажеров. Наставничество, если этого требуют производственные условия, может осуществляться также в отношении группы стажеров.
  2. В зависимости от производственных условий руководитель подразделения может принять решение о периодическом освобождении на определенное время наставника и стажера от выполнения непосредственных должностных обязанностей для проведения индивидуальных занятий, тренингов и иных мероприятий по плану стажировки.

 

  1. Сроки наставничества

 

  1. Наставничество осуществляется, как правило, в течение 6 месяцев с даты издания приказа о назначении наставника.

Для стажеров, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности движения или с особо сложными технологическими процессами, приказом руководителя подразделения наставничество может быть установлено на срок до 1 года.

  1. Период наставничества может быть продлен приказом руководителя подразделения в случае болезни, командировки или иного продолжительного отсутствия по объективным причинам наставника или стажера, но не более чем на 3 месяца.
  2. Права и обязанности наставника и стажера утрачиваются до истечения периода наставничества в случае прекращения наставником или стажером трудовых отношений с ОАО «РЖД» либо невыполнения наставником или стажером обязанностей, установленных настоящим Положением.

В последнем случае прекращение наставничества оформляется приказом.

 

  1. Руководство наставничеством

 

  1. Ответственность за осуществление наставничества в подразделении несет руководитель подразделения.
  2. Руководитель подразделения содействует эффективному осуществлению наставничества, участию наставников в мероприятиях по обмену опытом, направлению наставников на повышение квалификации и выполнению других мероприятий по плану согласно приложению 2.
  3. Деятельность наставников и результаты обучения стажеров оценивает руководитель структурного подразделения, который рассматривает представленную наставником характеристику стажера, заслушивает его сообщение о работе стажера в период стажировки, а также отчет стажера о выполнении индивидуального плана стажировки, составленной по форме согласно приложению 3, и по результатам рассмотрения вносит в службу (отдел) управления персоналом предложение о дальнейшем профессиональном развитии и служебном перемещении стажера по форме согласно приложению 4.
  4. Организационную работу, связанную с наставничеством, в том числе оформление документации, выполняют работники, в функции которых входят вопросы, связанные с работой по управлению персоналом.
  5. Координацию работы по наставничеству на железной дороге, в ином филиале ОАО «РЖД» осуществляет начальник службы (отдела) управления персоналом железной дороги, иного филиала ОАО «РЖД», который:

1) контролирует деятельность наставников;

2) представляет на утверждение заместителя руководителя подразделения ОАО «РЖД» индивидуальные планы стажировки;

3) готовит приказ о закреплении за стажером наставника и представляет стажера работникам соответствующего подразделения;

4) подбирает кандидатов в наставники из числа работников подразделения, организует их участие в мероприятиях по повышению квалификации и проводит инструктаж;

5) организует планомерное обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы.

  1. Наиболее отличившиеся наставники могут быть представлены к поощрениям, установленным нормативными документами ОАО «РЖД», в частности, приказом ОАО «РЖД» от 30 марта 2006 г. N 57 «О видах поощрений в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги».

 

  1. Права и обязанности наставника

 

  1. Наставник имеет право:

1) требовать от стажера выполнения указаний по вопросам, связанным с его производственной деятельностью;

2) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой стажера, вносить предложения в профсоюзные органы, непосредственному начальнику, вышестоящему руководителю о поощрении стажера, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

3) участвовать в обсуждении профессиональной карьеры стажера и планировании его дальнейшего использования на производстве, а также внутрипроизводственного перемещения.

  1. Наставник обязан:

1) ознакомить стажера с производственными и социально-бытовыми условиями подразделения, основами корпоративной культуры ОАО «РЖД» и подразделения;

2) составить план наставника по форме согласно приложению 5, помочь стажеру составить индивидуальный план стажировки;

3) изучить профессиональные и нравственные качества стажера, его отношение к работе, коллективу, увлечения, наклонности;

4) оказывать стажеру индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения обязанностей и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

5) способствовать рациональной организации труда стажера, эффективному использованию новой техники, подвижного состава и оборудования, экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов;

6) личным примером развивать положительные качества стажера, корректировать его поведение на работе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, формировать здоровый образ жизни, общественно значимые интересы, содействовать развитию культурного и профессионального кругозора;

7) контролировать выполнение производственных заданий и индивидуального плана стажировки, воспитывать у стажера непримиримое отношение к недостаткам, бесхозяйственности и формализму в работе;

8) составить характеристику на стажера.

  1. При работе со стажером — молодым специалистом наставник дополнительно обязан:

1) информировать стажера о целях, задачах и результатах текущей деятельности ОАО «РЖД»;

2) обращать особое внимание на овладение стажером особенностями производственного процесса;

3) развивать у стажера стремление к выполнению сложной и ответственной работы, освоению новой техники и современных технологий;

4) способствовать развитию постоянного интереса к инновационному и техническому творчеству, изобретательству и рационализации, использованию резервов производства на рабочем месте, внедрению современных стандартов качества и работы с клиентами;

5) периодически информировать непосредственного начальника стажера о процессе его адаптации в трудовом коллективе, дисциплине и поведении, результатах своего влияния на его становление;

6) с учетом деловых и морально-психологических качеств стажера содействовать совместно с руководством подразделения ОАО «РЖД» его профессиональному росту, достижению высокого профессионализма, участвовать в формировании и развитии деловой карьеры.

 

  1. Права и обязанности стажера

 

  1. Стажер имеет право участвовать в разработке индивидуального плана стажировки и вносить предложения о его изменении, участвовать в обсуждении результатов стажировки.
N
п/п
Мероприятия(1) Дата Ответственный(2) Отметка о
выполнении
(дата, подпись)
1 Назначение ответственного
за осуществление
наставничества заместителя
руководителя подразделения
Руководитель,
начальник службы
(отдела) управления
персоналом
2 Отбор группы наставников Начальник   службы
(отдела) управления
персоналом
3 Подготовка наставников и
их резерва (повышение
квалификации в области
общих и профессиональных
компетенций, базовой
педагогической
квалификации и т.д.)
Руководитель,
начальник службы
(отдела) управления
персоналом
4. Определение сроков
наставничества,
необходимости назначения
наставников (в случаях,
когда решение принимается
руководителем
подразделения)
По мере
необходимости
Руководитель,
курирующий
наставничество
заместитель
руководителя,
служба (отдел)
управления персоналом
5 Закрепление наставников
за стажерами
По мере
необходимости
Служба (отдел)
управления персоналом
(подготовка приказа),
руководитель
6 Утверждение планов
наставников,
индивидуальных планов
стажировок
Заместитель
руководителя,
курирующий вопросы
наставничества,
начальник службы
(отдела) управления
персоналом
7 Организация участия
наставников в мероприятиях
по обмену опытом
(внутрикорпоративных
и региональных, местных)
8 Организация участия
стажеров в мероприятиях
по обмену опытом,
смотрах, конкурсах
(внутрикорпоративных
и региональных)
9 Проведение встреч
руководства подразделения
с наставниками и
стажерами
Служба (отдел)
управления
персоналом, совет
(комиссия) по
работе с молодежью
10 Организация деятельности и
проведение заседаний
советов молодых
специалистов, советов
(комиссий) по работе с
молодыми специалистами
Служба (отдел)
управления
персоналом,
заместитель
руководителя,
курирующий вопросы
наставничества
11 Информационная поддержка
развития наставничества
(использование
корпоративных  СМИ,
радиосетей,  местных СМИ,
создание стендов и т.д.)
  1. Стажер обязан:

1) исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;

2) выполнять обязанности, определенные инструкциями и положениями для соответствующих работников;

3) ежемесячно представлять наставнику отчет о выполнении индивидуального плана стажировки;

4) по истечении срока наставничества представлять отчет о выполнении индивидуального плана стажировки.

 

Приложение 1

 

Примерный образец

приказа о назначении наставника

ПРИКАЗ

Назначить ____________________ (должность, ф.и.о. наставника) наставником ___________________(должность, ф.и.о. стажера) на срок ___________(6 месяцев, 1 год) со дня издания настоящего приказа.

Наставнику представить на утверждение заместителю ________________ (должность, ф.и.о. заместителя руководителя, курирующего вопросы наставничества) план наставника и индивидуальный план стажировки.

Наставничество осуществлять в соответствии с Положением о наставничестве в ОАО «РЖД» (в зависимости от категории стажера указать также: и Положением о молодом специалисте ОАО «РЖД и пр.).

 

________________________ (руководитель подразделения)

 

 

Приложение 2

 

Примерный план

осуществления наставничества в подразделении

 

Утверждаю

_________________________________

(руководитель подразделения, дата)

 

План

осуществления наставничества

в ______________________ (наименование подразделения)

 

Начальник службы (отдела) управления персоналом_______________

——————————

(1) Обозначены только основные направления мероприятий, при составлении они должны быть конкретизированы

(2) Примеры

 

Приложение 3

Примерный индивидуальный план стажировки

Утверждаю

________________________

Заместитель руководителя

________________________

(подразделение ф.и.о.)

«___»_______ 200__ года

 

Индивидуальный план стажировки

Ф.И.О. ___________________________________________________________ Должность ________________________________________________________ Подразделение ____________________________________________________ Отчетный период __________________________________________________

 

Основные
задачи(1)
Планируемые
действия
Сроки
выполнения
Результат выполнения Оценка
выполнения(2)
1
2

 

Наставник _________________________________________(подпись, дата) Стажер_____________________________________________(подпись, дата) Ф.И О. наставника_________________________________________________ Оценка выполнения плана стажировки _______________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

Характеристика на стажера ________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

________________________________________(подпись наставника, дата)

 

 

——————————

(1) Основные задачи должны в целом учитывать мероприятия плана наставника

(2) Заполняется наставником в свободной форме выполнено, не выполнено, требуется повторное изучение и

 

 

Приложение 4

 

Выводы по выполнению индивидуального плана стажировки

 

Стажер________________________________________________________

Специальность ________________________________________________

Наставник ____________________________________________________

Дата приема на работу ________________________________________

Наставничество с ___________________ по _____________________

 

N  п/п Мероприятия по плану(1) Дата проведения Оценка

 

Итоговая оценка и рекомендации по дальнейшему развитию профессиональной карьеры

  1. ___________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________

 

Подпись работника службы (отдела) управления персоналом ______

 

——————————

(1) Могут описываться только основные мероприятия, при необходимости прилагаются отчеты стажера и наставника

 

Приложение 5

 

 

                    Примерный план наставника

 

                                                         Утверждаю

                                          ________________________

                                          Заместитель руководителя

                                          ________________________

                                           (подразделение, ф.и.о.)

                                            «___»_______200__ года

 

                               План

 

наставника_______________________________по работе со стажером

__________________________________________________________________

(должность, ф.и.о. )

__________________________________________________________________

(должность с наименованием подразделения ф.и.о.)

на период с «___»________________по «___»_______________200__ года

N
п/п
Мероприятия (1) Сроки
исполнения
Ответственный
(2)
Отметка об
исполнении
(дата, подпись
ответственного
лица)
1. Помощь в составлении
индивидуального плана
стажировки, представлении
его в службу управления
персоналом, утверждении
у курирующего вопросы
наставничества заместителя
руководителя подразделения
не позднее
второй
недели)
наставник

служба
управления
персоналом 2.Содействие в освоении
основополагающих
документов ОАО «РЖД», его
миссии, целей
деятельности, задач,
направлений текущей
деятельности наставник 3.Освоение и
совершенствование
навыков стажера:


(указываются конкретные
производственные операции,
приемы и т.д.) наставник 4.Помощь в освоении
административной структуры
подразделения, отношений
подчиненности, порядка
оформления официальной
переписки (рапортов,
объяснительных и т.д.) наставник 5.Помощь в знакомстве с
деятельностью внутренних
административно-
организационных
подразделений (службой
(отделом) управления
персоналом, бухгалтерией,
медицинской службой и т.д. наставник 6.Помощь в изучении норм и
регламентов, освоении
практических навыков
внедрения стандартов
качества наставник 7.Разъяснение технологии
работы с клиентами
(потребителями,
пассажирами, заказчиками,
грузоотправителям и,
поставщиками и т.д.) наставник 8.Оказание консультативной
помощи в работе по
специальности (профессии) наставник 9.Контроль выполнения
индивидуального плана
стажировкиежемесячнонаставник 10.Организация участия
стажера в проводимых
конкурсах и других
мероприятиях для молодежи наставник 11.Оказание помощи стажеру в
повышении
общеобразовательного и
культурного уровня,
привлечению к участию в
общественной жизни
подразделения наставник 12.Помощь и проверка
составления отчета о
выполнении индивидуального
плана стажировки для
утверждения наставник 13.Составление характеристики
на стажера наставник 14.Помощь во внесении
соответствующих записей в
паспорт молодого
специалиста наставник 15.Участие в мероприятиях по
обмену опытом
наставничества наставник,
служба
управления
персоналом 16.Повышение квалификации
наставника в
профессиональной сфере наставник,
служба
управления
персоналом 17.Повышение квалификации
наставника в сфере
методологии и педагогики наставник,
служба
управления
персоналом

 

________________________              _________________

(подпись наставника)                     (дата)

 

________________________              _________________

(виза работника службы                     (дата)

управления персоналом)

 

Ознакомлен: ________________(*)        _________________

(подпись стажера)               (дата)

 

——————————

(*) Подписывает после утверждения заместителем руководителя подразделения

(1) Обозначены только некоторые основные мероприятия и направления, как для молодого работника, так и для молодого специалиста, индивидуализированный план должен быть максимально конкретизирован, порядок мероприятий должен составляться в порядке хронологии

(2) Примеры По согласованию со службой (отделом) управления персоналом могут привлекаться другие работники подразделения

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: