В регионах тает МРОТ. Как профсоюзы добиваются начисления надбавок и компенсаций сверх минимальной зарплаты

Более 100 бюджетников митинговали на прошлой неделе в Архангельской области, требуя начислять северные надбавки и другие компенсационные выплаты сверх минимального размера оплаты труда. Между тем из-за отсутствия четкой структуры МРОТ и пересмотра высшими судебными органами собственных решений по этой проблеме в регионах страны складывается разная практика выплат. “Солидарность” выяснила, как начисляется МРОТ в субъектах РФ и какие методы используют профсоюзы России, добиваясь справедливого минимального заработка.

“Администрацию на минималку!”, “Нет зарплате 7800 рублей!”, “Хотим жить, а не выживать!”, “Верните “северные” за работу на севере!”, “Нашу зарплату — чиновникам!” — с такими лозунгами работники бюджетной сферы провели 10 августа митинг перед зданием городской администрации Каргополя (Архангельская обл.). В акции протеста участвовало порядка 100 человек. Люди недовольны снижением зарплаты, связанным с неоднозначной формулировкой принципов начисления МРОТ. Кроме того, бюджетники требуют от власти ежегодной индексации зарплаты, а также оплаты проезда к месту отдыха в полном объеме.

В числе прочих на акции протеста выступила председатель Координационного совета организаций профсоюзов Каргопольского района Людмила Шилова.

— Мы много лет боремся за то, чтобы “северные” начислялись на МРОТ, а не входили в него. Последней каплей стали уведомления о снижении зарплаты, которые работники получили в июне. Некоторые женщины плакали. Люди спрашивали: “Как жить, если зарплата 7800? Почему на юге зарплаты выше?” Но нам никто не ответил, — отметила профлидер.

Федерация профсоюзов Архангельской области с января 2017 года возобновила акцию “МРОТ по закону!” в связи с изменением позиции Верховного суда РФ по этому вопросу. Профсоюзный мониторинг зарплат в регионе показал, сколько работников получают зарплату на уровне или ниже МРОТ, в которую включены районный коэффициент и северная надбавка.

Протестные действия по МРОТ проводят бюджетники не только в Архангельской области, но и в других регионах. Так, в конце июня на пикет в городе Борзя (Забайкальский край) выходили школьные технические работники, зарплата которых снизилась примерно на треть — до 6500 рублей после вычета налогов.

Борьба за нормальное начисление МРОТ ведется не только с помощью уличных акций. На интернет-ресурсе “Российская общественная инициатива” размещено обращение Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей — о внесении изменений в ст. 133 ТК РФ с тем, чтобы в МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Одобрения экспертов эта инициатива пока не получила, но за нее уже отдали свои голоса уже более 93 тысяч российских граждан. Когда будет собрано 100 тысяч — инициативу в течение двух месяцев будет обязана рассмотреть на федеральном уровне группа экспертов, которые примут мотивированное решение о ее реализации либо отклонении (подробнее о профсоюзных инициативах — см. “Солидарность” № 28, 2017.) А начале июня более 130 тысяч подписей за сохранение структуры федерального МРОТ и невключение в него районных коэффициентов в комитет по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Госдумы РФ передали представители Всероссийского “Электропрофсоюза”.

Этот вопрос профсоюзы ставили и на встрече с президентом Владимиром Путиным 12 мая 2017 года, когда  глава ФНПР Михаил Шмаков заявил, что компенсационные и стимулирующие выплаты должны начисляться на МРОТ “сверху”. Президент согласился с тем, что вопрос “нужно проработать”.

— Позиция правительства и моя заключается в том, что погружать в заработную плату эти надбавки нет никаких оснований, — отметил тогда президент.

ЧЕРЕСПОЛОСИЦА

В части северных регионов работодатели стараются выплачивать МРОТ со всеми надбавками. В других — стараются снизить зарплаты через суд. Даже среди судей в одном регионе не вырабатывается общей практики по этому вопросу, а многие из них попросту откладывают разбирательства “до лучших времен”, ожидая отмашки на федеральном уровне. Рассказать о том, что происходит с МРОТ в субъектах РФ, “Солидарность” попросила представителей региональных профсоюзных объединений.

Алла Сафонова, председатель Федерации профсоюзов Архангельской области:

— Особых митингов у нас по поводу МРОТ нет. Все судебные процессы, которые проходили по этим делам, пока приостановлены — до момента, когда на федеральном уровне станет наконец понятно, что в МРОТ входит, а что начисляется сверху. В конце июня мы составили обращение Архангельской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Госдуму о необходимости разработки проекта федерального закона о внесении изменения в Трудовой кодекс РФ — определения понятия МРОТ. Кроме того, буквально на прошлой неделе мы направили письма главам муниципальных образований нашей области. Просим их, во-первых, воздержаться от снижения зарплат обслуживающему и вспомогательному персоналу бюджетных учреждений — вплоть до законодательного закрепления понятия “минимальный размер оплаты труда”. А во-вторых — предусмотреть в бюджете муниципального образования средства на выплату заработной платы на ранее установленном уровне.

Зоя Прохорова, председатель Федерации профсоюзов Забайкалья:

— Постоянные пересмотры в Верховном суде вопроса начисления МРОТ дали лазейку региональным властям использовать закон не в интересах работников, включая в МРОТ все надбавки и компенсации. Власти этим пользуются крайне активно, даже советуют руководителям учреждений идти в суды и оспаривать решения, ранее принятые в пользу работников! Мы, как профсоюзное объединение, пытаемся защищать интересы бюджетников в судах, но практика в этом отношении, честно говоря, не очень хорошая.

Об отношении администрации Забайкальского края к проблеме МРОТ можно судить даже по позиции, обнародованной на заседании региональной трехсторонней комиссии. Рассматривая принятую на IV Северной конференции инициативу по конкретизации термина МРОТ в Трудовом кодексе, наши стороны власти и работодателей высказались против формулировки, однозначно исключающей из МРОТ надбавки! Такое официальное мнение и направили, ссылаясь на то, что в региональном бюджете нет средств платить “чистую минималку” со всеми положенными компенсациями сверху.

Сказать, что люди недовольны, — это ничего не сказать. Прожиточный минимум у нас очень высокий, тарифы и цены постоянно растут, а реальная зарплата падает. Я считаю, что профсоюзам пора начинать новую глобальную кампанию в защиту МРОТ по всей стране. Это должна быть действительно глобальная акция, с привлечением активистов во многих регионах России.

Александр Коротких, зампред Иркутского областного объединения организаций профсоюзов:

— Уличных акций протеста по этому поводу у нас нет, но после последнего решения Верховного суда ситуация стабильно напряженная. По нашим подсчетам, примерно 25 — 30% работников, получающих МРОТ, он начисляется с включенными надбавками. Наше профсоюзное объединение обратилось по двум заявителям по вопросу МРОТ в Конституционный суд. Полагаю, что в течение двух-трех месяцев это дело будет рассмотрено. Уверен, судьи Конституционного суда свою позицию менять по этому поводу не будут.

А в судах Иркутской области — порядка 700 — 800 заявителей по поводу МРОТ. Зачастую судьи принимают решение, чтобы работнику выплачивалась минимальная зарплата, которая оговорена в нашем региональном трехстороннем соглашении: эта цифра больше федерального МРОТ, но меньше, чем МРОТ с надбавками. В целом даже среди судей одного региона нет единой практики: кто-то отказывает работнику, другие присуждают региональную “минималку”, а кто-то просто откладывает такие дела до лучших времен.

Елена Юдаева, зампред Объединения организаций профсоюзов Республики Бурятия:

— Я бы не сказала, что у нас в этом смысле очень плохо в Бурятии. У нас, в принципе, все давно привыкли (к тому, что надбавки идут сверх МРОТ. — П.О.). Тем более что были соответствующие рекомендации нашей респуб- ликанской трехсторонней комиссии: МРОТ, установленный на уровне РФ, плюс районный коэффициент, плюс надбавка за стаж. Союз промышленников и предпринимателей Бурятии немножко стопорил подписание регионального соглашения по минимальной зарплате. Но две недели назад трехсторонняя комиссия одобрила проект данного соглашения, оно у врио главы республики на подписании. (Рекомендации станут пунктами соглашения. — П.О.) Кое-как договорились с работодателями и правительством, но у нас в Минфине, честно говоря, в этом плане молодцы, поддержали. Сказали: ничего путать не будем, как есть, так и должны начислять. И многие районы начисляют. Есть у нас, скажем так, шалуны, которые пока не начисляют, но инспекция по труду нас поддерживает.

Сергей Шумилов, зав. отделом социально-трудовых отношений Федерации профсоюзов Челябинской области:

— Наша позиция, естественно, что компенсации и надбавки в МРОТ входить не должны. [По поводу текущей практики исчисления МРОТ] мы мониторинга не проводили, такими исследованиями не занимались. Скорее всего, нарушения где-то есть. Если все получится, то соглашение о минимальной зарплате мы подпишем в четвертом квартале, под конец года. Многое зависит от возможностей областного бюджета.

Роман Береснев, председатель Федерации профсоюзных организаций Кировской области:

— Районные коэффициенты действуют у нас в северной и центральной части области, 15%. Если брать государственные учреждения, то я знаю, что они не вкладывают надбавки в “минималку”, а начисляют сверху. А вот как делают сегодня в бизнесе, пока сказать сложно, надо поизучать. Я работаю всего с мая, поэтому пока [не сталкивался с протестами против включения надбавок в МРОТ]. Соглашение по минимальной зарплате мы отрабатываем, у нас первая рабочая встреча, на которой я должен вникнуть в суть вопроса, состоится в пятницу (18 августа. — П.О.) Решения какие-то если и будут, то после выборов губернатора.

Илья Косенков, председатель Объединения организаций профсоюзов в Республике Карелия:

— Во-первых, хотелось бы выразить полную солидарность с нашими коллегами из Архангельска. Во-вторых, у нас сейчас идут сложные переговоры в части организации минимальной заработной платы. И позиция профсоюзов состоит в том, что МЗП нужно добиваться на уровне МРОТ плюс северная надбавка и районный коэффициент.

Если по промышленности у нас есть договоренность о том, что минимальная зарплата на уровне прожиточного минимума в регионе, то в бюджетной сфере отвратительная практика. Пользуясь статьей 74 Трудового кодекса (после тех самых осенних изменений в определениях Верховного суда), сотрудников начинают уведомлять о существенных изменениях условий труда и сокращают им зарплату до уровня МРОТ — без северной надбавки и районного коэффициента. Это тем более страшно, что часть районов у нас находится очень близко к Крайнему Северу. Мы проводим некоторую профилактику, возвращаем, я бы так сказал, к трезвости некоторых руководителей, в первую очередь руководителей бюджетных учреждений.

После первомайского митинга мы направили обращение о МРОТ во все инстанции. Также мы пытаемся добиться в трехсторонней комиссии, чтобы принять соответствующее постановление на уровне региона. И, безусловно, мы полностью поддерживаем позицию ФНПР — в частности, когда Михаил Шмаков встречался с Путиным.

Олег Исянов, председатель Федерации профсоюзов Красноярского края:

— Проблема существует с того времени, как регионам дали право самим устанавливать МРОТ больший, чем установлен на федеральном уровне. Мы считаем, что в законе должно быть четко обозначено, что на федеральный МРОТ должны начисляться коэффициенты, установленные за проживание в территориях, отклоняющихся от нормальных климатических условий. В течение нескольких лет мы написали ряд писем — и депутатам, и президенту, и председателю правительства, но изменения в закон до сих пор не внесены.

До прихода нынешнего губернатора Виктора Толоконского мы пытались с его предшественниками подписать соглашение о начислении коэффициентов, но не находили понимания. С Толоконским два года у нас такое соглашение действовало. Параллельно в суды был подан ряд исков в защиту работников бюджетной сферы, и процессы выигрывались.

Но если два года назад Верховный суд трактовал эту практику исходя из того, что на МРОТ надо начислять коэффициенты, то в прошлом году он изменил свое мнение на противоположное. И когда мы приступили к переговорам по соглашению на 2017 год, то оказались без этого важного аргумента. Чтобы исполнить такое соглашение, для бюджетников надо было дополнительно выделить, грубо говоря, два миллиарда рублей. Губернатор сказал, что готов выделить миллиард на повышение МРОТ. Мы решили подписать соглашение [в таком виде], но считаем, что на уровне ФНПР в первую очередь нужно вести очень активную работу в рамках Российской трехсторонней комиссии и вести переговоры с исполнительной властью. Потому что для реального сектора это абсолютно выполнимые параметры, а в бюджетной сфере от них уклоняются на всех территориях.

Ирина Кочеткова, зав. отделом социально-трудовых отношений Мурманского облсовпрофа:

— Есть районный коэффициент и полярные надбавки. Коэффициент един для всех, он устанавливается федеральной нормой. Полярные надбавки устанавливаются в зависимости от стажа для каждого работника отдельно. Есть люди, у кого они в полном объеме (80% для нашего региона), а есть те, у кого их вообще нет — у тех, кто только начинает работать или прибывает из других регионов. И первые [при включении надбавок в МЗП] проигрывают, потому что иначе “минималка” у них была бы 17 тысяч. Но для вторых она составляла бы 10 тысяч рублей, и для них эта сумма должна была бы пересчитываться каждый раз с изменением их индивидуального коэффициента. Получается, что если бы в силу вступила норма, по которой северные исключались бы из МРОТ, то у нас часть населения проиграла бы, причем хорошо проиграла, а часть выиграла бы. Сейчас тоже такая ситуация, но проигрывает гораздо меньшая часть людей, чем выигрывает. То есть сейчас мы не можем сказать, что нашим работникам это нужно в финансовом плане.

В подготовке материала принимал участие Павел Осипов

Использована информация с сайта газеты «Солидарность» https://www.solidarnost.org/articles/V_regionah_taet_MROT.html

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: