«Кадровые ошибки обходятся слишком дорого». Начальник ВСЖД Василий Фролов о ЧП на станции Иркутск-Сортировочный
Железнодорожная станция Иркутск-Сортировочный. Крупнейший железнодорожный узел Восточно-Сибирской магистрали один из самых значимых в системе Российских железных дорог. Сотни технологических, маневровых операций за день, постоянный обмен информацией, динамика, концентрация, работа ведётся непрерывно – одним словом, муравейник.
Вот мера ответственности, цель и главная обязанность начальника станции и его команды.
Но команды нет, впрочем, как и ответственности. Зато есть вопиющий формализм и напрочь развалившаяся исполнительская дисциплина.
К такому выводу пришёл, разбирая ЧП, которое случилось 1 февраля на станции Иркутск-Сортировочный. А произошло буквально следующее (назову это «сломанный телефон дежурного по станции и машиниста электровоза»): дежурный по станции дал некорректную и, как показал разбор, бессмысленную команду машинисту, тот неправильно её воспринял, а всё тот же дежурный подтвердил выполнение этой абракадабры: «Верно. Выполняйте». Машинист даже не был ознакомлен с планом маневровой работы. А нет плана – локомотив не двинется с места, как правильно было бы рассудить ему и поправить коллегу.
В результате – столкновение магистрального электровоза с хвостом организованного поезда с последующим сходом вагонов в пределах станции. Безалаберный рукотворный случай натолкнул на тревожные мысли. Ни один заградительный барьер не сработал, имея в виду препятствия в виде контролёров их действий.
Изучив материал, пришёл к выводу: предпосылки к этому ЧП формировались очень долго. И причин тому множество. Но в первую очередь они связаны с безграмотным управлением персоналом, что вызывает большие вопросы к командному составу дороги. Как можно было смириться, по сути, уже с неуправляемой ситуацией на станции?
Только вдумайтесь. Основные виновники: дежурный по станции – стажёр, в должности с января текущего года; машинист – неоднократно отстранялся от управления локомотивом и попадал в группу риска. Их кураторы – машинист-инструктор и дежурный по станции наставник – фактически с ними не занимались, не контролировали их действия, проявляли формализм в вопросах обучения, тем самым подопечные были предоставлены сами себе. Идём выше. Из девяти руководителей станции в должности более года работают только двое. Пять руководителей назначены в 4-м квартале 2016 года, как, собственно, и сам начальник станции. По факту три заместителя начальника станции заняты на других работах. Один из них по приказу числится стажёром и при всех руководящих способностях административно на ситуацию повлиять не может, да и сам ответственности при таком раскладе не несёт.
Исходя из такой расстановки сил, никому эксплуатационная работа и безопасность движения не нужны. Ослабленный командный состав станции Иркутск-Сортировочный, кадровая чехарда и полная деморализация сотрудников сверху донизу.
К чему я это всё? Почему решил обратиться ко всем сотрудникам с данной темой? Подобные действия – прямая угроза безопасности движения поездов, а посему касается работы всех подразделений, всего
персонала дороги.
Обеспечение безопасности для железнодорожников является не просто производственной задачей, но и основополагающей ценностью, которой подчинена вся работа ОАО «РЖД». Основной причиной допущенного происшествия является упущение в профилактической и кадровой работе по предупреждению аварийности на инфраструктуре. Замечу, это не требует финансовых вложений, а зависит только от самих работников и их отношения к работе.
В этой связи очень важно повышать личную ответственность каждого за совершаемые действия.
Основное правило управления персоналом – формировать кадровый потенциал. К чему привело отсутствие кадрового резерва – показательно продемонстрировал данный случай. Скамейка запасных должна всё время пополняться, для этого необходимо опытным сотрудникам передавать знания молодым, а штабу дороги поддерживать новых руководителей, способствовать их адаптации
и становлению.
Поэтому прошу каждое подразделение, особенно линейного уровня, обратить внимание на расстановку сотрудников по ключевым позициям, их эффективность в занимаемой должности, стараться найти индивидуальный подход к каждому, нацелить коллектив на достижение общего результата.
Василий Фролов, начальник Восточно-Сибирской железной дороги
(Использован материал газеты «Восточно-Сибирский путь», выпуск 25, от 15.02.2017 г.).