Общественные аспекты обеспечения прав и свобод личности

Содержание

Введение… 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты обеспечения прав и свобод личности
§ 1. Основы взаимоотношений государства и личности…11
§ 2. Обеспечение безопасности, прав и свобод личности
государством…60
Глава 2. Роль органов внутренних дел в обеспечении безопасности, прав и
свобод личности в процессе правоприменения
§ 1. Система факторов, определяющих положение личности
в правоприменительной деятельности органов внутренних дел… 86
§ 2, Основные нарушения прав и свобод личности в правоприменительной
деятельности органов внутренних дел… 111
§ 3. Меры по укреплению законности и усилению охраны прав и свобод
личности в правоприменительной деятельности органов внутренних
дел… 156
Заключение…180
Список использованной литературы…185
Приложение…208
3

Введение
Актуальность темы исследования. Важной и неотъемлемой задачей российского государства в современных условиях является надежное обеспечение прав и свобод личности. Проблема личности и ее правовое положение является приоритетным направлением исследований в отечественной юридической науке. Однако следует отметить, что многие работы по указанной проблеме относятся к советскому периоду и касались в основном правового положения личности, ее взаимоотношений с государством в социалистическом обществе, не признававшем идеи естественных прав человека и их неотъемлемости от личности. Демократизация российского общества, формирование правовой государственности в России обусловливают актуальность изучения правового положения личности и основ взаимоотношений ее с государством. Конституция Российской Федерации, обозначив в качестве высшей ценности человека его права и свободы, углубила содержание и расширила систему его основных прав и свобод, определила гарантии их осуществления.
Проблемы обеспечения безопасности, прав и свобод неразрывно связаны с тем, какое место личность занимает в государстве, которое выступает гарантом ее правового положения, реального воплощения составляющих его главных элементов. Государство должно превратиться из силы, которая господствовала над обществом, в орган, выражающий и защищающий его интересы, а также интересы конкретной личности и социальных групп. В условиях реформы правовой системы остро встают вопросы правовой защищенности граждан в обществе, формирования механизма гарантированной защиты прав, свобод и законных интересов личности.
Между тем формальное признание самых широких прав и свобод не означает, что у человека сразу же появится возможность в полном объеме пользоваться основными благами. Следует иметь в виду, что определенная часть нормативных актов издается не для фактической реализации, а в целях создания видимости, на-
4 ¦¦¦’¦¦¦
пример, демократического общества, а также не реализуется в связи с их несоответствием реальным общественным отношениям.
Тематика правового положения личности в обществе, особенно ее прав и свобод, была и остается одной из центральных в отечественной юриспруденции. Отдельным сторонам данной проблемы посвящены труды ученых-юристов Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, B.C. Афанасьева, В.К. Бабаева, С.Н. Братуся, Н.В. Витрука, Н.А. Власенко, Л.Д. Воеводина, Н.Н. Вопленко, В.И. Гоймана, Н.Л. Гранат, Д.Л. Златопольского, В.А. Карташкина, В.П. Казимирчука, С.А. Комарова, В.А. Кучинского, В,В. Лазарева, Р.З. Лившица, Е.А. Лукашевой, Н.С. Ма-леина, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, В.В. Оксамытного, И.Л. Петрухина, А.С. Пиголкина, И.В. Ростовщикова, М.С. Строговича, Б.Н. Топорнина, И.Е. Фар-бера, B.C. Шадрина, В.М. Чхиквадзе, Б.С. Эбзеева, Л.С. Явича и многих других. Вместе с тем за последние годы в России произошли радикальные общественно-политические и социально-экономические преобразования. Теория прав человека, связанная с ними нормотворческая, правоприменительная и иная практика предполагают повышенное внимание, переосмысление, немалые коррективы.
Научное исследование проблемы обеспечения безопасности, прав и свобод личности на общетеоретическом уровне важно в методологическом плане для всех отраслей правовой науки. Оно позволяет решать общие и частные теоретические вопросы, создает предпосылки для совершенствования законодательства, способствует определению надежного механизма обеспечения безопасности, прав и свобод личности, обеспечивает повышение эффективности правоприменительной деятельности органов внутренних дел, способствует укреплению законности и правопорядка в стране.
В системе обеспечения безопасности, прав и свобод граждан существенная роль принадлежит государству. Именно государство является гарантом личной свободы, а его деятельность выступает главным обеспечивающим началом реализации прав и свобод граждан. Обеспечение прав и свобод личности осуществляется деятельностью всех органов Российского государства.
5
В рассматриваемом плане особую актуальность приобретают вопросы исследования роли органов внутренних дел в обеспечении безопасности, защиты прав и свобод личности, особенно в современных условиях, так как те нарушения, которые имеют место в деятельности этих органов, существенно ущемляют права и свободы граждан. В диссертации, в основном, используются материалы предварительного расследования, поскольку именно в этой сфере допускаются наиболее существенные нарушения прав и свобод граждан. В этой связи актуальными становятся вопросы определения основных нарушений, допускаемых сотрудниками органов внутренних дел, и мер по их предупреждению и созданию устойчивого государственного механизма реализации прав и свобод, включающего систему факторов, определяющих положение личности в обществе, в том числе в правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность избранной темы, ее несомненная научная и практическая значимость порождают потребность в проведении более широких и углубленных исследований.
Объект исследования — права и свободы личности, их обеспечение и защита государством.
Предмет исследования — содержание основ взаимоотношений государства и личности с акцентом на деятельность государства по обеспечению безопасности и защите граждан от противоправных посягательств и роли органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод личности в процессе правоприменения.
Цель исследования состоит в общетеоретическом изучении и анализе правового положения личности в обществе, практическое обеспечение безопасности, прав и свобод личности государством и одной из его важнейших структур — органами внутренних дел, а также подготовка научно-практических рекомендаций и предложений применительно к избранной тематике.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:
6
— на основе анализа научных позиций, с учетом требований демократического правового государства рассмотреть понятие и основное содержание принципов взаимоотношения государства и личности;
— определить место и роль государства в обеспечении безопасности, прав и свобод личности;
— провести анализ правоприменительной деятельности органов внутренних дел и выявить основные нарушения, допускаемые при производстве предварительного расследования в отношении граждан, в том числе потерпевших;
— рассмотреть систему факторов, определяющих положение личности в правоприменительной деятельности органов внутренних дел;
— определить соотношение понятий «пострадавший», «жертва», «заявитель», «потерпевший»;
— выработать предложения по совершенствованию законодательства о защите прав потерпевших в правоприменительной деятельности органов внутренних дел;
— разработать комплексную программу мер по укреплению законности и усилению защиты прав личности в правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу диссертации составляют диалектический метод познания, системный, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, общесоциологические и правовые методы. Применение в комплексе различных методов и научных достижений позволило раскрыть предмет диссертации в обобщающих закономерностях и в разнообразных ракурсах, а в конечном счете — решить поставленные задачи. При подготовке диссертации автор опирался на концептуальные положения общей теории права и государства, исследования в различных отраслях правовой науки, нормативно-правовую базу, исходил из положений Конституции РФ, анализировал современное и ранее действовавшее отечественное и зарубежное законодательство.
7
В частности, эмпирическую базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение основных прав и свобод личности, в том числе ведомственные нормативные акты, а также практика правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
Наряду с трудами ранее упомянутых ученых по вопросам прав и свобод личности, широкое отражение получили относящиеся к теме данного исследования работы по смежным проблемам. Особую ценность для диссертанта представляли работы ученых В.П. Божьева, В.В. Кожевникова, О.Е. Кутафина, И.П. Левченко, П.Г. Марфицина, А.С. Мордовца, B.C. Нерсесянца, С.Л. Рубинштейна, В.П. Сальникова, КБ. Толкачева, А.Г. Хабибулина и др.
Научная новизна. В диссертации впервые, с позиции теории права и государства, проведено комплексное монографическое исследование, посвященное обеспечению безопасности, прав и свобод личности в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. Основными новеллами среди полученных результатов исследования являются следующие:
— на основе фундаментальных принципов демократии и с учетом реального их воплощения в российском обществе обоснован новый перечень принципов взаимоотношения государства и личности;
— определены теоретические предпосылки и условия обеспечения безопасности, прав и свобод личности государством;
— исходя из того, что для реального воплощения гарантированных прав и свобод недостаточно их закрепления в законодательстве, предложен комплексный механизм, включающий, помимо собственно гарантий, еще и систему факторов, обеспечивающих правовое положение личности в правоприменительной деятельности органов внутренних дел;
— в связи с тем, что нарушения прав и свобод лиц, пострадавших от правонарушений, носят распространенный характер, а уровень их правовой защиты недос-
8
таточен, внесены предложения, определяющие общее положение и порядок оказания юридической помощи потерпевшим в процессе правоприменения;
— на основе объективных и субъективных причин, способствующих совершению правонарушений сотрудниками органов внутренних дел, предложен комплекс мер по укреплению законности и охране прав личности в правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Обеспечение безопасности, прав и свобод личности неразрывно связано с ее положением в государстве, выступающем гарантом правового положения личности. В^ современных условиях требуется переосмысление концепции национальной безопасности России, которая в недостаточной степени обеспечивает интересы личности и населения страны в целом. *
2. Помимо указанных] в юридической литературе.Тфинципов взаимоотношений государства и личности (демократизм, гуманизм, законность и др.), требуется предусмотр’ёть’дбпблнител&ньш их перечень, включающий: верховенство правовое-, го закона, равную обязательность закона для граждан и государства, единство прав } и обязанностей субъектов права, взаимную ответственность государства и лично/ сти.
3. Обеспечение безопасности, прав и свобод личности связано с реальнымйч
\ \
условиях жизни общества (экономическими, политическими, культурными и ! проч.) и при этом должно основываться на признании приоритетности и зна-/ чимости во всех указанных сферах естественных, неотъемлемых прав человека.
4. Реальность безопасности, прав и свобод личности определяется действием комплексного механизма, включающего систему факторов (экономических; социально-политических; идеологических, правовых, организационных и др.), обеспечивающих правовое положение личности в обществе, в том числе и в правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
ч
5. Действующее законодательство направлено в основном на обеспечение \ прав лиц, совершивших правонарушение. Юридическая защита прав пострадав- \ ших от правонарушений в какой-то мере, да и то недостаточно, предусмотрена , лишь в уголовно-процессуальном праве, выделяющем фигуру потерпевшего. Не-
9
обходимы корректировка самого понятия «потерпевший» и принятие специального закона, закрепляющего его правовой статус применительно к различным отраслям права.
6. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих безопасность, права и свободы личности является законность в правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
Для укрепления законности в этой деятельности необходимо осуществить комплекс мер, в частности направленных на совершенствование системы управления, улучшение работы с кадрами, укрепление связей органов внутренних дел с другими государственными органами, общественными объединениями, населением.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость исследования определяется разработанной теоретической базой совершенствования института прав и свобод личности, их обеспечения в правоприменительной деятельности органов внутренних дел и охраны государством от противоправных посягательств. Важными и значимыми представляются новые положения, разработанные автором, которые могут быть использованы в общетеоретических и отраслевых исследованиях, связанных с проблемами обеспечения безопасности, прав и свобод личности и законности, а также реализованы в процессе преподавания в образовательных учреждениях.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть применены в нормо-творческой и научно-исследовательской деятельности, при подготовке и переподготовке практических работников, непосредственно в правоприменительной деятельности органов внутренних дел в целях предупреждения нарушений прав и свобод личности.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Теоретические положения и выводы нашли свое отражение:
— в научных публикациях;
10
— излагались в докладах на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Омского юридического института МВД России, а также на научно-практических конференциях;
— внедрены в учебный процесс Омского юридического института МВД России;
По результатам диссертационного исследования подготовлено учебное пособие и проект Закона РФ «О защите прав лиц, потерпевших от правонарушения».
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
11
Глава 1. Общетеоретические аспекты обеспечения безопасности, прав и свобод личности
§ 1. Основы взаимоотношений государства и личности
Человечество, на протяжении всей истории своего развития мечтало о лучшем обществе, о всеобщем равенстве и братстве, основанных на высоком уровне благосостояния, идеалах добра и справедливости.
Человек активен, деятелен и реализует себя через общественное движение. Только в движении любая социальная система приобретает свое совершенство, переходит от низших форм к высшим, от простых к сложным, от тоталитарных к демократическим, от примитивной демократии к демократически развитому государству.
По проблемам отношения личности и государства существует обширная литература. Основные аспекты этой проблемы рассматривались в трудах выдающихся мыслителей со времен античности — Платона, Аристотеля, Цицерона. Затем свое развитие они нашли в работах Ф. Аквинского, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Дж. Лок-ка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и др.
В России изучение данного вопроса имеет свои исторические традиции. В результате исследований российских ученых — правоведов Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, B.C. Соловьева, Б.Н. Чичерина и пр., были заложены основы отечественной теории государства и личности, рассмотрены проблемы отношения между властью и гражданином, нравственно-правовые аспекты становления личности, ряд других важных проблем.
Проблемы правового положения личности в обществе, ее взаимодействия с государством исследуются в работах современных авторов С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, Н.В. Витрука, В.П. Казимирчука, В.Н. Карташова, С.А. Комарова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца,
12
И.В. Ростовщикова, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридонова, В.А. Туманова, Б.С. Эб-зеева, Л.С. Явича и др.
Человечеством был пройден долгий, порой трагичный путь в поисках наиболее оптимальной модели общежития, приводящей в равновесие интересы индивидуальной свободы и политической демократии.
Утверждение правовых начал во взаимоотношениях государства и личности выступает одним из существенных моментов демократизации общества. Государство должно быть одной из форм гражданского общества, в котором недопустимы узурпация власти со стороны кого бы то ни было.
Гражданское общество оправдывает свое название не тем, что состоит из граждан, а тем, что создает для них надлежащие условия. Нищая, голодная, отсталая страна с неразвитой экономикой не может иметь статуса гражданского общест-ва1.
По Гегелю, гражданское общество — это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословие, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Из естественного, «некультурного» состояния «люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью»2.
Научное понимание положения человека в обществе, путей формирования и эволюции личности неизбежно зависит от объективных закономерностей общественного прогресса.
Теория и практика прав человека имеют долгую и поучительную историю. Значительными вехами на этом историческом пути являются в частности английские Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Билль о правах (1689 г.); американские Декларация прав Вергинии (1776 г.), Декларация неза-
1 См.: Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы// Правоведение. 1995 . № 3. — С.88.
2 См.: Гегель. Работы разных лет. — М., 1973. — Т.2. — С.50.
13
висимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.), Конституция США (1787 г.). Билль о правах (1789-1791 гг.); французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.), Между народный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Американская конвенция о правах человека (1969 г.), Африканская хартия прав человека и народов (1981г.), другие международно-правовые документы о правах человека.
В процессе формирования конституционализма важную роль сыграли и оказали заметное влияние на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику теоретические представления о неотчуждаемых естественных правах человека, связанные с учением о разделении властей, например, как у Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсона и др. Собственно, и марксизм-ленинизм как система научных взглядов, как мировоззрение вырос на основе изучения опыта буржуазных стран, широкого демократического движения трудящихся масс, что неоднократно подчеркивалось в трудах его основоположников1.
В России вопросы о правах человека нашли свое отражение в восстании декабристов в 1825 г., целью которого было свержение самодержавия и крепостничества. После Октябрьской революции 1917 г. новая власть провозгласила принципы, обозначавшие освобождение народных масс от эксплуатации, ликвидацию всех видов социального и национального угнетения и неравенства, установление широких демократических прав и свобод трудящихся во всех областях жизни общества -в хозяйстве и культуре, политике и социальном развитии.
Новые отношения между государством и личностью, утверждавшиеся в России, получили юридическую основу в таких актах как — обращения Второго Все-
1 См.: Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 17. -С.343-350, и др.
14
российского Съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам», «О полноте власти Советов», Декларация прав народов России (ноябрь 1917 г.), Декреты о земле, о мире, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также другие документы, определяющие основы государственно-правового статуса человека. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» (ноябрь 1917 г.) были ликвидированы сословные и чиновничьи привилегии и распространялась идея последовательного равноправия людей.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая в январе 1918 г., решила проблему прав и свобод на основе — ликвидации частной собственности на средства производства и установления новых социально-экономических порядков. Декларацией был провозглашен переход всей полноты власти в руки трудящихся, уничтожение любых форм эксплуатации человека человеком, создание социалистического государства, основанного на труде.
Основы, заложенные Декларацией 1918 г., получили дальнейшее развитие в последующих правовых актах социалистического государства.
Конституция РСФСР 1918 г. ликвидировала существовавшие в дореволюционной России сословные, национально-религиозные и другие привилегии и ограничения и утвердила достоинство человека труда.
Первые Советские Конституции устанавливали права трудящихся на пользование землей, участие в рабочем контроле и управлении производством, в использовании свободы мнений, союзов, собраний, избирательных прав1.
1 См.: Статьи 3,14-16,64 Конституции РСФСР 1918; Ст.3,20,24-26 Конституции УССР// СУ Украины, 1919, № 19; Ст.2,8-10 Конституции БССР 1919; Ст.5-7,79 Конституции Азербайджанской ССР// СУ АзССР, 1921, № 5; Ст.3,10, 119 Конституции Грузинской ССР. — Конституция Советской социалистической республики Грузии. — Тифлис, 1922; Ст.4-6,70 Конституции ССР Армении// Конституция Советской социалистической республики Армении. — М., 1923.
15
Следует отметить, что в конституционном законодательстве того времени закреплялись лишения прав отдельных лиц и некоторых групп населения, которые могли использоваться в ущерб социалистической революции’.
Только Конституцией СССР 1936 г. было введено всеобщее избирательное право (ст. 135) и исключены ранее существовавшие ограничения для определенных категорий граждан, в том числе священнослужителей. Предоставленные права не только декларировались, но частично проводились в жизнь.
По этой Конституции были расширены социально-экономические, культурные и личные права граждан. Так, в ст. 119-121 Конституции закреплялись: 7-часовой рабочий день, ежегодный оплачиваемый отпуск, всеобщее восьмилетнее образование, бесплатное медицинское обслуживание. Конституция СССР 1936 г., намного опередив буржуазные государства, провозгласила право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни или потери трудоспособности, равноправие мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
В конце 50-х — начале 60-х гг., в период «хрущевской оттепели», нарастает позитивный процесс, характеризующийся развитием демократии, осуждением культа личности и другими радикальными переменами. Подлинный прорыв произошел в сфере обеспечения права на неприкосновенность личности. Большое значение имели начавшаяся реабилитация многих тысяч невинно осужденных, правовая реформа.
Однако в силу конкретно-исторических причин как внутреннего, так и международного порядка развитие института прав и свобод в нашей стране не обошлось без конфликтов и противоречий.
1 См.: Статья 23 Конституции РСФСР, ст.33 Конституции УССР и соответствующие статьи конституций других республик. В статье 5 Конституции ССР Армении говорилось: «Эксплуатирующие классы лишаются вообще политических прав и в особенности права занятия политических постов.»
16
Начиная с 60-х гг, в СССР происходит обострение проблемы прав и свобод человека. Очередные компании против церкви, политических и культурных прав граждан привели к дальнейшему ограничению свободы совести, к преследованиям некоторых писателей и художников. Преследованию подвергались в основном, те, чья деятельность носила политический характер.
Вместе с тем данный период характеризуют и положительные действия в области развития прав и свобод личности. Главным считается подписание СССР Международных пактов о правах человека (1966 г.) и Хельсинского Заключительного акта (1975 г.). Таким образом, Советский Союз взял на себя международно-правовые обязательства по соблюдению прав человека, признав их значимость. Этот факт был зафиксирован в Конституции СССР 1977 г. (ст.29), расширившей круг конституционных прав и обязанностей граждан (право на жилище (ст.44), пользование достижениями культуры (ст.46), участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 48), свободу творчества (ст. 47), а также презумпция невиновности (ст.54-58, 160).
В настоящее время Россия находится в цикле затянувшегося переходного периода. Во всех сферах социального бытия идут сложные и противоречивые процессы. Все более очевидны как позитивные результаты перемен, так и сопровождающие их негативные явления. В сложных политических и социально-экономических условиях происходят процесс обнищания населения, непрекращающийся рост преступности, потеря авторитета законов и их массовое нарушение. И хотя сегодня в России права и свободы личности подвергаются серьезным испытаниям, необходимо отметить, что их официальное признание и законодательное закрепление есть существенный фактор формирования российского правового государства, становления истинно демократических институтов и гражданского общества.
Сегодня, как никогда, настоятельна и остра потребность в действенной концепции прав человека. Права и свободы каждого индивида, честь и достоинство каждой личности есть величайшие общечеловеческие ценности. В последнее время
17
в России предприняты значительные шаги для реального обеспечения многообразных прав и свобод человека. Исключительно важную роль здесь играет принятая в 1991 г. российская Декларация прав и свобод человека и гражданина1. Этот правовой документ был принят тогда, когда определялись ориентиры развития страны, обозначающие главное направление движения общества. Установление прав и сво-* бод человека и гражданина в качестве приоритетных стало важным и значимым
условием для создания правовой и нравственной основ развития демократии, четкого определения правового статуса личности.
Ныне действующая Конституция 1993 г., подтвердила, что в Российской Федерации права человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции).
Оба названных документа фиксируют широкий спектр основополагающих * идей, принципов, прав и свобод, а также обязанностей. Закрепленные в Декларации
и Конституции РФ положения гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека — обязанность государства.
В отличие от Конституции СССР 1977 г. (Конституции РСФСР 1978 г.) в Конституции Российской Федерации 1993 г. впервые закреплен тезис о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). Таким образом, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, т.е. они естественны, неотчуждаемы и принадле-жат каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо.
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. № 52. — Ст. 1865.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: