РЖД 3 об оплате труда в ЦДПР, информация

И Н Ф О Р М А Ц И Я

об оплате и мотивации труда работников структурных подразделений Центральной дирекции по ремонту пути –

филиала ОАО «РЖД»

 

В конце прошлого года в стране произошло событие, которое, по словам премьера Д.А. Медведева, непосредственно коснется 72 млн. человек. После долгих и бурных дискуссий было подписано новое Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством РФ на 2014-2016 годы.

Документ дался нелегко. Его подписанию предшествовали большая работа и жаркие споры. Разногласий было немало. Одно из них заключалось в том, что работодатели хотели соединить два майских указа президента В.В. Путина — о росте производительности труда и о росте реальной заработной платы — в один пункт, жестко связав одно с другим. Профсоюзы выступали категорически против этого.

Зарплата, прежде всего, определяется стоимостью жизни, а производительность труда — технологическими возможностями предприятия. Понятно, что на технологиях конца XIX века и производительность будет как в XIX веке, а если нужна производительность XXI века, то необходимы современные технологии. Поэтому повышать производительность — задача собственников производства, но привязывать ее жестко к зарплате работников,  неправильно.

Цена труда на рынке сегодня настолько не сбалансирована, что создает проблемы во всех секторах экономики. Это основная причина всех кризисных явлений в нашей экономике.

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года в целях обеспечения конкурентного уровня заработной платы работников компании поставлена задача довести к 2015 году соотношение уровня оплаты труда работников на железнодорожном транспорте к общероссийскому до коэффициента 1,5. Однако, отмечается ослабление позиций ОАО «РЖД» по оплате труда работников как в целом по Российской Федерации, так и на региональных рынках труда. Соотношение заработной платы работников ОАО «РЖД» к общероссийской  снизилось с 1,36 в 2012 году до 1,3 в 2013 году (за 2013 год  в ОАО «РЖД»  заработная плата работников основной деятельности составила 38 936 руб., по Российской Федерации – 29 940 руб.), что создает угрозу роста текучести и  оттоку квалифицированных кадров.

Средняя заработная плата работников ОАО «РЖД» на основной деятельности за двенадцать месяцев 2013 года составила 38 936 руб. с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 9,1 %,  рост реальной заработной платы составил 2,2%.

Для сравнения, по Российской Федерации среднемесячная заработная плата за двенадцать месяцев 2013 г. составила 29 940 руб. и возросла на 12,3%, реальная –  на 5,1 %.

В 2013 году в ОАО «РЖД» проведена индексация заработной платы с 1 марта на 1,9 % и с 1 октября – на 3,8 %, исходя из прогноза индекса потребительских цен на товары и услуги по данным Росстата в размере 6,7% в среднем за год. По данным Минэкономразвития России фактически этот показатель составил 6,8%.

В настоящее время ОАО «РЖД» по уровню средней заработной платы:

— занимает 14 – е место среди 61 видов экономической деятельности в РФ, в 2012 году было 14 – е место;

— занимает 7 – е место среди 34 отраслей промышленного производства РФ, в 2012 году было 8 – е место;

— занимает 3 – е место среди отраслей транспорта РФ, в 2012 году также было 3 – е.

Вопросы оплаты и мотивации  труда работников компании регламентируются Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2014-2016 годы и локальными нормативными актами в сфере труда, основными из которых являются Положение о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и Положение о корпоративной системе премирования работников филиалов ОАО «РЖД».

В компании действуют и другие локальные нормативные акты, мотивирующие труд работников, и принятые с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации ОАО «Российские железные дороги» (далее – ППО ОАО «РЖД»), такие как Положение о порядке планирования и распределения вознаграждения из Фонда мастера, Положение о присвоении классных званий работникам филиалов ОАО «РЖД», Положение о выплате единовременного вознаграждение за обеспечение безопасности движения, Положение о наставничестве в ОАО «РЖД», положения о премировании работников за обнаружение трудновыявляемых дефектов и др.

В коллективном договоре установлен конкретный механизм индексации заработной платы, предоставление других гарантий в сфере оплаты и мотивации труда работников.

В КСОТ предусмотрены гарантированные законодательством Российской Федерации и, установленные в ОАО «РЖД», в том числе компенсационные, мотивационные (стимулирующие) и другие виды выплат, такие как:

— надбавки за профессиональное мастерство рабочим в размере до 24 % тарифной ставки;

— надбавки работникам за присвоения классных званий в размере до 25 % месячной тарифной ставки (должностного оклада);

— доплаты руководителям и специалистам, имеющим ученые степени и работающим на должностях и участках, где возможно использование их научной квалификации в размере 15 % должностного оклада – докторам наук, 10 % должностного оклада – кандидатам наук;

— персональные надбавки за высокий уровень квалификации руководителям, специалистам и служащим;

— персональные надбавки за высокие достижения в труде руководителям, специалистам и служащим;

— персональные надбавки за выполнение особо важной работы руководителям, специалистам и служащим;

— выплаты наставникам единовременного денежного вознаграждения в размере от 0,5 до 1 должностного оклада;

— премирование за основные результаты труда (как правило, ежемесячное или ежеквартальное);

— дополнительное единовременное премирование (например, за экономию эксплуатационных расходов, за выполнение особо важных производственных заданий, к юбилейным и другим знаменательным датам и др.).

Могут устанавливаться надбавки рабочим в период освоения новой техники и технологий, но не более 6 месяцев, в размере до 20 % тарифной ставки — при выполнении производственных заданий.

В компании действует Положение о корпоративной системе премирования работников филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2010 года № 1573р с последующими изменениями и дополнениями.

Локальные нормативные акты в сфере оплаты и мотивации труда, действующие в Центральной дирекции по ремонту пути – филиале ОАО «РЖД» (далее – ЦДРП) соответствуют локальным нормативным актам ОАО «РЖД».

В настоящее время ЦДРП по уровню средней заработной платы занимает 11-е место по основным функциональным филиалам.

В Центральную дирекцию по ремонту пути – филиал ОАО «РЖД»  входит 15 региональных дирекций по ремонту пути, в которых действует 141 предприятие со среднесписочной численностью 38 455 работников (из них более 12 тыс. человек – монтёры пути, более 8 тыс. человек – машинисты и помощники машинистов ЖДСМ).

Для мотивации труда работников структурных подразделений ЦДРП, помимо Положения о премировании за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, на основании Положения об оплате труда работников предусмотрены выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера; региональное регулирование; материальное поощрение:

доплата за работу в ночное время, доплата за работу в выходные и праздничные дни сверх нормы рабочего времени, доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, выплаты по районным коэффициентам по  законодательству РФ, выплаты по районным коэффициентам по  законодательству субъектов РФ, надбавка за  работу в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, зональные надбавки, надбавка  за период пребывания на иностранной территории, доплата за работу в сложных метеоусловиях, надбавка лицам, допущенным к гос. тайне,  доплата за работу с разделением рабочего дня на части за фактически отработанное время,  доплата  за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, доплата за руководство бригадой, надбавка за класс квалификации и профессиональное мастерство, надбавка за  достижения в труде, выполнение особо важных работ, надбавка за присвоенные классные звания, надбавка руководителям и специалистам, имеющим ученую степень, персональные надбавки.

Ключевое внимание уделяется вопросам совершенствования системы мотивации персонала.

Для мотивации труда работников структурных подразделений ЦДРП, действуют дополнительные системы мотивации  труда, в том числе:

Положение о единовременном вознаграждении за преданность компании, распространяется на руководителей (не переведенных на фиксированную заработную плату), специалистов и рабочих, выплачивается при отсутствии фактов грубых нарушений трудовой и производственной дисциплины (прогул, появление на рабочем месте в нетрезвом виде; аварии и крушения по вине работника);

Положение по дополнительному премированию за обеспечение безопасности движения поездов, распространяется на работников, непосредственно влияющих на обеспечение безопасности движения поездов, выплачивается при условии отсутствия фактов нарушений трудовой и производственной дисциплины (прогул, появление на рабочем месте в нетрезвом виде; аварии и крушения по вине работника);

Положение о дополнительном премировании руководителей (не переведенных на фиксированную заработную плату), специалистов и рабочих за сбор, хранение, учет и отгрузку лома черных и цветных металлов распространяется на руководителей (не переведенных на фиксированную заработную плату), специалистов и рабочих, выплачивается при выполнении установленного задания по доходам и плана по отгрузке лома черных и цветных металлов;

Положение по дополнительному премированию за результаты использования топливно-энергетических ресурсов распространяется на работников, непосредственно или косвенно влияющих на результаты использования ТЭР, выплачивается при снижении эксплуатационных расходов, экономии топливно-энергетических ресурсов;

Положение о дополнительном премировании за активное участие в работе системы информации «Работник на пути» распространяется на машинистов (водителей) ССПС, выплачивается при подтверждении факта нарушения протоколом разбора с определением виновных и отражения в системе информации «Работник на пути»;

Положение о дополнительном премировании уполномоченных по охране труда ЦДРП, распространяется на работников, уполномоченных по охране труда, выплачивается при предоставлении профсоюзным комитетом ходатайства с положительной оценкой результатов работы уполномоченного; положительные результаты оценки работы уполномоченного начальником ДРП;

Положение о порядке распределения вознаграждения
из Фонда мастера Центральной дирекции по ремонту пути, распространяется на рабочих производственных участков (бригадиры, машинисты ЖДСМ, монтеры пути) и руководители участков (мастера дорожные, мастера участка производства), выплачивается при отсутствии по вине работников производственного участка крушений, аварий, событий, связанных с безопасностью движения поездов, отказов технических средств и оборудования, случаев внепланового ремонта, соблюдение норм охраны труда и выполнении всех установленных производственно-экономических показателей работы участка;

Положение по организации дополнительного премирования работников Центральной дирекции по ремонту пути за результаты внедрения бережливого производства, распространяется на работников, участвующих в разработке и реализации проекта бережливого производства, выплачивается

при достижение целевых значений показателей эффективности внедрения бережливого производства и экономического эффекта;

Положение о выплате надбавки за профессиональное мастерство, распространяется на рабочих, выплачивается при отсутствии фактов нарушений трудовой и производственной дисциплины, при стаже работы на ж.д. транспорте более 3 лет, в размере: рабочим 3 разряда – 12%, 4 разряда – 16%, 5 разряда – 20%, 6 разряда и выше – 24% к часовой тарифной ставке; водителям 1 класса – 10%, 2 класса – 24%;

Положение о присвоении классных званий работникам структурных подразделений Центральной дирекции по ремонту пути распространяется мастеров (дорожных, участка производства), машинистов ЖДСМ, монтеров пути не ниже 5 разряда, классное звание присваивается на 1 год при стаже работы в должности не менее 3-х лет (мастер I класса), стаже работы в должности не менее 2-х лет (мастер II класса),  при выполнении индивидуальных показателей, отсутствии дисциплинарных взысканий в размере: классное звание I класса – 25 % от должностного оклада (тарифной ставки), классное звание II класса – 15 %;

Положение о рационализаторской деятельности распространяется на работников аппарата управления ЦДРП, аппарата управления ДРП, структурных подразделений, являющимися авторами рационализаторских предложений и лица, принимавшие участие в работах по подготовке к использованию рационализаторского предложения при предъявление удостоверения на рационализаторское предложение в размере от 9% экономического эффекта, но не менее 2 тыс. рублей и не более 1 млн. рублей за рационализаторскую деятельность; до 75% от суммы премии за содействие рационализации.

В 2013 году  на  основании распоряжения  ОАО «РЖД» от 10 июля 2013 года № 1538р в  ЦДРП разработано и введено Положение о дополнительном премировании работников за предупреждение случаев производственного травматизма, связанного с  наездом подвижного состава.

Помимо дополнительного премирования в 2013 году  в целях актуализации приложения № 4 Положения  о вознаграждении  за обеспечение безопасности движения структурными подразделениями  ЦДРП  были  внесены предложения о  пересмотре  производственных упущениях, при наличии которых вознаграждение не выплачивается,  а также  предложения о  пересмотре    минимального размера вознаграждения. Распоряжением от 18 октября  №2230р «О  внесении   изменений в Положение  о вознаграждении  работников структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» за обеспечение безопасности движения», произошли изменения о размере  выплаты на одного работника  не менее  1 месячной тарифной ставки (оклада) с целью охвата большего количества работников.

В Перечень профессий и должностей работников, которым введена выплата единовременного вознаграждения за обеспечение безаварийной работы, включена  профессия мастер дорожный (включая старшего), занятый  на ремонте пути.

В феврале 2014 года было выплачено единовременное вознаграждение за 2013 год на сумму 118,9 млн. руб. Средний  размер выплаты на одного работника,  получившего вознаграждение, составил 14 432 руб., вознаграждение получили более 8 тыс. работников.

В 2013 году выплачивалось единовременное вознаграждение за преданность компании всего на сумму 539,242 млн. руб. Её получили 10 315 человек, в  среднем  выплата на одного работника  составила 52 277 руб.

Среднемесячная заработная плата работников ЦДРП за 2013 год составила 37 039  руб. с ростом на 10,9 % к 2012 году, рост реальной заработной платы составил 3,8 %;          в том числе по ведущим профессиям:

дорожные мастера – 60 871 руб., рост соответственно  на 8,7 %  и 1,8%;

бригадиры (освобождённые) по ремонту пути – 35 165 руб., рост – 6,6% и снижение на 0,2 %;

монтёры пути – 31 800 руб., рост – 9,8 % и на 2,8 %;

машинисты железнодорожно-строительных машин – 37 247 руб., рост – 9,4 % и на 2,4 %;

помощники машинистов железнодорожно-строительных машин – 32 192 руб., рост – 7,6 % и на 0,8 %.

Снижение номинальной заработной платы произошло у мастеров дорожных Восточно-Сибирской дирекции по ремонту пути на 0,2 % к уровню 2012 года.

По итогам 2013 года не обеспечен рост реальной заработной платы в Октябрьской (98,2%), Юго-Восточной (98,5%), Южно-Уральской (98,5%), Свердловской (99,1%) дирекциях по ремонту пути, в том числе по ведущим профессиям:

дорожные мастера – 116 человек Восточно-Сибирской ДРП – 93,5%; 106 человек Южно-Уральской ДРП – 97,0%; 73 человека Юго-Восточной ДРП – 98,4%; 112 человек Куйбышевской ДРП – 99,2%; 150 человек Свердловской ДРП – 99,7%;

бригадиры (освобождённые) по ремонту пути – 647 человек ЦДРП – 99,8%; в т.ч. 34 человека Юго-Восточной ДРП- 89,9%; 43 человека Октябрьской ДРП – 94,2%; 37 человек Московской ДРП – 95,5%; 48 человек Северной ДРП – 95,5%; 53 человека Южно-Уральской ДРП – 95,9%; 35 человек Дальневосточной ДРП – 95,9%; 43 человека Красноярской ДРП – 96,8%; 67 человек Западно-Сибирской ДРП – 98,8%; 67 человек Свердловской ДРП – 99,4%; 59 человек Северо-Кавказской ДРП – 99,9%;

монтёры пути – 1 071 человек Октябрьской ДРП – 97,6%; 1 125 человек Свердловской ДРП – 98,0%; 580 человек Юго-Восточной ДРП- 98,1%; 776 человек Южно-Уральской ДРП – 98,6%;

машинисты железнодорожно-строительных машин — 568 человек Октябрьской ДРП – 95,8%; 251 человек Юго-Восточной ДРП – 98,5%; 350 человек Южно-Уральской ДРП – 98,6%; 392 человека Свердловской ДРП – 98,8%; 330 человек Горьковской ДРП – 99,3%; 282 человека Северо-Кавказская ДРП – 99,9%;

помощники машинистов  железнодорожно-строительных машин – 105 человек Красноярской ДРП – 96,5%; 146 человек Восточно-Сибирской ДРП – 96,8%; 165 человек Свердловской ДРП – 96,8%; 241 человек Октябрьской ДРП – 97,3%; 136 человек Приволжской ДРП – 97,7%; 118 человек Юго-Восточной ДРП – 98,2%; 153 человека Горьковской ДРП – 98,4%.

За 2013 год численность работников ЦДРП к началу 2013 года уменьшилась на 1 255 человек и по состоянию на 01 января 2014 года составляла 36 768 человек при плановой численности 38 711 штатных единиц, укомплектованность — 95%.

Среднесписочная численность работников Центральной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД» за 2013 год составила 38 455 человек, снижение к 2012 году составило 3,8 % при уменьшении объёма производства на 1,34 %;

в том числе по ведущим профессиям:

дорожные мастера – 1 648 человек, снижение на 0,16 % к 2012 году;

бригадиры (освобождённые) по ремонту пути – 647 чел., рост – 0,6 %;

монтёры пути – 12 807 чел., снижение – 6,4 %;

машинисты железнодорожно-строительных машин – 5 647 чел., снижение – 4,1 %;

помощники машинистов железнодорожно-строительных машин –  2303 чел., рост 4,4 %.

Среднегодовая укомплектованность по ведущим профессиям:

монтёрами пути составила 91,5%  (план -11 976 штатных единиц, факт – 10 958 человек);

бригадирами пути – на 98,3% (план – 691 штатная единица, факт – 679 человек);

мастерами дорожными – на 98,1% (план – 1 297 штатных единиц, факт – 1 273 человека);

машинистами и помощниками машинистов путевых машин на 94,9% (план – 8 418 штатных единиц, факт – 7 988 человек).

Текучесть кадров составила 11,5% (2012 г. – 13,8%). Наибольший процент текучести: в Юго-Восточной – 18,6%; Забайкальской – 15,8%, Московской – 15,7% дирекциях по ремонту пути.

По ведущим профессиям достигнуто снижение уровня текучести к аналогичному периоду прошлого года:

монтёры пути — 18,5% (2012 г. – 25,4%);

машинисты и помощники машинистов – 6,7% (2012 г. – 7,1%).

Основные причины увольнения работников:

неудовлетворённость заработной платой – 1 171 человек (28,8% от общего числа уволенных);

неудовлетворённость характером работы – 634 человека (15,6%);

отдалённость от места жительства – 579 человек (14,2%);

неудовлетворённость условиями труда – 268 человек (6,6%).

В основном снижение роста заработной платы произошло в связи с невыполнением показателей премирования за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности по причине невыполнения задания по приведённой работе к уровню прошлого года (падение объемов работы).

На заседаниях профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций в большинстве структурных подразделений и заседаниях Совета председателей первичных профсоюзных организаций ЦДРП анализировалась заработная плата, и предлагались меры по повышению уровня заработной платы работников в структурных подразделениях и в целом по ЦДРП.

Работниками ЦДРП и представителями первичных профсоюзных организаций постоянно проводятся проверки соблюдения трудового законодательства в вопросах режима труда и отдыха, учёта и оплаты отработанных часов в структурных подразделениях ЦДРП.

В целях устранения выявленных нарушений и выработки
мер за соблюдением норм трудового законодательства и нормативных актов ОАО «РЖД» в вопросах организации, оплаты и мотивации труда в ЦДРП постоянно проводятся рассмотрения выявленных нарушений и принимаются конкретные меры по их устранению.

В результате проведённых проверок и принятых мер, устранены  нарушения по оплате труда:

резервирование премии за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности за декабрь 2013 года с выплатой в последующие месяцы допущено на Октябрьской, Южно-Уральской, Свердловской, Западно-Сибирской, Красноярской, Дальневосточной дирекциях по ремонту пути;

с января 2014 года не установлены доплаты за профессиональное мастерство, не начисляется материальная помощь к отпуску, зональная надбавка на Северо-Кавказской, Западно-Сибирской, Красноярской, Свердловской ДРП;

допускались случаи неоплаты за фактические часы работы по путевым  и маршрутным листам, сменным рапортам на Западно-Сибирской, Московской ДРП;

в нарушение распоряжения ОАО «РЖД» от 10.06.2011 № 1260р не организована работа по фонду мастера (кроме Северо-Кавказской ДРП);

в нарушение ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ предусматривающей обеспечение работникам равную оплату за труд равной ценности и нарушение п. 4.1.4 Коллективного договора ОАО РЖД на 2011-2013 годы,  четырем машинистам  железнодорожно-строительных машин ВПР 3000 №271 за фактическое выполнение работ по 8-у разряду в период технологических «окон» в 2013 году, оплата была произведена как по 6-у разряду;

в нарушение статьи 153 Трудового кодекса РФ работникам, привлекаемых к работам в «окно» в выходные дни оплата производилась в однократном размере без  заявлений работников о согласии на работу в выходной день и учёта мнения выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации;

в структурных подразделениях допускались случаи неоплаты  за дополнительный объем работы; сверхурочную работу;

при работе в «окно» работа в ночное время не была оплачена в повышенном размере – не ниже 40% от часовой тарифной ставки.

В целях не допущения подобных нарушений и контроля за соблюдением норм трудового законодательства и локальных нормативных актов ОАО «РЖД» в вопросах организации, оплаты и мотивации труда в Центральной дирекции по ремонту пути – филиале ОАО «РЖД» принято решение рассматривать каждый случай с принятием мер, исключающих их повторение, и с определением ответственности причастных работников.

 

 

Департамент социального партнёрства,

труда и заработной платы

Аппарата ЦК Профсоюза

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: