1 о текущей ситуации в РОСПРОФЖЕЛ
ПРОЕКТ
РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ |
|
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ VIII Пленум 17 апреля 2014 года |
О текущей ситуации
в организациях РОСПРОФЖЕЛ
|
Принятые 17 октября 2013 года на VI Пленуме мероприятия позволили профсоюзным организациям в сложных экономических условиях через социальный диалог с работодателем результативно отстаивать интересы работников. Удалось полностью сохранить на очередные три года (2014 -2016 годы) во вновь заключенных Отраслевых соглашениях и коллективных договорах гарантии и льготы работникам и ветеранам отрасли. Заключены новые коллективные договоры ОАО «РЖД», ОАО «Желдорреммаш», ОАО «Вагонреммаш», ОАО «ЖТК», ОАО «ВРК-1», ОАО «ВРК-2», ОАО «ВРК-3», ОАО «Трансконтейнер», ОАО «Элтеза», ОАО «ТрансВудСервис», ОАО «Первая нерудная компания», ОАО «Рефсервис», ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» и других, всего 767 договоров.
Созданы и работают практически в каждой профсоюзной организации экспертные группы, от которых поступило тысячи предложений по снижению непроизводительных расходов, повышению доходов. Проводится мониторинг социально-экономической ситуации в организациях.
Прошедший период был насыщен значимыми событиями. В Сочи состоялись XXII (двадцать вторые) зимние Олимпийские игры. В состав Российской Федерации вошли новые субъекты – Крым и город Севастополь.
Правительством Российской Федерации принято решение о проведении крупномасштабных работ по модернизации БАМа и Транссиба, строительству высокоскоростных магистралей, что усилит возможности железных дорог, создаст тысячи новых рабочих мест.
К сожалению, ситуация в Российской Федерации на рынке транспортных услуг напрямую зависит от мировой экономики и, как следствие, по-прежнему, нестабильная.
В ноябре прошлого года Правительство Российской Федерации приняло решение по «замораживанию» тарифов на грузовые перевозки и как следствие — отказ от индексации заработной платы работникам компании.
Замораживание тарифов привело к снижению доходов и уменьшению инвестиций в ремонтном комплексе. Уже в первом квартале в Центральной дирекции по ремонту пути большинство путевых машинных станций работало в режиме неполного рабочего времени (около трех четвертей работников). Недоработки составили 3 – 4 рабочих дня, что привело к существенным потерям в заработной плате, росту текучести монтеров пути (18,5%). Летняя загрузка также будет не полная и как цепная реакция – снижены на 20% объемы работы заводов «БетЭлТранс», уволено 297 человек.
В январе – феврале т.г. в режиме неполного рабочего времени работало 16,9 % от общей численности работников ОАО «РЖД». Из-за падения объемов работы принимаются непопулярные решения по сокращению численности персонала – в ОАО «ФПК», в ОАО «Желдорреммаш», ОАО «ВРК-1,2». и других.
Темпы роста реальной заработной платы на железнодорожном транспорте отстают от ее роста по Российской федерации.
Учитывая неблагоприятный прогноз экономической ситуации, в коллективных договорах ОАО «РЖД», его дочерних обществ – ОАО «ВРК-1,2,3» и др. на 2014 год изменен порядок индексации заработной платы. Из-за отрицательного финансового результата работы не проведена индексация заработной платы работников за 2013 год в ОАО «Саранский вагоноремонтный завод», ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод», ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод», ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» и ОАО «Волго-Вятская» пригородная пассажирская компания».
На железнодорожном транспорте продолжается реформа, идет продажа дочерних обществ и активов ОАО «РЖД». Президиум ЦК Профсоюза оперативно реагирует на происходящие перемены – по его инициативе создаются новые профсоюзные организации, заключаются коллективные договоры с сохранением уровня социальных гарантий, действующих в ОАО «РЖД» или в соответствующих дочерних обществах компании. (ООО «ТМХ-Сервис», СТМ Сервис).
В пассажирском комплексе не решены вопросы полной компенсации государством выпадающих доходов от регулирования тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных вагонах дальнего сообщения и на реиональном уровне на перевозку пассажиров в пригородном сообщении. В результате -отмена поездов, возмущение населения, сокращения и неполный режим работы, отпуска без содержания в Федеральной пассажирской компании и пригородных компаниях.
Работа, проводимая профсоюзными организациями в «Год здорового и безопасного труда», способствовала улучшению положения с производственным травматизмом во многих организациях. Так в ОАО «РЖД» в 2013 году снижен общий травматизм на 5 %, со смертельным исходом – на 10 %. Улучшались условия труда и производственного быта.
Сложным остается положение с безопасностью движения поездов, в том числе из-за низкого качества литых деталей тележек грузовых вагонов. В 2013 году допущено 37 случая излома боковых рам тележек вагонов (в этом году уже – 8). Практически все случаи излома приводят к сходу вагонов, потере груза, убыткам Компании, не говоря уже о стрессе, испытываемом локомотивными бригадами. За каждым подобным случаем стоит реальная угроза жизни пассажиров и локомотивной бригады.
Анализ причин крушений, сходов поездов, в том числе произошедших на Куйбышевской и Южно-Уральской железных дорогах, свидетельствуют о том, что человеческий фактор является определяющим в обеспечении безопасности движения. При этом, не в полной мере реализованы и резервы общественного влияния на обеспечение безопасности движения, неэффективно используется институт общественных инспекторов по безопасности движения.
Несмотря на снижение количества выявляемых правовыми инспекторами профсоюза нарушений трудового законодательства , их число остается очень значительным (почти 4 тыс. за 1 квартал т.г.). При этом, отмечен рост возвращенных работникам денежных средств незаконно невыплаченных.
Заслушав и обсудив доклад Председателя Профсоюза Н.А.Никифорова, Центральный комитет Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Отметить, в целом, положительную работу Президиума Центрального комитета Профсоюза и комитетов организаций РОСПРОФЖЕЛ по защите интересов работников на основе решений VI Пленума ЦК Профсоюза (от 17.10.2013 г.), заключения и реализации отраслевых соглашений и коллективных договоров на 2014 — 2016 годы.
- Президиуму Центрального комитета Профсоюза, комитетам организаций Профсоюза всех уровней:
2.1. в условиях нестабильной финансово-экономической обстановки, падения объемов продолжить работу по выполнению постановления VI Пленума от 17.10.2013 г.;
2.2. усилить контроль и требовательность к работодателям за соблюдение трудовых прав работников. Проводить работу по сохранению рабочих мест и обеспечению занятости. Не допускать сокращения численности персонала при неизменной технологии производственного процесса и отсутствии снижения объемов работ;
2.3. добиваться проведения индексации заработной платы в размере не ниже уровня инфляции, обеспечения роста реальной заработной платы, сохранения ее конкурентоспособности на рынке труда;
2.4 активизировать работу специальных профсоюзных групп и комиссий по выработке мер, направленных на повышение эффективности работы на каждом рабочем месте, поиску путей снижения расходов;
- Президиуму Центрального комитета Профсоюза, Дорпрофжел, территориальным организациям совместно с первичными организациями продолжить работу;
3.1. по мониторингу социально-экономического положения в коллективах, выполнению обязательств коллективных договоров и отраслевых соглашений;
3.2. по взаимодействию с Правительством Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, с федеральными органами государственной власти, направленную на совершенствование нормативно-правовой базы, отстаивание социально-экономических интересов работников – членов РОСПРОФЖЕЛ;
3.3. с Правительством Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, региональными органами власти, направленную на сохранение в государственной собственности 100 % акций ОАО «РЖД», оказание государственной поддержки развитию транспортной инфраструктуры и развитию метрополитенов, компенсацию убытков от пассажирских перевозок в дальнем следовании и в пригородном сообщении, компенсации выпадающих доходов от «замораживания» тарифов.
- Контроль по выполнению настоящего Постановления возложить на Президиум Центрального комитета Профсоюза.
Председатель Профсоюза Н.А. Никифоров