5 О выполнении ОС ТС за 1-е п.г. 2014 г. (на 2014.10.06)
ПРОЕКТ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПРЕЗИДИУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15.10.2014 г. г. Москва №
О выполнении Отраслевого соглашения по транспортному строительству на 2012 — 2014 годы в первом полугодии 2014 года |
Заслушав и обсудив информацию о выполнении Отраслевого соглашения по транспортному строительству на 2012 — 2014 годы в первом полугодии 2014 года (далее – Соглашение), Президиум ЦК Профсоюза отмечает, что объем выполненных работ в первом полугодии 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года в целом снизился на 6,3 % и составил 62,1 млрд. руб. (по Российской Федерации этот показатель также снизился на 2,6 %). 50 % организаций транспортных строителей не вышли по объемам выполненных работ на уровень первого полугодия 2013 года, например, снижение объемов работ отмечено в ОАО «Мостострой — 9», ОАО «СГК — ТрансстройЯмал» и ОАО «Дальмостострой».
Производственная ситуация осложнялась и наличием просроченной дебиторской задолженности со стороны заказчиков по оплате выполненных объёмов работ. Так, на Люберецком заводе мостостроительного оборудования (ЛЗМО) такая задолженность увеличилась в 2,3 раза, ОАО «Мостоотряд — 69» – в 2,0 раза, ОАО «Мостотрест» – в 1,9 раза.
В то же время, хороших показателей по увеличению объёмов работ добились: ОАО «Сибгипротранс» (рост объемов работ в 3,5 раза к уровню первого полугодия 2013 года), ОАО «Мосметрострой» (рост в 1,8 раза), ОАО «Дальгипротранс» и ЛЗМО (рост в 1,5 раза).
Среднемесячная заработная плата транспортных строителей в 1-м полугодии 2014 года составила 42375 руб. с ростом к аналогичному периоду 2013 года на 8,4 %, т.е. выше, чем в строительной отрасли Российской Федерации на 51,3 %, где среднемесячная заработная плата увеличилась на 9,5 % и составила 28100 руб. Реальная заработная плата транспортных строителей возросла на 1,3 %.
Из-за недостаточного объёма подрядных работ и задолженности заказчиков из 28 организаций транспортного строительства в первом полугодии т.г. только в 4-х была проиндексирована месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда. Минимальная тарифная ставка составила 2300 руб. (ОАО «Мостоотряд — 69»), максимальная – 12160 руб. (ООО «СМУ — 861»).
В соответствии с Соглашением и заключенными коллективными договорами производились выплаты надбавок за вредные и опасные условия труда, совмещение профессий, классность водителям, за подвижной и разъездной характер работы, выслугу лет, выполнение работ вахтовым методом.
Большинство организаций на выполнение мероприятий по охране труда направляли средства, превышающие уровень, установленной Соглашением нормы отчислений (0,4 % от прямых затрат). На эти цели было израсходовано 251,8 млн. руб.
Работники обеспечивались специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами, потрачено 159,3 млн. руб.
Контроль за выполнением мероприятий по охране труда осуществлялся выборными профсоюзными органами с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Коллективными договорами предусмотрены и реализовывались социальные обязательства по выплате единовременного вознаграждения за добросовестный труд при увольнении впервые в связи с выходом на пенсию, поддержке молодых специалистов, единовременной выплате материальной помощи работникам, социальной помощи участникам боевых действий и участникам трудового фронта, ветеранам труда, молодым мамам, пенсионерам и инвалидам, выплаты работникам к юбилейным датам, Дню Строителя и др. Оказывалась материальная помощь неработающим пенсионерам.
Несмотря на финансовые трудности во-многих организациях проводилась работа, направленная на сохранение имеющихся объектов социально-культурного назначения, в том числе баз отдыха для работников и членов их семей, детских оздоровительных комплексов (ОАО «Сибмост», ОАО «Мостотрест», ЗАО «Мостострой — 9» и др.).
В целях формирования здорового образа жизни организовывались спартакиады.
Адресно поддерживаются пенсионеры Западно-Сибирских транспортных строителей – им ежемесячно производились дополнительные выплаты в размере государственной пенсии.
Транспортные строители приняли активное участие в подготовке и праздновании 40-летия начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали – участвовали в международной конференции «Байкало-Амурская магистраль: геоэкономика железнодорожного транспорта и стратегическая роль в развитии Сибири и Дальнего Востока», награждениях и встречах с ветеранами БАМа в Колонном зале Дома Союзов и непосредственно на территории магистрали.
Профсоюзные комитеты уделяли внимание правозащитной работе, контролю за соблюдением трудового законодательства, занимались улучшением бытовых условий работников на производстве и, в частности, обустройством вахтовых поселков на уровне современных требований, организацией качественного и недорогого горячего питания для рабочих и специалистов.
Итоги выполнения Соглашения рассматривались в мае т.г. на заседании Совета председателей организаций Профсоюза транспортных строителей при ЦК РОСПРОФЖЕЛ. В решении Совета отмечено, что Соглашение, в основном, выполняется. Выработаны рекомендации первичным профсоюзным организациям по актуальным вопросам практической работы.
Причинами недовыполнения отдельными организациями положений Соглашения явились недозагрузка производственных мощностей, уменьшение числа заключенных договоров на строительные и ремонтные работы, наличие просроченной дебиторской задолженности.
На основании изложенного Президиум Центрального комитета Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Информацию о выполнении Отраслевого соглашения по транспортному строительству в первом полугодии 2014 года принять к сведению и отметить, что обязательства Соглашения, в основном, выполняются.
- Председателям территориальных, объединённых первичных и первичных профсоюзных организаций транспортных строителей продолжить работу:
— по реализации в 2014 году обязательств Отраслевого соглашения по транспортному строительству на 2012 — 2014 годы и коллективных договоров организаций;
— по созданию здоровых и безопасных условий труда в соответствии с постановлением IV Пленума ЦК РОСПРОФЖЕЛ «О мерах, принимаемых организациями Профсоюза по снижению производственного травматизма и созданию безопасных условий труда для работников – членов РОСПРОФЖЕЛ», а также осуществить выполнение задач, связанных с объявлением 2014 года годом этики и культуры на производстве;
- Рекомендовать руководителям организаций транспортного строительства предоставлять приоритетное право работы на своих строительных объектах в качестве субподрядчиков предприятиям, в которых действуют первичные профсоюзные организации РОСПРОФЖЕЛ.
- Комитетам территориальных, объединенных первичных и первичных профсоюзных организаций транспортных строителей систематически информировать на страницах газеты «Сигнал» и журнала «Информационный вестник», в отраслевых средствах массовых информаций о передовом опыте работы, проблемах транспортных строителей и их профсоюзных организаций и путях решений этих проблем.
- Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Председателя Профсоюза С.П. Железнова.
Председатель Профсоюза | Н.А. Никифоров |
СПРАВКА
о выполнении Отраслевого соглашения по транспортному строительству на 2012 — 2014 годы в первом полугодии 2014 года
- Производственная деятельность организаций и обеспечение занятости работников
Несмотря на то, что инвестиционный кризис в строительном комплексе ещё не преодолен, транспортными строителями продолжалась активная работа по участию в подрядных торгах, осуществлялось строительство на важнейших транспортных объектах страны.
Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России на 2010 — 2020 годы».
Большие силы транспортных строителей были сосредоточены на строительстве объектов к Олимпиаде 2014 году в Сочи (ОАО «Мостотрест», ОАО «Мостострой-11», Холдинг «Трансстрой»).
Транспортные строители продолжали работать над осуществлением крупных инфраструктурных проектов, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году и др.
Продолжаются работы по окончанию строительства железной дороги Томмот — Бестях в Якутии (Холдинг «Трансстрой»). Этот пусковой комплекс, на территории которого находится 122 объекта, сегодня находится в рабочей эксплуатации.
Московские метростроевцы ко Дню города закончили строительство станции «Тропарёво» Сокольнической линии метро. Ввод в эксплуатацию следующих за ней станций «Румянцево» и «Саларьево» запланирован на декабрь 2014 года.
В Новосибирской области открыт уникальный автомобильный мост (генподрядчик ОАО «Мостотрест»), который впервые в России построен из полимерных материалов. То есть, по существу, построен пластмассовый мост. Пролет мостового перехода составляет 18 метров и связывает Красный Яр и Сосновку, между которыми протекает река Пашенка.
В Тюмени состоялось открытие новых цехов металлоконструкций, арматурных и железобетонных изделий предприятия ОАО «Мостострой — 11». В цехах созданы все условия для работников по европейским стандартам как на рабочих местах, так и в бытовом плане – отличные бытовые помещения, раздевалки, душевые, комнаты отдыха. Новые цеха оснащены современной импортной техникой. «Изюминкой» производства являются новые технологии производства свай и дорожных плит, не имеющих аналогов в России. Впервые в стране выпущены сваи без опалубки.
Озвучены результаты конкурса на реконструкцию и строительство объектов БАМа и Транссиба. В состав консорциума, выигравшего тендер, вошло пять компаний, среди которых ОАО «Дальмостострой», профсоюзная организация которого входит в структуру РОСПРОФЖЕЛ.
Объем работ, выполненный транспортными строителями в первом полугодии 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, снизился на 6,3 % и составил 62,1 млрд. руб. (по Российской Федерации этот показатель снизился на 2,6 %).
Снизился этот показатель и в ОАО «Мостострой — 9», ОАО «СГК — ТрансстройЯмал» и ОАО «Дальмостострой».
В то же время есть организации, успешно сработавшие в текущем году. Лучших показателей по увеличению объёмов работ добились ОАО «Сибгипротранс» (рост объемов работ в 3,5 раза к уровню 1-го полугодия 2013 года), ОАО «Мосметрострой» (рост в 1,8 раза), ОАО «Дальгипротранс» и Люберецкий завод мостостроительного оборудования (ЛЗМО) (рост в 1,5 раза).
Ситуация осложнялась наличием просроченной дебиторской задолженности со стороны заказчиков по оплате выполненных объёмов работ. Так, в ЛЗМО такая задолженность увеличилась в 2,3 раза, ОАО «Мостоотряд — 69» – в 2,0 раза, ОАО «Мостотрест» – в 1,9 раза.
В то же время, несмотря на имеющиеся проблемы с подрядными работами (50 % организаций не вышли по объемам выполненных работ на уровень первого полугодия 2013 года) и наличием задолженности от заказчика, в организациях транспортного строительства, практически в полном объёме предоставляются социальные гарантии и льготы, закрепленные в Соглашении.
Положительным фактором является увеличение числа работников по сравнению с 1-м полугодием 2013 года на 1,5 % (до 61,0 тыс. чел.), членство в Профсоюзе составило 63,6 %.
- II. Оплата труда
Среднемесячная заработная плата в строительстве по Российской Федерации за 1-е полугодие 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года увеличилась на 9,5 % и составила 28100 руб.
В организациях транспортного строительства среднемесячная заработная плата в 1-м полугодии 2014 года составила 42375 руб. с ростом к аналогичному периоду 2013 года на 8,4 %, т.е. выше, чем в строительной отрасли Российской Федерации на 51,3 %, где среднемесячная заработная плата увеличилась на 9,5 % и составила 28100 руб. Реальная заработная плата у транспортных строителей возросла на 1,3 %.
Из-за недостаточного объёма подрядных работ и задолженности заказчиков из 28 организаций транспортного строительства в первом полугодии т.г. только в 4 была проиндексирована месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда.
При этом, минимальная тарифная ставка составила 2300 руб. (ОАО «Мостоотряд — 69»), максимальная – 12160 руб. (ООО «СМУ — 861»).
III. Охрана труда
Транспортные строители особое внимание уделяли созданию здоровых и безопасных условий труда.
Большинство организаций на выполнение мероприятий по охране труда направляли средства намного превышающие уровень установленной Соглашением нормы отчислений (0,4 % от прямых затрат). В первом полугодии 2014 году на эти цели было израсходовано 251,8 млн. руб.
Проводилось обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев.
Работники обеспечивались специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами. При необходимости, отдельным категориям работников выдавалось по 2 комплекта спецодежды (на 2 срока носки) для обеспечения своевременной ее стирки. В целом на эти цели израсходовано 159,3 млн. руб.
Проводились периодические и внеочередные медицинские осмотры работников в случаях, предусмотренных законодательством.
Начала проводиться специальная оценка условий труда, предусмотренная законодательством взамен ранее проводимой аттестация рабочих мест по условиям труда.
Контроль за выполнением мероприятий по охране труда осуществлялся совместно с выборными профсоюзными органами и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Следует отметить опыт сибирских транспортных строителей, изыскавших дополнительные средства для установления специальной надбавки к заработной плате уполномоченным лицам по охране труда.
- IV. Правозащитная работа
Силами правовой инспекции труда Профсоюза, при участии профсоюзных комитетов на местах, проведено 5 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства, выявлено 14 случаев нарушения норм законодательства. При этом по результатам работы выплачено в пользу работников 2154950 руб.
- V. Социальные вопросы
Многими организациями (ОАО «Сибмост», ОАО «Мостотрест», ОАО «Мостострой — 11» и др.) накоплен большой опыт социальной поддержки работников. Коллективными договорами предусмотрены обязательства по выплате единовременного вознаграждения за добросовестный труд при увольнении впервые в связи с выходом на пенсию (размер выплат зависит от стажа работы в транспортном строительстве), поддержке молодых специалистов, единовременной выплате материальной помощи, социальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, участникам боевых действий и участникам трудового фронта, ветеранам труда, молодым мамам, пенсионерам и инвалидам, доплата уполномоченным (доверенным) лицам Профсоюза по охране труда, выплаты работникам к юбилейным датам, Дню Строителя, в отдельных организациях оказывается содействие строительству социального жилья нуждающимся работникам (ОАО «Сибмост», ОАО «Мостострой — 11» и др.), оплата за обучение в ВУЗах детей работников (ОАО «Метрострой» (г. Москва), ОАО «Мостотрест»).
В ЗАО «Нижневартовсктрансгидромеханизация» выдавались беспроцентные ссуды на строительство жилья.
Хорошо поддерживаются неработающие пенсионеры в ОАО «Запсибгидрострой» – им ежемесячно производились дополнительные выплаты в размере государственной пенсии.
Дополнительное пенсионное обеспечение работников становится в настоящее время неотъемлемой частью социального пакета, предоставляемого работникам, который наряду с заработной платой, является важнейшим фактором укрепления кадрового состава, привлечения высококвалифицированных работников (ОАО «Мостострой — 11»), оказывалась единовременная материальная помощь работникам, впервые уходящим на пенсию, к юбилейным датам (50, 55, 60 лет) (ОАО «Сибмост», ОАО «Мостотрест», ОАО «Мостострой — 11» и др.).
Профсоюзные организации, по-прежнему, много внимания уделяли улучшению бытовых условий работников на производстве и, в частности, обустройству вахтовых поселков на уровне современных требований, организации качественного и недорогого горячего питания для рабочих и специалистов.
Сейчас в каждом вахтовом посёлке оборудованы современные душевые, вагоны-сушилки для спецодежды, предусмотрены места для занятий спортом и отдыха. В большинстве столовых установлено современное оборудование для приготовления пищи и хранения продуктов.
Во многих организациях, несмотря на определенные финансовые трудности, проводилась работа, направленная на сохранение имеющихся объектов социально-культурного назначения, в том числе баз отдыха для работников и членов их семей, детских оздоровительных комплексов (ОАО «Сибмост», ОАО «Мостотрест», ЗАО «Мостострой — 9» и др.).
Оздоровление работников и детей ОАО «Сибмост» осуществлялось, в собственном санатории-профилактории «Золотой берег».
Организация отдыха работников в ОАО «Мостотрест» осуществлялась за счет прибыли территориальных фирм, а также за счет средств работников.
В ОАО «Мостотрест» разработана программа по централизованной организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников. Приобретались путевки на лечение и отдых в здравницах Подмосковья, Северного Кавказа и Черноморского побережья Кавказа. Во всех территориальных фирмах профсоюзными комитетами был организован отдых детей работников в летний период, путёвки предоставлялись на льготных условиях.
В целях формирования здорового образа жизни многие организации проводили спартакиады. В частности, первичная профсоюзная организация ОАО «Мостотрест» на протяжении многих лет собирает спортивные команды филиалов в подмосковном доме отдыха «Ершово». Состязания проходят, как правило, по шести видам спорта – футбол, плавание, лыжи, биатлон, шахматы, бильярд. Наряду со взрослыми, в спортивных баталиях принимают участие и дети сотрудников.
Большое внимание развитию спорта уделялось в ОАО «Мостострой — 11». На базе спортивно-оздоровительного комплекса «Мостовик» в территориальной фирме «Мостоотряд — 36» (г. Тюмень) регулярно проводились спартакиады по восьми видам спорта с участием команд дорожных, мостостроительных и проектных организаций Свердловской, Курганской и Челябинской областей. А команда по волейболу территориальной фирмы «Мостоотряд — 36» на сегодня в регионе одна из сильнейших.
Российский союз строителей (РСС) накануне Дня строителя определил победителей Всероссийских конкурсов по итогам работы за 2013 год.
В число «Элита строительного комплекса России» за 2013 год вошли:
- ОАО «Мостостроительный отряд — 19», г. Санкт-Петербург,
(генеральный директор Барчевский Сергей Иосифович, председатель ППО Сычёв Владимир Иванович). - ЗАО «Компания МТА», Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (генеральный директор Макаров Александр Владимирович, председатель ППО Иванов Юрий Сергеевич).
- ОАО «Сибгипротранс», г. Новосибирск (генеральный директор Приц Сергей Эдуардович, председатель ППО Завадская Ирина Александровна). Сам проектно-изыскательский институт отмечен Дипломом «Лидер строительного комплекса России», а руководитель проектно-изыскательского института, отмечен специальным сертификатом «Лучший руководитель проектной (проектно-изыскательской) организации России».
Среди награжденных Дипломами «За достижение высокой эффективности результатов деятельности организации в современных экономических условиях» за 2013 год Диплом I степени вручен ОАО «Росжелдорпроект», г. Москва (генеральный директор Волков Андрей Николаевич, председатель ППО Фролова Надежда Николаевна).
Также за 2013 год награждены Дипломом II степени «За достижение высокой эффективности и конкурентоспособности в строительстве и промышленности строительных материалов» ОАО «МОСТОСТРОЙ — 11», Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут (генеральный директор Руссу Николай Александрович, председатель ППО Козлов Аркадий Филаретович).
Первичные профсоюзные организации указанных транспортных строителей и проектировщиков входят в структуру РОСПРОФЖЕЛ.
- V Заключительные положения
Анализ деятельности организаций свидетельствует о том, что в отрасли по-прежнему сохраняется нестабильная ситуация.
Причинами невыполнения отдельными организациями положений Соглашения явились недостаточный объем работ и недозагрузка производственных мощностей, уменьшение числа заключенных договоров на строительные и ремонтные работы, наличие просроченной дебиторской задолженности за выполненные работы. Всё это отрицательно влияло на выполнении социальных программ строительных организаций и обязательств работодателей перед коллективами, закрепленными в коллективных договорах.
Итоги выполнения Соглашения за 1-е полугодие 2014 года рассматривались на собраниях и совместных заседаниях профсоюзного актива и работодателей. В решениях отмечалось, что Соглашение, в основном, выполняется.
Департамент социального партнёрства,
труда и заработной платы Аппарата ЦК Профсоюза