Время перемен/ VII Пленум комитета Дорпрофжел

Члены РОСПРОФЖЕЛ на полигоне Восточно-Сибирской железной дороги обсудили трансформацию трудовых отношений в условиях постоянных реформ отрасли. Решения о том, как действовать профсоюзным организациям обобщены в постановлении VII пленума комитета Дорпрофжел.

С основным докладом выступил председатель Дорпрофжел Александр Старцев.

—  Предстоит выработать новые подходы для защиты традиционных элементов действующих Коллективных договоров  и Отраслевых соглашений. Мы знаем о желании  работодателя перевести часть гарантий на выбор по усмотрению работника подобно льготам «кафетерия» в пределах некой базовой суммы. Но монетизация льгот, как правило, заканчивается ущемлением прав работников и ветеранов, снижает объёма гарантий. Профсоюзу предстоит вновь отстаивать свою позицию по сохранению уровня социальной защищенности.

Активные процессы реформирования отрасли в текущем году затронули многие предприятия. Создание дирекции по эксплуатации путевых машин, образование в феврале трёх механизированных дистанций инфраструктуры на полигоне дороги и рабочих мест аппарата управления на четырёх дорогах, потребовало от профсоюза структурных изменений, участия в пересмотре локальных нормативных актов, отличающихся на каждой дороге. Принимаются меры по улучшению условий труда и производственного быта. Например, в начале месяца введён в эксплуатацию новый административно-бытовой комплекс Иркутск-Сортировочной механизированной дистанции инфраструктуры.

— Трансформация структуры управления в «Локо-Тех» и «ЛокоТех-Сервис» привела к созданию обособленного подразделения – Восточный полигон «Локо-Тех» в Иркутске, с офисами на дорогах Восточного полигона, — рассказал Александр Сергеевич. — Пришлось создавать профсоюзную структуру в новом подразделении. Но, проблема для людей, переводимых из «ЛокоТех-Сервис» в «Локо-Тех» — это отсутствие Коллективного договора, условий взаимодействия с НПФ «Благосостояние» и других льгот, существовавших в «ЛокоТех-Сервис». Мы над этим работаем.

Также Александр Старцев отметил, что 4 октября 2018 года ОАО «РЖД» продало 75% акций дочернего общества АО «Калужский завод «Ремпутьмаш» акционерному обществу «Калужский завод путевых машин и гидроприборов». Смена собственника и работодателя затрагивает интересы 300 работников «Ремпутьмаша» в Слюдянке. Профсоюз вырабатывает план действий по сохранению кадрового потенциала и социальных гарантий для них.

К достижениям профсоюза в отчетном периоде можно отнести стабилизацию ситуации на Ангасольском щебеночном заводе. Там в начале года из-за снижения заработной платы стоял вопрос о проведении забастовки. Смена руководства изменила ситуацию к лучшему.

В большинстве предприятий наблюдается рост заработной платы. Индексация заработной платы проводится в ОАО «РЖД» и других компаниях.

В АО «ФПК» уполномоченным по охране труда, по представлению первички, узаконен дополнительный оплачиваемый отпуск сроком до 3 календарных дней.

Урегулирован вопрос по доплате низкооплачиваемым работникам Дирекции социальной сферы выплат, подтягивающих зарплату к размеру МРОТ. Они производятся в случаях неполного отработанного месяца по уважительным причинам, при совмещении профессий, расширении зоны обслуживания и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, без освобождения от основной работы. За ранее отработанные периоды работникам произведен перерасчет заработной платы.

Введено Положение «О порядке  учета и оплаты часов посещения технических занятий в свободное от работы время работников эксплуатационных локомотивных депо Восточно-Сибирской дирекции тяги».  Оно стало регламентировать вопрос оплаты технической учебы.

О десятипроцентном росте среднемесячной заработной платы рассказал  председатель эксплуатационного локомотивного депо Слюдянка Андрей Бородин.

— Наша зарплата достигла уровня 65 175 рублей. Кроме этого, в отчетном периоде, благодаря представлениям правовой инспекции труда, работникам Улан-Удэнского региона выплачены более 3 млн. рублей, — отметил Андрей Викторович. — В то же время ряд пунктов Коллективного договора выполняются не в полной мере. Локомотивные бригады отправляются в поездку позднее 2-ух часов с момента явки на работу, не полностью обеспечены слесарным инструментом, не поощряются машинисты, обкатывающие       дублеров. Снижается заработная плата у работников текущего содержания пути по показателям  премирования 3-го уровня. Они не стали плохо работать. Это происходит из-за ужесточения спроса на выполнение показателей премировании вследствие уменьшения фонда оплаты труда. Нередко, в период капитальных работ по еще не выровненному машинами пути, идет вагон-путеизмеритель, выявляя неудовлетворительные километры и неисправности. По действующему положению работники премию не получат. Есть недоработки и в системе ЕКАСУИ, которая часто ошибочно расчитывает премии.

О проблемах вагонников рассказал председатель ППО эксплуатационного вагонного депо Северобайкальск Владимир Иванов.

— Нарушаются локальные нормативные документы в части подъёмки так называемых «брошенных» поездов в ночное время. Например, в ночь с 11 на 12 октября «поднимали поезд» на станции Звёздная. Делать это можно только в светлое время суток и начальник пункта технического обслуживания должен быть уведомлён за 12 часов. Ему нужно успеть организовать работу смены, принять решение о дополнительном вызове работников.  Часто осмотрщики вагонов выезжают на «подъемку» из состава дежурной смены. Поэтому технологические группы разукомплектовываются, нарушается технология обработки поездов. О каком качестве технического обслуживания может идти речь? — задается вопросом Владимир Павлович.

На кадровый голод указал председатель первичной профсоюзной организации сервисного локомотивного депо «Новая Чара» Евгений Кушляев.

— Непрофессионализм вновь принятых работников отрицательно сказывается на работе коллектива. Проверка знаний слесарей после обучения показывает непростительно низкий уровень организации такой учебы. Деньги тратятся, а эффект от обучения стремится к нулю. Проблему привлечения профессиональных кадров нужно решать за счет улучшения жилищных условий работников. Но ООО «ЛокоТех-Сервис» в долевом строительстве технологического жилья  с ОАО «РЖД» по ст. Новая Чара участвовать не хочет. На текучку влияет и низкая заработная плата. При беседах с увольняющимися выясняется, что 90% недовольны зарплатой, 9% отсутствием жилья. Премиальная система ООО «ЛокоТех-Сервис» и в частности филиала Восточно-Сибирский не учитывает вклад отдельного работника в выполнение планов по объему ремонта. Общие показатели нивелируют личный вклад. Конечно, это удобно руководству филиала. Применяется практика выплат малой части премии за провал общих планов при выполнении отдельным работником своих показателей.  Работодатель мотивирует это отсутствием денежных средств. Кроме этого, есть проблема по зданию административно-бытового корпуса. Оно признано аварийным. Вопрос переселения на местном уровне решить невозможно, а руководство филиала  самоустранилось. Возможно, это связано с тем что ООО «ЛокоТех-Сервис» арендует помещения у ОАО «РЖД», и они не разобрались, кто должен заниматься ремонтом. Но с 20 октября отключены от подачи теплоэнергии аварийные 1-й и 2-й блоки. Как зимовать?

Поиск ответов на этот и другие вопросы станут фронтом работы профактива дороги в предстоящем периоде.

Павел Греков

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: